Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции Мусоргского в советской музыке - в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Свиридова Карангозишвили, Елена Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Карангозишвили, Елена Михайловна. Традиции Мусоргского в советской музыке - в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Свиридова : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Тбилиси, 1990.- 25 с.: ил.

Введение к работе

г;

Актуальность темы. Цель исследования. Мусоргский крупнейший из русских классиков, значение творчества которого для становления и развития музыкального искусства XX века трудно переоценить.

Примечательно, что многообразная и сложная проблематика, поднятая творчеством этогб великого новатора, именно в наше время обрела осооув актуальность и значение. В нашу эпоху и особенно на протяжении последних десятилетий внтлание исследователей все более зтала привлекать проблема - Мусоргский и музыкальное- искусство XX зека, - проблема, которая предусматривает рассмотрение многих зна-тательных явлений истории советского музыкального искусства, а сакже некоторых кардинальных вопросов западноевропейской музыки сонца XIX и XX столетий, и таким образом соприкасает^" о актуаль-іейшими проблемами современного музыкознания.

Совершенно справедливо относя Мусоргского, Бородина, Балаки-зева, Римского-Корсакова, Чайковского к одному поколению композиторов второй половины XIX века, следует все же подчеркнуть, что фолюция творчества Мусоргского была особенно напряженной, интен-іивноЙ, стремительно восходящей; что он раньше других музыкантов :воего поколения достиг творческой зрелости и сформировался как лубоко самобытный, исключительно оригинально, независимо мыслящий удожник, неизмеримо обогативший музыкальное .искусство философской ; социальной проблематикой нового звучания, гениальными прозрения-и, открытиями в сфере оперной драматургии, гармонии, интонацион-:ого мышления.

Короткая творческая биография Мусоргского охватывает в основ-ом период 60- 70-х годов; жизнь его оборвалась в начале- ІбЬї ода, т.е. он уже завершил творческий путь и таким образом выпол-ил свои историческую миссию на самом рубеже 80-х годов, тогда как

для остальных его.сверстников этот период явился скорее периодом становления, формирования творческого стиля.

Правда, к началу 80-х Чайковский уже был автором таких шедевров как Первый фортепианный концерт и "Лебединое озеро",."Ромео и Джульетта", Четвертая симфония, "Евгений Онегин" и др. Бородин уже создал "Богатырскую" и таким образом заложил основы русского эпического симфонизма; но все ае для композиторов этого поколения-, данный период явился, как бы подступом к созданию тех главных, центральных произведений, которые и определили их место и значение в истории музыки.

Итак, роль Мусоргского в развитии музыкальной культуры 60-х -70-х годов прошлого.столетия исключительна.

Мусоргский фигура такого масштаба и сфера влияния его творческих традиций столь широка, что оценка творчества и определение исторической роли его должно происходить не только в перспективе эволюции национального русского искусства. В данном случае вопрос должен быть поставлен шире - его следует рассматривать на фоне тех процессов, тех сложных и многообразных явлений зпохи, которые имели основополагающее значение для последующего развития как русской, так и зарубежной музыки. Поэтому среди современников Мусоргского следует назвать не только Чайковского, Бородина, Римского-Ксгсаі'.сзз, Балакцрева,- ко тагле и, пожалуй, в первую очередь, -Р.Вагнера,-Дж.Верди, Ж.Бизе, бурный расцвет творчества которых совпадает с эпохой великого русского классика.

60-е - 70-е годы XIX века - один из самих блистательных периодов истории музыки. Это эпоха, наивысшие достикения которой связаны в основном со сферой оперного искусства. Это эпоха Вагнера, Верди, Визе и Мусоргского.

Так, например, к тому времени, когда в январе 1874 года в Петербурге была поставлена народная историческая музыкальная драма

Мусоргского "Борис Годунов",- Р.Вагнер завершил работу над своей тетралогией, а через два года свершилась мечта всей жизни великого байрейтца и на сцене вагнеровского театра перед слушателями предстали "Нибелунги" во всей своей' трагической монументальности, лучезарности и блеске.

