Введение к работе
Башкиры – древнейший этнос, издавна проживающий на обширной территории Южного Урала и Поволжья. Этноним – «Башкорт».
Изучение башкирской культуры ведёт своё начало со времён первых российских академических экспедиций XVIII в. [И.Георги, 1799]. Первое подробное описание музыкального инструментария относится к концу XIX в. [С.Рыбаков, 2012], но только в последние десятилетия исследования приняли регулярный характер [Н.Ахметжанова, 1996; Р.Рахимов, 2006, Р.Зелинский, 2006]. Полученные материалы показали, что следующие слова якутского исследователя Э.Алексеева в полной мере применимы к башкирам, у которых, как и у якутов, имеется «…своя социальная почва, свои специфические общественные функции, а, следовательно, и своя эстетика, основы которой во многом не совпадают с положениями эстетической теории, сформировавшейся на фундаменте профессионального искусства европейской ориентации» [Э.Алексеев, 1986].
Многовековая политика российского государства, направленная на ассимиляцию «малых народов», а также события первой четверти ХХ века наложили свой деструктивный отпечаток на культурное наследие. Некоторые башкирские инструменты исчезли, оставив после себя только следы в устном народном творчестве (хорнай, донгор, тыйбл и др.), а сохранившиеся дошли до наших дней благодаря смене функциональности, в частности, с обрядовой на детскую (шогор, хызгыртмак, тоймэ) и с устно-профессиональной на социально-политическую (думбыра – мандолина, кыл-кубыз – скрипка).
Подобные трансформации и ограничения привели к тому, что даже в современных академических учебных пособиях по культуре Башкортостана список национальных инструментов ограничивается всего четырьмя наименованиями (курай, кубыз, думбыра, кыл-кубыз).
Башкирская этноорганология, как наука, изучающая народный инструментарий, недавно вошла в число учебно-академических дисциплин музыкальной этнографии. Но за сравнительно короткий срок, благодаря целенаправленному поиску, были найдены и восстановлены свыше пятидесяти традиционных музыкальных инструментов, которые бережно хранились в культуре башкирского этноса. Некоторые из них были реставрированы (агас-кубыз, кыл-кубыз), другие реконструированы (думбыра, камыш-курай, гэзле), последовательно проводилось восстановление их этнофонии.
В процессе исследований выяснилось, что конструкция практически всех музыкальных орудий, материалы, используемые при их изготовлении, тембр и даже динамика звучания окружены мистическим генезисом – проблемой, до сих пор не затрагиваемой в музыкознании. Только в последние годы появились работы, рассматривающие календарные, семейно-бытовые, трудовые ритуалы и традиционные действа, как разновидности древнейшей духовной этнической культуры [А.Заседателева, 2001; Р.Султангареева, 2009 и др.]. В этих и других исследованиях кратко отмечалось, что наряду с песнями – древнейшим пластом музыкально-поэтического фольклора, – обрядовые музыкальные орудия представляют собой материальные свидетельства прошедших эпох.
Таким образом, неразработанность темы обрядовой культуры в башкирской этноорганологии, а также малоизученность значительной части традиционных инструментов, выявленных в процессе полевых исследований последних лет, обусловили актуальность и проблему представленного диссертационного исследования.
Цель исследования – исследование основных органологических характеристик обрядовых музыкальных инструментов башкир.
Объект исследования – башкирское традиционное музыкально-инструментальное искусство.
Предмет исследования – традиционные музыкальные инструменты и инструментальная музыка обрядовой культуры башкирского этноса в аспекте органологической систематизации.
В соответствии с актуальностью, целью, объектом и предметом исследования в диссертации были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть функционирование музыкальных инструментов в традиционных ритуалах, праздниках и обрядовых действах;
- проанализировать обрядовые формы башкирского инструментального музицирования;
- охарактеризовать конструктивные и музыкально-выразительные особенности башкирского обрядового инструментария;
- определить место обрядовых башкирских инструментов в академической сфере;
- создать алгоритм изучения традиционного инструментального репертуара цифровыми технологиями.
При решении поставленных задач использовались следующие исследовательские методы:
метод включенного наблюдения, дающий возможность вести изучение обрядового музыкального инструментария без деструктивного отрыва от традиционной среды;
метод структурной и функциональной систематизации обрядовых музыкальных инструментов башкир;
метод системного анализа обрядового инструментария, включающий в себя основные принципы этноорганологии.
методы комплексного историко-теоретического, обобщающего и статистического анализа, а также научно обоснованные подходы к рассматриваемому материалу из области музыковедения, инструментоведения, этнографии и других гуманитарных наук (применительно к заявленной теме).
