Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века Прыгун Елена Викторовна

Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века
<
Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Прыгун Елена Викторовна. Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Прыгун Елена Викторовна; [Место защиты: Новосиб. гос. консерватория им. М.И. Глинки]. - Новосибирск, 2008. - 235 с. : ил. РГБ ОД, 61:08-17/63

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Зарождение музыкальной культуры и образования в уездном Красноярске (1628- 1822) 25

Глава II. Формирование музыкально-художественной жизни и народного образования в столице Енисейской губернии (1822-1868) 35

Глава III. Становление музыкального образования в Красноярске в период с 1868 по 1895 гг 57

III.1. Формирование музыкального образования в светских и духовных учебных заведениях (1868- 1895) 63

III.2. Культурно-просветительская деятельность Красноярского общества любителей музыки и литературы 84

Глава IV. Музыкально-художественная жизнь и музыкальное образование в Красноярске в период с 1895 года до начала XX века

IV. 1. Музыкально-художественная жизнь Красноярска и музыкальное образование в сфере любительского музицирования 104

IV.2. Музыкальное образование в начальной и средней школе Красноярска (1895-1920) 135

IV.3. Красноярское общество любителей музыки и литературы. От любительского музицирования - к созданию Народной Консерватории 163

Заключение 180

Литература 188

Приложение

Введение к работе

Исследование музыкальной жизни российских регионов, в том числе музыкальной культуры Сибири, является одним из интенсивно развивающихся направлений современного отечественного музыкознания. Однако вплоть до настоящего времени не появилось ни одной научной работы, посвященной истории музыкальной культуры такого крупного сибирского города как Красноярск. Ещё менее изученными остаются процессы формирования музыкального образования в региональных центрах. Именно этим объясняется обращение к теме данного диссертационного исследования, результаты которого существенно дополнят и расширят научные представления о музыкальной культуре Сибири.

Красноярск выделяется в ряду других сибирских городов, его история и культура отличаются своеобразием. Это связано со стремительным развитием Красноярска в первой половине XIX века в статусе губернского центра, прогрессивным влиянием декабристов, а также положением города в качестве узлового железнодорожного пункта, соединившего Западную и Восточную части России в конце XIX века. Очевидно, что именно в XIX столетии произошли существенные изменения в социально-экономической жизни Красноярска, предопределившие активность процессов в художественной культуре в целом, и в музыкальной культуре, в частности.

Настоящее исследование основано на признании неразрывного взаимодействия музыкальной культуры и образования. «Музыкальная жизнь» как локальная область «музыкальной культуры» и «музыкальное образование» как один из подвидов «образования» рассматриваются в качестве основных понятий, необходимых для реализации поставленной цели.

Музыкальная жизнь представляет собой специфическую область деятельности человека, включающую совокупность различных видов музыкально-творческой практики. Вслед за А.С. Базиковым, под «музыкальной жизнью» условимся понимать «социосистему, отражающую реальное функционирование

5 всех составляющих музыкальной культуры - от творчества до восприятия» [370, с.З].

Музыкальная жизнь является составной частью более масштабной системы - музыкальной культуры, представляющей собой, по определению А.Н. Сохора, «единство музыки и ее социального функционирования. Это сложная система, в которую входят: 1) музыкальные ценности, создаваемые и сохраняемые в данном обществе; 2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей; 3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими её успех; 4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность. В свою очередь, музыкальная культура выступает как подсистема по отношению к системам более высоких уровней: художественной культуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом» [362, с. 62].

В отечественной социологии принято понимание «музыкальной жизни как целостности, находящейся во взаимосвязи с обществом и его материальным производством» [370, с.23]. Учитывая это положение, изучение становления музыкальной жизни и музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века проводится с учетом интенсивности и динамики процессов, протекавших в социально-политической жизни общества.

Образование относится к блоку культуры, который отвечает за трансляцию социального опыта, формирование культурной компетенции и обретение знаний. Музыкальное образование представляет собой составную часть общей системы образования. По определению Музыкальной энциклопедии, музыкальное образование - это «процесс усвоения знаний, умений и навыков, необходимых для музыкальной деятельности, а также совокупность знаний и связанных с ними умений и навыков, полученных в результате обучения. Под музыкальным образованием нередко понимают систему организации музыкального обучения» [331, с. 763]. В свою очередь, музыкальное обучение представляет собой организованный,

планомерно осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками под руководством педагогов [270, с. 7].

Учреждения, проводившие музыкальное образование, в различные исторические периоды брали на себя инициативу преображения музыкального быта, становились форпостами подлинной музыкальной культуры. Перемены в административно-политическом устройстве государства непременно вызывали изменения в содержании образования. Содержание образования, по определению А.С. Базикова, представляет собой «педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности» [260, с. 59]. Анализируя историю развития музыкального образования России, ученый отмечал, что «источником содержания образования в конечном счете является культура, включающая разные области знаний, виды деятельности человека, а также отношение его к окружающему миру и людям» [260, с. 64].

Органичной составляющей структуры музыкального образования является музыкальное воспитание и музыкальное просвещение. «Музыкальное воспитание, по утверждению А.С. Базикова, есть одновременно и морально-этическое и нравственное воспитание... Музыка способствует гармонизации личности. Формирует высокие душевные качества человека, а потому должна быть включена в систему воспитания молодежи» (260, с. 9).

Значительным фактором, обусловившим эволюцию музыкальной жизни и образования в Красноярске, стало формирование культурной среды, ориентированной на освоение культуры европейского типа. Под категорией «культурная среда»1 условимся понимать совокупность различных видов социально-гуманитарных институтов (образовательных учреждений, театра, библиотек, клубов, лекториев), а также человеческие силы, представляющие собой объединение прогрессивных и образованных членов общества с целью организации деятелыю-

Определение понятия «культурной среды» сформировалось у автора исследования под влиянием сопоставления характеристик, высказанных в работах И.Ф. Петровской [336, с. 36], А.А. Веремьева [270, с. 6], О.В. Гусевой [282, с. 13], Е.В. Порфирьевой [341, с. 27].

7 сти, направленной на удовлетворение художественных потребностей и раскрытие творческого потенциала.

Музыкальное образование, представляя собой закономерный результат развития общества, незримыми нитями связано с совокупностью разнообразных факторов общественной жизни: административно-политических, социально-экономических и гуманитарно-образовательных. Перемены государственной парадигмы, происшедшие после революции, вызвали изменения в культурно-образовательной сфере всех регионов страны. Процесс формирования последней протекает идентично как в макро- (государство), так и в микросоциалыюм (регион, город) общественном пространстве. Факторы, способствующие появлению музыкального образования, представляют собой конгломерат, в котором каждое его составляющее прочно связано с другим, взаимодействует с ним и, в то же время, оказывает на него влияние. На наш взгляд, эти факторы можно подразделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам отнесем: социально-политические и административно-территориальные преобразования, прогресс в экономической жизни общества, развитие в области гуманитарно-образовательной сферы, становление музыкальной культуры (расширение театрального дела, активизацию гастрольной жизни, развитие социально-гуманитарной инфраструктуры музыкальной культуры, распространение культурно-просветительной деятельности).

