Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры Сабадышина Евгения Михайловна

Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры
<
Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сабадышина Евгения Михайловна. Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Сабадышина Евгения Михайловна; [Место защиты: Гос. ин-т искусствознания].- Москва, 2009.- 242 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-17/80

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Обзор источников, связанных с историей Русского хорового общества 22

Глава П. К истории отечественного хорового музицирования второй половины XIX столетия 56

Глава III. Карл (Константин) Карлович Альбрехт — первый дирижер Русского хорового общества - 91

Глава IV. Первое десятилетие существования Русского хорового общества (1878-1888) 115

Глава V. Русское хоровое общество в конце XIX — начале XX века (1888-1914) 158

Заключение 202

Список использованной литературы 212

Список использованных опубликованных источников 235

Введение к работе

Русское хоровое общество (РХО) является одним из немногих дореволюционных светских певческих объединений нашей страны, просуществовавших почти сорок лет — с 1878 года до 1917-го.

Это было время серьезных перемен в политической, социальной и культурной жизни России В деятельности Общества отразились основные характерные проблемы развития отечественной хоровой культуры последней трети XIX — начала XX столетия: стремление совместить академизм подхода к работе — и ее демократическую направленность, воспитание хоровых певчих и дирижеров — и непрерывность концертной практики; формирование оригинального репертуара, опиравшегося на своеобразие российской музыкальной традиции — и освоение богатейших ценностей хорового искусства западных стран; поиски собственного пути развития — и усвоение европейского опыта функционирования светских хоровых объединений; создание системы, обеспечивавшей финансовую самостоятельность отечественных светских певческих коллективов — и сохранение открытости их деятельности для многочисленных поклонников светского хорового искусства, доступности выступлений для широких слоев слушательской аудитории.

Предпринятое в диссертации исследование пути поэтапного становления и развития РХО — это не только восстановление исторической справедливости по отношению к самому Обществу, работа которого до последнего времени находилась практически вне поля зрения ученых, но и расширение научных представлений о проблемах изучения истории отечественной хоровой музыки.

Анализ организаторской и общественной деятельности данного объединения позволяет вывести частные наблюдения по истории РХО на типологический уровень, понять характер тех трудностей и противоречий, с которыми неизменно сталкиваются энтузиасты, создающие творческое сообщество и стремящиеся «вписать» его существование в рамки государст-

венных и культурных установок, господствующих в современном для них мире.

Изучение истории РХО дает бесценный опыт понимания особенностей складывания и функционирования творческой организации в государственной системе, а, значит, тема диссертации и избранный ракурс ее исследования являются актуальными для современной науки и современной культурной жизни страны.

Степень научной разработанности. Исследование деятельности любого отечественного хорового объединения неразрывно связано с привлечением событий и фактов, рассмотрением основных направлений и форм функционирования всей области в целом.

Поэтому в настоящей работе нам понадобилось выйти за хронологические рамки существования РХО. В частности, во II главе диссертации предпринят краткий обзор некоторых тенденций общественно-культурной и музыкальной жизни страны в середине XIX столетия, прямо или косвенно предшествовавших появлению и становлению РХО. В заключении диссертации дата завершения жизни Общества (1917 г.) представлена в качестве отправного пункта возникновения преемственности в русле советской хоровой традиции сложившихся до революции форм организации певческих объединений.

Указанные особенности исследования определили и точку зрения на степень научной разработанности данной темы.

Так, плоскость общей научной проблематики изучения отечественного хорового искусства, непосредственным образом связанная с темой диссертации, представляется в достаточной степени разработанной. Однако публикаций, целенаправленно посвященных Русскому хоровому обществу, крайне мало. А существующие — затрагивают лишь отдельные аспекты деятельности РХО или музыкантов, с ним связанных.

Целостное изучение процесса становления и развития Общества в отечественной науке практически не предпринималось. Тем более остава-

лись на периферии научных интересов музыковедов более частные вопросы, связанные с историей РХО: соотнесение практики РХО и практики других, близких или подобных ему, творческих объединений; включение РХО в общую социокультурную картину развития русского общества; выявление особенностей формирования исполнительского стиля данного хорового объединения.

Стремление восполнить существующие здесь лакуны определило характер основной проблематики исследования.

В качестве ведущей в диссертации выделена проблема организационной и творческой дееспособности хорового коллектива в конкретно-исторических условиях. Рассматриваемая на примере деятельности РХО, она неминуемо влекла за собой анализ таких вопросов, как:

создание усилиями руководителей и членов РХО «своего», академического светского хорового репертуара a cappella, позволившего не только сформировать определенные традиции концертного функционирования коллектива, но и, следуя им, обрести собственный исполнительский стиль;

складывание методик хорового преподавания и хорового дирижирования с учетом специфических особенностей русского хорового пения;

изменение общественных представлений о хоровом пении в музыкальной культуре страны, о его функциях, месте и роли в кругу эстетических предпочтений современников.

Обзор литературы. При работе над диссертацией в качестве основной была привлечена в первую очередь литература, непосредственно связанная с формированием и функционированием РХО.

Однако, учитывая задачи диссертационного исследования и его основную проблематику, нами использовались также иные источники разнопрофильного характера. Их многообразие можно систематизировать следующим образом:

/

литература общей искусствоведческой направленности, затраги-вающая различные аспекты изучения истории русской художественной культуры;

литература, посвященная хоровому пению в России, включающая как исследовательские работы об основных деятелях данной области, так и краткие авторские летописи истории различных певческих коллективов;

музыковедческие и теоретические статьи в специальных сборниках по истории отечественного хорового искусства;

учебные пособия по хоровому делу;

исследовательские работы по проблемам формирования хоровой педагогики в России;

корпус статей и рецензий историографического характера

материалы периодической печати, посвященные исполнительской деятельности различных российских певческих коллективов.

