Введение к работе
Актуальность. Эпоха Ренессанса, подарившая миру великих поэтов и скульпторов, ученых и художников, философов и музыкантов, справедливо считается одной из значительнейших в истории человечества. Не удивительно, что период Возрождения уже несколько веков приковывает к себе исследовательскую мысль. Эпоха Возрождения изучается музыкантами с различных точек зрения. Объектом внимания являшся эстетические взгляды мастеров, проблеми стиля эпохи, техника письма, биографии композиторов и т.д. Среди множества вопросов особо актуальными представляются наа те, которые касаются музыкального тематизыа. На важность этой проблемы в свое время указывал Вл.Протопопов. По мнение ученого, "очень существенна проблема тематического двиаения, закономерностей вариационного обновления или смены родственного материала внутри крупной формы" {Протопопов Вд., 1977, с.1083. Важными мы считаем и общие вопросы, связанные с самим понятием "музыкальная тема" в эпоху Возрождения, ее функциями и свойствами. В диссертации они раскрываются в сопоставлении с особенностями трактовки музыкальной темы в других исторических стилях, в частности Средневековья и Нового Времени. Это, на наш взгляд, позволяет полнее выявить своеобразие тематических процессов в музыке Ренессанса.
Цель работы - рассмотреть феномен "музыкальная тема" применительно к музыке эпохи Возрождения в эстетическом, историческом и теоретическом аспектах. Решение столь сложной проблемы потребовало ответа на следующие вопросы:
Когда появились в музыкальной теории понятия, связанные с выражением тематической идеи и каково их содержание?
Какие функции выполняла музыкальная тема в полифонической композиции ХУ-ХУІ веков?
Каков историко-культурный контекст, повлиявший на сущно:т-ные черты музыкальной темы,и каковы в связи с этим ее типологические особенности?
Как реализовала себя в искусстве Ренессанса концепция развития музыкального материала?
Какова специфика тематических процессов в композициях, демонстрирующих различную технику претворения темы-первоисточяиха?
Избранный ракурс исследования в таком объеме еще не бнл предметом специального научного анализа. Мекду тем в условиях многослойной типизации ("тематический фонд", уровень композиторской техники, жанр) характер работы с музыкальным материалом является едва ли не основным показателем авторской индивидуальности. Следовательно, анализ интерпретации мелодического первоисточника, с точки зрения тематизма и тех процессов, в которых он участвует, может не только осветить примечательное явление творческой практики минувшей эпохи, но и послужить вкладом в изучение более иирокой проблемы авторского начала в музыке Ренессанса.
Иетод и материал исследования. В работе применен системный метод исследования, позволяющий сочетать эстетический, исторический и теоретический подхода к изучаемоцу явлению. Привлечение материала искусства ХУ-ХУІ веков предполагает решение вопросов историко-генегического характера, так как, по мнению ряда ученых, начало формирования представлений о тематизме восходят к музыке эпохи Ренессанса.
Выбор материала исследования диктовался многоплановоеты» поставленной задачи. Необходимость взглянуть на искусство Возрождения глазами его современников потребовала привлечения (наряду с теоретический наследием и самими музыкальными памятниками) большого количества источников, связанных с проблемами
как музыкальной, так и общей эстетики.
В диссертации подробно анализируются трактаты "Hod вcachor-don" Глареана, "be istltutioni harmoniche" ЦарлИНО, "A Plai-ne and Easie Introduction to Practlcall Muslcke" Норли, "Conpendium musices" КОКЛИКО, "Ragionamento dl nuslca" ПОН-тио, труд Альберти "De pictura" и др. Автора работы интересует не только трактовка термина "музыкальная тема" в ХУ-XJI веках, но и история самого понятия "тема", включающего различные синонимы для выражения тематической идеи в музыке этого и предшествующего времени. В этой связи привлекаются трактаты средневековых авторов, В ЧИСЛе КОТОРЫХ ПсевдО-МурИС ("Surma пизі-сае"), Франко Кельнский ("Ars cantua тепэигаЪ111в"),И.де. Гарландиа ("De nusica mensurabiii positlo"), Г.Монахус ("Da areceptis artls musiee"), анонимные труды "Dlscantus розі-tio vulgaria", "Tractatus de consonantlle mualcallbus", "De men-suria et discantu" и ряд других. He ограничивается рамками ХУ-ХУІ веков и подборка музыкальных источников. Конечно, в центре внимания находятся прежде всего композиции авторов эпохи Ренессанса (Дюфаи, Окегема, Обрехта, Носкена, Лассо, Изака, Коцпера, Палестрины, Викториа и др.), но наряду с ними используется материал как более ранний по времени написания (анонимные сочинения в канрах органума, кондукта, ыотета ХШ века, композиции Витри, Маио, Чикониа, Дакстейбла), так и более поздний (произведения Ф.Анерио, К.Кациоллни, Дя.Бернабея). В целом хронологические рамки исследованного в диссертации музыкального материала охватывают ХІ-ХУП века. Среди эстетических работ, основные положения которых развиваются в диссертации, - работы Л'.Баткина, А.Веселовского, А.Гуревича, Д.Лихачева, А.Лосева, В.Логмана и др.
