Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков Урванцева, Ольга Александровна

Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков
<
Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Урванцева, Ольга Александровна. Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков : диссертация ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Урванцева Ольга Александровна; [Место защиты: Магнитогорская государственная консерватория].- Магнитогорск, 2011.- 624 с.: ил.

Введение к работе

Духовная музыка русских композиторов XIX–XX веков представляет собой сложную, многоплановую, разнообразную по содержанию, жанрам и формам воплощения область музыкального искусства, объединяемую одним общим признаком – религиозной тематикой. Обычно к духовным относят сочинения, основанные на богослужебных, библейских или новозаветных текстах, на апокрифических и поэтических литературных источниках, на религиозных сюжетах и философско-нравственных концепциях. Расширенная трактовка понятия духовно-концертная музыка применяется к произведениям, написанным в различных жанрах, как к литургическим циклам и малым клиросным песнопениям, так и к внеклиросным жанрам – духовным концертам, мессам, реквиемам, духовным ораториям и операм, предназначенным для хоровых, инструментальных, вокальных и смешанных исполнительских составов.

В то же время, при сравнении литургических циклов и песнопений с одной стороны, и симфоний, ораторий и опер на религиозную тему с другой, становится понятно, что эти сочинения принадлежат к разным областям духовной музыки, одна из которых уходит корнями в богослужебную, а другая — в светскую концертную музыку. Для изучения различных по генетике духовных произведений требуются разные подходы, сформировавшиеся в соответствующей области музыкального искусства.

Разнообразие определений, подходов и методов исследования, обусловленных сложностью, объёмностью и неоднородностью самого явления, отражается в пестроте и смысловой неоднозначности терминологии, используемой для описания современных духовных сочинений: религиозная музыка, сакральная музыка, неоканоническая музыка, nova musica sacra, внехрамовая музыка, внеклиросные композиции, небогослужебная музыка, паралитургические сочинения, концертное направление церковной музыки, светско-религиозная музыка.

Естественно, что научное осмысление столь многопланового явления как духовная музыка, потребовало от исследователей различных подходов. В основном разрабатываются два главных направления, актуализация которых связана с определёнными стадиями теоретического осмысления происходящих в композиторском творчестве процессов. В периоды начинающегося жанрового расслоения церковной музыки и создания сочинений, написанных специально для концертирующих хоровых коллективов, актуализируется проблема предназначения и функции богослужебной музыки, обстановки и места исполнения и её соответствия этим критериям. Такая ситуация возникла в связи с исполнением Литургии Чайковского в 1880 году, породившим бурную полемику. Такая же реакция слушателей, композиторов и исследователей появилась на рубеже XIX–XX столетий и в 10-е годы ХХ века в связи с расцветом духовного творчества композиторов Нового направления, предназначенного для концертного исполнения. Похожая ситуация повторилась в 80-90-е годы ХХ века в связи с созданием Литургического концерта Н. Сидельникова, сочинений А. Королёва, В. Успенского, В. Кикты, В. Рябова и многих других. Исследователи сосредоточились преимущественно на разработке темы соответствия музыки духовно-концертных сочинений жанровому названию и функции, а также темы проявления компонентов канонической церковно-музыкальной системы в духовных сочинениях современных композиторов. Этим вопросам посвящены многие работы: в начале ХХ века А. Гречанинова, Н. Компанейского, М. Лисицына, В. Металлова, А. Никольского, А. Преображенского, С. Смоленского, в 80-90-е годы ХХ века исследования С. Зверевой, В. Мартынова, Е. Орловой, Н. В. Парфентьевой, Н. П. Парфентьева, М. Рахмановой, Т. Рожковой, Л. Рязанцевой, А. Тевосяна, в 2000-е Е. Артёмовой, Е. Долинской, А. Ковалёва, О. Шелудяковой, Е. Федуловой.