В„ качестве хронологически первой единицы литературы об РХО еле-дует выделить «Очерк истории любительского хорового пения в России» Т.Н. Агаевой, включенный в юбилейную брошюру «Русское хоровое общество. 100 лет»1.

Очерк охватывает практически все наиболее важные организационные и музыкальные тенденции, характерные для бытования светской певческой традиции в России второй половины XIX — начала XX столетия. В «Приложениях», данных к Очерку, приведены хоровые программы некоторых концертов Бесплатной музыкальной школы, Бесплатного хорового класса И.А. Мельникова и Ф.Ф. Беккера и Русского хорового общества (до 1903 года включительно).

Поскольку работа Агаевой написана к юбилею со дня организации Общества, авторский принцип изложения ее содержания характерен и для документально-исторического, и для событийно-повествовательного под-

1 Агаева Т.Н. Очерк истории любительского хорового пения в России // Русское Хоровое Общество - 100 лет. Сборник статей / Предисл. В.Г. Соколова. М. 1979. С. 16—39.

ходов. Использование фактических источников позволяет исследователю реконструировать и уточнить некоторые этапы биографии коллектива, а описание его концертной жизни дается в сравнении с функционированием других любительских объединений, с привлечением материалов критических статей и рецензий той поры.

В 1985 году опубликовано еще одно исследование подобного типа — книга В.П. Ильина «Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII — начала XX века»2, отдельные главы которой — «30-90-е годы XIX века» и «Конец XIX — начало XX века» — посвящены, в том числе, и освещению основных направлений работы Общества. Наиболее важными с нашей точки зрения представляются те страницы работы, где описание практических особенностей регентования и дирижирования выдающихся отечественных мастеров управления хором (Г.Я. Ломакина, Ю.Н. Голицына, Ф.А. Багрецова, B.C. Орлова и др.) подкреплено свидетельствами очевидцев — выдержками из рецензий музыкальных критиков и писателей (А.Н. Серова, В.В. Стасова, Г.А. Лароша, В.Ф. Одоевского и

ДР-)-

По фабуле и структуре своеобразными предшественниками очерка

Т.Н. Агаевой можно считать три сборника статей Д.Л. Локшина3. Представленная в сборниках 1953 и 1963 годов панорама зарождения и развития русской профессиональной хоровой культуры складывается из фактов и явлений жизни наиболее известных певческих объединениий, описанных в зарисовках-персоналиях этих книг. В той и другой в Раздел 1 вошли очерки о дореволюционных коллективах (Придворной Певческой капелле, Московском Синодальном хоре, хоре Бесплатной музыкальной школы, частных хоровых капеллах графов Шереметевых, А.А. Архангельского, В.А. Булычева, И.И. Юхова и др.), в Раздел 2 — о послереволюционных (Ле-

2 Ильин В.П. Очерки истории русской хоровой культуры второй половины XVII - начала XX века. М. 1985.

нинградской Академической капелле, Государственной капелле им. Глинки и др.). В сборнике же 1957 года ракурс осмысления проблемы изменен: внимание исследователя сосредоточено преимущественно на возникновении и использовании в работе певческих организаций различных типов и особенностей хорового преподавания и, следовательно, различных возможностей хорового исполнительства.

Как нам кажется, наиболее ценным качеством, объединяющим сборники Д.Л. Локшина и Т.Н. Агаевой, является практический подход к самому певческому музицированию. Оба исследователя — успешные хормейстеры-профессионалы4, рассматривающие каждое явление и событие истории отечественного хорового музицирования в качестве закономерных этапов постепенного складывания традиции, существующей ныне в этой области.

Лишь в начале XXI века в отечественном музыкознании появились работы, освещающие малоизвестные факты истории РХО и деятельности его отдельных представителей.

Документы, связанные с историей сотрудничества РХО и церковно-певческой капеллы (бывшего московского частного хора Н.А. Смирнова), послужили одним из источников для монографии Е.С. Тугаринова «Вели-

3 Локишн Д.Л. Выдающиеся русские хоры и их дирижеры. М. 1953; Замечательные рус
ские хоры и их дирижеры (краткие очерки). М. 1963; Хоровое пение в русской дорево
люционной и советской школе. М. 1957.

4 Локшин Даниил Львович (1907-1966) — русский музыковед, хоровой дирижер, про
фессор ГМПИ им. Гнесиных, доктор искусствоведения. На протяжении многих лет ру
ководил смешанным хором старших школьников (Москва) и др.; практически изучал
особенности занятий пением с подростками во время мутации, обобщив свои наблюде
ния в методических работах. Автор ряда обработок и переложений для детского и
юношеского хора.

Агаева Татьяна Николаевна — хормейстер (выпускница ПУШИ им. Гнесиных), Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, музыкальный руководитель и дирижер Государственного Академического Театра имени Евг. Вахтангова, заведующая кафедрой музыкальной выразительности театрального артиста Театрального Института им. Б. Щукина. Автор исследований по истории, теории и методике хорового образования в России.

кий русский регент B.C. Орлов» (глава «B.C. Орлов — регент и директор Капеллы РХО»)5.

В данном исследовании на первом плане находится рассмотрение творческой деятельности замечательного дирижера, чья работа в капелле привлекла непосредственное внимание П.И. Чайковского, рекомендовавшего молодого музыканта на важный и ответственный пост главного регента московского Синодального хора. Однако предпринятые автором книги скрупулезные архивные изыскания позволили значительно продвинуться не только на пути изучения жизненного и творческого пути B.C. Орлова, но и внести ряд уточнений в историю деятельности РХО.

В частности, в книге было впервые опубликовано важнейшее письмо B.C. Орлова П.И. Чайковскому с представлением основных положений Устава Московской певческой капеллы — самостоятельного духовного объединения, в которое B.C. Орловым и И.П. Поповым планировалось преобразовать капеллу РХО.

