Введение к работе
Актуальность диссертации определяется местом бразильской архитектуры, привлекающей неизменное внимание специалистов, в мировом зодчестве XX в., а также тем, что в недавнем прошлом :лаборазвитая, хотя и располагающая огромными природными богат-зтвами и трудовыми ресурсами страна в 1980-е гг. выходит на Бегущие позиции в мировой экономике и политике. Анализ художествен-юго и архитектурного процесса в ней имеет важное значение как і силу значимости ее культурного наследия и его влияния на достижения современного искусства и архитектуры, так и методологи-[ЄСКИ - как своеобразная модель развития культуры типологически Ілизких к ней стран и регионов оо сложным этническим составом, :тремящихся к подлинной самостоятельности, и прогрессу.
Актуальность работы связана также с разворачивающимися в :астоящее время крупными работами по научному исследованию все-бщей истории архитектуры и по анализу архитектуры в культуре овейшего времени. Поэтому особенно важен определяющий научную аправленность диссертации культурологический подход, структур-нй метод исследования архитектуры Бразилии (возможного только а уровне искусства, культуры и общественного сознания в целом), е истории и в особенности генезиса, характера и конкретных про-влений ее своеобразия, попытка выявить на конкретном материале лияние на архитектуру экономических, социальных, политико-иде-логических и, главное, культурных процессов, а также анализ
традиционных, но постоянно выступающих новыми гранями и специфично проявляющихся в условиях Бразилии (главным образом в связи с потребностями и новыми задачами проектной практики) историко-архитектурных и теоретических проблем: новаторство и преемственность, всеобщее и своеобразное (региональное, национальное, местное, индивидуальное), стиль и эпоха, обусловленность и относительная независимость архитектурно-художественного образа, взаимодействие различных видов искусства и их влияние на особенности развития архитектурного формообразования, роль активной творческой личности в архитектурном процессе и др.
Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем:
впервые за пределами Бразилии проведено капитальное целостное - от истоков до современного состояния - и комплексное историко-искусствоведческое исследование развитой и влиятельной национальной художественной школы (прежде всего архитектуры) Бразилии во взаимосвязи с развитием мирового искусства и архитектуры, в особенности искусства и архитектуры других стран Латинской Америки; впервые изучена,обобщети показана архитектура Бразилии 60-80-х гг.;
выявлен, изучен, обобщен и введен в научный обиход большой и многообразный массив нового материала (частично не исследованный и в самой Бразилии), необходимого для понимания процесса развития архитектуры в искусства Бразилии и закономерностей широкого архитектурного процесса;
впервые четко определены и систематизированы особенности развития архитектуры Бразилии и ее образного арсенала, влияние на нее природных условий, социально-экономического и политического развития страны и движений общественной ьшсли, а также роль и специфика взаимодействия архитектуры и смежных видов искусства в архитектурном формообразовании;
разработана концепция и выявлены механизмы формирования регионального и национального своеобразия бразильской архитекту-
рн и изобразительного искусства, а также искусства Латинской Америки в целом, причем обращено внимание не только на значение этно-генетических факторов, воздействие народной культуры ж спонтанность процесса, но и на роль целенаправленного, подчас программируемого поиска выражения культурной самобытности в профессиональном искусстве;
выявлен индивидуальный вклад крупных творческих личностей, их роль в развитии архитектуры и искусства Бразилии, а также в мировое искусство;
для изучения обусловленности и закономерностей развития архитектуры Бразилии целенаправленно и последовательно использовался новый для архитектуроведения структурно—культурологический подход, рассматривающий архитектуру в качестве неотъемлемой составляющей национальной культуры.
Предмет исследования - творческие процессы в архитектуре Бразилии, определившие ее самобытность, ее место и роль в художественной культуре страны, а также творческий вклад бразильской художественной школы в мировое зодчество и искусство. В докладе речь идет прежде всего о развитии стилеобразования а архитектуре Бразилии, тенденциях в творческом слое профессии, в поисковом проектировании, о движении архитектурной мысля, профессионального сознания.
Бразилия по этническому составу и языку отличается от большинства стран Латинской Америки, однако близость исторических судеб и культурных процессов вызывает необходимость последовать ряд проблем архитектуры и искусства Бразилии в структуре латиноамериканского искусства в целом.
Объект исследования - произведения архитектуры и смежных искусств Бразилии на различных этапах социально-экономического, политического и культурного развития страны, творчество, а также общественно-политические и профессиональные воззрения видных мастеров бразильской архитектуры и искусства в контексте общих
процессов развития мирового зодчества и художественной культуры; творческие (идейно-художественные) взаимосвязи искусства Бразилии с искусством Латинской Америки и других регионов мира, отдельные функционально-технические и композиционные приемы, характеризующие бразильскую архитектурную школу.
Дедью диссертационного исследования было составление научно обоснованной истории архитектуры и искусства Бразилии, выявление особенностей, истоков и механизмов развития архитектуры Бразилии, особенно на ее важнейшем (с точки зрения роли в мировом зодчестве) этапе - в XX в., в частности, становления ее самобытности в связи с культурными и художественными процессами в стране и с развитием мировой архитектуры.
Задачами исследования были анализ становления и особенностей бразильской архитектурной школы, формы ответа бразильских архитекторов на специфику природно-климатических условий, влияния социально-экономических и культурных факторов, развития бразильской литературы, философии, искусства на архитектуру и на сложение ее своеобразия, уточнение и частичный пересмотр принятой периодизации развития, выявление роли отдельных творческих личностей в прогрессе архитектуры Бразилии, новых тенденций в ее развитии и их включенности в мировой архитектурный процесс.
В качестве одной из результирующих задач было выявление и анализ тех функционально-планировочных, технических и художественно-композиционных черт современной бразильской архитектуры, которые могут быть учтены и с соответствующей переработкой использованы с целью совершенствования советского зодчества, что нашло воплощение в публикациях диссертанта в профессиональной периодике.
Метод исследования - традиционно искусствоведческий, срав-нжтельнд-исторический и культурологически-проблемный, направленный на выявление социально-культурной обусловленности процессов развития архитектуры, а также специфики решения бразильскими
архитекторами и художниками конкретных профессиональных задач.
В ходе многолетнего исследования его направленность, оценки и промежуточные выводы автора закономерно видоизменялись как в связи с развитием бразильской в мировой архитектуры, так и о расширением и углублением изучения диссертантом бразильской архитектуры в контексте национальной культуры, а также с изменением исследовательских.задач, авторской позиции и, частично, методологии исследования.
Состояние вопроса. К середине 1950-х гг. были опубликованы книга о современной архитектуре Бразилии архитектора и историка архитектуры Э.Миндлияа (1956) и очерк развития ее искусства виднейшего бразильского искусствоведа П.М.Барди (1956), брошюры архитектора І.Коста (1952) и критика М.Бараза(1954), книга о памятниках культуры Бразилии Р.М.Ф.ди Андради (1952). Архитектура и искусство заняли значительное место в работах видных бразильских социологов Ф.ди Азеведу и Ж.Фрейри. Однако все это были скорее эссе, чем систематические разработки.
Были изданы:книга Ф.Гудвина "Бразилия строит" на материале выставки в Музее современного искусства в Нью-Йорке (1943), работы Р.К.Смита о колониальной архитектуре Бразилии (1955 и др.), две книги (скорее, альбомы) С.Пападаки о творчестве О.Нимейера (1950, 1956), специальные номера профессиональных журналов, а также ряд статей.
В последующем количество публикаций по различным вопросам архитектуры и искусства Бразилии росло лавинообразно. Планировка и символическая структура индейских поселений изучена КЛе-ви-Стросом (1955,1958, есть рус.перевод). Вышли в светдаухтом-ник французского историка искусства Ж.Базена о барочном культовом зодчестве (1956,1958), книга О.Кампилья о бразильских церквях (1957), очерки творчества выдающегося скульптора и архитектора колониальной эпохи Алейжадинью. Серию обзорных и монографических книг написал П.М.Барди (1969,1970,1975 и др.) Вышли
монографии о некоторых бразильских архитекторах и художниках.
Влжннм вкладом в литературу по архитектуре и искусству Бра-оилии стали книги, статьи, интервью их мастеров, особенно О.Ни-цейера о своей жизни и работе, о ситуации в искусстве страны и о его истории. Пяогие из них анализируются в работах диссертанта, который в ранних работах часто опирался на содержащиеся в еех положения. Однако их принципнальпо нельзя считать обьектив-шгді историографическими источниками. В действительности, даже облеченные в форму исторической констатации или поисков истоков отстаиваемых профессиональных приемов, эти выступления во многом являются отражением общественных и профессиональных взглядов, отдельных личностей, выражением авторских концепции и часто по-пнткашг последующего обоснования конкретных проектных решении.
Саиоосознание зрелости бразильского искусства выразилось в выходе в свет энциклопедических словарей по изобразительному искусству (Р.Понтуал, 1969) и архитектуре (Э.Корона и К.Демус, 1972) Бразилии.
В 70-е гг. расширились фундаментальные исследования и публикации бразильских историков и искусствоведов, как направленные на освещение конкретных вопросов, так и частично обобщающего характера. В их числе работы по бразильскому барокко (Э.Этцель, К.Ыанкузу и др.), архитектуре ПХ в. (Н.Гуларт-Реіс), искусству 1910-1920-х гг., а также коллективная "Всеобщая история бразильского искусства" в 2-х томах (1983, составитель В.Занини).
