Содержание к диссертации
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО
ИЗУЧЕНИЯ ФОРТЕПИАННО-ОРКЕСТРОВОЙ МУЗЫКИ 14
1.1 .Общее состояние исследований музыки для фортепиано
с оркестром 14
1.2.Концерт и симфония: проблемы сравнительного анализа 20
1.3.Фортепианный концерт и проблема диалогичности 39
ГЛАВА 2
ИСТОРИЧЕСКИЕ КОНСТАНТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ 55
2.1. Общие историко-смысловые закономерности в музыкальном
произведении для-фортепиано с оркестром 55
2.1.1. Русские черты европейского музыкального жанра 61
2.1.2. Трехуровневая система историко-художественных смыслов
фортепианно-оркестровой композиции 70
2.1.3. Предпосылки акмеологического потенциала фортепианно-
оркестровой композиции 75
2.2. Персоналия фортепианно - оркестровой композиции 79
Бах '. 79
Моцарт 88
Бетховен 95
Шопен, Лист и Шуман 105
2.2.5.Брамс 116
Чайковский 122
Рахманинов и Скрябин 131
Вместо заключения:Гершвин 139
ГЛАВА 3
КОМПОЗИЦИОННЫЕ КОНСТАНТЫ ФОРТЕПИАННО-ОРКЕСТРОВОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ 148
3.1. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩЕНИЯ . 148
3.2.1. ФОРМЫ МЕДЛЕННЫХ ЧАСТЕЙ В КОНЦЕРТЕ И СИМФОНИИ . 159
Моцарт 159
Бетховен 164
Шопен 170
Мендельсон 175
Брамс 180
Сен-Сане 184
Чайковский 191
Рахманинов 194
3.2.2. ФОРМЫ ФИНАЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ В КОНЦЕРТЕ И СИМФОНИИ. 208
3.2.2.1. Моцарт 208
Бетховен 214
Шопен 219
Мендельсон 227
Брамс 230
Сен-Сане 234
Чайковский 246
Рахманинов. . . . '. 259
3.3. КОНСТАНТНОСТЬ ТОНАЛЬНОСТЕЙ И ТОНАЛЬНО-ГАРМОНИЧЕС
КИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКИ В МУЗЫ
КАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ 273
Постановка вопроса и предварительные обобщения 273
Константные тональные отношения в архитектонике музыкального произведения для фортепиано с оркестром 277
Предпочитаемые фортепианно-оркестровые тональности. . 295
Специфические гармонические формулы и жанровохарак-терные аккорды как свернутые формы предпочитаемых тональных отношений в фортепианно-оркестровой музыке 308
3.4. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: ЦЕЛОСТНОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОИЗВЕДЕ
НИЕ КАК КОНСТАНТА. ДВА ВЕЛИКИХ ДО МИНОРНЫХ КОНЦЕРТА:
БЕТХОВЕН И РАХМАНИНОВ 329
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 346
ПРИЛОЖЕНИЯ 361
Приложение №1 (Схемы) 362
Приложение №2 (Примеры) 417
Использованная литература 433
Введение к работе
Избрав материалом нашего исследования музыкальные произведения для фортепиано с оркестром (иными словами - фортепианно-оркестровые композиции), мы отнесли к данному массиву музыкальных композиций концерты для фортепиано с оркестром и сочинения, аналогичные им по инструментальному составу — фантазии, рапсодии, поэмы и др. Произведения для других инструментов с оркестром оставлены за рамками исследования как препятствующие осознанию специфичности фортепианно-оркестровой композиции.
Актуальность темы данного исследования — «Музыкальное произведение для фортепиано с оркестром как жанрово-композиционный феномен. (Классико-романтическая эпоха)» - предопределяют следующие факторы:
Неравномерность исследования фортепианно-оркестровых произведений в историко-стилевом плане.
Слабая представленность обобщающего подхода к данному жанровому классу в целом.
Потребность заново рассмотреть характер связи фортепианно-оркестрового произведения, взятого именно в его классико-романтических границах, с традиционно приписываемыми данному жанровому классу в целом общелогическими прообразами (игровая логика музыкального мышления, диалогичность, риторичность), а также с импровизационно-стью как типом музицирования.
Крайне слабая отраженность фортепианно-оркестровой музыки в современных учебных курсах музыкально-исторического и музыкально-теоретического циклов.
