Введение к работе
Актуальность исследования. Неотъемлемую часть башкирской традиционной духовной культуры составляет народная песня, которая еще недостаточно исследована. Наиболее актуально изучение сущности природы и художественных особенностей песенных жанров, которое целесообразно начинать с вопроса их классификации. В башкирской музыкальной фольклористике эта проблема не просто замечена, но и определена в следующем критическом высказывании: «В любой науке классификация является основой или предпосылкой, из которой исходят при изучении материала»1. «Однако исследователи башкирских народных песен в этом вопросе еще не пришли к единому решению, и оптимальный вариант классификации пока не найден»2.
Действительно, до сих пор каждый исследователь, как правило, исходил из материалов по собственной избранной теме, представляющих, естественно, только некоторую часть башкирского фольклорного наследия, и предлагаемые жанровые классификационные построения отражали лишь эту часть.
В настоящее время благодаря значительному накоплению аутентичного материала назрели предпосылки познания музыкально-песенной культуры башкир как целостного явления. Однако исходя из ныне существующих классификаций песенного фольклора невозможно научно обобщить этот огромный материал. Собственно, данное обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность предлагаемой нами разработки концептуально новых принципов искомой жанровой классификации (системы жанров), которая, на наш взгляд, окажется способной переосмыслить башкирскую народную песенную традицию в целостном масштабе.
В этом плане для нас поучительна систематизация музыкальных инструментов, основанная на едином органологическом принципе, выполненная Э. Хорнбостелем и К. Заксом из-за острой необходимости научной классификации огромных накоплений музыкальных инструментов, которая до сих пор является непревзойденной3.
1 Пропп В.Я. Принципы классификации фольклорных жанров // Советская этног
рафия. - 1964. - № 4. - С. 147.
2 Башкирское народное творчество: В 18 т. Т.9. Песни / Сост. Б.С. Баимов,
М.А. Мамбетов. - Уфа: Китай, 1996. - С. 13.
3 Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: В2ч. Ч. 1, -
М.: Советский композитор, 1988. - С. 229-260.
Разумеется, при разработке нашей классификации учитывались материалы устного поэтического творчества башкир, прежде всего, предания и легенды песен, поскольку именно в них наиболее ярко отражены древнейшие формы мышления народа, сведения о взглядах на свое историческое прошлое и эстетические идеалы разных эпох. И наконец, в современных условиях, когда в обществе стали утрачиваться исконно народные духовные ценности, изучение и возрождение певческих традиций башкир приобретает особую значимость и актуальность.
Цели и задачи. Основная цель исследования - концептуальное обоснование жанровой системы башкирского песенного фольклора и рассмотрение сквозь ее призму музыкально-песенной традиции как целостного национального духовного явления.
В соответствии с выдвинутой целью были определены следующие задачи:
раскрытие природы певческого жанра, его музыкальных и эстетических особенностей;
выявление мелодической типологии в системе песенных жанров и специфических признаков каждого из мелодических типов;
мелодико-типологическая систематизация и жанровая классификация башкирского песенного фольклора;
рассмотрение песенных форм и поэтических структур в новом аспекте.
Источниковой базой вынесенных на защиту трудов являются как опубликованные, так и архивные материалы. Изучены и использованы фольклорные фонды Научного архива Уфимского научного центра Российской академии наук (УНЦ РАН) и ряд материалов рукописного фонда Института истории, языка и литературы УНЦ РАН, а также Уфимской государственной академии искусств.
Основными источниками настоящего исследования послужили полевые материалы самого соискателя, собранные в экспедициях и командировочных выездах в 1971-2001 гг. как в Башкортостане, так и за его пределами. Кроме того, широко привлечены историко-этнографические и музыковедческие источники, связанные со спецификой исследуемой темы.
Другими словами, соискатель впервые целостно охватил исследуемый материал, то есть изыскал архивные фонды и собрал аутентичные образцы башкирской народной музыки из всех известных на сегодняшний день источников; этот обширный материал йотировал, с учетом текстологических исследований песенных поэтических форм документировал, а
затем подготовил и издал трехтомный свод башкирской традиционной песенной культуры.
Научная новизна представленного к защите исследования заключается в обосновании концептуально новой версии жанровой системы певческих форм башкирской традиционной культуры. Предлагаемое осмысление аутентичного материала выразилось в новом понимании природы песенных мелодических типов в качестве доминанты жанровой системы. Такой подход, в отличие от всех ранее известных классификационных построений, дал возможность привести все многообразие песенных форм к стройному жанровому классификационному ранжиру.
