Введение к работе
I. Актуальность исследования. Из истории различных видов искусств известно, что основные этические и эстетические понятия, такие, как "добро" и "зло", "прекрасное" и "безобразное", "трагическое" и "комическое", постоянно подвергаются эволюции на протяжении развития человеческого общества. В зависимости от возраста цивилизации, объективных исторических, национальных или социологических факторов эти понятия наделялись разным, подчас прямо противоположным смыслом. То, что когда-то в прошлом, в определенный период времени казалось людям странным, антихудожественным и даже нелепым, через несколько столетий (а иногда и раньше) воспринималось как прекрасное. И наоборот. Некоторые явления искусства, вызывавшие когда-то бурю восторгов у публики, по истечении ряда десятилетий напрочь утрачивали свою актуальную ценность. При этом настоящее порой оборачивается грубым фарсом против истинно совершенных творений, достойных вечной жизни, и, напротив, идет навстречу сочинениям весьма поверхностным и ординарным, обладающим относительной ценностью, но угодным, в силу каких-либо причин, современникам. Возникает вопрос: действует ли в данном случае какой-то закон или весь отбор ценностей происходит стихийно, подобно игре в бисер?
Сейчас, когда Россия переживает тяжелый период упадка в экономике и над ней нависла угроза духовного обнищания, особенно важно отыскать некие ориентиры - вечные художественные ценности, опора на которые способна помочь преодолеть хаос в культурной жизни страны. С мыслью о дне
сегодняшнем мы обратились к музыкальному искусству России рубежа веков (история - хороший учитель!). мы сделали попытку увидеть истинно ценное в культуре той эпохи, установить, какими были оценочные ориентиры времени и как они изменились по прошествии целого столетия.
Состояние исследования проблемы. В настоящий момент отечественная наука располагает большим количеством идей в области культурологии, музыкознания, эстетики, психологии художественного восприятия, аксиологии и художественной критики, прямо или косвенно связанных с проблемой художественной ценности и оценки произведений искусства.
Теория художественной ценности и оценки получила основательную разработку в трудах М.Бахтина, Б.Бернштейна, Т.Курышевой, Н.Лосева, В.Медушевского, Е.Назайкинского, С.Раппопорта, А.Сохора, Л.Столовича, Т.Чередниченко, .Т.Щукиной, Н.Южанина и целом ряде публикаций других авторов. Они вскрывают общественную функцию искусства, а также природу художественной ценности, ее отличие от ценности эстетической, утилитарной и псевдоценности; проводят разграничение между ценностями актуальными и потенциальными.
Ю.Бобровский ввел понятие "этико - эстетического коэффициента нравственности", позволяющего выстроить ценностную шкалу от антихудожественных произведений до сочинений абсолютной ценности. Е.Назайкинский показал роль оценочной деятельности слушателя при восприятии музыки, а В.Медушевский предложил убедительную теорию "адекватного восприятия" музыки. Т.Чередниченко, рассматривая промежуток времени от античности до начала XX века, показала смену
оценочных систем через "борьбу идеологически ценностных позиций". Монография Т.Курышевой "Слово о музыке" является одной из последних работ на эту тему. В ней автор подытожила весь накопленный опыт и изложила свою концепцию художественной ценности и оценки применительно к музыкальной критике.
В области социологии мы опирались на результаты исследований А.Сохора, Ю.Перова, Н.Хренова, Ю.Капустина, выявляющие социально-психологические аспекты искусства: вопросы современной социо-культурной ситуации в обществе, соотношения концертной деятельности исполнителя и публики как субъекта восприятия, а также проблемы, связанные с положением музыкального произведения в системе художественной коммуникации.
Целью настоящего исследования является обнаружение . ценностных установок и оценочных критериев в музыкальной культуре рубежа XIX - XX. веков. Главная задача автора заключалась в установлении оценочного механизма, действовавшего в рассматриваемый период времени: какие сочинения писались и исполнялись, каким композиторам и исполнителям публика отдавала предпочтение и почему? Механизм оценочной деятельности рассматривается в диссертации с точки зрения взаимодействия внутренних (связанных со свойствами личности) и внешних (обусловленных социально-историческими закономерностями и идеологией общества) факторов.
