Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске XIX века (Источниковедение, история) Палкина Ирина Дмитриевна

Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске XIX века (Источниковедение, история)
<
Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске XIX века (Источниковедение, история) Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске XIX века (Источниковедение, история) Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске XIX века (Источниковедение, история) Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске XIX века (Источниковедение, история) Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске XIX века (Источниковедение, история)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Палкина Ирина Дмитриевна. Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске XIX века (Источниковедение, история) : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Ростов-на-Дону, 2001.- 204 с.: ил. РГБ ОД, 61 02-17/55-4

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I
ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ
МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 14

  1. Донская столица 16

  2. Зарождение крупного центра на Юге Великороссии 19

  3. Деятельность Дворянского собрания и обществ 22

  4. Обучение музыке и пению 45

  5. Торговля музыкальными инструментами и принадлежностями 60

ГЛАВА II СОЛИСТЫ И АНСАМБЛИ

  1. Деятельность исполнителей на струнных инструментах симфонического оркестра 65

  2. Солисты-исполнители на духовых инструментах 78

  3. Деятельность певцов 83

  4. Выступления пианистов 95

  5. Инструментальные ансамбли 107

  6. Первые концертирующие исполнители на народных

инструментах ИЗ

2.7. Дивертисменты 118

ГЛАВА III ОРКЕСТРЫ И ХОРЫ

  1. Симфонические и камерные коллективы . . . . , 122

  2. Военно-оркестровая служба России и Донские хоры

войсковой музыки 137

3.3. Духовные и светские концерты хоров 151

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 160

БИБЛИОГРАФИЯ 166

Введение к работе

История исполнительства1 \ как наука, еще очень молода. Если методика обучения игре на инструментах или пению насчитывает многие столетия, то исторический ракурс деятельности музыкантов привлек внимание исследователей лишь в XX веке. К примеру, фундаментальный труд И.Ямпольского (850) увидел свет лишь в 1951 году, а основополагающая работа Ю.Усова (775) вышла в 1975. Первые труды обозначили, прежде всего, стратегически важные узлы в истории. Затем, следуя философским законам, ученые перешли от общего к частному, к освещению компонентов исторического процесса и персоналий. На этом этапе ретроспектива деятельности исполнителей попала в сферу внимания музыковедения, использующего отдельные исторические факты в целях музыкально-исторического краеведения, изучающего региональную эволюцию музыкальной культуры в совокупности всех ее проявлений.

На втором витке спирали познания появился фундаментальный труд Р.А. Маслова (268), который приблизил историю исполнительства к общеисторическим наукам (источниковедению, историографии, истории) и тем самым открыл новое перспективное направление в изучении прошлой деятельности музыкантов (как в области теории, так и в области истории). Проходят годы, нет уже тех, которые слышали предания своих старших коллег о "старых музыкантах", утрачивается связь времен и создается впечатление, что исполнительство "било ключом" только в Москве и Петербурге. Но история не терпит пустоты, ибо, во-первых, забвение прошлого (равно, и отсутствие перспективы) в любой сфере человеческой деятельности, в конечном итоге, ведет к возникновению чувства ее ущербности, неполноценности. Во-вторых, магнит столичной жизни вытягивал, как правило, с периферии исполнителей, составлявших гордость отечественного исполнительского искусства. В-третьих, представление о музыкальных потребностях прошлого помогает понять сам процесс движения из прошлого в будущее, что в совокупности определяет актуальность исследования.

1) Исполнительство - деятельность певцов, музыкантов-исполнителей.

Конечно, исполнительство в Донском крае уже рассматривалось, хотя и косвенно. Наиболее значительной работой, в которой затрагивалась данная тема, является диссертация М.П. Черных (845), посвященная изучению музыкальной жизни Ростова-на-Дону от середины XVIII века до 20-х годов нашего столетия. Однако исторический ра курс исполнительства не входил в число задач, решаемых в указан ном труде. Деятельность же музыкантов в Новочеркасске пока еще не была сферой даже косвенного внимания исследователей.

