Введение к работе
Актуальность исследования. Песенные традиции во всех сибирских традиционных музыкальных культурах занимают центральное место и являются, в отличие от многих других жанров, активно функционирующими. Живое бытование песен, по-видимому, служит одним из важнейших факторов сохранения музыкального фольклора в условиях культурного кризиса, повсеместно наблюдающегося в настоящее время. Многоаспектное описание песенной традиции имеет важное значение не только для исследования культуры чатов и близкородственных ей сибирско-татарских интонационных систем, но и для решения общей проблемы типологии сибирских интонационных культур. Вопросы, связанные с выяснением устройства системы жанров, установлением жанродифференцирующих признаков, выявлением структурных закономерностей музыкальной организации первостепенны для сибирской этномузыкологии, поскольку именно они создают надежную базу для определения релевантных типологических признаков сибирских музыкальных традиций в целом.
Объектом диссертации является практически неизвестная науке песенная традиция сибирских томских татар. Предметом настоящей работы служит разноуровневая организация музыкального компонента песенных традиций двух этнолокальных групп сибирских томских татар – обских и томских чатов, проживающих в селах Юрт-Оры, Юрт-Акбалык Колыванского района Новосибирской области и Черная речка, Тахтамышево Томского района Томской области соответственно.
Цели и задачи исследования. Цель работы заключается в комплексном описании музыки двух близкородственных песенных традиций, направленном на выявление их локальной специфики. Для достижения поставленной цели представляется необходимым решение ряда задач. В задачи работы входит:
введение в научное обращение новых музыкально-этнографических экспедиционных материалов, дающих адекватное представление о чатских традициях;
рассмотрение культурного контекста песен;
определение их места в интонационных культурах обских и томских чатов;
описание основных закономерностей архитектонической организации песен;
определение системы чатского песенного стихосложения;
выявление закономерностей ритмической организации;
установление ладо-звукорядных норм и инвариантных единиц мелодической структуры песен;
определение функциональности ступеней ладов доминирующих в чатских песенных традициях;
описание темповой организации этой жанровой традиции;
выявление дифференциальных признаков песенных жанров;
установление общих и специфических параметров чатских локальных песенных традиций на основе их сравнения.
Материалы исследования. В исследовании задействованы материалы пяти музыкально-этнографических экспедиций. Они проводились под руководством Н.М. Кондратьевой с участием сотрудников и студентов Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки в 1999–2002 годах. В трех экспедициях участвовала автор диссертации. Обско-чатские материалы записывались в 1999–2000 годах в селах Юрт-Оры и Юрт-Акбалык Колыванского района Новосибирской области; томско-чатские – в 2001–2002 годах в селах Черная речка и Тахтамышево Томского района Томской области.
Во время экспедиций от 32 обско-чатских исполнителей было записано 272 разножанровых образца музыкального фольклора, от 27 томско-чатских исполнителей – 278 образцов. Эти коллекции стали основой описания культурного контекста песенных традиций. Для детального анализа автором были отобраны и нотированы 84 обско-чатских и 75 томско-чатских разножанровых песенных образцов.
Методы исследования. В работе задействованы концепция интонационной культуры этноса и принципы ареального описания сибирских этномузыкальных культур (В.В. Мазепус, Н.М. Кондратьева, Г.Б. Сыченко, Н.М. Скворцова), артикуляционная классификация этномузыкальных тембров (В.В. Мазепус, 1998). При анализе архитектонического устройства песен используются методологические подходы, выработанные в трудах Л.А. Мазеля, В.А. Цуккермана, В.П. Бобровского, Ю.Н. Холопова, В.Н. Холоповой, Т.С. Сорокиной. Анализ ритма производится в соответствии со слогоритмическим методом (К.В. Квитка и др.). Внутрислоговые распевы изучаются по методике Н.М. Скворцовой. В описании ладо-звукорядов задействованы методики А. Чекановской, В.А. Вахромеева, С.П. Галицкой, Я.М. Гиршмана, Ю.Н. Холопова, Д.С. Дугарова. Определение инвариантных мелодических структур производится на основе структурно-типологического метода (Б.Б. Ефименкова, М.А. Енговатова). В качестве основного аналитического метода используется универсально-грамматический подход В.В. Мазепуса. При анализе темпа применяется новый статистический метод (Н.С. Капицына, Н.М. Кондратьева), опирающийся на категории внутреннего темпа (М. Колински), архитектонического темпа (Н.М. Кондратьева и В.В. Мазепус) и плотности звуковысотных событий, а также на базовые понятия математической статистики. Нотировки чатских песен выполнены в соответствии с принципами аналитической нотации Е.В. Гиппиуса, с учетом релевантных для сибирских интонационных культур типов высотных контуров, установленных Н.М. Кондратьевой.
Научная новизна. В научный обиход введены новые экспедиционные материалы; впервые дано полное описание жанровых систем чатских интонационных культур; определено местоположение в них песенных традиций; описана система стихосложения. Впервые установлены инвариантные единицы архитектонической, ритмической и звуковысотной организации песен; описаны функциональные системы ладов. Впервые на основе использования нового метода анализа темпа установлены дифференциальные признаки песенных жанров. Впервые выявлена локальная специфика обско- и томско-чатских песенных традиций.
Практическая значимость. Материал исследования включен в учебник «Музыкальная культура Сибири» и курсы лекций «Народное музыкальное творчество», «Традиционные музыкальные культуры Сибири», читаемые в Новосибирской государственной консерватории (академии) им. М.И. Глинки, а также в учебные курсы «Народное творчество», «Традиционная культура народов мира», преподаваемые в Новосибирском музыкальном колледже им. А.Ф. Мурова. Теоретическая значимость работы связана с возможностью ее использования для сравнительно-исторических и ареальных исследований тюркских и монгольских музыкальных культур.
Апробация работы. Содержание диссертации нашло отражение в выступлениях на научных конференциях межрегионального (Новосибирск, 2001 и 2003), всероссийского (Омск 2004, 2006, 2008, 2009; Новосибирск, 2007), международного (Новосибирск, 2002; Санкт-Петербург, 2010) уровней. Диссертация неоднократно обсуждалась на заседаниях кафедры этномузыкознания, Семинаре по музыкальной семиотике и теории интонационных культур НГК (академии) им. М.И. Глинки. Основные положения и результаты исследования опубликованы в тезисах и статьях [1–15].
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, пяти глав, Заключения, списка литературы, включающего 224 источника, и четырех Приложений. Приложения I и II содержат 84 обско-чатских и 75 томско-чатских нотных примера соответственно. В Приложениях III и IV приводятся сведения об исполнителях, собирателях, нотировщиках, авторах переводов, а также месте записи и хранения фонограмм.