Источниковая база. Основой представленного исследования послужили образцы башкирской инструментальной музыки, самостоятельно собранные автором в процессе полевого поиска, а также документы социологического опроса населения Гафурийского, Кугарчинского, Миякинского, Илишевского районов Башкирии, и Аргаяшского района Челябинской области. Записано и проанализировано свыше 100 песен, инструментальных мелодий и наигрышей, из которых около 30 иллюстрируют основные диссертационные положения.
Материалы показали хорошо сохранившиеся слои обрядовой инструментально-исполнительской культуры, имеющей глубокие корни в местных традициях и развивающейся согласно требованиям времени. Всего в исследовании затрагиваются свыше 50 музыкальных инструментов, употребляемых в различных обрядах.
Восемь из них вводятся в научный оборот впервые.
В основном рассматривались сольные виды исполнительства, но фиксировались и инструментально-ансамблевые аккомпанементы к песням и наигрышам. Удалось выявить и описать некоторые особенности изготовления национальных музыкальных инструментов – камыш-курая, хорная трех типов, гэзле, кыл-кубыза и др.
Кроме этого в работе применялись сведения из историко-этнографических научных работ, содержащих описания инструментария, а также из устного народного поэтического и музыкального творчества, прямо или косвенно подтверждающих основные тезисы исследования.
Из них наиболее ценные материалы, касающиеся традиционного инструментария, обрядовых наигрышей и методов их исследования, были отмечены в трудах Б.Асафьева, С.Рыбакова, С.Руденко, Л.Лебединского, И.Мациевского, Н.Ахметжановой, Х.Ихтисамова, Л.Нагаевой, Ф.Камаева, Н.Бояркина, В.Яковлева, Г.Макарова, Р.Рахимова, Р.Зелинского, Р.Сулейманова и др.
Использовались прямые и косвенные упоминания о музыкальных инструментах в контексте заявленной темы, которые встречались в работах И.Георги, Р.Игнатьева, В.Бартольда, В.Беляева, А.Жубанова, В.Альбинского, В.Жирмунского, Б.Гизатова, Р.Султангареевой, Г.Хусаинова и других ученых.
Фиксировались описания обрядового инструментального музицирования в художественных произведениях писателей Г.Белорецкого, В.Даля, Н.Крашенинникова и других авторов, а также иные сведения, содержащие интересующий материал.
Широко использовались данные периодической печати и современные информативные системы, среди которых – электронные ресурсы удаленного доступа (WWW-сайты).
В разделах по реконструкции и реставрации исчезнувших музыкальных орудий анализировалась работа башкирских мастеров В.Шугаюпова, Г.Кубагушева, А.Латыпова и Н.Старостина, а также других известных реставраторов и мастеров-изготовителей музыкальных инструментов.
Научная новизна:
-
Впервые башкирские музыкальные инструменты рассматривались в контексте традиционной обрядовости.
-
Впервые анализировалась методика игры на ряде реставрированных и реконструированных обрядовых инструментах.
-
Впервые расшифровка звучания обрядового фоноинструментария проводилась путём конвертации аналоговой записи в MIDI-формат.
-
Органологический метод, систематизирующий башкирский инструментарий по источнику звука и способу звукоизвлечения, дополнялся этнофоническим анализом.
Практическая значимость состоит в возможности внедрения шести традиционных идиофонов, хордофонов и аэрофонов в концертно-исполнительскую и учебно-педагогическую практику кафедр этномузыкологии и народной художественной культуры творческих вузов. Разработана основа для учебного курса дисциплин специалитета, бакалавриата и магистратуры, изучающих традиционный инструментарий, среди которых «Народные музыкальные инструменты», «Фольклорный ансамбль», «Инструментоведение», «Музыкальная информатика», «Расшифровка и аранжировка народных мелодий» и др. Созданы предпосылки применения основных положений и выводов диссертации в научно-исследовательской работе специалистов соответствующего профиля.
Апробация результатов диссертации
Общая проблематика, отдельные главы работы, а также диссертация в целом неоднократно обсуждались на кафедре этномузыкологии УГАИ им. З.Исмагилова. Материалы диссертации имели практическое внедрение в учебный процесс кафедры народного художественного творчества и хореографического искусства УГАИ им. З.Исмагилова.
Реконструированные башкирские инструменты хорнай, камыш-курай, таштургай, гэзле, их восстановленный и реконструированный репертуар прошли апробацию на международных конкурсах (СПб-2010, Австрия-2011, Финляндия-2012), а автор представленного исследования за исполнительское мастерство был отмечен званиями дипломанта и лауреата (дважды).
Основные положения диссертации освещены в 10 научных публикациях общим объемом свыше 7,0 п.л., список которых приводится.
Структура работы: Диссертация состоит из основной части объёмом 201 с., включающего Введение, четыре главы, Заключение, Список литературы (226 наименования) и Приложения: терминологическое, нотное и фотографическое.