Литература, посвященная хоровому пению в России, включает ценные для нас исследования разной смысловой и содержательной направленности. Их изучение при подготовке диссертации было необходимым, ибо помогало сформировать представления о характерных особенностях бытования отечественного хорового искусства в ту эпоху.

До последнего времени ключевыми для ученого являлись чисто практические вопросы, связанные с данной проблематикой.

Из них главные: что, как и где пели уже функционирующие и только сформированные коллективы любой направленности? В чем разница между сложившимися и складывавшимися традициями музицирования, преподавания, подбора репертуара официальных государственных организаций, церковно-монастырских объединений, относительно «свободных» частных духовных хоров, светских по характеру деятельности кружков и обществ?

5 Тугаринов КС. Великий русский регент B.C. Орлов. М. 2004.

Такая постановка крупных вопросов и проблем влечет за собой и другие, более мелкие, но не менее важные.

Каким образом возможно (если вообще возможно) классифицировать отечественные певческие коллективы данного периода времени? Кем управлялись хоры? Как и где они регистрировались? Какие цели и задачи ставили перед собой? Где выступали, базировались, каким образом финансировались?

В сборнике очерков Б.В. Асафьева «О хоровом искусстве»6 впервые в отечественном музыкознании разрабатываются некоторые направления перечисленной проблематики. Область светского отечественного певческого искусства в целом представлена в книге в качестве единого структурного и музыкального организма. Несмотря на то, что статьи, рецензии, фрагменты более крупных исследований, объединенные в рамках этой работы и опубликованные в 1980 году, были по отдельности написаны много ранее (как указывает составитель, в основном в период 1915 — 1930 гг.), некоторые заданные автором ракурсы научного осмысления до сих пор остаются актуальными. Тенденции зарождения и развития отечественного хорового наследия освещаются Асафьевым на широком фоне культурно-исторических контекстов.

В частности, называя причины «запоздалого» развития «самостоятельного творчества в области светских хоров a cappella», ученый акцентирует прежде всего «слишком слабый рост внетеатральных хоровых орга-низаций (и это по всей стране)» . Разумеется, что указанная ситуация — лишь следствие многих причин: традиционного разграничения сфер бытования церковной и светской музыки, а также отсутствия «внутри» светской хоровой области исполнительской и концертной инфраструктуры, отечественного репертуара и сложившей системы делового и коммерческого управления певческими коллективами.

6 Асафьев Б.В. О хоровом искусстве. Сборник статей / Сост. и комментарии А. Павлова-Арбенина. М. 1980.

Только в последние десятилетия появились русскоязычные исследования, где по большей части можно найти ответы на многие вышеперечисленные вопросы.

В первую очередь это замечательная книга (двухтомник) И.А. Гарднера «Богослужебное пение русской православной церкви», первоначально вышедшая за рубежом, долгое время являвшаяся библиографической ред-

костью и лишь в 1998 году изданная в России . Главная ценность этой работы в том, что собственно богослужебную хоровую традицию автор исследования рассматривает в связи со многими важнейшими социокультурными процессами и закономерностями, так что по существу повествование охватывает все направления развития отечественного певческого наследия (естественно, с преобладанием отрасли духовного хорового музицирования). Особенно надо отметить, что ученый сумел нарисовать яркую, интересную, очень живую и реалистическую картину, несмотря на объективное отсутствие в период создания книги многих необходимых источников9.

Поэтому, наверное, исторически представляется вполне закономерным, что дата первого издания в России гарднеровского труда совпала с выходом первого тома фундаментальной и строго документированной серии исследований «Русская духовная музыка в документах и материалах», осуществляемой коллективом отечественных ученых10. Материалы многотомного издания охватывают период от середины XIX столетия (а в области персоналий, справок и воспоминаний — и несколько ранее) до первых десятилетий ХХ-го. Историческая картина, воссозданная совокупностью

7 Асафьев Б.В. Хоровая культура//Там же. С. 19.

8 Гарднер И.А. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность. Систе
ма. История. Нью-Йорк. 1978. Т. I. Нью-Йорк. 1982. Т. П. Издания в России: Сергиев
Посад. 1998. Тт. I-II. Москва. 2004. Тт. I-II.

9 Гарднер Иван Алексеевич (1898-1984) — немецкий музыковед русского происхожде
ния, один из самых известных зарубежных историков русского церковного пения. В
1917 г. эмигрировал из России, жил и работал в Белграде, Иерусалиме, Вене, Потсдаме,
Зальцбурге. Умер в Мюнхене. Там же написан данный труд.

10 Русская духовная музыка в документах и материалах. Тт. 1-IV / ГИИ, ГЦММК им.
М.И. Глинки. Сост. и комм. С.Г. Зверевой, А. А. Наумова, М.П. Рахмановой. М. 1998-
2002.

многих ранее не известных источников и комментариев авторов публикаций, разворачивает перед глазами читателя все многообразие противоречий той непростой эпохи. Подчеркнем: хотя основным объектом рассмотрения является здесь также область церковного пения и всего, что с ним связано, описанная атмосфера бытования этой музыки позволяет явственно представить себе, чем и как жила в те времена музыкальная и хоровая Москва.

Монография Т.М. Зацепиной «Ю.Н. Голицын»11 затрагивает обширный круг интересующих нас проблем, в данном случае связанных с деятельностью выдающегося дирижера, организатора и содержателя частных церковных хоров, оригинального хорового педагога и талантливого композитора. Воссозданная на основании множества документальных источников и свидетельств биография князя Голицына, словно в фокусе, отражает наиболее противоречивые и малоисследованные области бытования русского хорового искусства той эпохи.

