Введение к работе
Актуальность темы исследования. Предлагаемое исследование посвящено проблеме взаимодействия Запада и Востока. В сознании представителей Европы историческое деление земного и культурного пространства на две противоположные и взанмопритягивающиеся части произошло много веков назад. С тех пор противостояние двух типов цивилизации, двух культурных полюсов не перестает тревожить умы ученых и философов. Различие типов культуры Запада и Востока, их взаимодействие напрямую влияет на внутренний механизм формирования всеобщей "мировой культуры", в глобальном плане оно определяет общий путь развития цивилизаций. В XX веке понятия Запада и Востока теряют свою конкретную географическую принадлежность и становятся своего рода культурными полюсами, к которым как к полюсам магнита стягиваются отдельные страны и культуры.
Двойственная природа межкультурного диалога заключается как в осознании чужого сравнением с своим, так и в осознании себя через отражение в поверхности чужого. Культура теряет свою замкнутость, будучи пронизанной током сравнения-сопоставления. По определению современных ученых, любая культура уже есть форма общения, диалога, "это грань культур, момент их взапмоначипания и взанмостановлсипя как культуры"1.
Процесс взаимоденстзня двух культурных формаций проходит во многих плоскостях, различными путями, в том числе и в сфере искусства, где он приводит к уникальным и непредсказуемым результатам. Несмотря'на длительную историк) изучения дачной проблемы, в искусстве и по сей день остается множество "белых пятен", открытие которых могло бы расширить и углубить знания о формах и путях пзаимодсіістпия
' Ьнблер ИЛ'. Ky.MMviM XX uohii и дп.і.'іоі ку.'н.кр' Ли і нч кv.ii,і>р: ч,исрім;м.і аучиоі'і конференции "Іітнісропікие чісміїя -|Ч'72".М.. І'Ш. 1.7
2 Запада и Востока.
Цель данной работы заключается в попытке определения эстетических норм и категорий тех художественных явлений в искусстве Западной Европы, рождение и развитие которых во многом было обусловлено взаимодействием с другими культурами. В качестве представительницы европейской цивилизации была взята Франция, с завидным постоянством обращавшая свои взоры на Восток. Как ни в одной другой стране Западной Европы, во Франции контакты с неевропейскими странами сыграли значительную роль в истории искусства. Ее экзотические "интересы" настолько разнообразны, что вряд ли могут рассматриваться как единое направление. Французские искусствоведы традиционно выделяют несколько самостоятельных "ветвей" экзо-тикн. Предметом настоящего исследования выбраны контакты Франции со странами Дальнего Востока, в которых отразилась вся специфика "моды на Восток". Такой ракурс представляет интерес в силу крайне малой разработанности; выделение дальневосточной "ветви" из общего культурного фона позволило бы показать преемственность между художественными течениям» и их отдельными представителями или отсутствие таковой.
Материал и методологические установки исследования. "Мода на Восток", периодически вспыхивающая во Франции, с начала XIX века приобрела характер всеобщего увлечения. По этой причине в работе использованы материалы изобразительного искусства, архитектуры, литературы, театра, музыки. Ракурс исследования предполагает поста-новику вопроса в эстетико-культурологическом плане, с обращением к представителям различных видов искусств и ученым, в трудах которых разрабатывалась проблема Запада-Востока.
Первые признаки интереса французов к дальневосточным культурам появляются еще в XVII веке, чуть позднее они оформляются в самосто-
ятелыюе направление "шинуазри" {"китайщина"-фр.) в изобразительном искусстве, архитектуре и литературе. Пик моды на Дальний Восток приходится на конец XIX - напало XX века и интерес к искусству этих стран не затухает вплоть до Второй мировой войны. Именно в этот период можно говортггь о проникновении образов и художественного языка дальневосточных культур в музыку Франции в творчестве К.Дебюсси. В числе французских композиторов этого периода, отдавших дань дальневосточной экзотике, - К.Сен-Санс, А.Руссель, Ж.Миго, К.Дельвтшкур, М.Деляж, М.Эммангоэль, Д.Буланже. Специальный раздел исследования посвящен Оливье Мессиану, в творчестве которого произошло возрождение дальневосточной ветви.
Несмотря на большой интерес современного искусствознания и музыкознания к проблеме Запада и Востока литература по данной теме крайне ограниченна. Мы не стали выделять обзор существующих изданий в самостоятельный раздел, мнения исследователей приводятся по мере необходимости в процессе изложения.
Новизна исследования заключается не только в обращении к мало изученной области французского искусства, но и в определении специфической формы взаимодействия западно-европейской культуры со странами Востока, каковой мі.і считаем Ориентальный миф. Одной из задач работы было обобщение существующих на сегодняшний день точек зрения иа пути взаимодействия, эстетические принципы и формы претворения экзотического материала » контексте западно-европейского искусства. Выделение самостоятельной дальневосточной "истин" потребовало систематизации терминологического аппарата, ра (ведения употребляемых в музыковедении понятим в смысловом плане, в частности, таких как, ориентализм и экзотизм. Так.же возникла необходимость выстроить в обобщенном виде историю развития музыкального экзошзма, обозначив период рождения 11 pa ииния каждой ч j є і о всі вей.
4 Дпробания работы. Основные научные положения исследования прошли апробацию на научно-теоретической конференции "Искусство рубежа XIX-XX веков"(Москва,1995). Отдельные материалы работы опубликованы в сборниках (см. список публикаций в конце автореферата). Работа выполнена в Отделе музыки Государственного Института искусствознания, здесь же была обсуждена и рекомендована к защите.
Материал диссертации может быть использован в научных исследованиях по проблемам взаимодействия Запада и Востока, а также в учебных курсах по истории зарубежного искусства и музыки.