Переходя к характеристике степени научной разработанности проблемы, сопровождающейся обзором источников и литературы по теліе, начнем с утверждения того, что проблематика фортепианно-оркестровой
Выполненный обзор литературы по избранной нами теме свидетельствует о том, что жанр фортепианного концерта и жанровый класс форте-пианно-оркестровых произведений, не являющихся номинально концертами, издавна были и остаются поныне притягательными для пишущих о музыке специалистов. Внушительный массив трудов в интересующей нас жанровой области таит в себе, однако, некоторые диспропорции.
В историко-стилевом и персонально-стилевом планах они выразились в ощутимом количественном преобладании исследований, посвященных раннеклассическому концерту и музыке в данном жанре, созданной в XX веке. Фортепианно-оркестровая музыка классико-романтического периода затронута в научных исследованиях существенно меньше, что особенно наглядно выражено в отечественном музыкознании.
В плане специфики научного подхода имеются основания вести речь о преобладании раздельного рассмотрения различных произведений фор-тепианно-оркестровой сферы, при котором не ставится задача фиксации преемственных связей между ними.
Определенное неравноправие традиционно существуют и в распределении исследовательского внимания по трем основным частям концертной циклической формы. Наиболее подробно рассматривается первая часть, тогда как последующие затрагиваютя значительно меньше, их форма-композиция характеризуется лишь в общих чертах, подчеркнуто бегло.
При выраженном господстве трудов общеисторического профиля несколько меньше представлены работы, рассматривающие композиционно - техническое своеобразие фортепианного концерта и подобных ему сочинений.
Дальнейшую результативную музыковедческую разработку избранной нами темы целесообразно вести по пути выравнивания перечисленных выше диспропорций.
Жанр инструментального концерта активно осваивается музыкальными учеными как в нашей стране (Раабен 1967, 1974, Орлов, Хохлов, Та-
раканов 1988, Долинская, Рыцлина, Кузнецов 1971, 1974, 1980, 1981, Антонова, Ахмедходжаева, Алмазова, Брянцева, Бутир, Торган, Солнцев, Са-мойленко, Бараш, Мельцер, Кравец, Денисова, Тихонов, Розанов, Брагинская, Гребнева, Абызова, Холопов, Уткин 1971, 1979, Зейфас, Лобанова, Чигарева), так и за рубежом (Schering, Engel, Kloiber, Rattalino, Harris, Hinson,Kim, Norris,Roeder, Keefe, Weising и т.д.).
Особое направление образовали исследования концерта как формы музыкальной жизни, социокультурного «ритуала» (Young 1957, 1965, Heis-ter, Cooper, Milligan, Дуков 1982, 1999, 2003, Веремьева), в значительной мере способствующие прояснению и чисто музыкальных, «внутреннест-руктурных» (Арановский), внутриязыковых смыслов инструментального концерта. Так, в труде Е.В.Дукова «Концертная деятельность как социальная практика в истории европейской культуры» (М., 1999) жанр инструментального концерта представлен как наиболее востребованный, центральный по значению (и соответственно, по отводимому ему месту в программах концертных мероприятий своего времени) жанр музыки, что закономерным образом вызвало расширение его формы.
Из музыковедческих работ последних лет наряду с обобщающим трудом Х.М. Коха (Koch), проследившим основные стадии симфонизации фортепианного концерта в XIX веке, значительным вкладом в концертове-дение стала фундаментальная монография о русском фортепианном концерте XX века Е.Б.Долинской.
Х.М.Кох в своей книге «Фортепианный концерт XIX века и категория симфонического» (Sinzig, 2001) стремится преодолеть традицию расплывчато - недифферинцированного применения интересующей его категории (и соответствующего ей термина). Эта традиция достаточно глубоко укоренилась в исследованиях о музыкальных жанрах вообще и о фортепианном концерте в частности. Автор книги показал, что в различные периоды истории музыки XIX века термин «симфонический» толковался неодинаково.
Ценность книги значительно повышают содержащиеся в ней выдержки из музыкально - теоретических и музыкально - публицистических текстов первой половины XIX века, которые мы активно использовали в подготовке аргументационной базы нашего исследования. Направленность книги Коха на более точное, «целевое» употребление названного термина нашла отзвук в нашей работе в виде принятой нами установки на последовательное размежевание жанров концерта и симфонии. Весьма информативной в этом плане предстала книга М.Е.Тараканова «Симфония и концерт в русской советской музыке (60 - 70-е годы). Пути развития: очерки» (М, 1988).