Это конкретные особенности обучения мальчиков-певчих, подробности формирования грамотно и систематически подготовленных с музыкальной точки зрения хоровых коллективов, их выступления в храмах, домах знати, публичных концертах и на общественных мероприятиях, многие стороны бытового и финансового существования хоров, наконец, нюансы «артистической» манеры собственно регентования князя (по-видимому, явно обогнавшей свое время) и восприятия ее критикой, публикой, представителями духовных институций.

Необходимая нам литература по истории отечественной художественной культуры представлена в библиографии прежде всего статьями и объемными разделами, помещенными в нескольких выпусках академического издания, которое охватывает различные аспекты рассмотрения русского

11 Зацепина Т.М. Ю.Н. Голицын М. 2001.

искусства XIX века . Работы привлекают индивидуальностью ракурсов осмысления проблем развития художественного творчества многими учеными — авторами публикаций, вошедших в сборники. Сложные процессы интеграции культурных и исторических явлений, взаимовлияния видов искусств в разных содержательных и выразительных областях, изменения общественных взглядов на жизнь, творчество и деятельность собственно творцов — все эти проблемные «перекрестки» так или иначе оказывают влияние на любые сферы деятельности социума. И все они в равной мере оказались интересными и полезными для нас в процессе реконструкции подлинной истории РХО.

Еще одна важная и объемная область бытования светского певческого искусства России, — формирование отечественной школы светского хорового преподавания и непосредственно связанное с ним появление светского репертуара для хоров a cappella. Данной проблематике посвящен большой круг работ разного времени, и она также получает профессионально-исследовательское осмысление на новом уровне сейчас, буквально в последнее десятилетие.

* * #

Среди учебных пособий по хоровому делу важное значение приобре-тают работы Карла Альбрехта — основателя и первого дирижера РХО . О системе Шеве, которая легла в основу многолетних практических штудий хормейстера, подробно рассказано в III главе диссертации. Здесь же необходимо подчеркнуть основное качество изложения его методы — строгую

12 Русская художественная культура второй половины XIX века. Социально-
эстетические проблемы. Духовная среда / Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М. 1988; Русская ху
дожественная культура второй половины XIX века. Картина мира / Отв. ред. Г.Ю.
Стернин. М. 1991. Русская художественная культура второй половины XIX века. Диа
лог с эпохой/ Отв. ред. Г.Ю. Стернин. М. 1996; Русская художественная культура кон
ца XIX — начала XX веков. Книга 1. Зрелищные искусства и музыка (1895-1907). М.
1968; Очерки русской культуры XIX века. Художественная культура. М. 2002.

13 Альбрехт К.К. Руководство по хоровому пению по цифирной методе Шеве, с прило
жением 70 русских песен и 41 трехголосного хора, преимущественно для народных
школ/ С предисл. Г. А. Лароша. М. 1868; Альбрехт К.К. О рациональном преподавании
пения и музыки в школах. СПб. 1870.

системность поступенного подхода к развитию певческого слуха и хоровых навыков учащихся.

Так, схемы упражнений, приведенные в пособии, представляют собой трехчастную структуру: экзерсисы «в чтении звуковых знаков» (собственно нот), затем — «в чтении звуков измененных» (то есть хроматизмов различного рода), наконец — «в размере». А обширное приложение к сборнику — это уже хоровой репертуар, подобранный по степени «включения» различных видов сложности.

С точки зрения применения аналогичной методики рассматривал К.К. Альбрехт и авторскую литературу для хоров без сопровождения, заказывая ее композиторам с подробными объяснениями, что и как надлежит сочинить, чтобы исполнение сочинений оказалось по силам постепенно приобретавшему мастерство коллективу РХО.

Анализу и обобщению профессиональных аспектов истории хорового преподавания в России тех лет посвящено немалое количество современных нам исследований.

В частности, в книге В.А. Васильева «Традиции и тенденции развития дирижерско-хорового образования в России»14 возникновение различных методик хорового преподавания представлено в музыкально-историческом ракурсе. Формы бытования российских певческих коллективов определяют, с точки зрения автора, этапы поступенного формирования образовательной системы, «дожившей» до наших дней и необходимой для обучения нынешних певчих.

В работах Л.В. Глухова проблематика осмысления дирижерско-хорового образования в России связана прежде всего с функционированием Московского Синодального училища и его блистательного хормейстера

Васильев В.А. Традиции и тенденции развития дирижерско-хорового образования в России. Учебное пособие по хоровой педагогике. СПб. 2006.

B.C. Орлова, который начинал свою профессиональную деятельность в коллективе РХО .

Рассмотрение возникновения и становления преподавательских и педагогических хоровых школ в России является одним из основополагающих содержательных пластов некоторых недавних работ, посвященных истории бытования отечественных светских певческих обществ. Из таковых трудов упомянем два важнейших «цикла» исследований —- М.А. Константиновой о Бесплатной музыкальной школе16 и Э.К. Петри о развитии в здешних условиях немецкой хоровой традиции17.

На фоне немалого количества публикаций, чья проблематика так или иначе связана с осмыслением специфически-профессиональных особенностей деятельности дирижера-хоровика, в значительной степени выделяется работа В.Д. Булгакова «Русская профессиональная хоровая школа конца XIX — первой половины XX столетия»18, где отражены этапы закрепления не только методик и систем хорового преподавания, но и личностных качеств руководителей певческого коллектива, а также восприятия их музыкантами и публикой.

Отдельным и чрезвычайно ценным пластом представленной библиографии являются газетно-журнальные публикации периода с середины

15 Глухое Л.В. Василий Сергеевич Орлов - выдающийся деятель русской хоровой музы
ки и музыкального образования. СПб. 1999; Московское синодальное училище церков
ного пения Дирижерско-хоровое образование в России в деятельности B.C. Орлова
(конец XIX- начало XX столетий). СПб. 2001.