Среда зарубежных исследований следует отметить компилятивную диссертацию француза И.Брюана (1971), а также книги о градостроительстве Бразилии и о строительстве и социальном функционировании ее новой столицы (В.Стаубли, 1966; Н.Эвенсон, 1981). В 70-80-е гг. количество публикаций по архитектуре Бразилии в экономически развитых странах относительно сократилось, что имеет как объективные, так и субъективные причины.
Об архитектуре Бразилии говорится во многих книгах и ста-
тьях, посвященных истории и отдельным проблемам архитектуры мира (в т.ч. в переведенных на русский язык книгах З.Гидиона, М.Раго-на, Ю.&чдике, К.Фремптона, Дж.Аронина и др.) и Латинской Америки (X.-Р.Хичкок, Ф.Бульрич, П.Дамаз, Х.Глусберг и др.)
К настоящему времени литература по изучаемому вопросу насчитывает сотни названий на разных языках (см., например, библиографии и примечания в книгах диссертанта).
В СССР исследования архитектуры и искусства Бразилии начались во второй половине 50-х гг. Во 2-м издании Большой Советской Энциклопедии в статье "Бразилия" (т.6 /Ї95І7) нет соответствующих разделов, нет также статей-персоналий. Первая небольшая статья о современной архитектуре Бразилии принадлежит Ж.Розенбау-му (Архитектура СССР, 195?, № 6). В Краткой художественной энциклопедии "Искусство стран и народов мира" (т.І, 1962) имеется статья о Бразилии (Е.М.Томиловская - архитектура, И.Н.Голомш-ток - изобразительное искусство). Архитектура и искусство Бразилии освещаются в составе глав о Латинской Америке во Всеобщей истории искусств (т.4, 1963 - Т.И.Каптерева и т.6, кн.І, 1965 -В.М.Полевой) и во Всеобщей истории архитектуры в 12-ти томах (т.7, 1969 - Е.Й.Кнриченко). Развитие живописи, скульптуры и архитектуры Бразилии освещено в книге ,В.М.Полевого "Искусство стран латинской Америки" (1967), Искусству Бразилии эпохи кол-ниальной зависимости посвящена глава книги Е.И.Кириченко "Три века искусства Латинской Америки" (1972). Отдельные вопросы иокусства и архитектуры Бразилии освещены в статьях Г.С.Островского, Т.И.КочуровоІ-Крауц, И.С.Фесунанко, С.Б.Мержанова и др.
В обобщающих трудах по архитектуре и градостроительству XX в. об архитектуре Бразилии писали Н.Ф.Гуляницкий, А.В.Иконнп-ков, Ю.С.Савицкий, А.А.Стригалев, С.О.Хан-Магомедов, Ю.С.Яралов и некоторые другие советские историки и теоретики архитектуры.
В 1963 г. издана книга "Бразилия. Экономика, политика, культура", где помещены статьи архитектора О.Нимейера, живопис-
цев Э.Ди Кавалканти и К.Кампофиориту. В 1963 г. вышла в свет в переводе на русский язык книги О.Нимеїера "Мой опыт строительства Бразилиа", а в 1975 г. - антология его работ под названием "Архитектура и общество" (составитель В.Л.Іайт).
Первая публикация диссертанта по архитектуре Бразилии относится к I960 г. (совместно с О.Н.Янипким). В 1963 г. вышла их книга "Оскар Нимейер". С 1967 г. монографические публикации по архитектуре и искусству Бразилии на русском языке принадлежат в основном соискателю (си.приложение), которые освещают их ис-
торию и проблематику, творчество многих видных архитекторов, градостроителей, художников, инженеров, деятелей культуры. Ряд крупных публикаций соискателя был отрецензирован или отмечен в периодике СССР, Бразилии, НРБ, ГДР. В 1971 г. автор защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения на тему "Современная архитектура Бразилии. Творческие проблемы национальной школы".
К настоящему времени бразильская архитектура и искусство за рубежами Бразилии лучше всего исследованы в СССР, хотя многие вопросы остаются неразработанными, а подчас и не поставлены в научном аспекте. На зататт выносятся:
-
авторский анализ истории бразильской архитектуры и искусства с уточнением периодизации их развития, выявлением внутренних закономерностей в структуре бразильской культуры и общественной мнсли и внешних по отношению к архитектуре и искусству, с одной стороны, и к Бразилии, с другой, влияний и взаимодействий;
-
авторская концепция и анализ становления и исторического развития культурной самобытности бразильского (и латиноамериканского в целом) искусства и архитектуры, природно-климатические и этно-культурные предпосылки и политико-идеологические механизмы ее формирования, а также методологические аспекты ис-
їледования проблемы местного своеобразия;
-
выявленные автором особенности образного языка и формального арсенала бразильской архитектуры в их развитии и специфика взаимодействия искусств в Бразилии;
-
определение характера и значимости индивидуального творческого вклада ряда наиболее ярких мастеров бразильского искусства, а также анализ традиционной искусствоведческой проблемы золи личности в художественном процессе, становлении и развитии іациональной художественной школы в конкретных условиях Бразилии.
Доклад состоит из 4-х разделов соответственно разрабатываемой проблематике.
Бразилия - страна относительно молодая, как и другие страны Америки. Она была открыта португальской экспедицией в 1500 г., а независимости добилась только в 1822 г. Бразильский народ сложился в процессе освоения территории, экономического, социального и культурного развития страны и вобрал в себя потомков коренных жителей Америки - индейцев и выходцев из многих стран Европы, Африки и Азии, что во многом определяет синкретической характер ( но построенной, беззсіовно, на основе португальской традиции) национальной культуры Бразилии - яркий, многообразный и внутренне противоречивый. Бразильские архитекторы и художники внесли признанный вклад в национальную и в мировую культуру, особенно в активно развивающуюся художественную культуру Латинской Америки, хотя искусство Бразилии во многом отлично, как покзано ниже, от других стран континента.
В соответствии с реальной периодизацие.і социально-политической истории Бразилии целесообразно резделпть историю ее
искусства и архитектуры на два крупных этапа: период колониальной зависимости (ХУІ - начало ХГХ вв.) и период самостоятельного бразильского государства (ХГХ-ХХ вв.), граница между которыми включает переходный период примерно с 1790-х по 1820-е гг.
Внутри этих периодов выделяются: в первом - ХУІ-ХУП вв. и ХУШ в. с подъемом художественной активности во второй половине последнего; во втором - XIX - начало XX вв. и XX в. Вычленение последнего определяется, как и в большинстве других стран, влиянием не только социально-экономических, общественно-политических и общекультурных факторов развития Бразилии и мира в целом, но и художественной "революцией" 1910-1920-х гг. Однако, интересны не только ведущие на каждом этапе развития тенденции и направления, а многообразие и противоречивость архитектурно-художественного процесса, сосуществование и борьба различных творческих течений и подходов. Подлинную самоценность имеют почти неизвестные за рубежами Бразилии и лишь недавно начавшие изучаться в стране достижения архитектуры и искусства ХУІ -начала XX вв., рассматривавшиеся в 1920-60-х гг. лишь как "предыотория современной архитектуры Бразилии" .
Коренные жители Бразилии - индейцы жили к началу европейской колонизации, а в отдельных регионах живут и в настоящее время в землянках и шалашах. Индейские поселения, как впервые показал К.Леви-Стросс, часто имели круглую форму с кольцевым размещением семейных домов и с расположенными в центре круга общинными домами и площадками для собраний и ритуальных церемоний. Примитивные, с традиционной европейской точки зрения, постройки индейцев не только обладают своеобразной выразительностью, но, главное, тонко приспособлены, как и вся жизнедея-
Хаит В.Л. Современная архитектура Бразилии. Творческие проблемы национальной школы (автореферат дасс. на соискание уч. степени кандидата искусствоведения). М., 1971, с.5
тельность индейцев, к условиям тропического леса.
Строительство в Бразилии развивалось вместе с колонизацией и хозяйственно-административным освоением ее территории. Оно осуществлялось неграми-рабами под руководством португальских мастеров в европейских традициях. В связи с этим спецификой бразильской культуры (и культуры многих других стран) становится ее привнесенность извне '(транскультурация) и последующее заимствование новых архитектурно-художественных направленні и их переработка (аккультурация). Есе это приводит к запаздыванию и зависимости по отношению к художественным центрам (Рим, Лиссабон, Париж, Нью-Йорк), частично преодолеваемым в ряде новаторских работ XX в. Для всего последующего развития архитектурнів целом культуры Бразилии исключительно большую роль сыграло перенесение из Португалии в колонию исторически свойственных национальной культуре Португалии открытости и восприимчивости к внешним художественным воздействиям и вытекающая отсюда синкретичность образного строя и, что особенно важно, приемов и эмоционально-мировоззренческого комплекса барокко.
Меньшее участие индейцев в строительстве и декоративном оформлении бразильских зданий обеспечило их "более европейский", чем в странах Испанской Америки характер.
"Колониальный стиль" в сельском ("фазенды") и городском строительстве Бразилии характеризуется относительной скромностью размеров сооружений и форм. Города, которые строились., главным образом на побережье Атлантического океана, в отличив от городов Испанской Америки с их регулярной ортогональной планировкой тлели свободную планировку, криволинейные улицы и площади неправильной формы, где размещались основные гражданские и культовые здания, церкви часто строились отдельно стоящими, что позволяло пластически обогащать их объемы. Жилые дома нередко облицовывались орнаментированными изразцами "азулежус" или ярко окрашивались по штукатуре, иногда устраивались напоминающие
эркеры зарешеченные балконы-,'мушараби".