Исследование Е.Б.Долинской «Фортепианный концерт в русской музыке XX столетия: исследовательские очерки» (М., 2006) - весомый вклад в разработку историко-теоретических проблем данного жанра и, пожалуй, наиболее развернутое исследование по заявленной теме. В своей книге автор вышла далеко за рамки значащегося в заголовке названия, рассматривая фортепианные концерты в соседстве и взаимодействии с концертами для других инструментов с оркестром на тщательно выписанном историко-культурном фоне. Значительно перекрыты и определенные в заглавии хронологические рамки. Е.Б.Долинская покрывает своей книгой достаточно отдаленные прецеденты изучаемого ею жанрового феномена. Она держит в поле зрения те концертные произведения XIX века, которые объясняют впечатляющий расцвет фортепианного концерта, украсивший музыкальную жизнь России в XX веке. Книге Е.Б.Долинской присуща также много-аспектность: общеисторические сведения, композиционно-технические анализы, сравнительно-текстологические экскурсы.
Важной предпосылкой дальнейшей успешной разработки историко-теоретических проблем фортепианного концерта являются труды по теории музыкального жанра и стиля в музыке (Михайлов, О.В.Соколов, Со-хор, Медушевский, Арановский, Лобанова, Волкова, Смирнова, Симонова,
Березовчук, Кириллина 1996), а также такого феномена музыкального искусства, как канон (Ивашкин 1978, Холопова 2000).
В трудах по проблемам жанра и стиля наблюдается некоторое смещение акцента с условий бытования музыки на своеобразие, специфичность музыкально - языковых составляющих музыкального жанра, обеспечивающих его стабильность. Эта точка зрения выражена в труде О.В.Соколова «Морфологическая система музыки и ее художественные жанры» (Нижний Новгород, 1994). Ее придерживается и М.Г.Арановский в статье «Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке» (М., 1987).
Трактовке жанровой стабильности с позиций художественного канона благоприятствует нагнетание в различных фортепианно-оркестровых произведениях константных композиционно - технических решений.
Потребность уточнить меру зависимости фортепианного концерта от принципа диалогичности обусловила необходимость пополнить список литературы диссертационными работами С.В.Волошко «Монологическая и диалогическая речь в структуре музыкального мышления Д.Д.Шостаковича» (М., 1995), М.В. Пороховниченко «О диалогичности в симфониях Г.Канчели» Минск, 1999), а также статьей М.Н.Лобановой «Концертные принципы Д.Шостаковича в свете проблем современной диалогистики» (М., 1985). Из иностранных изданий полезный материал по этой теме содержится в книге С.Кифе (S.Keefe) «Фортепианные концерты Моцарта: драматический диалог в эпоху Просвещения» (Woodbridge, 2001).
С.Кифе высказал, в частности, сомнение в специфичности диалогических отношений для фортепианных концертов В.А.Моцарта, а также сомнение в возможности уверенно утверждать или опровергнуть наличие или отсутствие таких отношений в концертных партитурах композитора. Эта внешне парадоксальная мысль порождает потребность в некотором пересмотре устоявшихся позиций не только применительно к фортепиан-
ным концертам В.А.Моцарта, но и к фортепианно-оркестровой музыке в целом.
В последующем изложении нам предстоит перейти к более специализированному анализу научных источников по избранной теме.
В теоретико-методологическом плане решение поставленных в исследовании задач осуществлялось с опорой в основном на фундаментальные научные методы исторического и теоретического музыкознания.
Цель данного исследования - выработка новой музыковедческой концепции фортепианно - оркестровой музыки.
В ходе работы над диссертацией решались следующие задачи:
Проанализировать существующую литературу по теме исследования и по смежным с ней темам для получения достоверной картины современного состояния исследований в затрагиваемой области.
Изучить данный жанровый класс музыкальных произведений с точки зрения его совместимости с обновленными представлениями о тех качествах, которые на .настоящий момент считаются для него жанрово-специфическими.
Выявить исторические закономерности бытования фортепианно-оркестровой музыки.
4. Заново проанализировать фортепианно-оркестровые сочинения
классико-романтического периода для выявления закономерностей их
строения, тонально-гармонических особенностей, позволяющих достаточ
но определенно разграничить специфику концерта для фортепиано с орке
стром и специфику симфонии.