К внутренним факторам причислим: развитие музыкального образования в рамках духовных учебных заведений и средней школы, образование музыкальных обществ, деятельность музыкантов-профессионалов, распространение среди населения любительского музицирования, взаимодействие профессионалов и любителей.

Именно в контексте взаимодействия этих двух факторов в диссертации будут рассматриваться процессы формирования музыкальной культуры и музыкального образования в Красноярске.

К сожалению, в отечественном музыкознании до сих пор не разработана периодизация музыкальной культуры Красноярска. В связи с этим в диссертации

8 предлагается следующая хронология основных периодов развития музыкальной культуры и музыкального образования города с момента его образования до начала XX века.

Первый период - 1628 - 1822 гг. - от момента образования Красноярска до учреждения Енисейской губернии, когда в городе была открыта духовная «латинская» школа, а затем два училища (духовное и народное), в которых проводились уроки церковного пения. В Красноярске широкое распространение получил фольклор и народное инструментальное исполнительство. Музыкальная культура, ориентированная на усвоение достижений культуры европейского типа, находилась в стадии зарождения.

Второй период - 1822 - 1868 гг. - характеризуется бурным становлением социально-экономической и культурной жизни города, что стало следствием присвоения городу статуса столицы Енисейской губернии. В Красноярске появились солдатские оркестры, хоры, а также театр, в котором выступали кантонисты и военные, служившие в гарнизонах. В аристократическом обществе получило распространение салонное музицирование, а также частная музыкально-педагогическая практика. В городе работали духовные и светские учебные заведения начальной школы, в которых учащихся обучали пению.

Третий период - 1868 - 1895 г. В это время складывались основные формы музыкальной культуры европейского типа: возникли городские оркестры, хоры, театр; салонное музицирование стало частью светской жизни, что, в свою очередь, способствовало распространению частной музыкально-педагогической практики. Характерной особенностью музыкальной культуры данного периода было существование её в любительских формах. К концу обозначенного периода сформировалась целостная система культурной среды европейского типа. В Красноярске во второй половине XIX века было открыто три учебных заведения среднего образования. На этом этапе музыкальное образование, проводимое в духовных и светских учебных заведениях, являлось неотъемлемой частью учебного процесса. Его совершенствование выразилось во включении в программу уроков пения и музыки произведений зарубежных и русских композиторов, а также вве-

9 дении концертной практики учащихся. Созданное в 1882 году Музыкальное общество, переименованное в 1886 году в Общество любителей музыки и литературы, проводило широкую культурно-просветительскую деятельность в Красноярске, а в 1892 году стало инициатором открытия первых Музыкальных классов.

Четвертый период - 1895 - начало XX века (до 1920 г.) - характеризуется организацией профессиональных форм музыкальной культуры, что было связано с появлением в городе музыкантов с академическим образованием. Знаковым событием этого этапа стало введение в эксплуатацию Транссибирской железнодорожной магистрали, укрепившей связи с центральными областями России, а также открывшей возможности для приезда в Красноярск выдающихся музыкантов и оперных трупп. Наряду с расширением любительского музицирования, развивавшегося при клубах крупных предприятий и городских обществах, создавались профессиональные формы музыкальной культуры как академического (городской театр, симфонический оркестр), так и неакадемического направления (Первый Сибирский великорусский оркестр, народные инструментальные ансамбли, театр-кабарэ). Деятельность Общества любителей музыки и литературы приводит к появлению первых музыкально-образовательных заведений (Музыкальные классы, І Іародная консерватория).

В программе музыкального обучения в средней школе значительно увеличился объем музыкальных сведений и исполнительских навыков, которые дети должны были усвоить. Так, учащиеся знакомились с элементарной теорией музыки, обучались игре на музыкальных инструментах, проходили практику дирижирования хором, участвовали в оркестровых и хоровых коллективах, инструментальных ансамблях, проводили широкую концертную деятельность. Наиболее талантливые выпускники красноярской средней школы поступали в консерватории Москвы и Петербурга, а по окончании учебы становились профессиональными артистами и музыкантами. Развитие музыкальной культуры города, музыкального образования в начальной и средней школе, а также активная деятельность городских профессионалов-музыкантов привела в 1920 году к учреждению Народной консерватории.

Отметим, что предложенная выше периодизация несколько отличается от представленной в монографии «Музыкальная культура Сибири» [326, 327, 328], ориентированной на эпохальные исторические события, проходившие в России с учётом индивидуальных особенностей их протекания на сибирской территории .

Не вызывает сомнения, что периоды становления музыкального образования в Красноярске зависят от социально-экономических перемен в России в целом. Однако в Красноярске многие преобразования, свершавшиеся в центральных регионах страны, проходили с отставанием по времени. Например, государственные реформы 1861 года вызвали существенное оживление социально-культурной жизни Красноярска лишь с конца 60-х годов XIX столетия, что обозначило рамки третьего периода в предлагаемой в данном исследовании периодизации. Именно в 1868 году было открыто первое среднее учебное заведение - Красноярская губернская гимназия. В качестве определяющей даты рубежа третьего и четвертого периодов избран 1895 год, когда была введена в эксплуатацию Транссибирская железная дорога. Толчок бурным созидательным процессам в области культуры и музыкального образования дала окончательная победа Советской власти в городе, происшедшая в Красноярске лишь в январе 1920 года, что обусловило рамки четвертого периода.

Объектом данного исследования является музыкальное образование в Красноярске от истоков до начала XX века (до 1920 года) в неотъемлемой связи с исторической ситуацией и развитием музыкально-художественной культуры города.

Предмет изучения - историческая динамика и этапы развития музыкального образования, проводимого в рамках духовной и светской школы Красноярска, в сфере любительского музицирования и в частной музыкально-педагогической практике, а также зарождение профессионального музыкального образования.

2 Так, первый период (1806 - 1861 гг.) делится на два подэтапа. Первый (1806- 1821 гг.) простирается от

назначения генерал-губернатором Сибири И.Б. Пестеля до реформы М.М. Сперанского, утвердившей новые административные образования Сибири; второй подэтап (1821 1861 гг.) охватывает период от реформы М.М. Сперанского до отмены крепостного права на Руси. Второй период (1861 - 1905 гг.) завершается временем проведения первой русской революции; третий (1905 - 1917 гг.) охватывает время между буржуазной (1905 года) и социалистической (1917 года) революциями.

Цель работы - осмысление процесса формирования музыкального образования в Красноярске с учётом специфики каждого из этапов. Достижение поставленной цели определяет необходимость решения следующих задач исследования:

а) обосновать периодизацию развития музыкальной культуры и музы
кального образования, в частности, от истоков до начала XX века (1920 г.) в
Красноярске;

б) рассмотреть музыкальное образование как часть общественно-
культурного процесса, выявить его зависимость от внешних (социально-
политических и административно-территориальных преобразований, развития со
циально-гуманитарной инфраструктуры) и внутренних факторов (развития музы
кального образования в духовной и средней школе, образования и деятельности
музыкальных обществ, развития музыкальной инфраструктуры города);

в) изучить особенности формирования музыкального образования в ду
ховных и светских учебных заведениях Красноярска;

г) реконструировать пути становления любительского общества, а также
просветительской деятельности музыкантов-профессионалов в рамках музыкаль
ного общества и определить их влияние на создание культурно-образовательной
политики в городе;

д) воссоздать исторический путь развития музыкального образования в
соответствии с программой Общества любителей музыки и литературы в Красно
ярске XIX - начала XX века до появления и организации Народной консервато
рии в 1920 году.

