Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории (1934-1938) в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х гг. XX века Салихова Лилия Извелевна

Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории (1934-1938) в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х гг. XX века
<
Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории (1934-1938) в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х гг. XX века Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории (1934-1938) в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х гг. XX века Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории (1934-1938) в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х гг. XX века Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории (1934-1938) в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х гг. XX века Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории (1934-1938) в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х гг. XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Салихова Лилия Извелевна. Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории (1934-1938) в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х гг. XX века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Салихова Лилия Извелевна; [Место защиты: Казан. гос. консерватория им. Н.Г. Жиганова].- Казань, 2009.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/164

Введение к работе

Актуальность темы исследования. История советской культуры в максимально возможных аспектах ее осмысления и изучения является неотъемлемой частью современной историографии. 30-е годы ХХ века – один из наиболее сложных и неоднозначно рассматриваемых в исторической науке периодов развития страны Советов, приступившей к созданию новой модели культуры. В эти годы определились и принципы национальной культурной политики, призванной обеспечить единство многонационального государства. Музыкальная культура национальных республик, являясь составной частью этого процесса, находилась в эпицентре сложнейших преобразований. Самостоятельный научный интерес представляют складывавшиеся в то время новые модели музыкального образования, одной из которых стала Татарская государственная оперная студия, работавшая в 1934 – 1938 годы при Московской консерватории, явившаяся важным этапом на пути развития музыкальной культуры Советской Татарии. Целью организации новой музыкально-образовательной структуры за пределами республики явилась перспектива создания Татарского оперного театра, призванного продемонстрировать культурный уровень республики, ее высокий общественный «статус». Студия явилась основной базой для оперного театра, «школой и одновременно его первой ступенью»1; «художественным центром», притянувшим в свой мир практически все творческие силы республики.

Анализ процессов формирования и деятельности студии вырисовывает широкую панораму «культурной ситуации» в Татарии во всей ее сложности и противоречивости; проливает дополнительный свет на механизм взаимоотношений «власть – искусство», способствует выявлению специфических черт функционирования национальной культуры в условиях командно-административной системы управления.

До настоящего времени деятельность студии не являлась объектом специального исследования. Существующие работы по истории татарской музыки, в которых освещается специфика общественных и художественных процессов 1920–1930-х годов (Я.Гиршмана, М.Нигметзянова, Г.Кантора, З.Сайдашевой, В.Дулат-Алеева, А.Маклыгина, Ф.Салитовой и других), ограничиваются ее краткой характеристикой и общей позитивной оценкой в истории татарского музыкального театра. Подробно описана лишь деятельность литературного сектора студии в исследовании Ю.Исанбет «Муса Джалиль и татарская музыка»1.

Сквозь призму Татарской оперной студии встают многие проблемы музыкального искусства 1930-х годов: подготовка профессиональных музыкантов, формирование национальных композиторских школ, становление музыкально-сценических жанров в республиках и т.д. Исследование деятельности Татарской оперной студии может существенно дополнить и расширить общую картину развития национальных культур советского государства.

Предметом изучения в данной диссертационной работе стала Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории, представленная в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х годов ХХ века.

Целью диссертационной работы является изучение и осмысление истории формирования и деятельности Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории и выявление ее значения в истории татарской музыкальной культуры.

Названной целью обусловлены следующие задачи исследования:

– Освещение музыкальной культуры Татарии 1930-х годов и предпосылок, способствующих формированию Татарской оперной студии как новой учебно-производственной структуры.

– Анализ комплекса идеологических и административных мер партийного и государственного аппарата, регулирующих деятельность Татарской оперной студии.

– Рассмотрение основных направлений и особенностей учебно-творческой деятельности студии.

– Выявление роли отдельных личностей в деятельности оперной студии.

– Определение значения Татарской оперной студии в истории татарской музыкальной культуры.

Методологическую основу диссертации составляет принцип историзма, позволяющий путем системного анализа рассмотреть обозначенное явление в органической взаимосвязи с породившими его условиями, в сравнении с региональными и столичными социокультурными процессами. Опора на документальные источники дает возможность воссоздать наиболее полную картину деятельности Татарской оперной студии в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х годов ХХ века.