16 Константинова М.А. Музыкальное образование в России XIX века. Современный
взгляд // Современное музыкальное образование. Материалы международной научно-
практической конференции (9-11 октября 2003). СПб. 2003. С. 57—60; Из истории Бес
платной музыкальной школы (1862-1873) // М.А. Балакирев. Личность. Традиции. Со
временники. СПб. 2004. С. 68—82; История Бесплатной музыкальной школы (1862-
1917). Автореферат на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб.
2008.

17 Петри Э.К. Из истории русской хоровой музыки: контакты с немецкой культурой //
Русско-немецкие культурно-исторические контакты. Сборник докладов международ
ной научной конференции. Тольятти. 2004. С. 23—38; Взаимодействие немецкой и рус
ской хоровой традиции в контексте культуры России ХУП-ХГХ веков. Автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Нижн. Новго
род. 2005

XIX до начала XX столетий. По ряду причин, из которых главная — невозможность рассмотрения содержания практически каждого из имеющихся материалов в качестве только фактического или только исследовательского, вся совокупность данных документов помещена нами в специальное приложение под названием «Список использованных опубликованных источников» и с достаточной степенью подробности проанализирована в главе I, вместе и в связи с другими источниками.

Главной целью диссертации является реконструкция поэтапного процесса деятельности Русского хорового общества на протяжении 36 лет — с 1878 по 1914 годы.

Фактически Общество просуществовало до 1917 года. Однако отсутствие документов, связанных с последним трехлетием его биографии (1914-1917), не позволяет в настоящее время довести повествование до этой даты; указанный период нами отмечен, однако подробно не освещен.

Хронологически-повествовательный принцип изложения в исследовании распространяется отчасти на обзор использованных источников и в большой степени — на описание (с различной степенью подробности) основных исторических периодов функционирования РХО.

Достижение главной цели потребовало решения ряда локальных задач. Среди них:

— сбор, обобщение и комментирование опубликованных и неопубликованных документов различного характера, являющихся основным материалом исследования;

— выявление обстоятельств, способствовавших образованию Русского
хорового общества;

— изучение степени и характера причастности РХО к появлению
масштабного пласта российской светской хоровой литературы a cappella;

Булгаков В.Д. Русская профессиональная хоровая школа конца XIX - первой половины XX столетия Казань. 2000.

анализ многосторонней деятельности основных творческих фигур руководителей коллектива;

рассмотрени^эстетических предпосылок, приведших к значительному пересмотру функции отечественного хорового пения в истории русской художественной культуры.

Объект исследования — Русское хоровое общество.

Предмет исследования — общественно-организационная деятельность Русского хорового общества.

Материал исследования. Совокупность различных документов, связанных с историей не только РХО, но и других отечественных певческих объединений, а также крупных российских музыкальных организаций. Это источники административно-деловой направленности (уставы, отчеты, проекты, постановления, программы, справки и др.), мемуарные материалы (свидетельства, воспоминания, опубликованная и неопубликованная переписка) и корпус газетно-журнальных заметок, рецензий и статей, освещающих различные стороны бытования отечественных светских хоровых коллективов.

Опубликованные источники делового, справочного, эпистолярного и публицистического характера, относящиеся к существованию Императорского Русского Музыкального Общества, Бесплатной музыкальной школы, Санкт-Петербургского хорового общества, Думского кружка и др., рассматриваются нами преимущественно в качестве материала для сопоставления организационных принципов их деятельности и деятельности РХО.

Выбором главной цели работы в данном случае обусловлен ее основной метод — реконструкции процесса деятельности музыкально-общественной структуры. При подробном изучении организационных сторон бытования РХО на первый план выдвигаются методы описания и ана-

лнза основных направлений административно-хозяйственного функциони-' рования частного музыкально-коммерческого предприятия19.

В исследовании; сделана попытка исторического обобщения и систематизации разнородных тенденций, фактов и событий, объективно принадлежащих различным по объему и значимости областям политической, социальной и культурной жизни России того времени. Процесс становления в РХО обучающих хоровых методик рассматривается в связи с руководящей и творческой работой талантливых хоровых дирижеров и с собиранием светского певческого репертуара a cappella — с привлечением методов музыкально-исторического, музыкально-педагогического и музыкально-психологического анализа.

При описании некоторых наиболее симптоматичных хоровых сочинений из репертуара РХО используется метод музыкально-теоретического анализа. Классификация и комментирование различных источников осуществляются с позиций прежде всего музыкально-исторической дисциплины, с привлечением сравнительных методов, сложившихся в области литературоведения, а также поведенческой психологии.

Научная новизна работы. В диссертации впервые последовательно и поэтапно рассматриваются возникновение и деятельность Русского хорового общества.

В панораме бытования во второй половине XIX столетия наиболее значительных российских хоровых объединений — государственных и частных, церковных и светских, профессиональных и любительских, академического и популярного направлений — мы постарались выделить и подчеркнуть особенности и тенденции, непосредственно определившие исторические и организационные черты функционирования РХО.

Выражение «коммерческое предприятие» по отношению к московским певческим объединениям употреблено, в частности, обозревателем газеты «Современные известия» в 1881 году. См.: Proflindo. Церковное пение в Москве // Современные известия. 1881. №201. 23 июля. С. 2.

Для этой цели в диссертации собраны и проанализированы многие доступные нам в настоящее время исследовательские и документальные источники. На основании сравнения мнений и точек зрения, имеющихся в опубликованных воспоминаниях, опубликованных и неопубликованных письмах современников, представлена личность одного из основателей и первого руководителя РХО Карла Карловича Альбрехта, что позволяет по-новому взглянуть на творческие достижения этого во многом несправедливо забытого дирижера, композитора и общественного деятеля. Благодаря обнаруженным и систематизированным документам впервые удалось выявить некоторые факты жизни и деятельности второго основателя РХО — Ивана Петровича Попова. В диссертации введены в научный обиход его неопубликованные письма К.К. Альбрехту и П.И. Чайковскому, а также свидетельства справочных изданий «Вся Москва» (за 1886, 1894, 1897, 1901 гг.) и «Материалы для истории московского купечества (1871-1881)» (М. 1909. Т. 9).

