Введение к работе
Актуальность темы. Обозначенная проблематика обусловила особую актуальность обращения к теме "Полифония в инструментальных произведениях композиторов Таджикистана", ведь именно полифония сегодня - вагхнеПаип фактор становления и развития национального многоголосного языка народов нашого региона. Нема-ловзлтам обстоятельством является также полное отсутствие подобных разработок на материале таджикское музыки. Изучение особенностей использования полифонии (на разных уровня., её функционирования) с указанных позиции способствует 'формированию более течных представлений о характер" ппоце."са освоения многоголосия в целом, поскольку полифоническое многоголосно функционирует не изолированно, а в сб:-;ем контексте с другими принципами организации музыкально" ткани.
Практическое значение исследования связано с потребностями музыкально-педагогической практики, та:; как данные о функционировании полифонии в музыке таджикских композиторов могут
- г -
и должны быть включены в специальные и общие курсы полифонии, анализа музыкальных произведений, а также курс истории таджикской музыки, читаемой в учебных заведениях республики.
Основная цель исследования - выявление специфики использования исторически сложившихся полифонических средств, специфики, возникающей в результате их взаимодействия с национальными таджикскими традициями. Потенциал композиторского творчества, накопленный в республике, уже позволяет поставить
Проблему ИыеННО Так ИЗ/ O^c'V.
Этим определяется выбор ракурса исследования и расстановка в нём акцентов. Подчеркнем, что подобный подход позволяет сконцентрировать внимание на явлениях, наиболее показательных в плане синтеза полифонии с приёмами, бытующими в практике традиционного музицирования, и направлениях - вкупе с другими средствами музыкальной выразительности на создание национального облика музыкального звучания. При этом особенности использования полифонии рассматриваются с позиций, выработанных современным музыкознанием и направленных на выяв-ленге специфики моментов, формирующихся в национальном композиторском мышлении.
Достижение основной цели потребовало постановки и решения частных вопросов различного порядка. В их числе - попытке выявления некоторых обчих закономерностей процесса становления многоголосия на примере различных музыкальных культур, фиксирование в традиционном монодийном музыкальном искусстве разных народов предпосылок к формированию многоголосной практики, влияние данных предпосылок на полифонические приёмы и формы. Последнее выступает в неразрывной связи с выразительными функциями самих полифонических приемов. Но по-настоя:це.\:у это становится возможным во взаимодействии с другими видами фактур, в общем контексте многоголосной ткани.
Научная новизна исследования. Избранный ракурс определяет новизну диссертации. Ото, прекде всего, связано с тем, что творчество композиторов Таджикистана впервые становится объектом изучения в плане претворения'полифонических приёмов, методов развития и форм. Кроме того, в музыкальный материал исследования включён ряд сочинений, до сих пор вооб-де никак не
освещенных в музыковедческой литературе. На наш взгляд, моменты новизны обусловлены также дальнейшим уточнением принципов взаимодействия композиторской и монодийной практики, ведь изучение названных принципов представляет собой один из кардинальных вопросов теоретического музыкознания.
3 процессе исследования организации музыкально,! ткани возникла также необходимость уточнения нскоторих ПОНЯТИЙ, ИМЄЮ'ЗйХ сегодня различные оттенки толкования. Так, в этой связи предпринята попытка разграничить понятия гетерогонии и подголосоч-ной полифонии.; введён рабочий терміт "нейтральное многоголосие", призванный подчеркнуть отсутствие сугубо полифонических (в узком понимании) предпосылок в архаическом многоголосии.
' Методологической гїазой исследования на всеобщем философском уровне послужили везучие положения диалектического материализма, материалистической эстетики, а также тесно связанный с ними принцип историзма. Возникающие в процессе исследования вопросы, связанные с проблемой взаимосвязи национального и интернационального, а также проблемой "Боеток-Запад", исследуются на базе положений, разработанных в трудах советских эстетиков и историков.
И." частнонаучнсм уровне настоящая диссертация отталкивается от достижений советского ',' тгрубежного музыковедения. С их псмо'дью определён оптимальный для избранного ракурса пари-акт сочетания аналитического и сравнительно-типологического методов исследования. Вякнуго роль сыграли исследования в области полифонии Ю.Евдокимовой, З.Задегацкого, Е.^ацокиной, A..V.-ілкк, K.feaK и других советских музыковедов.
Необходимо отмесить- тякко труды, посвященные различим/ аспектам проблемы формирования и функциенгреоан; г многоголосия - как профессионального, так и народного. Среди них исследования о. Алексеева, :.';,ЛсланипБили, П.Дкавахишвили, И .Норда-кия, Н.Кауфмана, Л.-їчеґдерл и др.
Больную помочь в работе оказали исследования, посвященные различным проблемам таджикской м узбекской музыки - работы 3.Беляева, О.Бочкарёвой, І'.ІЗьізго-їівяновой, Т.Гафурбекова, о-.Гейзер, С.Закркевсксй, О.Кароматсва, 2.Кона, Л.Назаровой, К.Янсв-Яновской и др.
_ 4 -
Б методологическом аспекте особо следует выделить работы, где рассматривается, специфика функционирования полифонии в композиторском-творчестве, сложившемся на почве восточных мон оди иных культур - Г. Алиеве-;: (Азербайджан), А.Кор?лвсН'. ;о и О.Му/.таропО/. (УзОек>-.-? )>:), Г.Чеботарлн (Армения).
Основні:» муапкал:-" -.: материале, исследования являются произведения композиторов Таджикистана в области инструментальной, музыки, наиболее, показательные в плане претворения по лифоничеекпх приемов, методов и форм. Однако, в ходе анализа ь качестве контрольного матери ".ла иногда привлекались произведения и других гканров, наиболее интересные с точки зрения использования полифонии. С учетом ракурс." исследования основное внимание удалено-сочинениям двух последних десятилетий и особенно - последних лет.
Аигсбация пас.оть'. Результаты исследования были доложены и ебсууу.енм на заседаниях кп [едрк теории музыки Т'елкентскеП государственно:': консерватории им.л.Аїїрафи.
Основные полст.онич и отдел!)Нь:е разделы диссертации были излехенн в выступлениях на республиканских конференциях молодых ученых и специалистов (Душанбе, І98, 1900'), региональных и всесоюзных иекуоетвоведчесчих конференциях (Баку, I9G7, Таш кент, 1957, Душанбе, I9c(-) , а также в публикациях.
Структура диссертации. Решение поставленных задач опреде ллет структуру диссертации. Сна состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка литературы и нотного приложения.