В периоды осмысления многообразия духовной музыки, предназначенной для концертного исполнения, актуализируется тема образно-эмоционального содержания духовных сочинений и связанная с ней тема соответствия музыкального содержания богослужебному тексту или поэтическому литературному источнику. Классификации типичных для церковной музыки образных сфер даются в работах Т. Владышевской, И. Гарднера, арх. Киприана (Керна). Типологии, построенные на основе дифференциации образно-смыслового содержания в сакральных сочинениях современных композиторов, приводятся в работах Н. Гуляницкой, И. Дабаевой, Ю. Паисова, А. Трухановой.

Естественно, что в исследованиях часто совмещаются оба направления, то есть предлагается типология, составленная по критерию предназначения произведения, а также по признаку образно-смысловых универсалий, что происходит, например, в работах Н. Гуляницкой, А. Ковалёва, Ю. Паисова, Е. Поповой.

В некоторых исследованиях, освещающих современные духовные сочинения разной стилевой, жанровой и конфессиональной направленности, выстраивается типология, «градуирующая» степень отдаления духовных сочинений от генетического источника (богослужебной музыки) и приближения к собственно концертной музыке на религиозную тему. К таким работам, например, относится статья В. Ценовой, посвящённая сакральным сочинениям Э. Денисова, диссертация Л. Рязанцевой.

Несмотря на разработанность отдельных тем, относящихся к сакральной музыке, остаются невыясненными многие вопросы. Перечислим некоторые из них: определение статуса духовно-концертной музыки и её специфики, обусловленной промежуточным положением между богослужебной и светской концертной музыкой; соотношение духовно-концертных сочинений и собственно концертной музыки; степень регламентированности творчества в духовно-концертной области музыки для композиторов; направление эволюции духовно-концертной музыки в ХХ веке. Необходимо также учесть, что для исследования духовно-концертных сочинений нежелательно применять методы, сложившиеся в рамках канонической церковной музыки, так же, как в полном объёме нецелесообразно применять аналитический аппарат, предназначенный для изучения светских концертных произведений.

Во многих исследованиях духовная музыка представляет собой очень широкое понятие, которое применяется к любым сочинениям на религиозную тему. С нашей точки зрения, наиболее оптимальным и универсальным критерием для внутренней дифференциации столь многоликого и разнородного явления как современная духовная музыка, является генетическая принадлежность того или иного произведения. В соответствии с этим критерием духовную музыку можно разделить на два больших класса. К первому относится собственно духовно-концертная музыка, опирающаяся на богослужебную жанровую систему и сохраняющая жанровую память о соответствующем содержании и музыкальном языке. К другому классу относится концертная музыка на религиозную тему (или сакральная музыка, светски-религиозная музыка), основанная на жанровой системе концертной музыки и использующая соответствующие средства с возможными аллюзиями на церковный стиль. Благодаря выявлению «родословной» каждое духовное произведение выступает как отдельное звено в общем процессе развития духовно-концертного искусства, сохраняющее стабильное константное «ядро», облачённое в современные формы.

Поскольку духовно-концертная музыка изначально формировалась как явление иностилевое по отношению к церковно-певческому канону, стилевой фактор играет определяющую роль в её развитии. Каждая историческая эпоха со свойственными ей эстетическими установками, особенностями музыкального мышления и языка, повлияла на духовную музыку, транслируя вечную и неизменную сущность в новых обликах, формах и моделях. Сущность духовно-концертной музыки определяется её генетическими корнями, а преемственность и обновление традиций в новых условиях — принципом творчества по моделям. В новом историческом контексте гарантом сохранности традиций служит следование принципу моделирования, при котором духовные сочинения создаются по образцу, по подобию уже существующих стилевых моделей. Таким образом, в новых условиях и на новом материале возобновляется свойственный церковной музыке принцип творчества «на подобен». Именно поэтому принцип стилевого моделирования, стилевой преемственности между духовными сочинениями разных исторических эпох становится одним из наиболее актуальных на сегодняшний день. Исследование механизмов связи между прототипом и моделью в духовной музыке позволит выявить новые формы реализации древнего принципа.