В исследовании представлены основные этапы функционирования коллектива с организационно-экономической точки зрения. Собраны и уточнены сведения о репертуаре и программах выступлений хора Общества, адресах его репетиционных баз и мест проведения музыкальных собраний, занятиях обучающих классов, финансовых источниках его существования, денежных поступлениях и тратах.

Теоретическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов как для дальнейших этапов исследования истории РХО, так и в процессе преподавания. Возможно включение ряда положений диссертации в учебные вузовские и училищные курсы истории хорового искусства, истории русской музыки, истории искусства.

Материалы приложений, охватывающих программы выступлений РХО разных периодов, обладают прежде всего практической ценностью. Изучение этих программ профессионалами дирижерско-хорового дела может привести к исполнительской реконструкции этапов концертной жизни

РХО — в виде цикла хоровых исторических концертов. А руководители и артисты хоровых коллективов смогут использовать сочинения из этих программ и репертуарных списков для постепенного овладения обширным отечественным репертуаром для певческих составов a cappella.

Апробация исследования осуществлялась на всех его этапах. В процессе написания структура и содержание диссертации обсуждались на заседаниях кафедры русской музыки Российской Академии музыки им. Гне-синых и Отдела музыки Государственного института искусствознания. Основные положения работы излагались в статьях, докладах па конференциях и при чтении лекций курса «Русская хоровая литература» в РАМ им. Гнесиных.

Структура работы. Диссертация состоит из 2-х томов. Первый том представляет собой научное исследование и включает введение, пять глав, заключение, а также списки библиографических изданий и использованных источников. Во второй том помещены Приложения — Проект изменений первоначального варианта устава и Список членов РХО в сезон 1878-1879 гг.; письма и переписки разных лиц, связанные с историей коллектива; концертные программы и репертуарные таблицы.

К истории отечественного хорового музицирования второй половины XIX столетия

Вторая половина XIX столетия справедливо считается культурно-исторической эпохой, непосредственно предвосхитившей современные нам модели и формы бытования классического искусства в России.

Действительно, по числу одних только событий общественной жизни, связанных с продвижением в широкие слои населения достижений литературы, философии, эстетики, художественного творчества и, наконец, музыки, этот период времени значительно «перекрывает» завоевания предшествовавших.

Как известно, Россия одновременно переживала во второй половине века и расцвет музыкально-концертной жизни, и возникновение нового для себя института профессионального музыкального образования. Эти две тенденции теснейшим образом взаимосвязаны; нелишним будет упомянуть, что образование Императорского Русского Музыкального Общества и — на его основе — первых отечественных консерваторий — события принципиально обобщающие, но отнюдь не единичные, естественно «вписанные» в мощную историческую линию объединения отдельных ярких достижений, в целом традиционную для развития русского музыкального искусства этого времени.

Данная историческая тенденция количественного и смыслового объединения и «собирания» охватывает по крайней мере три важных особенности.

Первая из них — качественная: равнозначность внутри пестрого культурного «фона» событий так называемых эпохальных (образование ИРМО, консерваторий, БМШ, РХО и других крупных объединений) и тех, которые зачастую ошибочно представляются «вспомогательными» и мелкими (и то — в том случае, если мы вообще о них знаем).

Такая черта в принципе отличает исторические периоды, так сказать, усиленного формирования, возникновения (и зачастую — быстрого последующего закрепления) новых отраслей науки, искусства, культуры. При общем взгляде на фактическую панораму бытования подобных периодов многое теряется, что неизбежно: слишком велика, с одной стороны, плотность событий, с другой — наша временная от них отстраненность. Однако при приближении, фокусировке «взгляда» ученого-профессионала ріа определенной области осмотра практически сразу выясняется: там нет ничего второстепенного. Важно все, и появление отдельного коллектива или направления в исторической перспективе влечет за собой образование целой отрасли.

Вторая особенность вплотную примыкает к первой: поскольку профессиональные музыкальные институты в России тогда только начинали появляться, для нас важны в первую очередь процессы, происходившие в так называемой любительской сфере. Ибо в тот период времени грань между пониманием качеств профессионального и любительского была в максимальной степени «размыта» в представлении деятелей русской музыкальной культуры.

Наконец, третья особенность — количественная: преобладание на общем событийном фоне процессов и фактов, связанных преимущественно с развитием хоровой ветви отечественного музыкального исполнительства и образования.

Две первых из названных особенностей естественным образом проявляются в бытовании в России интересной нам сейчас области светского хорового пения. На фоне культурного подъема в музыкальном искусстве в целом, образования многочисленных любительских кружков, обществ и других объединений, свойственного не только хоровой отрасли музыки, собственно появление РХО представляется как закономерным событием в цепочке подобных же, так и — безусловно — итогом некоего предшествовавшего пути, смысловой его «кульминацией», отличающейся концентрацией свойственных этому пути качественных черт.

Различные исторически-смысловые линии, предвосхитившие возникновение и становление РХО, в данном случае невозможно «выстроить» иерархически, объединив «общим знаменателем» — какой-либо одной обла стью русской культурно-общественной жизни. Напротив, многое из описанного и отмеченного ниже касается темы диссертации даже не прямо, а весьма опосредованно, и «принадлежит» ей только частично. По этой причине и степень подробности нашего осмысления фактов и событий в каждом конкретном случае различна.

Однако указанные сложности не могут помешать попыткам некоторых обобщений; тем более, что таковых обобщений в исследованиях по истории русского хорового музицирования светской направленности пока что в полном объеме сделано не было.