Развитие стилеобразования в колониальную эпоху наиболее четко прослеживается в культовом зодчестве. Церкви в прибрежных городах имели фланкированные колокольнями плоские фасады с фронтонами в центре и богато отделанные, иногда сплошь покрытые волочено! резвбой по дереву интерьеры со смысловым и композиционным акцентом на живописных или скульптурных алтарных образах "ретабулу" и на расписных плафонах. В Салвадоре, Ресифи, Рио-де-Жанейро постепенно складывались сложные комплексы монастырей, помещения которых группировались вокруг внутренних дворов с аркадами, а их церкви выходили фасадами на городские площади и улицы.
В ШП в. в связи с экономическим подъемом в колонии активизируются выступления против португальского владычеотва. Центром освободительного движения стала каттитания Минас-Жераис, центр добычи золота ж алмазов, где сложилась своеобразная и яркая разновидность барокко. Культовая архитектура приобрела пластическое богатство, напряженность и устремленность ввысь, смелые сочетания цветов, декоративность и жизнерадостность, человечный масштаб. Планы некоторых храмов нарисованы сложными, переходящими одна в другую кривыми, что усиливает скульптурность объемов. Крупнейшим мастером бразильского барокко стал мулат Алейжадинью. Особенно выразительный и многообразный ансамбль был создан в Конгоньясв (I757-I8I9). В нем соединились умелое использование ландшафта холма, в который вписаны дорога процессий и 6 кубических часовен с полихромными скульптурными композициями Страстей господних, архитектура стройной церкви с богато декорированным ; порталом, приподнятой на платформу, на которую ведет двойная парадная лестница со статуями 12 пророков на изломах парапета. Впечатление дополняет живопись в интерьерах церкви и часовен.
В конце ХУШ в. в колонию проникают классицистические веяния, которые проявились, например, в планировке первого в Рио-
де-Данейро бульвара и в малых формах, спроектированных другим мулатом "Мастером" Валентином да Фоноека-и-Силва.
В ХП в. Бразилия стала громадннм, богатым государством, хотя еразу попавшим в зависимость от передовых промышленных держав. Перед архитектурой страны встали новые, более масштабные и сложные задачи. Для придания Рио-де-Жанейро столичного характера и для организации художественного образования в Бразилию была приглашена Французская художественная миссия (IS16 г.), члены которой несмотря на противодействие местных мастеров начали активно внедрять новые для бразильской художественной традиции и чуждые местным эстетичеонда предпочтениям классицизм в архитектуре и академизм в живописи. Однако это позволило вывести искусство Бразилии на общеевропейские пути художественного развития. В наиболее интересных постройках первой половины ИХ в. классицистическая основа удачно сочетается с мотивами бразильского барокко и такими приемами колониального зодчества, как облицовка фасадов изразцами. Массовая городская застройка продолжала осуществляться в традициях колониальной эпохи.
Во второй половине ИХ - начале XX вв. строятся новые города, начинают благоустраиваться старые, возводятся крупные транспортные сооружения, многоэтажные жилые дома, музеи, универмаги, монументальные оперные ("городские") театры; устанавливаются многочисленные, часто многофигурные памятники, в чем проявилось усиление национального самосознания и интереса (вслед за литературой и живописью) к прошлому страны и местной специфике. В начале XX в. начинают строиться здания в стиле "ар-нуво", но, по-видимому, наиболее интересное явление в местной архитектуре XIX - начала XX в. - пышная и подчас перегруженная декорацией эклектика, возникшая так^е, как и предыдущие стили, под европейским влиянием, но своеобразно отразившая в своем формальном богатстве, ыногостилье, украшенности барочные традиции и синкретичность бразильской культуры, а также некото-
Pjdb демократизацию вкусов и в целом архитектурной деятельности. Идейно-художественная проблематика архитектуры и искусства Бразилия, во многом определившая достижения и своеобразие их развития в XX в. сложилась именно в ттт в. - в период строительства независимого бразильского государства при всей его от-оталосїи и консервативности в то время его социально-экономических и политических структур.
XX в., несмотря на периоды серьезных экономических трудностей и спадов, был для Бразилии временем относительно быстрого промышленного развития, внедрения государственного регулирования экономики, а также реализации крупных проектов создания транспортной и энергетической инфраструктуры. В районах хозяйственного освоения строятся новые города. Непрерывно расширяется промышленное, деловое и жилищное строительство, внедряются индустриальные, в том числе сборные методы, применяются новые материалы и эффективные конструкции.
Важнейшей тенденцией стал рост городов, особенно Сан-Паулу, превратившегося в громадный урбанизированный район с населением до 20 млн.чел. В центрах крупных городов возводятся многочисленные высотные здания.прокладываатся автомагистрали, пробиваются туннели, строятся эстакады, сложные многоуровневые структуры с использованием подземного пространства, расширяются реконструктивные работы, однако одновременно разрастаются неблагоустроенные поселки лачуг - фавелы.
Автором последовательно уточнялась, дифференцировалась и пересматривалась периодизация развития архитектуры и искусства Бразилии XX в. Была выдвинута кажущаяся, возможно, механистической, но отвечающая реальностям бразильского искусства и особенно архитектуры концепция разбивки процесса их развития на этапы, ^примерно соответствующие десятилетиям: 20-е, 30-е - начало 40-х, середина 40-х - 50-е, 60-70-е, 80-е гг. По аксиологическим и стилевым характеристикам, а также отчасти по налра-
вленности заимствовании эти "мелкие" этапы объединяются в два крупных периода: 20-50-е и 60-80-е гг., стадиальной и смысловой границей между которыми является строительство Бразилиа.
Во многом определяющей-., для судеб бразильской архитектуры и искусства XX в. была идейно-художественная борьба в культуре Бразилии 20-х гг. Подготовка и празднование 100-летия независимости Бразилии вызвали подъем.национально-патриотического движения. Прогрессивная общественность страны приветствовала Великую Октябрьскую социалистическую революцию, в которой виделся пример социально-политического обновления. На рубеже 1910-х и 1920-х гг. молодые бразильские художники испытывают массовое увлечение новыми течениями в европейской живописи. На выставках, концертах и лекциях Недели современного искусства 1922 г. в Сан-Паулу и в последующие года в художественном сознании проявились два направления, объединявшиеся пафосом демократического обновления общественной жизни и культуры страны, но резко выступавшие друг против друга по вопросу о путях этого обновления.
Одно направление искало опору в культуре колониального времени ив народном искусстве, включая индейское. В его русле возникш,как и в других странах Латинской Америки, "неоколониальный" стиль в архитектуре,вооооядава*ии*приемы и детали первого родившегося в Бразилии самобытного архитектурного стиля, и некоторые другие нативистско-архаизаторские течения.
другое направление, возникшее во второй половине 20-х гг., было программно модернизаторским. Оно черпало формально-образный арсенал в новейших течениях европейского искусства и архитектуры. Особый интерес бразильских архитекторов-"модернистов" привлекали идеи, функционально-планировочные, технические и композиционные приемы Ле Корбюзье. В распространенной в обществе социальной и эстетической утопии обновление среды (в частности, форм зданий) рассматривалось как важный (а в профессионально-утопическом сознании - главный) фактор и символ обнов-
ления жизни. Характерно, однако, что и художники-новаторы dura увлечены изучением реалий народно! жизни и народного искусства, хотя нередко претворяли их в своих произведениях в парадоксально-гипертрофированных или гротескных образах.
В 1930-е гг. развернулась широкая, хотя ж крайне неравномерная модернизация Бразилии. Именно в это время складывается одухотворенная освободительныии, демократическими и патриотическими идеями целостная бразильская национальная художественная школа. Ей присущи постоянное стремление к обновлению, соединяющееся с творческим освоением наследия и приемов народного зодчества и искусства, монументальность, пластичность, декоративность. Особенно важную консолидирующую и концвпционно-инспири-рующую роль в сложении бразильской архитектурно-художественной школы сыграл архитектор Л.Коста.
В середине 30-х гг. новое направление в архитектуре пробивало себе дорогу через победы в конкурсах. Наиболее полно и выразительно черты бразильской школы проявились в первом подлинно синтетическом ее произведении - здании министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-йанейро (1937-1943 гг.). В образе этого здания как бы выкрие*алиаожалоя Чмжл кхйхк" (по А.И.Каплуну). Руководство его проектированиаана завершающем этапе и ряд других работ, отмеченных пластичностью, живописностью и изяществом, вывели на лидирующую творческую позицию в бразильской архитектуре (через, что следует отметить, международное признание) О.Нимейера.
Конец 40-х и начало 50-х гг. отмечены дальнейшим усилением поисков пластической выразительности и эмоциональности объемов и деталей зданий. Широкие эксперименты ведутся также в области обогащения фактур поверхности, цвета и синтеза архитектуры с живописью, скульптурой и садово-парковым искусством. Этот этап стал периодом совершенствования и своеобразного омассовления, стабилизации современного бразильского стиля. В работах целого
ряда талантливых мастеров складывается новый стереотип узнаваемого произведения современной бразильской архитектуры, начавший оказывать заметное влияние на постройки и проекты во многих странах мира. Бразильских архитекторов начинают приглашать для разработки проектов за" рубежом.
Ломка его произошла лишь в период проектирования новой столицы страны - города Бразилиа.. Это выдающееся, хотя далеко не бесспорное градостроительное мероприятие вызвало мощный общественный и творческий подъем. Генеральный план Л.Коста опирался на искренне гуманистическую, но утопическую социальную концепцию и нес на себе печать градостроительных идей современного движения (предопределивших совокупность его достоинств и недостатков) . Вместе с Чандигархом Бразилиа является одним из наиболее комплексных, последовательных и выразительных памятников "современного" градостроительства.