5. При решении предыдущей задачи особое внимание уделить вто
рым и третьим частям в фортепианных концертах циклического строения,
чье своеобразие менее всего учитывается в научных взглядах на своеобра
зие жанра.
Объектом данного исследования являются фортепианно-оркестровые произведения классико-романтического периода.
Предмет исследования — историко-художественная и композиционная специфика музыкального произведения для фортепиано с оркестром классико-рмантического периода.
Научную новизну содержит в себе обоснованная автором теоретическая модель фортепианно-оркестровой музыки, базирующаяся на совокупности исторических сквозных связей, охватывающих этот жанрово-видовой массив.
В ходе исследовательской работы над темой приняли свой окончательный вид следующие принципиальные положения, выносимые на защиту:
Ограниченная применимость именно к классико-романтическому произведению для фортепиано с оркестром традиционных научных представлений о специфических жанрообразующих факторах, таких, как диа-логичность, игровая логика музыкального мышления, импровизацион-ность, риторичность, каденционность, театральность.
Односторонность «симфониецентристского» подхода к фортепианному концерту.
Оригинальная авторская интегрирующая и «десимфонизирующая» теоретическая модель сквозного исторического развития произведения для фортепиано с оркестром, позволяющая сконцентрироваться на тех его сторонах, которые образуют его специфику вне соприкосновения со смежным жанром симфонии, и воспринять весь массив классико-романтической фортепианно-оркестровой музыки независимо от внутрижанровых размежеваний «как единое слово» (выражение Е.И. Чигаревой).
Целесообразность интеграции в отдельную жанровую группу фортепианного концерта и других произведений для фортепиано с оркестром, обобщение их под названием «фортепианно-оркестровая композиция».
5. Необходимость существенных изменений утвердившихся пред
ставлений о жанровых приоритетах фортепианно-оркестровой музыки. Эти
изменения возможны при размещении в «фокусе» исследовательской ра-
боты по истории и теории этой жанровой группы преимущественно клас-сико-романтического периода ее развития. Именно в этот период она переходит в стадию «стабилизации» (М.Г. Арановский). Оборотная сторона данного процесса - нейтрализация в фортепианно-оркестровых произведениях общепризнанных качеств жанровой специфики.
6. Трехуровневая система исторических закономерностей, регули
рующих внешне стихийное бытование фортепианно-оркестровой музыки:
приближенность произведений данного класса к важнейшим вехам на
творческом пути комплексно одаренного музыканта, их востребованность
на поворотных пунктах в истории музыкального искусства в его нацио
нально-региональном и художественно-системном измерениях.
Существование в фортепианно-оркестровой музыке ряда композиционно-технических приемов, существенно отличающих ее от жанра симфонии: среди них особенности тонально-гармонических отношений, предстающие и в масштабах архитектоники, и на уровне отдельных аккордов и их сцеплений; вторжение контрастного характера и быстрого темпа в медленную часть концертного цикла; «вытянутость», укрупненность музыкальных форм концерта.
Родственность между собой вершинных произведений в данном жанре, которые до того рассматривались преимущественно изолированно.
Своего рода «реабилитация» фортепианно-оркестровых произведений Ф. Шопена, в современной научной картине данного жанрового класса выведенных на его периферию.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут найти применение при дальнейшей научной разработке истории и теории музыкальных жанров.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в исполнительской и музыкально педагогической деятельности — в классе фортепиано и в учебных курсах музыкально-исторического и музыкально теоретического циклов.
Апробация результатов данного исследования проходила в виде их обсуждения на ряде кафедр Московской военной консерватории (в настоящее время - Военный институт (военных дирижеров) Военного университета), на заседаниях кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, где выступали ведущие специалисты по теме и с других ее кафедр. На основе материалов диссертации издана монография «Акмеологи-ческий шпиль абсолютной музыки. Классико-романтический фортепианный концерт» объемом 18 печатных листов. Автором опубликована также 41 статья в ведущих научных и научно-популярных периодических изданиях музыковедческого, социологического, общеисторического, психологического, общественно-политического, политологического, страноведческого, литературно-художественного профилей. Общий объем опубликованных статей — 25,4 печатных листа. Диссертация рекомендована к защите на заседании кафедры междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории 30 мая 2007 года.
Структура диссертации: введение, три главы, приложения в виде схем и нотных примеров, а также список цитируемой и упоминаемой литературы. Основной текст диссертации изложен на 360 страницах.