Выбор музыкального исполнительства в Ростове и Новочеркасске в качестве объектов изучения не случаен, ибо эти два города в конце XIX века являлись столицами Донского края. Если Новочеркасск был административным центром Области войска Донского, то торгово-фи- нансовым центром стал, несомненно, Ростов. С другой стороны, в России XIX века губернские города (а таковым был Новочеркасск по своему положению) являлись средоточием всех областей жизнедея тельности на подведомственной территории. И потому наличие двух центров в одной административной области представляется уникаль ным для России.

Ростов и Новочеркасск как города начали развиваться в XIX столетии, а сферы влияния на жизнь края окончательно и бесповоротно поделили к концу века, что и определило хронологические рамки исследования.

Цель работы - воссоздание истории исполнительства!) в крупных городах одной из национальных окраин Российской империи.

1) В структуру исполнительства входит также и музыкальный театр. Однако тема синтетического искусства является предметом отдельного исследования.

К настоящему времени сложилась концепция истории исполнительства, которую Р.А. Маслов (268) свел к положению-формуле: музыкальный мастер - исполнитель - педагог - композитор. Иначе говоря, ученые рассматривают создание, конструктивные усовершенствования инструментов, деятельность музыкантов, подготовку кадров, репертуар. Данный подход характерен для узкого освещения исполнительства по отдельным специальностям на макроуровне, охватывающем вековые периоды в масштабе мира или страны.

В сущности, к концу XX века сформировались основы истории исполнительства по каждой из существующих специальностей и наступает время сравнительных оценок прошлой деятельности - распространенности, регулярности, уровня. Однако имеющиеся труды в этой области не могут дать общего представления об исполнительстве, т. к. в них решались частные задачи. Очевидно, назрело время перехода от частного - к общему на новом витке спирали познания. Это новое "общее" вряд ли можно создать только на основе существующего "частного", опираясь на упомянутую формулу концепции (мастер - исполнитель и т.д.). Ведь, к примеру, совершенствование инструментария на протяжении веков шло обособленными путями, а у певцов его и вовсе не было. С другой стороны, корректное сравнение (обобщение) затруднено тем, что при изучении истории на макроуровне освещаются лишь узловые моменты деятельности. Следовательно. для музыкальной компаративистики следует перейти на относительный микроуровень исследования, т. е. сузить временные и (или) географические рамки, но охватить все специальности. Данный подход к изучению истории весьма актуален для такой огромной страны, как Россия, особенно в бытность ее империей. Однако он одновременно ставит непростые вопросы: 1) какие компоненты исполнительства являются общими для всех специальностей?; 2) как выявить их, не создавая комплекс из случайно вовлеченных элементов? Ответы на данные вопросы содержит теория систем, которая уже сравнительно долго служит инструментом в исследованиях, проводимых с целью совершенствования теории исполнительства (см.: 257).

Музыкальное исполнительство, по сути дела, всегда функционально, т. е. направлено на достижение фокусированного полезного результата. Потому оно целиком укладывается в рамки представлений о функциональной системе, теорию которой создал академик П.К. Анохин (16). Для получения означенного результата объединяются разнородные элементы. Однако они становятся компонентами лишь в случае взаимосодействия, а не простого взаимодействия.

Компонентами функциональной системы являются: пусковой стимул, принятие решения, программа и предусмотрение результата действия, собственно результативное действие, обратная связь, которая обеспечивает саморегуляцию (стабилизацию) системы. Экстраполируя данные представления на исполнительство, можно изобразить его в виде взаимодействующей цепи компонентов (рис. 1). Пусковым стимулом в этой системе служит определенный уровень развития общества (1), порождающего принятие решения, программу действия и предвосхищение результата, т. е. замысел и организацию музыкальной деятельности (2). Далее появляется материальная и образовательная база исполнительства (3). Лишь в итоге взаимосодействия первых трех компонентов возникает искомый конечный результат (4)^.