В начале 70-х годов* Верди создал первые два шедевра последнего периода своего творческого пути -"Аиду"и "Реквием",после чего начался длительный период творческого молчания итальянского маэстро.

Блистательное среднее десятилетие этого периода- отмечено двумя историческими датами огромного значения-в 1865 году была осуществлена первая постановка "Тристана и Изольды" Вагнера, в 1875 -состоялась трагическая премьера гениальной "Кармен".

Таким образом, в 60-х-70-х годах ПХ века, с одной стороны свое наивысшее выражение в музыке получают эстетические принципы реалистического искусства, с другой - начинается поздний период развития романтизма, когда в лоне этого течения уже кристаллизуются новые формы художественного мышления, которые явственно пред-V восхищают явления, во всей еврей полноте раскрывшиеся в искусстве XX века.

Именно тут берут свое начало, с одной стороны, музыкальный импрессионизм и экспрессионизм, с другой - новый этап развития реализма, т.е. те течения, которые в наибольшей степени определили и направили развитие искусства XX века. Мусоргский - одна из центральных фигур эпохи, наиболее активно участвовавших в этих сложных процессах.

Однако, следует вспомнить, что творчество Мусоргского трудно пролагало себе путь к истинному признанию. Благодаря своей гениальной творческой интуиции, поразительной способности "предвидения" "музыки будущего" Мусоргский настолько опередил свою эпоху, что даже такими крупнейшими музыкантами, какими были его близкие

друзья и соратники, вся глубина и мудрость его новаторства остались, фактически, повлжши не до конца.

Результатом этого и явилась полемика, развернувшаяся вокруг творчества Мусоргского и особенно обострившаяся уже после смерти композитора и в начале нашего столетия.

С другой стороны сама рта полемика способствовала на раннем же этапе изучения творчества Мусоргского определению того круга ключевых проблем, которые выявили радикальность мышления великого новатора и которые особенно были оценены и подхвачены искусством XX века. Имеются в виду завоевания Мусоргского в области гармонии, музыкальной драматургии, интонационного мышления, -' вокального прочтения прозаического текста.

Влияние великого русского композитора Модеста Мусоргского на искусство XX века чрезвычайно многосторонне. Он оказывает воздействие на представителей различных эпох, различных художественных течений, направлений в искусстве, на представителей различных национальных школ.

Мусоргский - этот убежденный художник-реалист, творчество которого ознаменовало блестящую кульминацию развития критического и психологического реализма в русской музыке, часто оказывает влияние на своих антиподов-композитбров, которые со своим мировоззрением, творческим методом стоят на совершенно иных эстетических позициях в искусстве; различными сторонами своего творчества он оказывает воздействие на представителей и импрессионизма, и экспрессионизма, и неоклассицизма.

Разумеется, особенно глубоким, многосторонним и плодотворным оказалось воздействие традиций Мусоргского на русскую музыку XX зека. Поэтому целью представляемой квалификационной работы является изучение проблемы преломления эстетических заветов Мусоргского - его интерпретации социально-исторической темы, принципов оперної

драматургии и интонационного мышления, взаимоотношения слова-звука в вокальной музыке - в творчестве трех крупнейших советских композиторов - С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Г.Свиридова.

Проблема, вскрывающая значение наиболее ценного, в художественном наследии проилого для современной культуры, проблема связей .традиций и новаторства, связей эпох,-сама по себе всегда современна и актуальна, так-как содержит в своей основе один из корен-ных-лринц.;,"оз методологии, на которой зиждется историческая наука.

Для обоснования актуальности темы представляемой квалификационной работы можно сослаться также ка мысль, высказанную И.В.Не-стьевым: давно назрела необходимость серьезно-разобраться в том, как повлияло творчестзо Мусоргского на Шостаковича, Прокофьева, Мясковского, какие -эстетические заветы Мусоргского-поэта народной жизни, летописца русской истории ждут сегодня своего продолжения

И на сегодняшний день оту проблему нельзя считать снятой, хотя на протяжении последних двух-трех десятилетий в данном направлении носомнеяшо ведется серьезная работа.