Методологическая база работы. Исследование проводится на основе современных методов искусствознания, разработанных и активно применяемых в научной деятельности музыковедов в последние десятилетия, а также ряда общенаучных методов. В качестве ведущего используется культурно-исторический метод, позволяющий путем системного анализа музыкальной жизни и музыкального образования Красноярска, сопоставления и сравнения с общероссийскими и региональными социокультурными процессами сформировать представление о

12 становлении и развитии музыкального образования, его месте и роли в культуре города от его истоков до начала XX века.

Музыкальное образование, изучаемое в непосредственной связи со становлением музыкальной культуры и музыкальной жизни города, потребовало применения культурологического подхода к определению места образования в структуре культуры, главным основанием которого является видение образования как феномена культуры, а целью образования - воспитание «человека культуры; обращенность образования к человеку через культуру и признание культуры решающим фактором развития профессионально-личностных качеств» [270, с.5]. Подобное понимание предполагает, что культура и образование обретают смысл только во взаимном отражении друг в друге. Таким образом, использование культурологического подхода к познанию элемента через целое и целого через элемент (музыкальной культуры - через образование и образования - через культуру) позволо глубже понять и объяснить суть происходивших процессов в Красноярске [269, с.П].

Одним из основных является метод анализа различных источников: архивных документов XIX - начала XX века, исторических и мемуарных доку-ментов, материалов периодической печати и т.д. Применение хронологического метода помогло определить качественные изменения в историческом описании процесса становления музыкального образования, а также этапов развития музыкальной культуры. Метод комплексного изучения позволил рассматривать исторические явления в развитии и с учетом всей совокупности их связей между собой, окружающими их явлениями общественно-социальной жизни, а также их внутренней сложности и динамики. Используемые методы находятся в русле современной методологии краеведения, изучающего общие и специфические особенности развития региональной культуры.

Роль ориентирующих установок в работе выполнили научные подходы, основанные на идее изучения музыкальной культуры городов, удаленных от российских столиц, высказанной Б.В. Асафьевым [258, 259]. Известный российский ученый призывал к проведению глубокого и всестороннего анализа становления и

13 развития музыкального быта, театра, концертной деятельности и музыкального образования, что позволило бы дополнить и обогатить картину развития истории русской музыки. В частности, он писал: «Так как наше краеведение только-только зарождается (и притом очень робко), я не мог выйти в своем изложении истории русской музыки за пределы двух центральных очагов творчества, воспроизведения и слушания музыки - Москвы и Петербурга» [258].

Отправной точкой к осмыслению важности комплексного, многоаспектного исследования музыкальной культуры города, а также влияния творческого пути «талантливых музыкантов, посвятивших свою деятельность поднятию местной музыкальной культуры» стали работы Б.С. Штейнпресса «Изучать музыкальное прошлое наших городов» [377] и М.А. Этингера «Внимание музыкальному краеведению» [384].

Автор диссертации активно использовал научный опыт, накопленный в исследованиях, посвященных проблемам образования. Так, книги А.С. Запесоцкого «Образование: философия, культурология, политика» [289] и А.С. Базикова «Музыкальное образование в современной России» [260] позволили сосредоточить внимание на проблеме взаимозависимости образования и протекающих исторических процессов, а также способствовали осмыслению влияния изменений в соц-ально-политической жизни общества на формирование содержания музыкального образования.

Важным информационным фондом при изучении разнообразных проблем истории развития музыкального образования, его методики, теории и современной практики как в целом в стране, так и в Красноярске, стали журналы «Музыкальный современник» [383], «Искусство и образование» [270], «Народное образование» [334] и «Народное образование в Красноярском крае» [335]. Работа А.А. Веремьева «Культурологичекий подход к образованию: методологический и содержательный аспект» способствовала более глубокому осознанию характерных особенностей культурологического понимания проблем образования [270].

Осмысление протекавших в Красноярске музыкальных процессов в контексте культуры России (деятельности РМО, гастрольной жизни театральных, худо-

14 жественных коллективов и ярких представителей культуры и искусства) происходило с учетом исследований, проведенных такими учеными XX века, как Ю.В. Келдыш [295, 296, 300], А.Д. Алексеев [256], Л.З. Корабельникова [303], И.Ф. Петровская [336]. Необходимая информация о деятелях музыкальной культуры России XIX века была почерпнута в энциклопедических изданиях под редакцией Б.С. Штейнпресса [382], Ю.В. Келдыша [330, 331, 333), П.А. Маркова [366]. Ценные фактологические сведения об известных музыкантах и артистах Красноярска, а также событиях в культурной жизни города в XIX веке были извлечены автором из «Енисейского энциклопедического словаря», выпущенного под редакцией Н.И. Дроздова [287] и «Памятной книжки Енисейской губернии» [140].

При характеристике явлений, относящихся к функционированию учреждений образования и культуры, учтены замечания, высказанные в музыковедческих трудах социологической ориентации А.Н. Сохора. Учёный подчеркивал важность обращения исследователей к «анализу процессов реального функционирования художественной культуры в определенных социально-исторических условиях каждого конкретного периода... Искусство... не может быть правильно понято без его функционального контекста, то есть без исследования всей художественной жизни общества» [362, с. 17]. Автор указывал на необходимость изучения всех сфер музыкальной жизни общества: профессионального творчества и самодеятельности, музыкального быта и фольклора, деятельности музыкантов-профессионалов и любителей, критики и музыкального образования. А.Н. Сохор подчеркивал непреходящее значение деятельности профессионалов в музыкальной культуре общества. Именно с воспитанием музыкантов-профессионалов связывалось «существование во все эпохи специальных учреждений или иных социальных институтов» [там же, с. 66].

Указанные методологические установки А.Н. Сохора применены в диссертации для освещения специфики становления музыкального образования и деятельности профессиональных музыкантов Красноярска в контексте художественной культуры.

15 Для определения основных периодов музыкально-исторического развития восточного региона России автор широко использовал исследования музыкальной культуры Сибири, проведенные учеными: Б.А. Шиндиным [326-328], Т.А. Ромен-ской [353-354], Н.И. Головневой [325, 326], С.С. Гончаренко [276], Л.П. Робусто-вой [329], Ю.Г. Марченко [322], И.Я. Харкеевич [372]) и ТЛО. Куперт [317]), Н.Р. Туравец [367], Т.В. Марчишиной [323], И.В. Белоносовой [262], Н.А. Воробьевой [272-274], выдвинувших задачу изучения музыкальной жизни и образования региональных городов в качестве приоритетной. Использование указанных трудов позволило автору диссертации сопоставить этапы формирования музыкальной культуры и образования в Красноярске и других крупных административных центрах Сибири и Дальнего Востока. При этом исследователи, в частности Т.А. Ро-менская [353], подчеркивали важность максимально полного выявления архивных документов, которые позволят с наибольшей точностью описать исторические периоды становления культуры Сибири.