Кроме того, для установления родства между исходным образцом и новым сочинением духовно-концертного плана необходимо выявить общие нормы и компоненты музыкального языка, присущие как генетическому прототипу, так и его «преемнику». До сих пор исследователи, как правило, объясняли особенности современных сакральных произведений, исходя из норм канона церковно-музыкального искусства. На наш взгляд, такой подход можно применить не ко всем сочинениям, поскольку в один ряд ставятся типологически разные явления. Сущность церковно-музыкального канона заключается в его неизменяемости и точности воспроизведения исходных моделей, тогда как смысл многих современных духовных произведений состоит в раскрытии индивидуальных, зачастую своеобразных композиторских решений. А потому обычно для авторов ориентиром служит не церковный канон, а нормы, сложившиеся в области духовно-концертного творчества. Регламентирующую роль при создании новых композиций играет художественный канон, который сформировался в рамках духовно-концертной музыки. В силу указанного обстоятельства системное изучение структуры и механизмов функционирования художественного канона духовно-концертной музыки является важным и актуальным.

В настоящей работе мы рассматриваем духовно-концертную музыку как самостоятельную автономную область музыкального искусства, сформировавшуюся на определённом этапе исторического развития церковной музыки, обладающую имманентной функцией, предназначением, содержанием, сложившейся системой музыкально-выразительных средств. Специфика духовно-концертной музыки заключается в её двойственной сущности, с одной стороны генетически связанной с богослужебным музыкальным сопровождением, но с другой — прибегающей к средствам, образной системе, музыкальным законам концертного искусства.

Степень изученности столь объёмного по масштабам, сложного по содержанию и разнородного по стилевой и жанровой принадлежности материала духовно-концертной музыки недостаточна. До сих пор не выявлены механизмы, регулирующие творчество в данной области музыки, не определены закономерности, объединяющие духовные сочинения разных авторов и разных эпох, не выработаны подходы и методы исследования, учитывающие природу духовно-концертной музыки. Интерес многих современных композиторов к духовной тематике также свидетельствует о важности и актуальности изучения данной темы.

Объектом исследования является духовно-концертная музыка русских композиторов XIX-XX веков.

Предметом исследования являются стилевые модели, которые послужили образцами для сочинений композиторов ХХ века.

Цель, поставленная в диссертации — выявить комплекс стилевых моделей, в которых сложился художественный канон духовно-концертной музыки, и проследить их преобразование в творчестве композиторов ХХ века, обеспечивающее преемственность традиций в различные исторические периоды в музыке разных композиторов.

Поставленная цель предполагает решение ряда задач:

– выявить природу, сущность, объём, содержание и признаки духовно-концертной музыки, отличающие её от богослужебных песнопений с одной стороны, и от светски-религиозных сочинений – с другой;

– установить принципы связи духовно-концертных сочинений различных исторических периодов и стилей на основе преемственности традиций духовной музыки;

– построить типологию духовно-концертной музыки на основе принципа моделирования;

– рассмотреть воздействие моделей XIX века различных стилей (западного и русского, церковного и авторского) на современные духовные произведения;

– выяснить формы проявления и механизмы функционирования художественного канона духовно-концертной музыки;

– выработать методику анализа духовно-концертных произведений, учитывающую сочетание стилистических слоёв различного происхождения, разных исторических эпох и жанров в одном сочинении;

– определить действие принципа моделирования в исполнительстве, в сфере хорового дирижирования.

Методология. В данной работе использовались аналитический и сравнительный методы исследования, а также системный подход. При диахронном сопоставлении стилевых моделей-прототипов с одной стороны и новых духовных сочинений с другой, обращение к сравнительному методу исследования позволяет сделать выводы о направлении развития и эволюции духовной музыки, о степени активности проявления авторского стиля в духовных композициях. Теоретические положения основываются на аналитических данных. Системный подход позволяет определить место и роль отдельных компонентов духовно-концертной музыки на базе единого критерия —принципа моделирования, положенного в основу духовного творчества.