Источниковая база исследования. Диссертационное исследование опирается на комплекс документальных материалов, рассредоточенных в архивах Татарстана и Российской Федерации. Значительное количество документов сосредоточено в фондах Национального архива РТ: Совета народных комиссаров ТАССР (Ф.128), Татарского представительства при ВЦИК (Ф.1150), Татарского областного комитета профсоюза работников искусств (Ф.1860), Управления по делам искусств РТ (Ф.7239). Они содержат решения съездов, постановления правительства и материалы к ним, переписку и решения местных партийных государственных органов по вопросам культуры и искусства, определяющие основные направления деятельности культурных учреждений того времени. Широко привлечены материалы музыкальных и театральных учреждений Татарии: фондов Татарского государственного академического театра оперы и балета им. М.Джалиля (Ф.6663), Татарского государственного академического театра им. Камала (Ф.4088), Восточного музыкального техникума (Ф.2812) и Казанского музыкального училища (Ф.7353), Татарской государственной филармонии (Ф.7346), Татарского радиокомитета (Ф.4493), личных фондов С.Садыковой (Ф.1971) и С. и Р. Сакаевых (Ф.3695).

Более полную картину помогают воссоздать документы по деятельности культурных учреждений Татарии (в том числе, оперной студии), а также Управления по делам искусств и Народного комиссариата просвещения, сосредоточенные в Центральном государственном архиве историко-политической документации РТ (Ф.15 – Татарский областной комитет ВКП (б), материалы культурно-просветительского отдела).

Материалы для данного исследования содержат фонды М.Джалиля (Ф.10), С.Садыковой (Ф.121), З.Хайруллиной (Ф.118), С.Габяши (Ф.60), хранящиеся в Отделе рукописей научного и архивного фонда института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии Наук РТ. Особую ценность составляют масштабные отчеты М.Джалиля, а также доклады, планы, рецензии на либретто, переписка с писателями, повествующие о работе литературного сектора и студии в целом.

Важные сведения предоставили фонд Дж.Файзи (№125452), афиши Татарской оперной студии (№119760, 23664 – М), договора студии (П.кол 127), сосредоточенные в фонде письменных источников Национального музея Республики Татарстан.

Ценная информация о работе национальных студий и отделений, композиторского факультета и рабфака была почерпнута в архивах Московской государственной консерватории и Российском государственном архиве литературы и искусства (Ф. 658 – Московская консерватория). Привлечены личные дела Г.Литинского, Б.Шехтера, М.Музафарова, Н.Жиганова в архиве МГК.

Стенограммы различных всесоюзных совещаний и конференций по проблемам музыкального образования были изучены в Российском государственном архиве литературы и искусства (Ф.962 – Всесоюзный комитет по делам искусств). Здесь же были просмотрены личные дела З.Хабибуллина и М.Латыпова (Ф.2095).

К работе были привлечены также документы, опубликованные в сборниках «Культурное строительство в Татарии»1.

Не менее важными явились источники личного происхождения: воспоминания (Г. Литинского, Д. Садрижиганова, о Ф.Яруллине, С.Сайдашеве, Н.Даутове, С.Садыковой и др.), эпистолярное наследие (письма Н.Жиганова, Ф.Яруллина), которые дополняют данные, содержащиеся в документах, за счет уникальных деталей, воссоздающих атмосферу эпохи.

В работе широко использованы материалы периодической печати 30-х годов, особенно газет «Кызыл Татарстан» и «Красная Татария», написанные как журналистами, так и деятелями литературы и искусства, среди которых выделяются статьи-отчеты дирекции студии (С.Валеева-Сульвы, Х.Тухватуллина, Дж.Файзи), а также статьи 1937 года (Ф.Мусагита, Н.Козловой), характеризующие «идеологический градус» времени; журналов «Советская музыка» и «Советский театр», в которых широко освещались и обсуждались проблемы национальных музыкальных культур.

Научная новизна работы. В представленной диссертации впервые в рамках самостоятельного комплексного исследования раскрыта история формирования и деятельности Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории как новой модели в сфере музыкального образования в контексте социокультурных проблем Татарии 30-х годов ХХ века. Впервые в научный оборот вводится большое количество новых, документально зафиксированных фактов, существенных для раскрытия поставленных задач. Диссертационное исследование представляет собой попытку выстраивания по возможности полной картины обозначенного явления как базы для широкой научной интерпретации.

Практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по истории отечественной музыкальной культуры советского периода, истории татарской музыки, а также могут служить источниковедческой базой для широкого круга гуманитарных исследований по истории и культуре Татарстана.

Апробация исследования. Диссертация была обсуждена на расширенном заседании кафедры татарской музыки Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г.Жиганова и рекомендована к защите. Ее основные положения исследования нашли отражение в научных публикациях, а также в докладах на региональных и международных конференциях (Казань, 2008, 2009; Красноярск, 2008).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, трех приложений (списки учащихся и педагогов студии, распределения учащихся вокального отделения по специальности).

Похожие диссертации на Татарская оперная студия при Московской государственной консерватории (1934-1938) в контексте музыкальной культуры Татарии 30-х гг. XX века