Кроме того, автор впервые:
- выявил и зафиксировал песнопения земледельческого цикла - весь
ма редкие у кочевых народов, к которым принадлежали башкиры;
-наиболее полно собрал эпические песнопения и дал их аналитический обзор;
ввел древние заговорные песни в жанровую систему;
обнаружил реликтовые следы финно-угорского мелоса в песнопениях некоторых башкирских песенных жанров;
ввел в научный оборот такие термины, как «хикаят-кубаир», «киса-кубаир» и «айтыш» с обоснованием их семантической основы.
Методологическая основа работы базируется на сравнительно-историческом подходе с применением системного анализа при интерпретации материала. Ретроспективные и типологические изыскания дали возможность реконструировать в основных чертах мировоззрение и духовный опыт, обусловленные музыкальной традицией башкир, и выявить общие закономерности развития их художественной культуры.
Для наших исследований важными теоретическими ориентирами стали работы ученых-фольклористов В.Я. Аникина, С.А. Галина, В.Е. Гусева, А.Н. Киреева, И.И. Кравцова, Ф.А. Надршиной, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, A.M. Сулейманова, Р.А. Султангареевой, К.В. Чистова.
При изучении песенных жанров, их мелоса и композиции использовался исследовательский опыт музыковедов, внесших значительный вклад в науку о музыкальном фольклоре: Б. Асафьева, Э. Алексеева, Е. Гиппиуса, Б. Бартока, 3. Кодаи, Л. Ленга, Л. Мазеля; специалистов по музыкальному фольклору народов СНГ: В. Байгаскиной, В. Беляева, Ю. Бойко, И. Зем-цовского, Ф. Кароматова, Ю. Кондратьева, X. Кушнарева, В. Лапина, И. Мациевского, а также фольклористов, изучающих башкирскую и татарскую музыкальные культуры: А. Абдуллина, Н. Альмеевой, Л. Атановой,
Н. Ахметжановой, Р. Зелинского, X. Ихтисамова, Ф. Камаева, Л. Лебединского, М. Нигмедзянова, С. Рыбакова и др.
Научно-праісгическая деятельность соискателя и значимость его работы. Научная деятельность автора шла в 3-х направлениях: эксиедицион-но-собирательском, текстолого-эдиционном и научно-теоретическом.
Экспедиционно-собирательская работа заключалась в фиксации произведений народного творчества из уст информаторов на магнитофонную ленту, их документации согласно правилам архивного дела и в составлении научных отчетов. Автор участвовал в 20 научных экспедициях в различные районы Республики Башкортостан, а также в Челябинскую, Курганскую, Оренбургскую, Самарскую и Саратовскую области, где компактно проживают башкиры. Всего во время экспедиций, организованных ИИЯЛ УНЦ РАН в 1971-2001 гг., обследовано 200 населенных пунктов, записано 3 000 музыкально-фольклорных единиц.
Текстолого-эдиционная работа заключалась в расшифровке магнитофонных записей, транскрибировании вербальных текстов, йотировании мелодий, адаптации переводов арабских, персидских и архаичных слов (прежде всего в байтах и мунажатах) для подстрочных замечаний, в научном комментарии, а также в технической подготовке текстов к печати.
Исследования изданы как монографии и учебные пособия для студентов вузов и педагогических училищ, которые могут использоваться при разработке теоріш башкирского народного музыкального творчества, а также отдельных проблем, касающихся песенной и инструментальной традиции башкир. Эти работы востребованы, по ним в настоящее время ведутся спецкурсы в вузах Республики Башкортостан.
Результаты исследований нашли отражение в научно-просветительской деятельности автора: в цикле радиопередач «Народная песня - народу» и в музыкально-этнографическом видеофильме под тем же названием. Материалами исследований широко пользуются творческие коллективы, артисты, ученые и работники народного образования Республики Башкортостан.
Апробация работы. По теме опубликовано более 33 работ, втом числе 6 монографий (одна находится в печати), учебник для студентов вузов, 6 научных сводов, входящих в серию «Башкирское народное творчество» и «Башкирское народное музыкальное искусство», а также статьи (см. список научных трудов автора).
Рукописи публикаций обсуждались и бьюи одобрены на заседаниях отдела фольклора и искусства, а также Ученого совета ИИЯЛ УНЦ РАН.
Основные положения работ апробировались на всесоюзных и республиканских конференциях в городах: Уфе (1972,1980), Ленинграде (1987) и Казани (1992).
Данный научный доклад соискателя по совокупности трудов обсуждался на расширенном заседании отдела фольклора и искусства ИИЯЛ УНЦ РАН с участием специалистов из отдела этнографии, а также Уфимской государственной академии искусств. Доклад рекомендован к защите на соискание ученой степени доктора искусствоведения.
Основные положения диссертационного доклада изложены в указанных публикациях автора (список содержит 14 книг и 19 статей). Общий объем опубликованных научных трудов и нотных материалов составляет более 240 п.л.