Поскольку тема, посвящённая духовной музыке, тесно связана с богослужебным музыкальным искусством, методологической основой послужили труды М. Бражникова, Т. Владышевской, И. Гарднера, Е. Герцмана, И. Лозовой, В. Мартынова, В. Металлова, Н. В. Парфентьевой, Н. П. Парфентьева, Г. Пожидаевой, А. Преображенского, Н. Серегиной, С. Скребкова, Н. Успенского. Для изучения особенностей духовной музыки Нового времени привлекались работы Н. Герасимовой-Персидской, И. Дабаевой, А. Ковалёва, Ю. Келдыша, Е. Левашёва, А. Лебедевой-Емелиной, В. Протопопова, посвящённые отдельным историческим периодам и отдельным жанрам.

Большой пласт исследований (журнальных публикаций и научных работ), связанных с процессами, происходившими в духовной музыке рубежа XIX-XX веков, освещает вопросы формирования концертного стиля в рамках клиросной музыки. К ним относятся выступления и статьи А. Гречанинова, Н. Компанейского, Н. Кашкина, свящ. М. Лисицына, прот. В. Металлова, А. Никольского, С. Смоленского, а в новейшем музыкознании – работы Н. Гуляницкой, М. Рахмановой, С. Зверевой, Т. Зацепиной, Е. Артёмовой, Л. Малацай, Е. Лобанковой.

На формирование методов исследования большое влияние оказал фундаментальный труд Н. С. Гуляницкой «Поэтика музыкальной композиции: Теоретические аспекты русской духовной музыки ХХ века», в котором осуществляется панорамный обзор духовных сочинений отечественных композиторов начала и конца ХХ столетия с точки зрения содержания, композиции и поэтики выразительных средств. Кроме того, значительный вклад в изучение и систематизацию современной духовной музыки внесли Ю. Паисов, Т. Рожкова, Л. Рязанцева, А. Труханова.

Мы опираемся на работы, в которых рассматривается духовно-музыкальное творчество отдельных композиторов, среди них исследования А. Белоненко, И. Вершининой, Е. Гущиной, А. Кандинского, Ю. Келдыша, Л. Малацай, Н. Плотниковой, А. Тевосяна, Е. Федуловой, В. Холоповой, В. Ценовой. Вопросы преемственности традиций древнерусской певческой культуры в концертных сочинениях современных композиторов рассматриваются в работах И. Бровиной, Е. Лобзаковой.

В связи с необходимостью изучения жанровой системы богослужебной музыки были задействованы труды С. Булгакова, И. Дмитревского, арх. Киприана (Керна), А. Кураева, В. Лосского, прот. Б. Николаева, Н. Скабаллановича, К. Субботина.

Поскольку тема творчества «на подобен» тесно соприкасается с моделированием, особый интерес составили работы Ю. Артамоновой, М. Богомоловой, Т. Владышевской, а также исследования А. Лосева и Ю. Лотмана.

В отдельную группу нужно выделить работы, освещающие вопросы жанра и стиля. Здесь необходимо отметить вклад многих исследователей: Б. Асафьева, М. Михайлова, А. Коробовой, О. Кузьменковой, Е. Назайкинского, А. Сохора, В. Цуккермана и других.

Материал исследования составляют духовно-концертные сочинения композиторов XIX-XX веков, выполненные на основе богослужебных текстов и жанров церковной музыки (клиросных — литургических и одножанровых циклов, малых песнопений, хоров на богослужебные и библейские тексты), а также духовных концертов, которые в совокупности образуют фонд духовной музыки. К ним относятся сочинения М. Глинки, П. Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Кастальского, А. Никольского, А. Гречанинова, П. Чеснокова, К. Шведова, С. Рахманинова, а также В. Агафонникова, Л. Башмакова, Н. Голованова, Е. Голубева, А. Гринченко, А. Королёва, Р. Леденёва, Н. Мартынова, А. Мурова, Е. Подгайца, Г. Свиридова, Н. Сидельникова, С. Слонимского, В. Успенского, Ю. Фалика и др.