Равновесие системы достигается посредством обратных связей. Первый канал связи базируется на конечном результате деятельности и представлен откликами слушателей, а также денежными сборами.

1) Принадлежность означенных составных частей системы к числу компонентов не требует особых доказательств, т. к. изъятие какой-либо из них незамедлительно ведет к деградации, декомпозиции системы и, в итоге, - к невозможности получения полезного результата.

Он является весьма глубоким (5) и оказывает воздействие на все компоненты, регулируя их работу. Второй канал обратной связи (6) контролирует промежуточный результат деятельности системы, т. е. процесс материального обеспечения исполнительства. деятельности ностями (концерты, собрания и т. д.) деятельности

Рис. 1 Принципиальная схема функциональной системы исполнительства.

Именно четыре первых компонента являются общими при изучении деятельности музыкантов любой специальности. Отсюда вытекают основные задачи исследования

1) реконструкция социальных условий музыкальной деятельности в Ростове и Новочеркасске;

1) Обращение к теории систем обусловлено только необходимостью точного определения задач исследования. В диссертации не преследуется цель системного анализа. анализ организационной работы, подготовки кадров, материальной базы; показ динамики исполнительства различных типов с освещением всех специальностей;

4) выявление репертуарных тенденций в XIX веке.

Изучение истории исполнительства ставит и источниковедческую задачу: необходимо описать предисточники и источники, позволяющие восстановить узловые моменты деятельности музыкантов в Ростове и Новочеркасске XIX века, т. к. подавляющее большинство материалов впервые вводится в научный обиход, а их название, как правило, не отражает содержания в части, касающейся сущности диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые изучены: история исполнительства на периферии Российской империи по всем специальностям; общеисторические и социальные условия деятельности музыкантов в Новочеркасске; музыкально-просветительская, благотворительная, организационная работа Дворянского собрания и различных обществ; торговля музыкальными инструментами и принадлежностями в крупных городах Юга Великороссии; обучение игре на духовых инструментах;

6) становление военно-оркестровой службы в Области войска Донского; деятельность первых концертирующих исполнителей на народных инструментах; духовные и светские концерты хоров;

9) выступления солистов-исполнителей на духовых инструментах;

10) эволюция дивертисментов.

Специальное обращение к теме деятельности музыкантов позволило существенно расширить знания в тех областях исполнительства в Ростове, которые уже были предметом косвенного внимания исследователей: симфонические и камерные оркестры, инструментальные ансамбли, струнные инструменты, фортепиано, пение. История исполнительства в Новочеркасске восстановлена полностью заново.

Методологической основой исследованию послужили труды Р.А.Маслова (268), в русле открытого им направления написана эта работа. Базу методологии составляет принцип историзма согласно которому всякое явление общественной жизни должно рассматриваться с учетом исторической обусловленности его развития.

Методы исследования определяются поставленными задачами. Они широко применяются в исторической науке.

Проблемно-хронологический метод, предполагающий разделение крупного объекта исследования на более мелкие, каждый из которых рассматривается в хронологической последовательности.

Исторический метод с необходимо присущей ему описательно-стыо.

Сравнительно-исторический метод, предусматривающий изучение определенных фактов в связи с динамикой исторической обстановки.

Метод логического анализа, являющийся многоуровневым (анализ единичных явлений и событий, анализ истории в пределах определенного периода, переход от анализа к синтезу на макроуровне, который вновь становится источником анализа) и позволяющий локализовать исследование на той или иной стадии процесса познания.

В соответствии с целью и методами исследования в диссертацию включены не все изученные исторические факты, а лишь те из них, которые характеризуют следующие стороны деятельности музыкантов: 1) первые сольные, ансамблевые, оркестровые выступления в истории городов; 2) концептуальные концерты, освещающие становление исполнительской школы, структуру выступлений, содержание репертуара; 3) работу музыкантов в учебных заведениях, клубах, обществах; 4) выступления гастролеров, представлявшие собой значительные события в музыкальной жизни городов, вносившие свежую струю времени в деятельность местных исполнителей.