Дія образа столищ существенно стремление авторов с самого начала создать нечто новое и своеобразное. И действительно, размах и необычность придали исключительную выразительность ансамблю правительственных и общественных зданий в центре города. Она определяется соединением, с одной стороны, доведенной почти до макетности чистота, геометрических тел (призм, полушарий, параллелепипедов, пирамид, конусов и др.) основных объемов сооружений и, с другой стороння вариациями редуцированных прототипов классической архитектуры в дворцовых колоннадах х аркадах. В них использованы новые для современной архитектуры Бразилии материалы, в частности, белый мрамор, а также ритмизированная пластическая обработка поверхностей. Архитектурная композиция обогащается произведениями скульптуры, живописи, садово-паркового искусства.
Ансамбль Бразилиа продемонстрировал творческую энергию и зрелость бразильской архитектурной школы, которые вывели ее в авангард стилевого поиска мирового зодчества. В то же время он
обнажил внутренние социально-мировоззренческие и профессиональ-но-концепщонные противоречия архитектуры страны и вызвал возражения архитектурной молодежи, стимулировавшие новые направления творческих исканий в 60-80-е гг.
В Бразилии, как и в Латинской Америке в целом, всегда сосуществовали и противоборствовали как бы две профессиональные архитектуры (уже не говоря о самодеятельном и тем более лачужно-.скваттерском строительстве): утилитаристская, исходящая из признания приоритета реалий бедной и зависимой страны, большая часть населения которой лишена самого необходимого, и монументально-репрезентативная, опирающаяся на парадигму архитектуры как зримого символа и примера грядущего прогресса страны. В 60-е гг., своеобразно отражая мощный экономический подъем страны, эти две архитектуры одновременно поляризуются и стилистически переплетаются через ассимиляцию идей и приемов утилитаристской архитектуры в монументально-репрезентативную, сфера которой в связи с ростом возможностей и задач заметно расширяется. Ставшая традиционной пластичность объемов и деталей изменяет свою образнуп характеристику, в частности, под воздействием концепций и формальных приемов европейского необрутализма. В структуре зданий образно подчеркивается конструктивная основа, появляются большая замкнутость пространства, строгость форм.массивнне детали.
Начиная с 60-х гг., что является новым и для Бразилии, заметно усиливается влияние архитектуры США, особенно в деловых и промышленных зданиях. Несмотря на сложности и дороговизну обеспечения благоприятного микроклимата в помещениях в условиях тропиков, повсеместно строятся сплошь остекленные высотные параллелепипеды. Часто используется зеркальное или тонированное стекло, панели, облицованные сталью, алюминием, полированным камнем.
Как и в развитых странах Запада - центрах архитектурного движения, в Бразилии 70-80-х гг. можно отметить отсутствие ве-
дущего стилевого направления и признанных лидеров. Стилистический выбор (возможно, подобно ситуации в период эклектики) во многом определяется типологией зданий, их общественной и градостроительной значимостью и конкретными установками заказчика.
В 70-е и особенно в 80-е гг. получает распространение архаизация, а иногда и рурализация архитектурных образов, шире используются традиционные детали и отделка, отделка фасадов кирпичом, деревом, необработанным естественным камнем. При этом сохраняются наиболее органичные региональные и национальные черты бразильской архитектуры 30-60-х гг.
На смену коренной реконструкции центров ряда городов, характерной для предшествовавшего периода, в 70-80-е гг. развернулись работы по охране и реставрации памятников культуры, архитектуры и градостроительства, поддержанные ЮНЕСКО и стимулируемые развитием индустрии туризма. Отреставрированы, благоустроены и оформлены с яркой раскраской фасадов старинные кварталы Салвадора, Ресифи, Ору-Прету; делаются попытки сохранить остатки исторической застройки Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу, что отражает новое, уважительное отношение к истории, в частности, к истории архитектуры.
Особый исследовательский и творческий интерес привлекают характер и генезис своеобразия архитектуры Бразилии. В исследовании проблемы своеобразия автор опирался на труды В.И.Ленина, М. 1,1.Бахтина, Д.С.Лихачева, С.О.Хан-Магомедова, Ю.С.Яралова, В.М.Полевого, З.Б.Зеглскова, В.Н.Кутейшдковой, И.А.Тертерян, З.А.Кузьмищева, П.А.Ппчугина, Е.Фрейри, Ж.Амаду, кубинского писателя и искусствоведа А.Карпентьера, мексиканского философа Л.Соа и др., подчас полемизируя с отдельными выдвинутыми шли по-
гс.чонияш.
Следует отметить, что в советской и зарубежной латиноамери-каннотжке и культурологии нет пока утвердившейся терминологии, относящейся к данной проблематике . "Своеобразие" представляется наиболее широкий, всеобъемлющий понятней, "самобытность" относится к этно-культурннм аспектам своеобразия, определяемым главным образом генезисом данной культуры и выражает ее отлитая от других культур; в последнее время появилось понятие "самость", заменяющее ранее использовавшиеся "подлинность", "самотождественность" и отражающее самосознание, самоопределение данной культуры - изнутри, ее носителями.
В профессиональном сознании проблема культурной самобытности некой национальной архитектуры обычно рассматривается как данность, константа, инвариант. Однако диалектический метод требует изучать ее в динамике, скорее как направленность процесса, как преобладающую тенденцию во всех ее взаимосвязях и обусловленности.
Характер и происхождение самобытности искусства рассматриваются как двойственные явления. Самобытность возникает спонтанно под воздействием различных природних, гтничеоких и социальных факторов - особенно в условиях изолированности развития этноса. В то же время в реальности искусства наряду с естественной самобытностью и часто довлея над ней существует программируемая, создаваемая целенаправленно (обычно в форме развития, подчас гипертрофии отдельных, наиболее определенных спонтанно сложившихся самобытных черт) в ответ на исторически обусловленные, а подчас и конкретно сформулированные задачи национального развития. В "самосознанием" профессиональном искусстве самобытность является результатом как самопроизвольного развития, так и сознательной деятельности и выступаетвкак объективный факт, и как
В испаноязычннх источниках встречаются:autenticidad, identidad, oridXnalldad. и даже idloaincraela, в бразильских - чаще braellldade
субъективный фактор. Последний цроявляется также в двух связанных, но относительно самостоятельных линиях: политико-идеологической и художественно-концептуальной. Концепции культурной самобытности, во многом определяющие направленность художественного процесса, часто вырабатывается з ореде писателей, художников, критиков, поскольку их сознание концентрирует и выражает (обычно интуитивно) ведущие тенденции общественной мысли.
данный подход не противоречит общепринятому представлении о спонтанно-генетическом происхождении самобытности искусства, включая его как важнейшую и исходную ее составляющую, и позволя--ет, в частности, объяснить нередкий феномен самобытного характера произведений зодчества, яапроектнрованннх архитекторамн-ино-страяцамн и вошедших в сокровищницу национальной культуры, нередко став опорой новых типологических рядов. В этом потоке обязательным условиемапоявления самобытных произведений является искренний интерео к местному и народному, изучение и освоение художественных традиций даже через их отрицание в принципиально новаторских решениях.
Своеобразие архитектуры и искусства Латинской Америки и в том числе Бразилии, складывалось в процессе активного, противоречивого и подчас драматичного этно-культурного и художественного синтеза лежащего в его основе искусства Европы с построенным на совершенно иных мировоззренческих и формальных принципах индейского1 и негритянского (оказавшего особенно сильное воздействие на культуру Бразилии и стран Карибского бассейна) искусства. Но сам этот синтез понимается не как результат, а как процесс, детерминируемый или осложняемый целым комплексом условий и факторов.
* В некоторых памятниках бразильского зодчества колониального периода, особенно расположенных в провинции, воспроизводилась индейская иконография, но, в отличие от некоторых регионов Испанской Америки, она не является определяющей в критериях самобытности местной архитектуры
Важнейшим результатом или производным этого синтеза стал расцвет на латиноамериканской и в особенности на бразильской почве барочности (не просто стиля барокко) как специфической формы художественного сознания и действия, отражающей пространственную среду, природные условия, этно-культурные факторы, синкретичность и глубокую народность профессионального искусства континента. Именно в условиях этно-культурнсго синтеза, а в Бразилии в процессе сложения местного варианта барокко -складывалась самобытность бразильского зодчества с характерными для него пластичностью, эмоциональной напряженностью, много-цветноотью, включением в композицию некоторых характерных элементов готики и мавританского зодчества. Барокко легко и прочно привилось в Бразилии вследствие не столько своей распространенности в Португалии, сколько близости складывавшемуся в эту эпоху синкретичному бразильскому национальному характеру.
Проблема самобытности культуры Латинской Америки сформулирована в конце XIX в. испаноамериканским модернизмом (литературно-философское движение, отличное от художественного модернизма Запада),, но фактически она была поставлена еще в период войн за независимость и становления новых государств. В этот период выдвигаются две проявляющиеся поныне концепции национального развития (по определению Л.Сеа, "программы" или "проекты"): "консервативная", которую точнее называть "традипионали-сткой* и "цивилизаторская"1.