Освещению социально-политического, экономического и музыкально-художественного развития города на всех исторических этапах его становления способствовали труды по краеведению, истории Сибири и Красноярска региональных ученых: Г.Ф. Быкони [265-268], Л.П. Бердникова [263], П.Н. Мешалкина [309, 324], О.В. Громовой [281], А.И. Погребняка [338], М.Б. Абсолямова [254], Е.В. Артемьева [257], П.И. Пимашкова [310], Т.К. Назарова [308], А.Н. Копылова [301, 302], А.А. Григорьева [311], А.П. Окладникова [298], Д.Я. Резуна [312], Б.Г. Кубалова [314], Н.К. Чернышевой [374], Т.С. Комаровой [283, 359].

Ценную информацию о влиянии декабристов на формирование музыкально-художественной жизни Красноярска и самосознание горожан, сведения о событиях в культурной жизни города и музыкальном быте красноярцев изучаемого периода автор почерпнул из хранящихся в архивах города исследованиях историка и географа XVIII века X. Ганстена [239], ссыльного народовольца Д.К. Лаппо [227]; воспоминаниях жителей и личных фондах известных горожан Красноярска XIX века: И.О. Парфентьева [231, 232], М.В. Красножёновой [234, 235], Л.П. Тер-

ских [233], АЛ. и В.П. Косовановых [13, 237, 238], А.В. Гуревича [10], С.Н. Ма-меева [6], Г.В. Юдина [207, 209], А.И. Кытманова [236].

«Автобиографические записки» П.И. Иванова-Радкевича [290], а также воспоминания его сына А.П. Иванова-Радкевича [220-223] дали документальные подтверждения ряда фактов жизни и творчества видного деятеля культуры Красноярска рубежа XIX - XX веков, внесшего неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры и музыкального образования в городе.

Фундаментальные исследования: «Музыкальная культура Сибири» [326-329] и «Музыкальная культура Новосибирска» [325], созданные коллективом ученых Новосибирской государственной консерватории, стали основой для выявления закономерностей и особенностей становления музыкального образования в Красноярске в сравнении с идентичными процессами, проходившими в крупных городах региона.

Автором был также использован опыт музыкантов-краеведов: Б.Г. Кривошея [313], Л.Г. Лаврушевой [318, 319], И.В. Ефимовой [288], В.А. Аверина [255], а также композитора Пономарева В.В. [339, 340].

Важное значение в работе над исследованием имели материалы ряда красноярских периодических изданий, например, газет: «Енисейские губернские ведомости» [1864 г.], «Енисей» (1895-1901 гг.), «Голос народа» (1906-1917 гг.), «Красноярский вестник» (1910 г.), «Сибирская мысль» (1912-1916 гг.), «Отклики Сибири» (1915 г.), «Свободная Сибирь» (1917-1919 гг.), иркутской газеты «Сибирь» (1877, 1917 гг.); журналов: «Енисей» (1978 г.), «Енисейские Епархиальные ведомости» [1887 г.], «Сибирская школа» (1917 г.). Благодаря перечисленным изданиям, автору удалось почерпнуть богатейший фактологический материал о состоянии концертной и театральной жизни города, а также составить представление о развитии инфраструктуры музыкальной культуры города исследуемого периода.

Степень научной разработанности темы. До настоящего времени история музыкального образования городов, удаленных от центральных районов России, изучена довольно слабо, тогда как музыкальная жизнь российских городов

17 периодически становилась предметом внимания исследователей. В большей степени проанализированы процессы, протекавшие в центральных районах России. Так, в 60-е годы XX века вышел в свет исторический очерк «100 лет Ленинградской консерватории» (Л., 1962) и фундаментальное исследование «Московская консерватория (1866-1966)» (М., 1966). В музыкально-исторических очерках «Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет» (Л., 1967) в качестве раздела представлена работа Е.Ф. Бронфина «Музыкальное образование и просвещение», в которой исследуются вопросы общего и профессионального музыкального образования в первые десятилетия советской власти.

К 1960 гг. музыкознание обогатилось введенными в научный обиход документами и материалами. Существенным вкладом в эту область стал сборник «Избранные статьи о музыкальном просвещении» (М., 1965), в котором опубликованы работы Б.В. Асафьева, написанные ранее. В сборнике «Из истории советского музыкального образования. 1917-1927 гг.» (Л., 1969) на основе обнаруженных архивных данных исследуется история становления советского музыкального образования в России в послереволюционное десятилетие.

В 1981 году авторский коллектив исследователей выпустил в свет книгу «История музыкальных учебных заведений имени Гнесиных» (М., 1981), содержащую ценные фактологические сведения о деятельности обозначенных учебных заведений. Раздел «Истории русской музыки», написанный Л.З. Корабельнико-вой, воссоздает историю становления музыкального образования в столичных городах Петербурге, Москве, Киеве в 1860-1880 гг., а также знакомит с деятельностью первых музыкально-образовательных учреждений в провинциальных городах России XIX века [303].

Из работ по названной тематике назовем сборник научных трудов «Музыкальное образование: Уроки истории» [332], изданный в 1991 году коллективом авторов Московской консерватории. В нем, с одной стороны, рассматриваются исторические аспекты этого вопроса, связанные с взаимоотношениями музыкантов-профессионалов и любителей, с другой - анализируется практика возрождения в современной школе форм и методов музыкально-образовательных учреж-

18 дений XIX века. В 1999 году увидела свет фундаментальная работа И.Ф. Петровской «Музыкальное образование и музыкальные общественные организации в Петербурге 1801-1917» [336]. В книге на примере исторических фактов глубоко и исчерпывающе освещается многогранный путь становления музыкального любительства, деятельности профессионалов и создания музыкально-образовательной сферы в ее историческом развитии на примере северной столицы.

В 2002 году Е.В. Порфирьевой была защищена диссертация на тему «Музыкальное образование в Казани в XVIII - начале XIX века. Становление и разви-тие»[342]. Работа характеризует процессы, протекавшие в области культуры, а также представляет многообразие форм профессионального музыкального образования в Казани. Становлению музыкального образования на Дальнем Востоке посвящена научная работа Т.В. Марчишиной, подготовленная в 2004 году »[323].

Развитие музыкального образования сибирского региона изучено недостаточно. Чаще всего эта тема становится частью анализа музыкальной жизни сибирских городов. И.Ю. Харкеевич в 1987 году опубликовала глубокое исследование «Музыкальная культура Иркутска» [372]. Книга всесторонне характеризует становление культурной среды сибирского города, с исторической последовательностью воссоздавая путь развития профессионального и любительского музыкального исполнительства, а также театрального дела и гастрольной жизни. Составной частью этого фундаментального труда стало изложение истории развития музыкально-образовательных заведений в Иркутске.