Самая фундаментальная из закономерностей развития отечественной певческой культуры второй половины XIX столетия, проявлявшаяся на всех иерархических «уровнях» и с годами получившая в исследовательской литературе статус стереотипной, это — заимствование европейских традиций и форм хорового музицирования и путей распространения хорового наследия, приводившее к последующим попыткам создания на их основе традиций собственно российских, национальных.

Одним из главных направлений в этой области является возникновение хоровых организаций разной смысловой, качественной и жанровой ориентации.

Как известно, начало XIX века в Западной Европе стало временем подлинного расцвета музыкальных обществ, среди которых широкое распространение получили немецкие мужские хоровые коллективы, испол-нявшие сочинения без сопровождения, — Liedertafel .

И в российской столице с 1822 года также начали свою деятельность светские хоровые общества на основе традиционных средневековых немецких моделей. Они назывались тогда Singakademie (певческие академии, хоры певчих). Репертуар их не оказал большого воздействия на развитие

Liedertafel — в пер. с немецкого буквально «песенное застолье» — мужской вокальный ансамбль, первоначально — сообщество поэтов, певцов и композиторов, устраивавших концерты во время застолья. хоровой культуры, в отличие от собственно певческой манеры, по-разному преломляемой в творчестве отечественных коллективов.

1840 год — весьма важная для музыкальной истории России дата образования первого российского Liedertafel в Санкт-Петербурге. С момента основания его деятельность активно поддерживалась очень сильной и в творческом и в социальном планах немецкой диаспорой. Выступления хора Liedertafel стали неотъемлемой частью петербургской концертной жизни. А для русской публики и критики явились наглядным примером как домашнего, так и обще-коммуникативного музыкального воспитания, когда на основе дружественного общения разных поколений любовь к музыкальному искусству прививалась с детства.

Двумя десятилетиями позже (1861) был образован Liedertafel в Москве. В его организации принимали участие пианист Антон Доор, купец Иоганн Карл Книрум, предприниматель Вильгельм Бахман и Вильгельм Люте. Исследователь Д.Г. Ломтев установил, что уже в год основания общество насчитывало 107 человек, из которых 40 являлись хористами и оркестрантами. Остальные члены коллектива оказывали посильную материальную и организационную поддержку, а также время от времени исполняли несложные хоровые партии. Численность этого Liedertafel к 1897 году возросла до 444 человека (при активных 111), а к концу 1917 — до 521 человека (при певческом составе 166). Особенно интересно, что исполнительский репертуар общества, помимо светских и духовных произведений немецких композиторов, включал также хоровые оперные сцены88.

Первое десятилетие существования Русского хорового общества (1878-1888)

Ко времени образования в Москве Русского хорового общества певческих объединений подобной направленности функционировало в стране шесть:

«Мужское хоровое общество» Liedertafel (основано в Москве в 1861 году по немецкому «образцу»),

Хоровые классы Бесплатной музыкальной школы (основана в Санкт-Петербурге в 1862 году),

Общество хорового пения «Баян» (основано в Риге в 1863 году), Русское общество любителей пения «Гусли» (основано в Ревеле в 1864 году), Санкт-Петербургское хоровое общество (основано в 1872 году), «Думский кружок» (основан в Санкт-Петербурге в 1874 году)

Из этих коллективов лишь один был московским, да и тот по существу являлся «филиалом» разветвленного и давно существовавшего немецкого Liedertafel. Естественно, что «Мужское хоровое общество» традиционно исполняло сочинения западноевропейских композиторов, совершенно не ставя своей задачей способствовать развитию русского а сарреІГного хорового репертуара.

На этом историческом фоне весьма своевременно возникла идея создания именно национального хорового общества, близкого по принципам организации и подхода к структуре и функционированию западных (прежде всего немецких) объединений. Однако даже собственно гипотетическое осмысление этой идеи в умах представителей московского музыкального мира в значительной степени тормозилось объективными представлениями о той разнице, какую являло тогдашнее отношение к светскому хоровому пению в России и за границей.

«Кто желает знать, до чего мы, русские, не умеем петь хором, тот должен отправиться к этим немцам [хору Singakademie - Е.С.] и сделать хотя бы беглое сравнение между ними и любым обществом русских любителей, — писал Г.А. Ларош в 1879 году. — ... Голоса у нас отличные, музыкальный слух — далеко не редкость; тут сказываются недуги воспитания и общественной жизни. У нас нет той дисциплины, над которою так легко смеяться, но без которой музыке так же трудно обходиться, как и военному искусству» 92.

Именно поэтому сейчас, по прошествии почти полутора веков, нам сложно оценить смелость замысла Карла Альбрехта — крепкого администратора и талантливого методиста хорового обучения, — а само основание Русского хорового общества представляется событием закономерным и исторически обусловленным. Как и сотрудничество Карла Альбрехта с Иваном Поповым, о необходимости которого емко и в достаточной степени откровенно высказался в своем первом «Обзоре...» А.П. Чижов: «Врозь каждый из них едва бы справился с этим делом. Один был музыкант, но не организатор, другой организатор, но не музыкант» .

Нам неизвестно, как именно и когда судьба свела двух соратников, совместной деятельностью заложивших основы развития светской профессиональной ветви русского хорового пения. Тем не менее, само появление «на авансцене» бытования музыкального искусства тех лет личности и деятельности Попова также представляется симптоматичным.

У Попова не было профессионального музыкального образования, но он был знатоком и ценителем музыкального искусства. Успешно занимаясь делами крупного торгового треста (Московского Купеческого банка), Попов располагал материальными средствами, часть которых тратил на развитие хорового музицирования. В РХО, помимо решения вопросов, касающихся материальной стороны дела (что имело важное значение), он принимал самое непосредственное участие и в собственно художественном развитии коллектива.

