Введение к работе
: ' Актуальность rem;. Одной из основных задач советского музыкознания является глубокое и всестороннее изучение исторического прошлого музыкального искусства и мысли о нем. Существование еще в недавнем прошлом запретных тем и известная односторонность в освеяения наиболее сложных этапов музыкальной культури препятствовали как развитию свободной критики, так и изучению ео истории.
Воспитание критиков нового поколения но мояот бить плодотворным без опор» на фундаментальные традиция в данной области. С этой точки зрения требует к себе пристального внимания роль Николая Федоровича Онндейзена /1858-1928/ з истории русской музыкальной культури, с'н-цчклопедичность познаний, і^епо.мепальная па-.-лть, псхлшп-тельн&ч работоспособность и ясное понимание долей и задач с^оо.Ч деятельности обусловили огромный касатаб созданного :::: з разісд: областях пауки и музжалыгаго просвотительст-г*а.
Творческая таз ль 'Зннде.'ізенл, начавшаяся п УО-х года:: XIX года соединила в ссбо чертм двух исторических спох: он, считавший себя учеником "олхиого Стасова, бил л '':;с-':-) мугчгхапгов, неггосрг\дотг:'::н:о ."оптахтнропавзнх с продставптелчмн погс'Л русской гл-.олп - Н.А.Рнмсккм-Хорсахо-Г"', M.A.EaxaxHpoBL"!, Ц.А.Кян, состоял в поропнехо с .'І.;;л!.'-зстаі:ого:і, стігмулпровагізой в нем инторэс г. наследия 'і. Л. Глинка. В то "о время его многосторонняя об-цествэн-'тля и историко-культурная деятельность со многом опредо-1ИВЗ далыге;":пи!! путь п характер развития русского и совет-
ского музикального искусства а XX воко.
Одп"и из крушшя заслуг Финдойзина является созда-нио обширной глинкиниани. Ему ко принадлвсит норвоо нс-оасщошнио истории русской музики с дровнэЬзих врочсч. до XIX пока. "Кучкистская" ориентация Финдойзена и нь-чшш творческого пути в дальнейшем обогащается интересом к композиторам беляевскиго кружка и високим признан,'.;;-;;.: музики Чайковского, а такие.нового поколения композиторов XX поки,
В наследии Финдойзена намечаются ооновиыо ншіршіїїї— лил иузыковедчеспой науки и в каздой из затронутых ейер он сказал свое весомое слово, неродко становясь зачинателем цолих областей знания: он стал первым руооким ис-ториографэм, создателем источниковедческой бази истории русской музыки, впервые» в Росоии поставил вопрос о необ-ходнмости изучения истории музыкальной критики. Неоценим вклад Финдойзена в разватко этнографии, музыкальной археологии и палеографи, инструыонтоводения, музыкального краеведения, музейного дола /он бил зачинателем фнларш-нлчоской библиотеки/, в развитие музикального просветительства и педагогики.
В области критической деятельности ФиндвЙэен следовал строго виворонной системо взглядов, критериев оценок. Он давал широкую в объективную картину иузшсальной хизни конца Х1Х - начала XX века в издиваеаой ш "іУсской музикальной газете" /1Ш4-Ш8/, которая вывела и/зыкальную периодику России на мировой уровонь.
Тем но менее до сих пор но изучена в полном объемо - 4
творческая биография Финдейэена, вв проведено исследова-*-ннв его критических работ. Все «це нувдается в научном анализе и обобщении его подвижническая деятельность во главе уникальной по своему историко-культурному значение "Отеской цузшеальной газеты*. Попыткой раскрыть роль Финдейэена в истории русской музыкальной культуры и является настоящая диссертация.
Научная новизна работа состоит в том, что она является одпиз иа первых ошітоз. оозещония деятельности Флн-дсЛзопа з> совокупности га мпогогратшх устромлений как 7"сяого, крптпеа, редаэторз, остального просветителя, -одггога. Для Еоссогдг-хгат cn^rrrpa творческих интересов :ч д^ссортэпп птр::- д~~?сг; обзпя хараэтерпстшеа насло-г"п <*'.иі",с'.".:;г<"\. Г.-г csr~ro *.:~учоп:гя ерхташх ггаториаюв 7ГО"т:"?с.ч "ггл-гог"! й-:згра'йпас:-.::о спздспхт. Подробно г.^^сгіггг;*:;:^ сто политические пзгллда, отпопопао к r-rratcmrrrrTU событиям, грагданская позиция.