"Консервативная" программа ориентировала на развитие традиций прошлого, включая продолжение ассимиляции достижений испанской и португальской культур. Но этот путь был неприемлем для борцов за независимость. Цивилизаторский проект требовал разрыва с прошлым, которое представлялось проявлением отсталости, обновления вівто образа жизни и в связи с новыми задачами
1 Схема Сеа является, естественно, реконструкцией, однако она дает представление о движителях общественного развития и их взаимодействиях.
архитектура оказалась одной из первых областей деятельности, которые нуждались в новых подходах и средствах их развития) отказа от сложившихся в колониальный период местных культурных традиций (многие произведения латиноамериканских модернистов отрицали или пародировали традиционные ценности) и заимствования европейского опыта. Интерес к нему часто приобретал форму широкого привлечения европейских специалистов и внедрения архитектурных образов и стилей, нередко чуждых местных традициям. Особенно важным для Бразилии оказалось культурное влияние Франции. В то же время цивилизаторетво было своеобразной формой
созревания национального самосознания: решение масштабных новых
і -. і і
задач средствами, принятыми в более развитых странах, демонстрировало возможности и способности народов континента.
Во второй половине XIX в. произведения писателей-романтиков и эогдожников-реалистов, а также строительство многочисленных памятников героям освободительной борьбы отразили усиление общественного интереса к местной истории, к реалиям народной жизни. В архитектуре эта тенденция после серии национально-романтических течений в русле местной версии эклектики, в том числе обращавшихся к индейским ("маражуара") и арабо-мусульманским истокам, привела в 1920-е гг. к появлению нвсколониального стиля. Впоследствии сторонники новой архитектуры Бразилии осудили это направление как ретроспективное и подражательное (Л.Коста назвал его "псевдостиль"), но оно было необходимым этапом освоения местного культурного наследия через изучение и воспроизведение форм первого самобытного национального архитектурного стиля. В ходе творческого поиска способов выражения культурной самобытности интерес архитекторов привлекали особость, отличия от общераспространенного, местная, подчас провинциальная экзотика.
Воспроизведение исторических форм - распространенное и наглядное средство выявления своеобразия, сохранения и преемственности культурной традиции. Но опыт литературы, искусства и
архитектуры Бразилии и Латинской Америки в целом показывает, что самобытность не менее ярко и общезначимо проявляется в своеобразии новаторства, опирающемся на глубинные черты национального характера и национальной культуры и проявляющемся не в конкретных формах, а в образном строе произведений искусства. Для передовой культуры Латинской Америки и для бразильской художественной школы характерна связанная со стремлением быть полезным и понятным народным массам своих стран глубокая народность, окрашивающая новаторский, элитарно-авангардиотокийпо художническому импульсу поиск.
При общности концепций самобытности в сфере национальной и континентальной культуры ее реализация в архитектуре имеет по отношению к другим видам искусства существенную специфику, которая определяется ее непосредственной связью с производством и жизнедеятельностью человека и общества.
Культурная ситуация в Бразилии в 1920-30-е гг. - в период сложения местной художественной школы характеризуется резким противоборством и одновременно переплетением традиционализма и цивилизаторства при нарастающем преобладании последнего. Общественное и внутрипрофесоЕональное увлечение новой архитектурой (очередное заимствование европейского опыта) при относительной прочности местного культурного субстрата и интересе художников-новаторов к местной тематике и художественной традиции создали условия для органичной ассимиляции архитектурной молодежью самобытных черт колониального и народного зодчества. Создалась новая стилевая целостность, трактуемая как феномен современной бразильской архитектуры или, возможно, бразильской нащональной школы современной архитектуры.
Становится понятной особенность процесса становления современной бразильской художественной школы - она зародилась в Сан-Паулу, но ее доктрина, образный аресенал и (до известной степени) сообщество творцов-единомышленников сложилась в
Рио-де-Жанейро, тогда как крупнейшие писатели-романисты выросли на Северо-Востоке страны. Консолидации творческих сил в Рио способствовали значение столицы и поддержка новых течений видными деятелями правившего в 30-е гг. режима. Но еще более важной представляется культурно-психологическая обусловленность данного феномена. Современные бразильские живопись, скульптура и архитектура появились вначале в динамично развивавшемся и жадно впитывавшем все новое индустриальном центре страны, где бок о бок трудились и куда непрерывно прибывали выходцы из разных стран Европы и Азии. Но подлинно самобытный характер они приобрели в городе-памятнике и оплоте национальной" культуры, в городе знаменитого карнавала, в среде "кариок" - жителей Рио-де-Жанейро со всем комплексом особенностей их истинно бразильского характера.
Местное архитектурное наследие подсказало современным бразильским мастерам, которым были чужды программное единообразие и демонстративный рационализм новой архитектуры, пластическое богатство, живописность и динамичность архитектурных форм, воплощающих столь характерную для национальной (и континентальной) культуры барочность.
В середине XX в. в Латинской Америке было выдвинуто понимание барокко как стихийного, неудержимого творческого начала ("способ упорядочивания путем создания беспорядка" - А.Карпен-тьер), отвечающего "чудесной реальности" природы, пространств и эмоционально-психологическому строю народов континента, а в XX в. и как воплощения пафоса обновления. Бразильские архитекторы в 50-60-е гг. не раз указывали на барочные истоки обогащения своих формальных решений. Процесс освоения барочной традиции был двуединым: целенаправленным и интуитивным, подсознательным, но особенно привлекает принципиально новаторский характер развития барочной традиции, реализация барочных приемов в совершенно иных типах зданий, формах и масштабе, фактически
отрицающих конкретные традиционные приемы.
В архитектуре Бразилии XX в. проявилась и такая существенная черта традиционного зодчества, как богатство и разнообразие фактуры и цвета фасадных поверхностей:- реализуемые применением солнцезащитных устройств (решеток и жалюзи) и керамической облицовки, которые придали новым зданиям традиционнее .для национальной культуры украшенность и разнообразие.
Совокупность образных характеристик архитектуры отразила специфические черты национального характера бразильцев, их эмоциональную приподнятость, соединение чувственности и меланхолии, ярко проявляющиеся в народной культуре и особенно в таком выдающемся местном культурно-психологическом феномене, как массовый карнавал, сыгравший важную роль в становлении национального своеобразия ыузыки, поэзии, танца, народного костюма, театра, живописи. Специфическое карнавальное мироощущение, осознание единства обычно социально разобщенного народа, временное освобождение от многих ограничений, парадоксальность и непосредственность, диалектичность и двойственность оценок, а такке объективно живущие в народе оптимизм и жизнерадостность, темперамент и лиричность, юмор и контактность, музыкальность и ритмичность обусловливают специфику динамичной и живописной художественной формы и ее восприятия. Очень характерны для карнавальной по духу архитектуры ее синкретичность, позволяющая органично соединять в эмоционально напряженных композициях формы, детали и произведения живописи и скульптуры разного происхождения и различных исторических стилей, а подчас и парадоксальность1.
Художественно ориентированная архитектура бразильской школы является фактически дважды карнавализованной. Влияние карнавального мироощущения сказывается в ней как непосредственно в
* Концепция карнавализованности новой бразильской архитектуры впервые выдвинута диссертантом в кандидатской диссертации и развита в последующих работах
рождении прихотливых, почти подвижных форм, так и в специфическом восприятии эстетических качеств городской среды в качестве сцбны, а застройка - своего рода декорации для театрализованных праздничных массовых действ с красочными костюмами, песнями и танцами.
В то же время очевидно, что такие особенности национальной бразильской архитектуры, как барочность, карнавализованность, украшенность, проявляются главным образом в творческом, поисковом, художественно ориентированном слое профессиональной деятельности. Массовая архитектура в Бразилии, как и-в других странах стереотипна и пользуется упрощенным и суженным арсеналом выразительных средств. На протяжении всей истории страны она легко и охотно воспроизводит образцы и приемы, разработанные а более развитых странах, нередко в иных природно-клшлатических, социальных и этно-культурных условиях, объективно - через унификацию и стандартизацию среды жизнедеятельности - способствуя размыванию, нивелированию самобытности образа жизни и бразильской культуры в целом, что, в свою очередь, вызывает движение за ее сохранение.
Своеобразие бразильской архитектуры в структуре мирового зодчества остается на протяжении XX в. постоянным, но изменяется его образное воплощение. Отвечая новым условиям и задачам национального развития, оно приобрело иные формы в ансамбле Бразилии и в архитектуре 60^80-х гг. Специфика образного строя представительной архитектуры середины XX в. связана с тем, что национально-патриотическое движение может выражаться как в культурно-изоляционистских, так и в нацеленно модернизованных формах. Их соединение, с акцентом на новизну, воплощавшее в этот период растущее самосознание бразильской -нации и ее стремление к прогрессу и самостоятельности, как раз и обеспечило специфику и градостроительного замысла, и архитектурно-художественного образа Бразилиа. Самобытность, монументально-символическая роль
архитектуры проявляется не только в характере и в семантике форм, в использовании подлинных памятников культуры.в современных зданиях, но, как и в других странах Латинской Америки, даже в вербальной форме, в частности, в названии городов, ансамблей и отдельных общественно значимых зданий. В современном садово-парковом искусстве Бразилии "культурный национализм" своеобразно проявляется в использовании почти исключительно эндемичных растений, что в прошлом считалось провинциализмом и безвкусицей.
В истории создания целого ряда этапных произведений современной бразильской архитектуры важно в то же время видеть не только талант архитекторов или воплощение в их работе распространенных в обществе национально-патриотических идей, одухотворяющих социальный заказ, но и роль конкретного заказчика, причем в Бразилии им нередко оказывается не частное лицо, а влиятельный представитель государственной или местной власти.