Материалом для написания работы послужили, главным образом, первоисточники, найденные в периодической печати XIX века, в государственном архиве Ростовской области, в Ростовском областном музее краеведения, в Донском музее (музей истории казачества в г. Новочеркасске)1^- Значительное место в основании диссертации занимают общеисторические труды, изданные в XVIII-XX веках, а также результаты современных исследований в области культуры Донского края.

Подавляющее большинство найденных первоисточников до настоящего времени находилось вне поля зрения ученых. Обращение к сухому языку газетных объявлений, правительственных постановлений, статистических отчетов позволило, с одной стороны, не только собрать огромное количество сведений для исследования, но и на основе фактологии прийти к новым характеристикам и выводам, касающимся явлений музыкальной жизни, уже получивших свое отражение в научной литературе; с другой, - избежать основательного анализа источников,

1) Имеется ряд фондов уроженцев Дона в ЦГАЛИ. Однако они имеют отношение лишь к музыкальной педагогике, а не к исполнительству в XIX веке.

Несколько предисточников, хранящихся в Донском музее (рылей, Георгиевские трубы, картина Детайля), не включены в библиографию, т.к. они уже описаны в ряде источников (273, 276). которые, в отличие от предисточников, нередко несут на себе печать многих переработок материала, содержащегося в первоисточниках; с третьей, - исключить излишнюю полемику при трактовке тех или иных исторических фактов.

В данной работе решается также проблема частного (конкретного) источниковедения в его описательном (место нахождения, основное содержание источников и т. п.) и отраслевом подклассах.

Использованные источники по своим типологическим признакам делятся, главным образом, на тематические (общеисторические труды), тематико-типологические (рецензии на концерты, авторефераты диссертаций), одновидовые (объявления).

Источниковедческий анализ состоит из двух разделов. Первый из них является тематической классификацией материалов и дает краткое изложение содержания в части, касающейся объекта исследования. Потому фрагменты данного раздела предваряют историческое описание в каждом параграфе, имеющем непосредственное отношение к исполнительству.

Вторая часть историковедческого анализа представляет собой библиографическое описание, которое помещено в конце диссертации.

Поскольку каждый из многих исторических фактов рассеян по ряду источников, постольку поиск истины опирался на изучение всех обнаруженных свидетельств. К примеру, инициалы ростовского дирижера Моца так часто печатались неправильно, что уточнить их удалось лишь с привлечением предисточников, освещающих работу музыкального театра; тип голоса многих певцов устанавливался по исполняемым произведениям и т.д. В целом, вся поисковая работа вынесена за рамки диссертации.

Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и Библиографии.

В первой главе рассмотрено создание базы исполнительства в Донских городах: социальное развитие, организационная деятельность, подготовка кадров, обеспечение музыкальными товарами.

Вторая глава посвящена изучению в хронологической последовательности исполнительской практики солистов различных специальностей, а также ансамблей.

В третьей главе освещается деятельность творческих коллективов, игравших заметную роль в исполнительстве, а также становление военно-оркестровой службы в Донском войске.

Заключение содержит общие выводы о результатах исследования.

Практическое значение диссертации состоит в том, что ее материалы дополняют курсы истории исполнительства в музыкальных училищах и ВУЗах. Результаты исследования, объединенные с научными изысканиями в областях фольклора и бытовой музыки, станут базой для музыкально-исторического краеведения области войска Донского в XIX веке. Кроме того, сведения, содержащиеся в работе, могут способствовать изучению взаимодействия центра и периферии (столиц и окраин) в станолении концертной практики, исполнительства различных типов и т.д.

Похожие диссертации на Музыкальное исполнительство в Ростове и Новочеркасске XIX века (Источниковедение, история)