Истории музыкальной жизни одного из сибирских городов посвятила научную работу И.В. Белоносова, защитившая диссертацию на тему «Музыкальная культура Читы» в 2005 году [262]. В ней, наряду с обозрением культурной жизни города, полноценно, исторически последовательно освещены вопросы появления музыкального образования и расширения его влияния в городской среде на протяжении XIX-XX веков.

В 2005 году увидел свет фундаментальный труд «Музыкальная культура Новосибирска» [325], представляющий собой всестороннее изучение истоков и путей развития разнообразных форм, составляющих музыкальную культуру горо-

19 да. Серьезной проработкой архивной документации, глубоким осмыслением процессов, проходивших в музыкальной жизни Томска, а также публикацией обширных архивных материалов отмечена монография ТЛО. Куперт «Музыкальное прошлое Томска (в письмах к А.Г. Рубинштейну) [317].

Первый, и до настоящего времени последний, опыт описания процесса формирования и становления музыкального образования в столице Енисейской губернии впервые был предпринят в книге «Музыкальная жизнь Красноярска», созданной группой авторов Б.Г. Кривошея, Л.Г. Лаврушевои и Э.М. Прейсманом [313]. Изданная в 1983 году, эта монография до нашего времени является одним из редких образцов изучения местной музыкальной культуры. При обширности исторических сведений, представленных в данном исследовании, в нем порой встречаются неточности3.

В книге «Музыкальная жизнь Красноярска» не освещены вопросы, связанные с появлением в конце Х1Х-начале XX века первых очагов музыкального образования: музыкальных классов и музыкальной школы, не упоминается о наличии частной музыкально-педагогической практики. Исследователи не коснулись вопроса развития музыкального образования в рамках средней школы, которое, наряду с просветительской деятельностью красноярского музыкального общества, подготовило почву к появлению профессионального музыкального образования в городе.

Так, в книге говорится о посещении Василия Львовича Давыдова поэтом-декабристом А.П. Барятинским, умевшим великолепно играть на фортепиано. Далее высказывается предположение о том, что «именно выступления А.П. Барятинского активизировали деятельность местных любителей музыки» [313, с.7]. Опровержение этому находим в работе Татьяны Сергеевны Комаровой - исследователя жизни и деятельности декабриста Василия Львовича Давыдова в период сибирской ссылки. В книге Татьяны Сергеевны приводится письмо Василия Львовича декабристу Евгению Петровичу Оболенскому (от 3 ноября 1839 года): «Несколько дней тому назад Барятинский приехал в ужасном состоянии - у него был почти умирающий вид, по, благодаря отдыху и заботам достойного, превосходного Пушкина, он почти поправился. Он рассчитывает уехать сразу же, как ему позволят его силы, и мечтает только о своем отъезде...» [283, с.98-99]. Из приведенного текста письма видно, что А.П. Барятинский в указанный период жизни вряд ли мог выдерживать эмоциональную и физическую нагрузку, связанную с концертным исполнительством, даже если это выступление проводится в рамках домашнего музицирования. Далее в этой книге читаем: «Один из красноярских педагогов З.А. Барш объединил несколько любителей в музыкальный кружок» [313, с.7]. Эта информация не совсем точна. В Государственном архиве Красноярского края сохранилась копия протокола общего собрания от 29 ноября 1882 года, в котором перечислены организаторы кружка: М.К. Циммерман, З.А. Барш, В.К. Иванова, В.А. Данилова, Б.Б. Стеблова, Р.К. Пикок и М.Ю. Арнольд. В учреждении музыкального кружка «изъявили желание участвовать всего 34 лица» [167]. Были избраны руководящие органы: председатель - М.К. Циммерман, три распорядительницы (Циммерман, Рачковская и Данилова) и три распорядителя (Арнольд, Барш и Стеблов).

Особого внимания заслуживают работы Л.Г. Лаврушевой [318, 319] о становлении музыкального театра и оперной критики в Сибири и Красноярске в частности. В исследованиях собран обширный и интересный архивный материал, а также проанализировано большое количество периодических изданий Восточной Сибири XIX века.

Ряда неточностей в отношении событий, происходивших в Красноярске в XIX - начале XX века, не избежали и авторы изданной в 1997 году в Новосибирске монографии «Музыкальная культура Сибири» (в 3-х томах), освещающей многообразие процессов, протекавших в сфере музыкальной культуры на обширном географическом пространстве Сибири. Это объясняется тем, что в ней использовались сведения, почерпнутые из книги «Музыкальная культура Красноярска» и только трех фондов Государственного архива Красноярского края: ф-161 — документы Красноярской городской управы, ф-595 - документы Енисейского городского управления, и ф-93 - докугменты Енисейского губернского отдела народного образования. В раздел о деятельности музыкального общества перешли неточности, содержащиеся в книге «Музыкальная жизнь Красноярска», а в анализе развития музыкального образования в Сибири информация о Красноярске практически отсутствует.

Одним из последних трудов по изучению музыкальной культуры Красноярска является книга Аверина В.А. «Таланты народные» [255], изданная в 1998 году. Автор всесторонне исследует историю развития исполнительства на народных инструментах, а также формирования музыкально-образовательных структур в данной профессиональной ветви. Эта монография написана на основе глубокого изучения многообразных источников, хранящихся в архивах и музейных фондах города, а также периодической печати указанного времени.

До настоящего времени процессы становления и развития начального и среднего образования в Красноярске и Енисейской губернии оставались только в кругу интересов краеведов и исследователей истории Красноярского края. Среди подобного рода работ назовем монографию А.И. Шилова «Средняя школа Восточной Сибири конца XIX - начала XX века» [376], в которой подробно излага-

21 ются вопросы организации и совершенствования системы обучения в средней школе, представлены учебные планы гимназий и семинарий.

В работах С.А. Сафонова и С.А. Соловьева «Первые школы Сибири»[356], а также Е.А. Ивановой об организации церковно-приходских школ Енисейской губернии конца XIX - начала XX века [293] изложена история создания начальных школ и учебных заведений духовного ведомства. Учреждению Красноярского учительского института посвещено исследование Ю.Н. Яблокова и О.А. Кузнецова [385]. При этом авторы всех перечисленных работ не касаются вопросов, связанных с музыкальным образованием в учебных заведениях Красноярска.

Таким образом, становится очевидно, что до настоящего времени проблемы становления музыкального образования в Красноярске оставались вне сферы научных интересов.

Источниковедческую базу исследования составили материалы и документы, сосредоточенные в архивах, музеях, библиотеках, и других учреждениях, а также в личных архивах деятелей культуры. Их можно разделить на три группы:

неопубликованные архивные источники из фондов Государственного архива Красноярского края, краевой научной библиотеки, Государственного краеведческого музея, литературного музея, библиотеки Томского государственного университета, Государственного архива Новосибирской области, Центрального государственного исторического архива в Санкт-Петербурге;

ряд опубликованных источников сибирских краеведов, географов и историков, воспоминаний жителей города;

сведения, извлеченные из периодической печати сибирских городов середины XIX - начала XX века, а также из личных фондов горожан.