Национальный характер архитектуры воплощается, начиная с середины 60-х гг. и во все более частом воспроизведении местных архитектурных и художественно-декоративных традиций. Усиление историзма переводится в иную, средовую проблематику заметным расширением работ по охране и реставрации памятников архитектуры, восстановлению облика, реконструкции и оформления исторической застройки во многих городах Бразилии. Этот процесс возрождает их традиционное своеобразие (в отсутствий которого часто упрекают Бразилиа) и несомненно оказывает воздействие на ценностную и формально-образную ориентацию архитектурного сознания. Традиционные материалы и конструкции все шире применяются в строительстве жилых домов, особенно малоэтажных. Симптоматично, что художественная элита вновь начинает строить для себя дома колониального типа. Местная и национальная тематика занимает значительное место и во все более широко используемых в архитектурных композициях произведениях монументальной живописи и скульптуры. Возрождаются традиционные приемы в садово-парковом искусстве.
Самобытность профессионально! живописи и'скульптуры Бразилии, более явная в XX в., во многом определяется тематико! произведений (где часто демонстрируются бразильские этнические типы и признаки, городской пейзаж, специфические трудовые процессы), но не исчерпывается ею, проявляясь и в трактовке формы, и в близких народному искусству композициях, и в сочности цветового решения. Целенаправленное формирование своеобразия бразильского искусства опирается на многостороннее фундаментальное изучение фольклора, поддержку и пропаганду народных художников-"примити-вистов".
ІІрограммно-художественная и квази-традиционалистская ориентация композиционных решений бразильских архитекторов, острые публицистические выступления О.Нимейера против догм и формального однообразия функционализма во многом подготовили постмодернистское движение в развитых капиталистических странах 70-х гг., хотя его теоретики почти не упомищзют о своих предшественниках из стран Третьего мира. В свою очередь бразильские критике не без основания называют традиционалистские поиски 80-х гг. постмодернистскими, хотя обычно они свободны от таких особенностей постмодернизма, как гротеск,пародирование традиционных архитектурных форм.
Эти поиски, как и достижения пионеров современной бразильской архитектуры 30-60-х гг.,также и целенаправленно, и спонтанно сохраняют местное своеобразие.
Вопрос об эволюции формообразования в архитектуре Бразилии включает два взаимосвязанных, но все же имеющих разные историко-генетические закономерности аспекта: функционально-технические (безусловно, художественно осмысленные и переработанные) приемы и формально-стилевые характеристики. Их специфика сформировалась в процессе переноса материалов,средств и принципов европейской архитектуры в существенно иные природно-климатические, этно.-
культурные и социальные условия.
Строительство в условиях влажных тропиков вместе с изменением хозяйственной основы и образа жизни предопределило целый ряд .обеспечивающих благоприятный микроклимат в помещениях особенностей пространственного построения, решений ограждающих конструкций, стеновых поверхностей и т.п. В Бразилии были разработаны приемы обеспечения сквозного проветривания помещений, максимально возможного объединения их внутреннего пространства или воздушной, среды и плавного, постепенного перехода от внутреннего пространства к наружному с помощью замкнутых или полуоткрытых двориков, веранд, террас, лоджий, переходов, навесов. Все эти приемы одновременно способствуют затенению помещений и частично замкнутых пространств, но выдающейся заслугой бразильских архитекторов и конструкторов явилась разработка богатого арсенала разнообразных солнцезащитных устройств.
Их современные решения восходят к традиционным типам - решеткам.' и жалюзи, обеспечивая относительную простохуи экономичность солнцезащиты, свойственные народному зодчеству. Но выполняются они из самых разнообразных материалов, делаются стационарными или подвижными, подчас придающими фасадам не только образно-символическую, а реальную динамику и изменчивость; в отличие от традиционных прообразов они нередко заполняют целиком гигантские фасады многоэтажных зданий, определяя их образно-композиционное, метрическое и ритмическое решение.
В бразильской архитектуре XX в. конструкции и методы применения солнцезащитных устройств превращают фасады в подлинно "свободные", композиция которых почти не зависит от планировоч-но-конструктивной структуры зданий, а подчас и в свдеобразную "картинную плоскость", где рациональные тектонические элементы используются в чисто композиционной роли, способствуя усилению выразительности зданий. Главная семантическая роль солнцезащитных решеток и жалюзи - придание архитектурному образу региональ-
ной конкретности, что и обеспечило распространение находок бразильских мастеров во многих странах, особенно тропических и субтропических.
В колониальную эпоху сложилась рациональная для климатических условий вланных тропиков традиция облицовки наружных, а частично и внутренних стен изразцами, из которых выкладывались ковровые композиции с повторяющимся рисунком и сюжетные панно. В современной архитектуре Бразилии изразцы стали основным материалом национальной монументальной живописи.
Бразильские здания, как правило, светлые (что отвечает климатическим условиям и местной традиции), хотя в 70-80-е гг. в представительных зданиях все чаще применяется тонированное затеняющее стекло. В старинных зданиях цвет активнее используется в деталях: двери, ставни, оконные переплеты, наличники и т.п. Штукатурка и изразцы окрашены в холодные тона. В цветовой характеристике традиционной застройки большую роль играют черепичные крыши.
Постоянными характеристиками формы в архитектуре Бразилии являются заимствованность приемов и средств и особенно бароч-ность. В колониальную эпоху наиболее выдающиеся произведения отличая? пышность форм, широкое использование лепнины, включая круглую скульптуру, и цвета, подчас пластичность объемов, планы которых очерчены сложными, переходящими одна в другую кривыми, богатство, расчлененность силуэтов, а в интерьерах живопись, резьба по дереву и камню, позолота, ткани, свечи, цветы. Эта пышность, украшенность формы превратилась в перегруженность в архитектуре эклектики, в многословности монументальной скульптуры и парадной живописи XIX в. Уже первые зрелые и выразительные произведения новой архитектуры Бразилии также отмечены богатством формы (в характерных для эпохи формирования национальной школы рационалистических обоснованиях это качество объяснялось освоением пластических возможностей монолитного железобетона),
как в пластике объемов, так и в деталировке, синтезом архитектуры с живописью, скульптурой, прикладным и садово-парковым искусством.
Обогащение архитектурной формы в Бразилии исторически обусловлено. В ЗО-40-е гг. оно определялось не только национальной традицией, но и ситуацией в мировой архитектуре в целом. Поиски бразильскими архитекторами адекватной местным условиям и вкусам формы начались в момент, когда функвдоналистский стереотип, распространившийся в 1920-е гг. в Европе и Америке, показал свою ограниченность, неспособность воплотить новые идеи (что в этих регионах привело к оживлению неоклассицизма). Пафос обновления делал такой подход неприемлемым для молодых бразильцев, но само их обращение к Ле Корбюзье с его пластичностью и лиризмом, а не к более сдеряанным вариантам архитектуры современного движения представляется не случайным.
Для формообразования в архитектуре и искусстве XX в. чрезвычайно существенны заимствование сменявших друг друга авангардистских направлений в изобразительном искусстве Запада и архитектуры современного движения, а также идейная насыщенность, запрограммированость формообразования, в частности воздействие на профессиональное сознание идеологии (и мифологии) Нового Света, соединяющейся с традиционализмом. Отсюда непрерывное стремление к обновлению образного арсенала, причудливо сочетаемого с историческими формами, деталями и методами художественного обогащения архитектурных композиций.
Различие в творческой манере отдельных художников и архитекторов проявляется не только в тематике их произведений, но и в разном понимании формы, цвета, соотношении живописности и графичности композиций, гармонии или экстатичности и т.п. Внутренние их побуждения переплетаются с канонизированными приемами и подходами и с модой, воплощающей воздействие внешних по отношению к искусству имм/лъсов. Субъективные, обычно инту-
итивные (но нередко получающие последующее рационалистическое обоснование, точнее, объяснение) индивидуальные находки ведущих мастеров, которым сами авторы подчас не придают значения, распространяются, упрощаются и омассовляются, но при этом превращаются в общепризнанные правила, стилевые признаки местной художественной школы. Так, в частности, архитектура О.Нимейера стала в 40-60-е гг. олицетворением бразильской архитектуры в целом.
Особенно важную роль в процессе формообразования и стиле-образования в Бразилии играет взаимодействие искусств. Барокко, определившее последующее развитие бразильской архитектуры и связанных с ним искусств, сложилось как стиль в ходе решения специфических идейно-образных задач культового строительства. Храм изначально строился как среда программно синтетическая. Религиозное действо органично объединяло архитектуру, живопись, скульптуру, произведения прикладного и декоративного искусства, слово, музыку, костюмы, элементы театрального и хореографического искусства, световые и акустические эффекты, воскуривание ароматических веществ и т.п. Эти черты оказались особенно важны в период католической контрреформации и миссионерской деятельности в Америке. Возможно поэтому барочная традиция, столь прочная в Бразилии, естественно включает взаимодействие искусств, окрашивающее бразильскую архитектуру, по меньшей мере, начиная с Х7Ш в. Оно проявляется как в активном включении произведений "смежных искусств в архитектурную композицию, так и в процессах формообразования и стилеобразования в целом.
Глубокая синтетичность особенно отличает здания и ансамбли высокой общественной значимости. В числе таких уникумов святилище в г.Конгоньяс, которое строилось и оформлялось во второй половине ХУШ в. и в первой половине XIX вв. при активном участии Алей-жаданью, а в XX в. министерство просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро, правительственный центр Бразилиа, мемориал Ла-
тинской Америки в Сан-Паулу (все под руководством О.Нимейера). Традиционно возводятся многочисленные памятники, оригинально решаются малые архитектурные формы, где игра красок дополняется светотенью на рельефе, фактурой материала, реальным движением воды и растений.