Методологической базой диссертации послужили достижения отечественной науки в области искусствознания,
музыковедения, эстетики, культурологии, психологии художественного творчества, художественной критики. Автор опирается, в частности, на созданную в культурологии и музыкознании концепцию художественной критики и критериев оценки произведений искусства. Теоретическим фундаментом работы стали такке основные положения эстетики, психологии художественного творчества, особенно те направления исследований, которые стыкуются с культурологией, музыкальной эстетикой, теоретическим и историческим музыкознанием.
В диссертации использованы различные методы, традиционные для музыковедческих исследований:
историко-критический анализ источников (мемуаров, статей, высказываний современников об отдельных композиторах, исполнителях и произведениях);
метод экстраполяции данных теории художественной ценности и оценки на исследуемый исторический промежуток времени и применительно к сфере рассматриваемых художественных явлений;
оценочный анализ художественных явлений изучаемой эпохи.
целостный анализ творчества одного композитора (Г.Катуара);
Научная новизна диссертации состоит в том, что:
"Серебряный век" русской культуры впервые исследуется с точки зрения оценочных ориентиров своего времени;
впервые предпринята попытка на основе исторических фактов установить взаимосвязь между творчеством композиторов, исполнительскими пристрастиями и слушательскими
потребностями (восприятием музыки);
- впервые в музыковедении всесторонне освещено творчество
Г.Катуара.
Применение разнообразных научных методов и их комбинирование позволило создать форму работы, наиболее отвечающую ее содержанию и замыслу, диссертация представляет собой популярный исторический очерк, пронизанный полифонией идей, к которым можно отнести размышления о художественной моде и вкусе, художественном гипнозе и интуиции. Некоторые темы (такие, как тема музыкальной элиты и клановости в искусстве или вопросы создания художественных кумиров) сознательно вынесены нами за пределы обсуждения и полемики, так как задача исследования состояла в том, чтобы заставить говорить за себя исторические факты.
Практическая значимость. Поскольку объектом исследования в диссертации является эпоха конца XIX - начала XX веков, то общие закономерности, касающиеся проблемы ценности и-оценочных критериев в искусстве, выведены путем рассмотрения этого исторического промежутка времени.
К сожалению, объем работы не позволил рассмотреть все исторические факты, относящиеся к области музыки. Поэтому круг имен как композиторов, так и исполнителей ограничен именами наиболее выдающихся деятелей искусства "Серебряного века". Сфера восприятия художественных явлений слушательской аудиторией также сужена: в центре находятся сами композиторы и исполнители, к ним примыкают просвещенные любители музыки, поэты и художники - то есть те, чьи размышления о музыкальном искусстве история сохранила.
-б-
Настоящая работа может также послужить источником не только для еще более полного изучения избранной эпохи, но и других исторических периодов человеческой цивилизации, используя предлагаемую теоретическую концепцию. Научные результаты, полученные посредством подобных исследований, не только проецируются на нашу современность, но и позволяют прогнозировать развитие искусства будущего.
Материалы диссертации могут быть использованы в преподавательской деятельности: при чтении лекций по истории и теории музыки, музыкальной критике и журналистике в специальных учебных заведениях, а также в программе по культурологии, успешно внедряемой в настоящее время в учебных планах немузыкальных ВУЗ-ов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре истории музыки Ростовской государственной консерватории и была рекомендована к защите. Отдельные положения диссертации нашли отражение в публикациях, докладах и практической деятельности автора (в частности - цикле лекций, прочитанных в Москве в Академии Славянской культуры на музыкальной кафедре и кафедре культурологии).
Структура работы. Диссертация состоит из Вступления, четырех глав, Заключения и Приложения. Библиография включает 174 источника. Объем диссертации - 243 страницы.