Ценные данные о развитии культуры города в XIX - начале XX века получены в архивах Красноярского краеведческого музея: фонды М.В. Красножёновой [234, 235], А.И. Кытманова [236], В.П. Косованова [237, 238], X. Ганстена [239], Д.К. Лаппо [227], И.Ф. Парфентьева [231, 232, 241, 242], П.И. и А.П. Ивановых-Радкевичей [290, 220-222] и др.

В диссертации использованы данные, почерпнутые из научных публикаций современных авторов и творческих коллективов. Важные сведения об общих процессах, протекавших в культурной среде сибирских городов названного периода, почерпнуты из коллективной монографии «Музыкальная культура Сибири» (326-329).

Большой интерес вызывают научные работы Ю.Г. Марченко «Музыкальное образование в Сибири (20-е годы XX века)» [322], разносторонне осветившего ситуацию в Сибири в послеоктябрьский период, труды Т.А. Роменской о музыкально-просветительской деятельности декабристов в Сибири [353, 354] и Н.К. Чернышевой об общественно-политических взглядах первого гражданского губернатора Енисейской губернии А.П. Степанова [374].

Книги Т.С. Комаровой «Сибирские письма декабристов. 1838-1850» [359] и «Василий Львович Давыдов. Сочинения, письма» [283] стали источником информации о становлении домашнего музицирования и культурной среды Красноярска середины XIX века. Следует отметить дипломную работу выпускницы КГА-МиТ Светланы Штумпф «Музыка в жизни декабристов в период сибирской ссылки» [379], позволяющую воссоздать период зарождения культурных процессов в сибирском регионе и степень участия в нем декабристов.

Ряд исторических трудов исследователей: Л.П. Бердникова [263], Г.Ф. Бы-кони [265-268], О.В. Громовой [281], Л.И. Лифшиц [321], П.Н. Мешалкина [324] и т.д. сформировали представление об административных переменах в Красноярске, развитии его экономической и социально-культурной жизни. Результаты исследований об условиях развития средней школы, зафиксированные в монографии А.И. Шилова «Средняя школа Восточной Сибири конца XIX - начала XX вв.» [376], а также в сборнике «Народное образование в Красноярском крае» [335] были использованы в разделе об уроках пения в общеобразовательной школе.

Научная повита исследования. Настоящая диссертация является первым исследованием, посвященным изучению музыкального образования в Красноярске XIX - начала XX века. Впервые это явление рассматривается в его целостности, в соотнесении с общими культурными процессами. Проведена обширная ра-

23 бота по максимально полному выявлению и систематизации архивных материалов и документов. Их обнаружение, изучение и научное осмысление позволяет ввести в научный обиход новую документальную и источниковедческую информацию, хранящуюся в государственных архивах Красноярского края, Томской и Новосибирской областей, личных фондах горожан и периодических изданиях газет и журналов. Это дает возможность проследить за динамикой процесса становления музыкального образования в городе. Автором диссертации предложена периодизация исторических процессов формирования музыкального образования в Красноярске в XIX - начале XX века.

В настоящей диссертации впервые введены в научный обиход сведения, почерпнутые из анализа документов Государственного архива Красноярского края (ГАКК), среди которых фонды: дирекции народных училищ - ф-3 (1 оп., 1866 д.), Красноярской городской управы - ф-161 (3 оп., 3916 д.), Красноярской городской думы - ф-173 (1оп., 2474 д.), Женской гимназии - ф-265 (1 оп., 620 д.), Учительской семинарии - ф-349 (1 оп., 450 д.), Красноярского учительского института - ф-355 (1 оп.), Красноярской 2-й женской гимназии О.П. Ицнксон — ф-631 (1 оп.), Красноярского духовного училища Енисейского Губернского епархиального совета - ф-254 (1 оп., 134 д.), Енисейского губернского управления - ф-595 (8 оп., 25т., 123013 д.), Енисейского губернского по городским делам присутствия - ф-628 (1 оп.), фонды начальных училищ- фф.- 360, 408, 433, 435, 480, 481, 571, 583, 810, 855; фонды общественных организаций - фф. -118, 155, 571, 690: фонд Ен ГубОНО - ф. р-93 (Зоп., 1186д.); личные фонды горожан, занимавшихся краеведением: Г.В. Юдина - ф-796, С.Н. Мамеева (р-1675), А.В. Гуревича (р-1839).

В исследовании впервые:

предложена периодизация развития музыкальной культуры и музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века;

анализируются сохранившиеся в архивных источниках программы обучения пению и музыке в средней школе и духовных учебных заведениях;

систематизируются данные о музыкально-просветительской деятельности учащихся Красноярска в изучаемый период;

анализируются и систематизируются фактологические данные об образовании и деятельности Красноярского общества любителей музыки и литературы, а также выявленные его концертные программы;

изучена музыкально-художественная деятельность общественных и профессиональных клубов в начале XX века, проводивших художественно-эстетическое воспитание горожан;

публикуются сведения о частной музыкально-педагогической практике, а также появлении музыкальных классов и школ, ставших предтечей открытия в 1920 году Народной консерватории.

Структура диссертации обусловлена предложенной в настоящей диссертации периодизацией процессов развития музыкальной культуры и музыкального образования в Красноярске. Исследование состоит из введения, четырёх глав, заключения и приложения, в котором содержится хронологическая таблица и исторические фотографии.

Зарождение музыкальной культуры и образования в уездном Красноярске (1628- 1822)

Рождение Красноярска как поселения - острога, длительное время (с 1628 по 1704 гг.) отстаивавшего власть русского царя в сражениях с войсками киргизских и калмыкских князей, во многом наложило отпечаток на темпы формирования светской музыкальной культуры [310, с. 18-25]. Процесс формирования её основных форм - театра, концертной жизни, хорового и оркестрового исполнительства, салонного музицирования - к 20-м годам XIX века ещё не начинался. Главным очагом светской культуры являлись образовательные учреждения - Духовная «латинская» школа и Народное училище.

По утверждению новосибирских ученых, этот период (1806-1821 гг.) развития музыкальной культуры Сибири характеризуется мощным влиянием церковной музыки, а также «эволюцией местного русского фольклора» [326, с. 225]. В Красноярске, так же, как по всему восточному региону России, важнейшими музыкальными пластами городского музыкального быта являлась, с одной стороны, духовная музыка, исполнявшаяся во время церковных служб4, а с другой — фольклор. Это соответствовало уровню социально-общественной жизни города.

Красноярск, основанный в 1628 году, был заселен главным образом жителями из Поморья (территория современных Вологодской и Архангельской областей), которые привезли с собой северо-русский тип культуры, «потешные действа» народных певцов и искусство скоморохов, столь распространенное в северных областях России. Согласно царскому указу от 1649 года, воеводам предписывалось следить за тем, чтобы жители «слушали бы церковного пения со страхом и со всяким благочестием, и от безмерного пьяного пития уклонилися, и были б в трезвости; скоморохов с домрами и гуслями, и с волынками, и со всякими играми... в дом к себе не призывали,... всяких бесовских игр не слушали...» [308, с. 39].