Новизна. Изучение духовных сочинений композиторов ХХ века с точки зрения выявления стилевого моделирования даёт возможность учесть соотношение нового и традиционного, индивидуального и общего, то есть индивидуального преломления закономерных явлений, свойственных художественному канону.

Разработка темы моделирования, то есть творчества по образцам, существующим в духовно-концертном искусстве, позволяет сформулировать константные признаки художественного канона духовно-концертной музыки, показать специфику их преломления в ходе эволюции духовной музыки, и в результате выяснить корни многих явлений в духовно-концертных сочинениях современных композиторов. Кроме того, появляется возможность проследить линии преемственности традиций и показать влияние стилевого фактора в духовной музыке не только как преобразующего и эволюционного, но и как системообразующего и способствующего сохранению данной области искусства.

В настоящей работе:

– определяется статус духовно-концертной музыки, её природа, имманентные признаки, нормы, регулирующие сферу творчества;

– осуществляется дифференциация духовной музыки по генетическому признаку;

– выявляются механизмы преемственности, основанные на принципе моделирования;

– выполняется классификация стилевых моделей разных уровней — исторических, национальных, жанровых, авторских;

– определяются признаки художественного канона духовно-концертной музыки;

– выработана методика анализа многослойных в стилевом отношении духовно-концертных композиций;

– проанализированы сочинения, многие из которых впервые введены в научный обиход (три цикла духовных сочинений Л. Башмакова, цикл духовных песнопений ор. 88 Е. Голубева, четыре духовных концерта А. Мурова, сочинения композиторов сибирского региона);

– метод моделирования применяется для исследования стилевых моделей исполнительских школ.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется разработкой нового направления в исследовании духовной музыки, научным обоснованием категории «художественный канон духовно-концертной музыки» и новым методом анализа духовных сочинений, который позволяет выявлять генетику произведений и направление эволюции духовной музыки.

Метод моделирования — основополагающий для духовно-концертного искусства — можно использовать в научных исследованиях для анализа духовных сочинений и для изучения стилевых особенностей исполнительских школ, например, в сфере хорового дирижирования.

Результаты работы могут быть применены в дальнейших исследованиях духовно-концертных сочинений различных эпох. Кроме этого, материалы работы могут быть включены в курсы истории отечественной музыки XIX-XX веков, истории древнерусского певческого искусства, в факультатив по предмету «Русская духовная музыка».

Апробация научных идей проходила на конференциях в г. Магнитогорске, материал использовался в учебном процессе в курсах по истории древнерусского певческого искусства, истории отечественной музыки, факультативных курсах по предмету «Русская духовная музыка». Результаты исследования отражены в 35 публикациях.

Структура. Данная работа складывается из вступления, восьми глав, заключения, библиографического списка, нотных приложений. В начальных главах экспонированы основные теоретические установки, положенные в основу концепции: в первой главе разрабатывается тема художественного канона духовно-концертной музыки, выявляются особенности его содержания и структуры; во второй главе рассматривается явление «стилевое моделирование». В последующих главах выявляются нормы функционирования стилевых моделей разных типов — жанровой (третья глава), западноевропейской (четвёртая глава), исторической (пятая глава), национальной (шестая глава), авторской (седьмая глава). В восьмой главе рассматриваются вопросы исполнительского стиля духовно-концертных сочинений в связи с ориентацией исполнителей на определённую стилевую модель, а также в связи с обстановкой исполнения, назначением произведения, его содержанием и индивидуальным стилем дирижёра.

Похожие диссертации на Стилевое моделирование в духовно-концертной музыке русских композиторов XIX-XX веков