БпорЕЫО опоцзалыгаму опалазу подвергается критичео-п.гт дочтеишгость Фгпдойзспа, изучается его вклад в науку о критике, Есследуотся поняткз "исторической критики" я принцип историзма в ого работах. Вазоряктся, дополняются, з нокотор.чх случаях приводятся Бпорстіе критические суздэ-nit.i Ъ.цкоИсглз. о г:т:ог:іх пр^з^ато—:—;; явлениях созре^зп-ro" с ."7 T7=--""'«-7i::o3 ппзпл. і';гт?*'Т!\і rxip'i крлтптссшт'
ществешшх пробелов в истории русской а советской музыкальной критшш, сделав достоянием наукп анализ знача-телыюго этапа d развитии ьшсли о музыке, связанного о именем Н.Ф.Фаццойзона и его "русской музыкальной газетой'.'
Б соответствии с цальо выдвигаются следующие задачу; -воссоздать творческий облик Финдейзена в контексто художественной культуры эпохи, охарактеризовать его мировоззренческие позиции, взгляда на общественную и политическую жизнь, эстетические воззрения, отношение к работе, осознание собственного предназначения; -установить подлинные масштабы наследия Финдейзена и выявить его вклад в становление различных областей музыкознания;
-исследовать концепции музыкальной критики, проан&адэн-ровать методологические и теоретические основы еж> критической работы;
-рассмотреть актуальные задачи музыкального просвещения конца XIX - началаХХ века;
-обобщить "урока Финдейзена" в области музыкальной критики и просветительства.
Методологической основой исследования послушали философские работы о культуре и искусстве, о единстве исторического и логического методов познания. Теоретическим фундаментом явились труды советских ученых, исследовавших эпоху конца XIX - начала XX столетия с точки зрения критического наследия: Б.В.Асафьева, Г.С.Глущенко.Ю. КелДЫШа,Т.Н.Лгааковой,А.Н.Сохора,А.М.Стуцедя и друга
Материалом дпсоеотатшг послужили: 1/обшпр5вйшае архгвнке фонды Финдейзена, хранящиеся в Го-
сударствешюй Публичной библиотека. Центральном музее музыкальной КУЛЬТУРЫ ИМОЮІ М. И. ГЛИНКИ В МЭОКВО И Д0МЭ-Му39в
П.ИЛайковскогэ в Клику;
2/ опубликованные работы Фкндойзона: 28 книг п болео 600
статей в периодических изданиях /"Русской музыкальной ггчэ-
тэ", "Нипописком обозрении", "Знамени", "Вечерней газето"
и других/;
3/ отдельные публикации о пізня и деятельности критика,
груда по история русской музыкальной публицистики конца
XIX - начала XX вежа.
V ояогодкые комплахяГРусской музыкальной газеты".
Практическая яелвсообшзность, изучегоія, анализа и оцогаеи творческого наследия Фнндейзена состоит в том, чтобы стимулировать дальнейшее исследование его научного а критического наследия, более подробное изучение биографии, подлинных документов вязни и творчества, сохраненных в архивах.
Результаты диссертационного исследования будут способствовать обогащении соответствующих разделов вузовских курсов история русской музыки, музыкальной критики, спецкурса по источниковедению, семинаров по музыкальной критика в средних специальных учебных заведениях.
Знакомство с финдейэеновской концепцией музыкальной сратики, класспфикацивй музыкально-публицистических и критических нанров, с его стилем и методом работы мояет ока-іать существенное влияние на формирование взглядов буду-іих критиков, совершенствование современной музыкальной ориодической печати.
На зігціту глп'оппточ сделуг-то РО"?"1?!"''':
исключит алию важное значение деятельности Спкдвііабі.а, осуцаствиБГиОго преемственность d ксторіь;. русской мусили. - іізіі культури кончд XIX - начала ХХвсг.а;
гуманистическая ценность ого творческих интриг*.ir. ?:л> поднятия ypoiiiui духовности, нравственности і: культур;.: города;
концепция *исторической критики" йпндеизона;
исденапранлолиость просветительскоії риботі: ц пломотьог-кость педагогических идей на страшшаз: "Русскоіі цуаі::-.а--іло.; газети", необходимость их реализации г. ис^и дни.
Аптобатстя. т^ботг. Диссертация обсувдалась и рококзцдо-вшіа і: яа'дкто на заседании кафедра теории, дргткіаі і; пр&сті;-ки музикального искусства Ленинградской консерватории. Отдельные положения про в одо цію го исследования прозвучали и докладах на паучно-практичесгас*. кокфоронцияд профвесрзко-прелодаватольского состава Курского пединститута в 1983 п 1987 годах, на всесоюзной конференции d Ленинградской .консерватории /апрель 1987/, п Институте театра, щзаж п кинематографии /декабрь 1987/. Основные положения еоплл к публикацап по тема диссертации, представленные в сішко.
Структура паботи. Диссертация СОСТОИТ ИЗ ВВОДОПІІІ», четырех глав и заключения; списков использованной литературы и работ самого Фиадойзена; трех приложений: краткого щх>~ погрома жизни и деятельности Фиидоіізона, распифроксп -ого рукописной "Автобиографии" и аннотировало 'указателя сотрудников "Русской музыкальной газети".