Тем не менее, скоморохи нашли в Сибири благодатную почву для своего существования. Это следует из письма архиепископа Симеона, датированного 1653 годом, где он жаловался в Москву, что в Сибири «умножилось всякого беззакония», в том числе «скоморошества и всяких игр бесовских и кулачного бою... и иных всяких неподобных дел умножилось много» [298, с. 170].

Сообщений о музыкальном быте5 красноярцев в XVIII веке практически не сохранилось. В этой связи ценными представляются записки ученых-путешественников, посетивших Красноярск в XVII - начале XVIII века и оставивших сведения о природе, обычаях и нравах сибиряков. Приведем строки воспоминаний шведского капитана Ф.И. Табберт-Страленберга, входившего в научную экспедицию Д. Г. Мессершмидта6 в 1723 году, о посещении концерта в доме воеводы: «На второй день Рождества (7 января 1723 г.) я был в гостях у воеводы. Собралось больше 60 мужчин в отдельной комнате... У воеводы была музыка (камерная) - 8 или 9 музыкантов, которые играли на свирелях (дудках). Каждый из них брал свой аккорд, никакой речи не могло быть о слаженности. Присутствовало три или четыре вокалиста из крестьян. Могу с уверенностью сказать, что от этой музыки у меня трещало в голове... Среди других развлечений звучали стихи и божественные песни о рождении бога, которые пели в паузах между выпивками» [265, с. 99]. Исследователь-краевед Г.Ф. Быконя утверждает, что это второе после Тобольска упоминание о частном концерте в Сибири [265, с. 100].

В течение почти 200 лет (с 1628 по 1822 годы) Красноярск развивался исключительно за счет внутренних ресурсов, что было обусловлено административным статусом острога-крепости (до 1730 г.), а позднее уездного города (до 1822 г.), в котором подавляющее большинство горожан составляли казаки-военные и крестьяне-хлебопашцы. По замечанию исследователя И.В. Ефимовой, в данный исторический период «духовная среда сибирского города была хрупкой, непрочной и в своем развитии сильно отставала от европейских центров духовной жизни русского общества » [288, с.11].

Как указывалось выше, в бытовой культуре городского общества описываемого периода было распространено народное инструментальное исполнительство и песенный фольклор. Любили в Красноярске петь «былины, исторические песни о взятии Казани, Ермаке и Степане Разине» [310, с. 43]. В быту получили распространение многообразные музыкальные инструменты: колокола, барабаны, деревянные флейты-сиповки, гусли и скрипки. Многие из них сибирские умельцы делали сами из местных пород деревьев. Так, в 1722 году Д.- Г. Мессершмидт в Саянском остроге на Енисее возле Красноярска видел самодельную русскую скрипку из елового дерева [326, с. 63].

Путешественники отмечали довольно высокий уровень грамотности крас-ноярцев, обучавших детей на дому. Именно этим объясняется большой спрос на красноярском рынке бумаги, а также богослужебных и «учительных книг» [310, с.43]. Художественные и учебно-образовательные формы социально-общественной жизни на пути формирования претерпевали немало трудностей, а существование их было краткосрочным, фрагментарным.

Знаменательные перемены были связаны с началом проведения в 1733 году самого длинного в мире Сибирского тракта , оживившего экономическую и куль- турнуїо жизнь сибирского региона. В первой четверти XVIII века уездный Красноярск стал городом с развивающейся торгово-ремесленной и сельскохозяйственной сферой деятельности населения. Социальный облик горожан существенно изменился: увеличилось количество дворян-чиновников, канцелярских служителей, офицеров, представителей духовенства9. Дворянская и чиновническая элита Красноярска появляется лишь во второй половине XVIII века. При этом не следует забывать, что социальной опорой светской культуры в те времена могла быть только аристократия и дворянство.

Однако в Сибири дворянство находилось в особом положении. Согласно указу Петра I, горожане (в основном представители крестьян, купечества и разночинных слоев общества) получали дворянское звание за большие заслуги перед страной. При этом, по утверждению красноярского исследователя И.В. Ефимовой, они ещё не были готовы возглавить процессы художественного развития сибирского общества [288, с. 11]. Именно поэтому в данный исторический период аристократический слой общества города развивался в основном под воздействием краткосрочного пребывания в Красноярске ученых-путешественников, просвещенных чиновников и учителей.

8 Красноярске в середине XVIII века ни светских, ни духовных учебных заведений не было. Даже священнослужители готовили своих детей к церковной службе на дому, а для проведения экзаменов и посвящения в духовный сан их возили в Тобольскую духовную консисторию [310, с. 54].

Формирование музыкально-художественной жизни и народного образования в столице Енисейской губернии (1822-1868)

В 1822 году существенно изменились внешние факторы, способствовавшие развитию культурно-образовательной сферы города: было учреждено новое административно-территориальное образование - Енисейская губерния с центром в Красноярске27. Это, с одной стороны, вызвало бурное развитие экономической жизни города, с другой - стимулировало появление гастрольной жизни, создание образовательных (светских и духовных) учреждений, развитие светской музыкальной культуры (в основном, в любительских формах). Профессиональное искусство было связано с выступлениями театральной антрепризы и концертами гастролеров, которые стали посещать Красноярск лишь в 20-е годы XIX столетия. Они знакомили горожан с высоким уровнем музыкального исполнительства, существовавшим в этот период в Европе и западной части России28.

Кардинальные перемены в социально-экономическом развитии города в 20-е годы XIX века существенно повлияли на активизацию внутренних факторов, определяющих изменения в музыкальной жизни, что выразилось в формировании музыкального обучения в рамках духовных и светских учебных заведений, распространении салонного музицирования и появлении частной музыкально-педагогической практики.

По мнению краеведов [288, с. 12; 375, с.41], причиной длительного формирования в Красноярске музыкальной жизни, ориентированной на европейские традиции, стала однородность социального состава городского общества, в котором преобладали казаки - воины и практически отсутствовал слой дворянской элиты. Именно этот социальный пласт общества (дворянство) в силу образованности и наличия культурных потребностей является как активным потребителем светского искусства, так и деятельным участником процесса привнесения европейских традиций на сибирскую почву. Данные выводы находятся в одном ключе с утверждением известного музыковеда A.M. Сохора о том, что «музыкальная культура, будучи частью всей духовной культуры общества, социальна по своему происхождению, идеологической сущности, структуре, способам и формам функционирования. Она возникает в качестве самостоятельного явления лишь на определенном этапе развития общества» [362, с. 62]. Таким образом, только возведение Красноярска в статус столицы Енисейской губернии (1822 г.) с полной сие-, темой губернского и городового управления, военных гарнизонов и губернского суда способствовало быстрому развитию музыкальной культуры городского типа.

В 1822 году произошло событие, ставшее ключевым в судьбе Красноярска. Именно в этом году была проведена административная реформа, в результате которой была образована Енисейская губерния. За короткое время на территории города были размещены административные учреждения: городская дума, публичный суд, а также военный гарнизонный батальон, жандармская команда, полубатальон военных кантонистов и казачья команда. В три раза увеличилось население города. Количество дворян и чиновников выросло более чем в 10 раз, нижних чинов — в 3 раза, крестьян - в 5 раз, купцов и мещан - более чем в 2 раза [294, с.