Методологической основой диссертации послужили принципы
нсторико-георетического подхода к анализу и оценке описываешь явлений. Непременным условней изучения "старой музыки", по мне-вию автора, выступает анализ исторических проблем на основе конкретных музыкальных фактов, либо рассмотрение музыкального материала сквозь призму его исторического бытия. Исследование опирается на специальную литературу по истории, теории, эстетике и практике музыки Ренессанса. По ряду вопросов получили развитие положения из трудов Вл.Протопопова, С.Скребкова, Ю.Евдокимовой, Н.Симаковой, Г.Пелециса, Т.Дубравской и др. Из зарубежных ученых, чьи методы исследования были нам близки, назовем В.Алеля, к.Букофцера, К.Палиску, Г.Риза, Э.Спаркса, Д.Хьюза
к др.
Научная новизна диссертации заключается прежде всего в том, что категория тематизма, которая обычно рассматривается в контексте музыки Нового Времени, экстраполирована (с учетом стилевых особенностей и традиций) ва музыкальное искусство более ранних исторических стилей. При этом подчеркивается, что формы проявления тематического начала в каждую отдельную эпоху являются различными, как различно в разных исторических системах и конкретное наполнение функций музыкальной темы. К понятию "тема" в культуре Возрождения (под темой подразумевается главная конструктивная и содержательная идея сочинения) не следует подходить с критериями музыки Нового Времени; необходимо учитывать особенности музыкальной практики и теории ХУ-ХЛ веков. Таким образом, понятия "тематический фонд" и "заданный тезис" рассматриваются не только как самостоятельные, автономные явления, но помещаются в русло историко-культурного контекста, в художественную систему искусства Возрождения.
К новым положениям диссертации относятся:
I) более широкая, чем принято (общеродовая) трактовка по-
нятия "музыкальная тема", базирующаяся на разветвленной сети теоретических соложений: строении теин, ее типологии и классификации;
-
в связи с разными композиционными функциям рассматривался различные виды тем, отстаивается целесообразность подхода к теме в эпоху Ренессанса с точки зрения взаимосвязи ее составных компонентов, т.е.с позиций системы:
-
предпринята попытка теоретически обосновать и раскрыть природу музыкальной темы в эпоху Возрождения, установить ее сходство и отличие от трактовки темы в более ранних, равно как и более поздних художественных стилях.
В работе выдвигаются и более частные новые положения, которые связаны с проблемами композиционного процесса, теорией тематизма, вопросами музыкального языка:
разграничивается понятия "тема" и "тематизм";
вводится понятие "мегатематизм" как узловое для понимания особенностей тематических процессов в доклассическув эпоху;
исследуются особенности трактовки тематизма в его жанровом срезе;
исправляются существующие в современной литературе неточности в толковании того или иного термина, предлагается иная трактовка ряда понятий, в том числе таких как passaggio, point
и др.
Новым является и привлекаемый к исследованию материал (музыкальные композиции и трактаты), многие из которых анализируются с избранных позиций впервые.
Практическая значимость диссертации заключается в том,
что исследование восполняет один из пробелов в теория музыкального тематизма. Обобщение художественного опыта, накопленного
эпохой Ренессанса, суждения о теоретических аспектах тематизма
в їх взаимосвязи с принципами трактовки тега-первоисточника представляют интерес для музыковедов, композиторов, искусствоведов. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших недиевистических исследованиях, а также в курсах полифонии, музыкально-теоретических систем, анализа, истории зарубежной музыки.
Апробация работы. Диссертация подготовлена, обсуждена'и рекомендована к защите на кафедре теории музыки Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Основные поло-хевия диссертации отрахены в публикациях общим объемом 3 печ.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, где обосновываются актуальность и главная задача исследования, четырех глав и заключения. Первая глава, включающая два параграфа, посвящена вопросам трактовки феномена "тема" в музыке. Вторая глава, также состоящая из двух параграфов, вскрывает культурологический контекст музыкальной темы в эпоху Средневековья я Возрождения. Здесь хе затрагиваются проблемы функциональной природы музыкальной темы. Концепции развития музыкального материала в эпоху Возрождения отводится третья глава. В трех параграфах последней, четвертой главы рассматривается специфика тематических процессов в сочинениях на cantus floridus, cantus firoua и сквозного имитационного письма. Основные положения суммируются в заключении. Диссертация (общий объем 311 машинописных страниц) включает нотные примеры, а также материал уточняющего и комментирующего характера, помещенный, как и библиография (169 наименований) в конце работы.