Введение к работе
Актуальность теки исследования определяется недостаточной изученностью певческой традиции донских ка-заков. Своевременность подобаого труда очевидна и в практическом, я в теоретической алане. Рефлексия народного певческого опыта стала веооходямостьи для иссслаителвй - как профессиоая-лев я любителей, гак а традиционных певцов молодого доколеная, Одвя ясшлгввают потребность в выработке обьективяыг критериев аутентичности, другие - стремящиеся возродить мужское аясямбле-вое певне - в раскрытии и осознании принципиальных для певче-окой культура механизмов, варушевве которых неизбежно приводит к её деградации.
Еще одва сторона практической целесообразности избранной теин - острота её политического звучания. С одаой сторони, в официальных документах казачество названо "исторически сложив-вейся вулиуряо-эгвяческой общаоствю"1; с другой, крайне ряди-кальвые политические оогедкневия, полярные по убеждениям, считает любые притязания казачества на самобытность, я чем числе культурную, несостоятельными. Дра этой взгляде традиция донских казаков предстаёт как локадьяая развовадаость русской.
Та же картина характерна и для науки, в которой не ревеаа важнейшая проблема этногенеза казачества и ает убедительной концепции его культуры, являющейся'важнейшим етвевсиффереяци-рующим признаком.
В теоретическом плаве данное диссертационное исследование являетоя первым опытом целоотного апиоавия довокой певчеокой традиции и предлагает один из путей изучения типов интонирования и, шире, артикулятораого поведениям Благодаря избранному ракур-оу, оно попадает в актуальную проблематику народоведческих наук -" этвомузыкологш, этнографии и этвопоихологии, разрабатывающих общие для них сюжеты о поведенческих и иных стереотипах этнических культур.
..Постановление Верховного Совета Российской федерации о реабилитации казачества..// Ведомости Съезда народных депутатов Российской федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. С.2262.
Цеди и задачи работы. Исследование яре следует цель выявления культурной самобытности донских казаков как создателей и хранителей оригинальной по строению и-соотаву певчеокой тра диции, обладающей своей образно-поэтической системой, характерными формами вокального ансамбля и музыкальной артикуляции
Конкретные задачи состояли в.изучении:
-
детерменированности структуры традиции особенностями военно-общинной организации, образом жизни и спецификой деятельности;
-
особенностей жанровой системы, исходя из внутренних, имманентно присущих законов и понимания её самими певцами;
-
самостоятельного казачьего песенного репертуара, как материала для объективного анализа характерного в исполнительстве;
-
интенции к.движению как пафоса деятельности, объективации темпоритмических ощущений в музыкальво-ритмичеоких стереотипах;
-
проявлений в пении гармоничного синтеза вокально-речевого и моторного начала или доминирования одного из них;
-
роли тембра и манеры интонирования как факторов,структурирующих стиль мелодики и распева;
-
различий в арсенале приёмов мужского и женского пения;
-
преломления поведенческих стереотипов в многоголосном ансамбле как особой форме общения;
В работе возник и ряд других вопросов, составивших второй "сюжетный план":
-
взаимообусловленности-формирования и развития двух ветвей музыкальной культуры - профессиональной (церковной православной) и народной;
-
параллелей донской казачьей традиции с иными, родственными и отдалёнными;
3- .словаря певчеокой терминологии, как источника изучения менталитета;
4. -переводимости языков культуры.
Материал исследования. Основными источниками при подготов-і ке диссертации послужили неопубликованные материалы фольклорных экспедиций за 1970-1994 годы (фонограммы, исполнительские и исследовательские комментарии, нотации), хранящиеся в Ростовской консерватории им.С.В.Рахманинова и личном архиве авто-
pa, опубликованные грамзаписи 1967-1980 г., сборники народных песен. Последние привлекались, в основвоы, для изучения репертуара. Особой ценностью обладают записи и. замечания А.М.Листо-падова и С.Я.Арефяна 1900-х годов, критика которых, наряду о Б.М.Добровольским, Ы.А.Лобановым, И.К.Свиридовой, диссертант посвятил несколько статей. Предпринятый в прошлом обстоятельный текстологический анализ публикаций и автографов этих собирателей позволил опустить в диссертации раздел критики источников и использовать как одну из песенных коллекций свод А.М.Лис-топадова "Песня донских казаков" (в 5-ти т., 6-ти кн. - 1949-1954 г.).