Большое влияние на развитие Красноярска оказало активное расселение жителей из европейской части Российского государства по всей длине Московско-сибирского тракта. Именно с освоением и «обживанием» этой транспортной магистрали29 связан процесс бурного роста промышленности сибирских городов и развития их культуры, так как именно по этой дороге из российского центра стали приезжать музыканты-исполнители и театральные труппы.

Мощный толчок к становлению культуры и образования города внесло стремительное развитие золотодобывающей промышленности. Начавшаяся в 30-е годы XIX века «золотая лихорадка» стимулировала образовательные и культурные процессы в Красноярске. Быстро росло количество золотопромышленников, пароходовладельцев, винокуренных заводчиков и владельцев торговых домов в Красноярске. Сосредоточив в своих руках огромные капиталы, купцы заботились не только о развитии производства, но также финансировали развитие социальных институтов образования и культуры, оказывали помощь бедным и сиротам [267, с. 89].

Непосредственное и деятельное участие в судьбе Красноярска принял первый гражданский губернатор Александр Петрович Степанов (годы губернаторства - 1823-1831 гг.). С его именем связан в определенном смысле расцвет литературной жизни города, зарождение краеведения, был дан мощный импульс развитию народного образования и различных форм культурной жизни города . Степанов в своей публицистической статье «Об обязанностях губернатора», в частности, писал, что губернатор должен иметь университетское образование, быть честным, поощрять науки и искусства. К работе в Енисейской губернии он привлекал людей умных и порядочных, «такого же, как он сам, направления - писателей, краеведов [374, с.260-265]. Достаточно сказать, что минусинским окружным начальником стал поэт А.К. Кузьмин (друг декабристов), а чиновниками Енисейского губернского управления в Красноярске - опытный литератор И.П. Петров и начинающие - И.И. Варлаков, Родюков и др.» [238, с. 90].

Формирование музыкального образования в светских и духовных учебных заведениях (1868- 1895)

Последняя треть XIX века характеризуется значительным снижением влияния церкви на распространение знаний в обществе и повышением роли светских институтов, и, в частности, светского образования. Это выразилось в расширении сети народных училищ и формировании среднего образования в Красноярске, в рамках которого проводились уроки пения и музыки.

Данный период стал поворотным моментом в музыкально-образовательной «политике», так как в общеобразовательных заведениях Красноярска начала проводиться постоянная и целенаправленная работа по музыкальному обучению населения. Музыкальные дисциплины средней школы стали играть существенную роль в распространении музыкальных знаний и подготовке любителей-исполнителей. И.Ф. Петровская характеризует образование, которое получали учащиеся на уроках пения и музыки в общеобразовательных заведениях, как «отрасль музыкального образования» [336, с.47].

В середине XIX века структура народного образования представляла собой организацию обучения от низшего звена (училища и школы) через среднее (гимназии и реальные училища) к высшему (университеты и институты). В начальном и среднем звене учебные дисциплины подразделялись на обязательные и необязательные. Уроки пения, как в начальной, так и в средней школе до 1888 года были причислены к необязательным предметам учебного цикла и проводились по решению педагогического совета только при наличии свободных финансовых средств и времени [335, с. 30; 376, с. 84].

Во второй половине XIX века к учебным заведениям начального типа обучения относились народные училища (ремесленные, городские, мещанские, купеческие, казацкие), а также воскресные школы. Обучение в них было популярно не только среди состоятельных горожан, но также среди мещан и крестьян. К начальным учебным заведениям относились также школы, создаваемые по инициативе городской общественности. В 1868 году в Красноярске действовало четыре двухклассных и одно городское шестиклассное училища, в конце XIX века к действовавшим училищам добавилось девять общеобразовательных школ [356, с. 26; 310, с. 197]. В курсе обучения учебных заведений начального образования обязательными были такие дисциплины, как Закон Божий, русский и церковнославянский язык, чтение, арифметика.

До середины XIX века в Красноярске не было ни одного учебного заведения среднего звена, несмотря на то, что к этому времени заинтересованность местного населения в них была довольно высокой. Исследователь П.Н. Мешалкин утверждает, что дворяне, крупные чиновники, а также богатые купцы отправляли детей учиться в Иркутск, Москву или Санкт-Петербург [309, с. 23]. Изучая формулярные списки потомственных почетных граждан и купцов Красноярска 1877 года, можно констатировать, что подавляющее большинство купеческих жен и детей получали домашнее образование [18; 20, с. 18]. Так было в семьях наиболее ува- жаемых в городе купцов: ГТ.ІІ. Кузнецова, Г.Т. и Е.Г. Гадаловых, а также В.Г. Га-далова, П.Я. Прейн, И.Я. Ростова, А.А. Светлакова, А.В. Иванова, В.М. Крутов-ского, А.Д. Ошарова и других. Лишь небольшое число купеческих детей обучалось в учебных заведениях Санкт-Петербурга или Москвы.

Для того, чтобы уровень образования красноярской молодежи соответствовал общеевропейским нормам, а дети могли «держать экзамены» в университеты, красноярцам необходимо было открыть гимназию с классическим типом образования . Это произошло в 1868 году, когда была учреждена Красноярская губернская гимназия (мужская). Вскоре последовало продолжение: в 1869 году учреждается Женская гимназия, в 1873 году - Учительская семинария.

Познакомимся с учебными планами гимназий. Классическая (мужская) гимназия имела гуманитарное направление с большим количеством часов (62,1%), отводимых на языковые предметы. К учебным дисциплинам обязательного цикла относились - Закон Божий, логика, математика, естествознание, физика, история, греческий, латинский и русский языки, а также один из современных языков (немецкий или французский), география, чистописание и рисование. К необязательным причисляли пение, музыку и один из новых языков [376, C.9].

Учебный план женских гимназий ограничивался «такими предметами, которые, не отклоняя учениц от главного назначения, не стремились бы к излишнему напряжению одних умственных сил, в ущерб более важного для общественного благоденствия сохранения тех женственных качеств, которые должны украшать скромный семейный очаг» [376, с. 6]. Учебные предметы также подразделялись на обязательные (Закон Божий, русский язык, математика, география, история, естествознание и физика, чистописание и рукоделие) и необязательные (немецкий и французский языки, рисование, музыка и педагогика) [376, с. 7].

Руководство начальных школ67 не придавало серьезного значения музыкальному образованию учащихся. Уроки пения проводились при наличии определенных условий: свободного времени в расписании, аудитории для проведения уроков н педагогов необходимой квалификации. Полагаем, что по этим причинам в 1866 и в 1868 годах уроки пения не проводились во втором и третьем народных училищах. В журналах Мещанского училища за 1887-88 учебный год также отсутствуют сведения о музыкальных уроках, лишь в отчете отмечается, что «уроки пения и гимнастики в планах обозначены, но проводятся не всегда из-за нехватки времени и места» [1, с.26].

Похожие диссертации на Становление и развитие музыкального образования в Красноярске от истоков до начала XX века