Так как Альбрехт, наряду с управлением хором Общества, был загружен еще и другими многочисленными обязанностями, самоотверженный купец-дилетант на протяжении первого десятилетия существования организации отдавал ей практически все свое время и все усилия.

Бесспорно, что этих двух совершенно разных людей объединила огромная любовь к хоровому пению и желание служить на благо развития русского музыкального искусства. Они не побоялись встретить неприязнь и холодность не только со стороны публики и критики, но и со стороны своих собственных коллег-единомышленников, сумев противостоять трудностям и не потерять веру в необходимость созданного ими дела.

В конце января 1876 года основателями были сделаны первые шаги на пути возникновения коллектива. Никаких газетных объявлений о «вербовке лиц, желавших принять участие в этом деле»194, нами не обнаружено, что вполне объяснимо: дела как такового еще не существовало, и данная «вербовка» осуществлялась, скорее всего, в устной форме в среде знакомых, любителей музыки и пения. На это ушел почти целый год. Первая спевка нигде не зарегистрированного любительского хора, названного «хоровыми классами», состоялась только в январе 1877-го в доме И.П. Попова на Пятницкой улице19i.

Русское хоровое общество в конце XIX — начале XX века (1888-1914)

Длительный период функционирования коллектива с 1888 по 1917 годы охватывает несколько важных для истории его развития временньгх этапов. Легче всего классифицировать их в связи со сменами творческих лидеров объединения. Так, с 1888 по 1895 годы главным дирижером этого хора был Антон Степанович Аренский, с 1895 по 1901 — Михаил Михайлович Ипполитов-Иванов, с 1901 по 1907 — Василий Ильич Сафонов, затем — до 1915 года — снова Ипполитов-Иванов (при активном участии Сергея Никифоровича Василенко), наконец, с 1915 по 1917 годы — Павел Григорьевич Чесноков.

Однако совершенно естественно, что сквозь ясно определимые вехи данной классификации проглядывают и даты возникновения иных — более сложно организованных — смысловых направлений биографии коллектива.

В частности, отсчет зрелого периода творческой деятельности РХО можно начинать и с 1892 года, когда было подписано официальное соглашение об участии хора Общества в симфонических собраниях Московского отделения (МО) ИРМО. Как уже говорилось ранее, именно с этого времени отмечается и количественный, и качественный рост публикаций о хоре на страницах отечественной прессы.

Важным событием истории объединения явилось также празднование его 25-летнего юбилея в сезон 1903-1904 гг. Сам факт проведения торжеств по случаю этой даты был весьма значительным как для музыкальной жизни столицы, так и для истории русской хоровой культуры в целом.

Наконец, и не рассматриваемый в рамках диссертации трехлетний период функционирования коллектива в военные и — одновременно — предреволюционные годы также можно выделить в обособленный заключительный «раздел» его существования.

Вышеизложенные варианты периодизации этого 30-летия, кроме того, не могут рассматриваться в отрыве от значительных по смысловому нат полнению тенденций, не только отразившихся в событиях культурно музыкального бытования Москвы, но и характерных для того времени в принципе.

В первую очередь, это факторы концентрации вокруг МО ИРМО и — в частности — консерватории постепенно становившихся все более значимыми событий концертной и образовательной жизни музыкальной Москвы В первые годы своего существования МО ИРМО было несомненным музыкально-организационным лидером старинной столицы, что называется, вне конкуренции и конкурентов. С течением времени появлялись все новые и новые объединения различного рода — общества, кружки, студии, училища, школы, конкурсы, классы , — однако эта крупнейшая музыкальная монополия продолжала сохранять свои позиции2 4. К началу 1890-х консерватория имела оперную студию, большой симфонический оркестр и два хора учащихся. Как мы знаем (в том числе из истории, приключившейся с Танеевым и Альбрехтом265), уже в середине 1880-х ставить в ее стенах ученические оперные спектакли и дирижировать оркестром и хорами было почетно и престижно.

Руководители МО ИРМО и Московской консерватории старались объединить под эгидой этих организаций наиболее перспективные столичные музыкальные учреждения. РХО многие годы функционировало непосредственно в консерваторских стенах. Однако лишь с того времени, как его хор достиг определенного профессионально-технологического уровня мастерства, начинается отсчет сотрудничества двух этих объединений, весьма плодотворного в области прежде всего концертно-исполнительской.

С данной тенденцией опосредованно связана и вторая, в рамках нашего повествования приобретающая немаловажное значение. Это формиро вание интереса не только отечественных исполнителей-профессионалов, но и широкой слушательской аудитории, к музыкальным произведениям «больших» (в том числе и хоровых) циклических жанров, представленных высочайшими по качеству и труднейшими с точки зрения выразительной техники образцами.

Особенно привлекательными для композиторов и публики, по-видимому, являлись характерные особенности сложного и яркого музыкального языка позднеромантических сочинений. Спектр передаваемых им ощущений, эмоций, настроений и состояний значительно расширился по сравнению даже со смысловыми сферами произведений предшествовавших десятилетий (не говоря уже о классическом периоде). Д.В. Житомирский замечательно сформулировал суть этих перемен, говоря о Чайковском: «Считая, что мироощущение человека его времени сложнее, чем оно бывало в прежние времена, что в нем есть неизбежный и неискоренимый "яд", проникающий также и в художественное творчество, Чайковский це-нил связь искусства именно с этой новой сложностью»266.

Потому и традиционная система выразительных средств, чьи составляющие по существу практически не изменились, по характеру осмысления технических деталей стала кардинально иной. В глазах исполнителей специфические трудности многих музыкальных произведений позднеро-мантического периода до сих пор являются во многом определяющими собственно их драматургию.

Похожие диссертации на Русское хоровое общество в истории отечественной музыкальной культуры