Исследование не могло бы состояться бе.а помощи, оказанной певцами, обладающими талантом рефлексии традиции. С ними автор имел возможность в течение ряда лет петь и обсуадать многие вопросы (М.А.Адамов, П.Я.Плузшшова, Е.А.Меркулова, О.В.Пономарева, К.С.Фаргукова, В.В.Чурбасов, В.Ф.Наугольнов, П.Н.Лесничен-ко, В.П.Полозова, Н.М.Беопалов, С.И.Садчиков).
» Методологический подход к изучению народной культуры выработан в отечественной науке (археологии, искусствоведении,этнографии, этномузыкологии) и представлен в исследованиях типологического характера (работы А.К.Байбурива, Б.Х.Бгажнокова, Г.К.Вагнера, Е.В.Гишшуса, М.А.Енговатовой, Б.Б.Ефименковой, Ы.В.Кргкова, Д.С.Лихачева, Я.П.Чесн'ова и др.). Исходя из требований типологии о том, что комбинации, отбираемых признаков должны быть присущ самой традиции, мы исследовали в ней явления более ила менее чётко осмысленные народными певцами и. отраженные в народно-певческой терминологии. Другое важное условие этого метода - достоверность источников, когда предпочтение отдаётся непосредственному звучанию или записям'.доступным для проверки.
Методология изучения артикуляции определена в трудах Э.Е. Алексеева,.Е.В.Гиппиуса, И.Й.Земцовокого, И.В.Мащевского.З.В. Эвальд и восходит к теории интонации Б.В.Асафьева.
Методические аспекты анализа различных сторон музыкального текста разработаны в трудах М.А.Енговатовой, Б.Б.Ефименковой, А.С.Кабанова, В.В.Назайкинского, Я.Ф.Гйфгикяди, В.Н.Холо-повой (темп и рити), И.А.Гарбузова, В.В.Мазепуса, В.Л.Морозова, Ю.Н.Рагса (акустика).
Апробащя работы. Диссертация обсудцалась на кафедра исто-
рий музыки Ростовской государственной консерватории иы.С.В.Рах-мандновв. Отдельные её положения апробированы в докладах аа международных конференциях: "Вопросы народного многоголосия" (г.Боржоми, 1966), "Культурный текст: структура, функции,жанр" (г.Руза, 1993), "Битовая музыкальная культура: история и современность" (г.'Ростов-на-Дояу, 1994).
Идеи и материалы исследования легли в основу читаемых автором в Ростовской государственной консерватории им.С.В.Рахманинова лекционных курсов "Проблемы народного вокального исполнительства", "областные певческие стили", "Музыкальный фольклор" .
По теме диссертации опубликовано 7 работ.
Основные результаты внедрялись в исполнительскую практику в фольклорном ансамбле "ЛестЕйца" Ростовской консерватории, в казачьем станичном обществе Георгиевоком (Ростов-на-Дону, 1993-1994), в муниципальной Школе молодого казака (Роотов-на-Дову, 1993-1995); в виде, методических рекомендаций они предложены слушателям семинаров для руководителей народных хоров и фольклор-. ных ансамблей Ростовской обласги (методический кабинет Областного департамента культуры, Донской центр народного творчества, 1994).
Научная новизна заключена уже в самом исполнительском ракурсе.
Главное внимание в работе впервые уделено анализу функционирования фольклора во внешнем быту, определен круг жанров и систематизирован репертуар песен "в службе", аккумулирующий специфические признаки интонирования.
Исследование является первым опытом многоуровневого сравнительного изучения мужского и женского народного вокального исполнительства.
В нем предпринята попытка ареального разграничения певческих стилей Дона и выявлены его предпосылки.
В диссертации прослежен процесс синтеза, двух принципиально различных типов моторики: вокально-речевой и кинестетической, показаны ранее неописанные механизмы артикуляции.
Практическое значение работы вытекает из изложенных выше положений, обосновывающих её актуальность.
Целостное рассмотрение певческого искусства донских казаков в аспекте. своеобразия интонирования позволяет не только существенно углубить представления о нем, но и применить этот envT
к другим традиционным культурам и разнообразным явлениям внутри них.
Такой подход может лечь в основу планировки и разработки отдельных тем курса "Областные певческие стили", читаемого в музыкальных.училищах и вузах.
Представляется перспективный использование материалов исследования в курсах фольклора, этнографии и краеведческих дисциплинах общеобразовательных школ и лицеев. На его основе возможна подготовка ыетодических рекомендаций певцам и руководителям фольклорных ансамблей и хоров.