В композициях фасадов и в оформлении зданий бразильские архитекторы и художники XX в. часто используют приемы геометризо-вашюй и абстрактной живописи, но идейно-художественные задачи репрезентативного строительства предопределили успешное, вопреки заявлениям ряда западных теоретиков, использование в современной архитектуре фигуративных, в том числе сюжетных произведений жи-воппси и скульптуры. В соответствии с неоклассическими тенденциями во дворцах Бразилиа украшающая их скульптура окрашена академізмом.
С архитектурой и градостроительством тесно связашсадово-парковое искусство Бразилии, в первую очередь творчество Р.Бур-ле-Маркса. Вклад бразильских ландшафтных архитекторов состоит в подходе к саду как своеобразной картине, цветовые пятна растеши на которой высаживаются в соответствии не с функционально-орпентациошшми, а главным образом композиционными требованиями. В 70-е гг. Р.Бурле-1.!аркс принял участив в решении крупной градостроительной задачи - благоустройстве многокилометровой полосы пляжей, парков и автомагистралей вдоль берега океана в Рио-де-Жанейро, где, в частности, по его эскизам выложены традиционной по приему, но не по рисунку черно-белой мозаикой широкие тротуары.
В отличие, например, от Мексики, где пионерская роль художников-монументалистов нередко приводила к игнорированию тектонических закономерностей, в Бразилии принципы и приемы синтеза искусств непзмешю определяют архитекторы, а художники стремятся проникнуть в суть архитектурных замыслов, сохраняя при этом творческую самостоятельность.
Синтетичность бразильской архитектуры связана и с подлинной
народностью устремлений художественного авангарда. Она проявляется в двух аспектах: влияние народных вкусов н обычаев, традиционных и этно-генетически. предопределенных эстетических предпочтениях и, с другої стороны, в интересе к народу: его потребностям и запросам, образу жизни, а также к народному искусству, что приводит к частому использованию свойственных ему, в том числе фольклорно "сниженных" средств образной выразительности^ Изобразительное искусство Бразилии создало целую галерею полнокровных образов "простунх людей" страны, как будто сошедших со страниц романов Ж.Амаду. .Бразильский архитектор IX в. широко использует местные материалы и приемы народного зодчества.
Синтезуискусств в архитектуре и взаимодействпэ искусств в целом в Бразилии, как и в большинстве стран Латинской Америки способствует традиционная целостность художественной среды (при всем ее многообразии), движимой, что придавало ей дополнительные силы и жизненность, прогрессивными и патриотическими идеями, чувством ответственности перед народом. Передовые писатели, художники, музыканты, архитекторы, критики объединяли свои усилия, поддерживали новаторские начинания, создавали творческие коллективы для решения крупных, общественно значимых задач.
В Латинской Америке общим и традиционным является отношение к архитектуре как к деятельности не просто средообразующей, утилитарно-технической, а прежде всего художественной, решающей важные идейные и культурные задачи. Отсюда и особое внимание к образной выразительности, позволяющей наиболее полно выявить идеа-ное содержание (иногда даже в ущерб функционально^технической логике). Сама архитектура становится реализацией эстетической утопии. С этой позиции смелость творческого поиска связывается-с выполнением патриотического долга, задач, стоящих перед наро-демци их культурами, а важной функцией.архитектуры XX в. стало наглядное, понятное эстетически неподготовленным массам воплощение идеи прогресса через кардинальное, в том числе визуальное
обновление средн. В связи с этим новизно! образа отметены в первую очередь крупные правительственные и учебные комплексы, а также музеи современного искусства, где обостренный архитектурный' образ выступает в.роли выразительного и привлекательного экспоната.
Особенностями бразильской художественной школы в годы ее становления были, во-первых, в отличие от мексиканской, параллельное иди, скорее, однонаправленное развитие смежных искусств, что способствовало не только обновление формы, но стилевому единству крупных архитектурно-художественных ансамблей, а также самой творчески-деятельностной организации синтеза, и, во-вторых, ведущая и признанная роль архитектуры в художественном процессе. Социальная и культуроотроительная одухотворенность творческих поисков обеспечила идейно-эмоциональную насыщенность и романтичность композиций.
В Бразилии отчетливо проявилось и различие роли отдельных видов искусств во взаимосвязанном процессе формообразования и стилеобразования. Жжвонжсь, по мнению диссертанта, является стилеформирующим или стилеинхциирующим видом искусства, тогда, как архитектура - стилестабилизирующим. Е живописи в Бразилии примыкает по творческой направленности садово-парковое искусство, но оно в связи с функционально-типологической близостью к архитектуре и градостроительству играет также трансляционную роль. В Бразилии художественный процесс редуцирован заимствован-ностью многих сменявших одно другое художественных направлений, и тем не менее данная закономерность действует практически постоянно .
На рубеже 1910-х и 1920-х гг. проникновение в Бразилию ку-- бизма предшествовало появлению первых зданий в пуристских кор-бюзианских формах. Шедевр 30-40-х гг. здание министерства просвещения и здравоохранения в Рио-де-Жанейро имеет четкие геометрические формы (слегка изогнуты только задняя стена аудитории и
надстройки на крыше), тогда как в живошсныхийлиточных панно, в рисунке ковра в вестибюле и очертаниях дорожек и клумб в садах - пиршество близких к экспрессионизму сочных, напряженных кривых линий, которые через немного лет начинают очерчивать объемы огромных зданий. Распространение геометрического абстракционизма вместе с усилением индустриальной образности и влиянием школы Л.Мис ван дер Роэ привели к большей строгости и лаконичности сооружений 60-70-х гг. И в 70-80-е гг. новое увлечение ретроспективизмом, частное воспроизведение форм и приемов колониального и народного зодчества и расширение реставрационных работ внутренне связаны с оживлением в живописи и графике жанра городского пейзажа, романтических воспроизведений заброшенных старинных городков, особняков, церквей.
В свою очередь, в искусствах, связанных с архитектурой .(особенно в Бразилиа), проявилась тенденция к использованию выразительных средств, обычно свойственных самой архитектуре: материала, фактуры, масштаба, метра и ритма, пропорций и т.п. Успехи бразильских архитекторов, возможно, способствовали и быстрому распространению в 50-е гг. условности и абстракционизма в бразильской живописи и скульптуре.
Константой процесса формообразования, как и многих других областей знания, производства и творчества в Бразилии было и остается цивилизаторское заимствование идей и цриемов, изучение, освоение - в первичном смысле слова, то есть обращение в "свое", разработка, обогащение и преобразование уже найденного в более развитых странах мира, диалектически связано с заимствованием неизменное стремление к обновлению, примат новизны в иерархии профессиональных ценностей деятелей искусства.
В этой связи особенно большую, возможно, пока недооцененную роль в художественном процессе сыграло строительство Бразилиа, архитектурный образ новой столицы. Новаторство виднейшихтаво-писцев во главе с К.Портинари почти не оыло замечено мировой
' художественно! критикой, в чем сказался не только недостаток информации, но и ее стилевые предпочтения; ранние постройки . Нныейера, при всей их яркости и оригинальности оставались в русле архитектуры современного движения. Бразилиа оказался не только монументальным символом страны, ее самостоятельности, но выходом из положения формально-стилевой зависимости, поиском и достижением принципиально нового в градостроительстве, архитектуре, синтезе искусств.
Нацеленность на новое и необычное О.Нимейер, автор дворцов и основных общественных зданий Бразилиа, пронес и в 80-е гг., когда в обществе и среди архитекторов усилились настроения ретроспекции,и реализовал ее в грандиозном Мемориале Латинской Америки. Достоинством комплекса он считает то, что каждый его посетитель сразу чувствует, что попал в среду, подобной которой никогда не видел. В то же время нацеленность на новизну сану go себе нередко приводит к излишней геометризации и упрощенности форм, к схематичности, пренебрежению деталировкой, к некоторой "махетности" композиций.
Исследования архитектуры Бразилии при всей конкретности условий ее формирования и функционирования и ее особости расширяют и углубляют понимание процессов формообразования и стиле-образования, а также взаимодействия искусств.методов синтеза в мировой архитектуре.
РОЛЬ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ХУДОЩГЕВЕННСМ ПРОЦЕССЕ" В БРАЗИЛИИ
Ведущие художники и архитекторы являются наиболее яркими выразителями национальных эстетических предпочтений, общественных и художественных устремлений. В творчестве мастеров искусства Бразилии проявились специфические черты бразильского национального характера и местной архитектуры и культурной сре-
ды, в которой проходило их профессиональное воспитание; в свою очередь, их творческие достижения предопределяют налравленность воспитания новых поколений архитекторов, художников и деятелей других видов искусств, играют активную роль в качественном преобразовании этой среды и становятся источником формирования новых традиция. Обогащение и обновление традиции, видоизменяющее лицо национальной культуры, характерно для Бразилии, как и для других молодых стран Латинской Америки, где недостает квалифицированных кадров, где даже единичный вклад, тем более (что следует подчеркнуть) признанный мировым общественным мнением, воспитывает вкус широких масс (особенно в XX в. с развитием массовых коммуникаций), становится национальной гордостью и подтверждением праза страны и народа на достойное и самостоятельно е место в мировом культурном развитии.