Частично эта проблематика нашла отражение в кандидатских диссертациях А.Цукера - "Традиции Мусоргского з творчестве Шостаковича (тема и образ народа)" - 1973, и Ы.Киракосовой - "Камерный ео-кальный цикл Мусоргского и его традиции" - 1978.

Однако, благотворное влияние творческих традиций Мусоргского на современную музыку, и шире - на музыкальное искусство конца XIX и всего XX столетия настолько велико, что, фактически, ни один исследователь, который пишет о саамом Мусоргском или. о композиторах, связанных-с его традицией, не может обойти стороной эту важнейшую проблему.

Таким образом, в музыковедческой литературе, посютепло:; творчеству Мусоргского, Прокофьева, Московского, Шостаксіат ;.

1 Созетская музыка. IS80. J5 7. С.77.

ридова, Слонимского, Гаврилина..., а также Дебюсси, Равеля, Барто-ка, Стравинского, Яначека, Берга и многих других, - вокруг этого вопроса накоплен уже достаточный материал.

В монографиях, исследовательских очерках и статьях Б.Асафьева, 'В.Бобровского, В.Васиной-Гроссман, Б.Ярустовского, М.Друскина, Л.Мазеля, С.Сабининой, И.Нестьева, А.Сохора, Л.Поляковой, А.Гозен-пуда, М.Тараканова, Г.Орджоникидзе, С.Шлифштейна и др. встречается большое количество ценнейших наблюдений, которые чрезвычайно помогли автору данной диссертации в его'работе. Об этом свидетельствует и список-использованной, литературы, и соответствующие ссылки в тексте диссертации на авторов цитированных исследований.

Поэтому в обзоре существующей по теме диссертации литературы автор дает себе право ограничиться анализом тех исследований, которые специально посвящены теме преломления традиции Мусоргского в

I 2 русской музыке XX века. Среди них работы,С.Шлифштейна и А.Цукера,

а также диссертация М.Киракосовой - "Камерный вокальный цикл Мусоргского и его традиции".

Как явствует из самого заглавия представляемой работы-"Традиции Мусоргского в советской музыке - в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Свиридов'а", - в данном случае избран иной, нежели в названных выше исследованиях, ракурс постановки проблемы.

Поставленный в работе круг вопросов определил ее структуру: кроме введения диссертация содержит три основные главы: I - "Мусоргский и Прокофьев", П - "Мусоргский и Шостакович", Ш - "Мусорг-

Шлифштейн С. "Казнь Степана Разина" Шостаковича и традиции Мусоргского // Дмитрий Шостакович. М., 1967.

Цукер А. I. Тема народа у Шостаковича и традиции Мусоргского // Вопросы теории и эстетики музшш. Вып.Ю. М., 1971; 2. .Традиции музыкального театра Мусоргского в симфоническом творчестве Шостаковича // Музыкальный современник. Вып.З. М., 1979; 3. Традиции Мусоргского в творчестве Шостаковича: Автореф.дис. Л., 1973.

ский и Свиридов", и заключение, в котором даны выводы - подводится итог исследования, а также рассматривается вопрос соприкасания с творческой традицией Мусоргского современной грузинской музыки, в частности, творчества Ш.Мшвелидзе и О.Тактакишвили.

Объем диссертационной работы - 155 страниц машинописного текста, к которому прилагается также список использованной литературы (219 наименований! и нотные примеры (37 №>).

Диссертация апробирована и одобрена на заседаниях кафедр истории и теории музыки Тбилисской государственной консерватории им.В,Сараджишвили.

Похожие диссертации на Традиции Мусоргского в советской музыке - в творчестве Прокофьева, Шостаковича, Свиридова