Исследование проблемы роли индітидуального вклада в архитектуру и искусство Бразилии вызывает необходимость изучения диалектики взаимодействия поисково-творческой ("авторской" или "авангардной", но не "авангардистской") и "массовой" архитектуры.
Под массовой архитектурой понимается не самодеятельная непрофессиональная, а вполне профессиональная, подчас искусная (в проектно-техническом плане) архитектура, но тлеющую специфические цели, не выходящие за пределы массового производства и "массовой" культуры. В ней реализуются неизбежная инерция строительного производства, стереотипы обыденного восприятия, проявляющиеся в привыкании заказчиков к утвердившимся в практике и "работающим" до поры до времени образным решениям, а также сложившиеся стандарты профессионального сознания, признанные им "вчерашние" творческие находки.
Следует уточнить вопрос о продукте профессиональной архитектурной деятельности. Понимание проекта (а не постройки), а также примыкающих к нему эскизов и разъясняющих и обосновы-
вающих авторских текстов, как истинного ее результата, позволяет выявить целый ряд закономерностей развития и совершенствования архитектуры, осознать генезис и становление стилевых направлений, уточнить датировки и необходимые приоритеты в творческих открытиях. Как известно, огромную, подчас определяющую роль в развитии зодчества, в том числе бразильского, играли неосуществленные, а то и не рассчитанные на осуществление, программно поисковые или конкурсные проекты и эскизы.
Историко-архитектурный анализ показывает, что разрыв между новаторско-поисковой и массовой архитектурой существовал всегда, но в XX в. он стал более явным, возможно, в связи с расширением профессиональной печати. Кроме того, углубление профессионализации потребовало активизации внутрипрофессиона-льного самосовершенствования.
Таким образом, в действительности складываются две архитектуры: "средовая", реальная, воспринимаемая в натуре и поисково-авторская, в свою очередь существующая в трех разновидностях: также воспринимаемая - редкие, но крупные и выразительные репрезентативные объекты, как правило уникального культурного назначения; почти не воспринимаемая (главным образом в виде индивидуальных домов)-и принципиально не существующая в натуре (архитектурные фантазии, конкурсные проекты, эскизы и иллюстрации к статьям и книгам мастеров-новаторов), - две последние в XX в. функционируют главным образом в профессиональной периодике и в историко-архитектурной литературе. Эти две архитектуры слабо связаны между собой и входят в структуру разных культур: массовой и элитарной, культуры художественного авангарда. Однако поисковая архитектура неизбежно испытывает влияние обеих культур, а массовая воспринимает авангардную художественную культуру главным образом через посредство поисково-новаторской - в силу своей ориентации на образец, стереотип, воспроизводство, разработку и совершенствование уже найденного.
В поисковой архитектуре нарабатывается художественный язык, но не менее важна ее посредническая, трансляционная функция, вносящая в массовую архитектуру новаторские достижения смежных видов искусств, а в архитектурное сознание - передовые общественные, а подчас и политические идеи (как правило, в форме профессионально интерпретированных социально-утопических воззрении).
Массовая архитектура почти всегда отчуждена от автора, часто анонимного; поисковая - всегда, программно индивидуальна. Ее важная функция - способствовать воспитанию активных творческих личностей, подлинных мастеров архитектуры. Некоторые периоды развития архитектуры и искусства характеризуются (а иногда и исчерпываются) творчеством ведущих мастеров (как садово-парковое искусство Бразилии работами Р.Бурле-Маркса). Это явление и дифференциация массовой и творческой архитектуры четко прослеживается в современной архитектуре Бразилии.
Йировоззренческие и стилевые различия между мастерами в рамках одной национальной школы могут быть больше, чем между коллегами-современниками из разных стран и между отдельными национальными художественными школами, а характеристики самой национальной школы выводятся из наиболее значительных индивидуальных творческих достижений.
В результате исследований автора впервые на русском языке опубликованы книги и статьи о Нимейера, объемные монографические статьи и очерки в книге "Искусство Бразилии" об архитекторах Л.Коста, А.Э.Рейди, Ж.Виланова Артигасе, инженере, историке- и теоретике, архитектуры Ж.Кардозу, о Р.Бурле-Марксе, о художниках первой русской экспедиции под руководством Г.С.Лангс-дорфа, о живописцах К.Портинари, Э.Ди Кавалканти, Джанире, Тар-силе ду Амарал, о скульпторах Алейжадинью, Б.Джорджи, А.Сескьят-ти и др. В них даны анализы (обычно сопоставительные) творческого процесса и конкретных произведений, выявлено место отдельных мастеров в мировой и бразильской художественной традиции,
во взаимосвязи с современниками из других стран в художественном процессе, общее и особенное в рамках художественное школы и отдельных творческих течений и т.п.
Особое место в архитектуре и культуре Бразилии занимает творчество выдающегося современного архитектора и общественного деятеля Оскара Нимейера. В его работах и личности привлекают не только талант или конкретные свершения - в нем как бы соединились и переплелись многие достижения, проблемы и противоречия архитектуры Бразилии и всей Латинской Америки. Личные и профессиональные качества передовых бразильских архитекторов, и прежде всего О.Нимеііера, обеспечили их пионерскую роль в ломке вложившегося к 40-м гг. функционального стереотипа форм. Парадокс состоит в том, что в 70-е гг. Нимейер остался в числе "последних могикан" современного движения. Это феномен ішдішидуальїшіі и в то же время не случайный.
В условиях быстро развивающеюся "пылающего" континента Латинской Америки, и в том числе в Бразилии, складывается специфический иш личности художника, рассматривающего решение художественных и даже, казалось бы, чисто стилевых задач как прежде всего социальных. Такое отношение, при всем его максимализме и наивности, характерно для прогрессивного искусства Латинской Америки XX в. и особенно для творческой молодежи. Социальная ориентация определяет весь комплекс их личностных и характерологических черт.
лидеров художественного движения Латинской Америки отличает крупный человечєсіаїй масштаб, готовность решать серьезные, социально значніше задачи, брать на себя гражданскую ответственность. Другим их качеством является исключительная разносторонность дарований и интересов, которую можно по праву сравнить с возрожденческой. Многие из них одновременно занимаются живописью, скульптурой, архитектурой, графикой, нередко объединяя свойственные им средства и приемы художественной выразительности в своих
произведениях. Одной из черт этой гшогоотороннооти (не характерной в целом для архитекторов и особенно для художников) является способность к словесному творчеотву в различных жанрах -профессиональной публицистике, искусствоведении, литературных воспоминаниях и т.п. Великих мексиканских ыуралистов, многих бразильских архитекторов и художников и деятелей искусства других стран континента часто отличает такяо непосредственное и активное участие в общественной жизни и политической деятельности.
Национально-патриотическаяи социальная ориентация определила и некоторые характерные особенности творчества художников континента. Их произведения почти всегда отмечены оптимизмом. Возможно, именно он.вмеоте с общей установкой "левого" искусства и новой архитектуры на новизну как самостоятельную ценностт определили пафос обновления, одухотворяющий все их искуссть образный арсенал и выбор "современной" стилистики.
В латиноамериканской литературе и искусстве часты мотивы всеобщности, но основой тематики латиноамериканских художник, (и в специфической .форме - архитекторов) являются местные сюже ты и главным образом жизнь, быт и про іблеш "простых людей". Но независимо от тематики лучшие произведения художников и архитекторов Латинской Америки обращены (подсознательно или программно) к их народам. В связи с развернутой социально-воспитательной программой и с ориентацией на внепрофессиональное восприятие, причем существенно малообразованного потребителя в искусстве континента (раньше всего в Мексике) еще в 1920-е гг. было выдвинуто требование понятности художественного образа и во многом именно ради этого предлагалось использовать реалии самобытного национального искусства, возрождать. Местные художественные традиции, привычные и уже потому заведомо знавомые эстетически неподготовленным массам.
Невозможность приносить непосредственную пользу простым лв-
дям нередко приводило художников континента к разочарованию в своем творчестве (об'этом заявляли Д.Ривера, О.Нимейер и др.),
а подчас и в самом искусстве. Некоторые критики видят источник трагедизма личных и творческих судеб многих латиноамериканских деятелей искусства в несовпадении профессиональных и общественных устремлений. Однако в действительности для художника, убежденного в правильности избранного пути, здесь нет раздвоения. Участие в борьбе своего народа дает мощный стимул созданию подлинно самобытных и подлинно современных произведений.
Патриотическая позиция мастеров искусств предопределила их заботу о профессиональном и общественно-политическом воспитании творческой смены. Многие из них преподавали, строили или оформляли, основывали или реорганизовывали профессиональные учебные заведения.
В духе эстетической утопии начала IX в. и в поиске полигона для, творческого.эксперимента, для реализации художественных замыслов шогие новаторы латиноамериканского и в том числе бразильского искусства стремились оформить свой быт и создать для себя индивидуальную среду в духе собственных художественных идеалов, воплощая их в собственных жилых домах. Как правило, они отмечены демонстративной современностью.
Анализы творчества бразильских архитекторов и художников дополняются у диссертанта очерками жизни; деятельности и концепций культурной самобытности некоторых видных деятелей искусства и архитектуры других стран Латинской Америки (часть из них -впервые на русском языке): М.А.Рока (Аргентина), К.Р.Вильянузва (Венесуэла), Р.Сальмона (Колумбия), Р.Сегре, писатели А.Карпен-тьер и Н.Гильен (Куба), П.Рамирес Васкес и Д.А.Сикейрос (Мексика)1.
Статьи автора об отдельных мастерах искусств и художественных школах Латинской Америки в прилагаемый список публикаций не включены