Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии Ювченко Надежда Александровна

Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии
<
Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии
>

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ювченко Надежда Александровна. Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии : (1920-е-1980-е годы) : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Литов. консерватория. - Вильнюс, 1990. - 23 с. РГБ ОД,

Введение к работе

Диссертация посвящена исследованию музыки в профессиональном драматическом театре БССР от его создания до современного периода.

Музыка театра обладает значительным драматургическим смыслом в спектакле одновременно утверждая себя и как существенный компонент искусства и культуры в целом.

Подтверждение практикой одного из общих постулатов мировой эстетической мысли о необходимости музыки в сценическом произведении1 на примере раззивающейся культуры определенного региона, естественно, приобретает свою, особую окраску, характеризуючую данную культуру и национальное мшкэние.

Актуальность исследования. Музыка драматического театра — зажная область белорусского сценического искусства, способствую-пая становлению национального репертуара, помогающая раскрытию ідейно-художественного замысла спектакля.

Театральную музыку писали крупнейшие белорусские советские сомпозиторыгЕ.Тикощий, Н.А/ адов, А.Туренков, Г.Пукст, -Н. Чурсин, А,Богатырев, Г.Вагнер, Е.Глебов, С.Кортес, А.Мдивани, [.Смолъский, И.Лученок, а также Н.Соколовский, Й.Любан и другие. Ъаденная к. драматической постановке, она не раз обретала самодеятельное значение и вне театральной сцены. Взаимосвязи музыки t театра отображают своеобразие путей развития искусства тех на-зональных республик, где профессиональный музыкальный театр, як в частности в БССР, был во многом связан с театром драмати-іеским. Дяя более глубокого постижения сущности национальной ;ультуры и ее всестороннего осмысления необходимо целостное изучение и специальное исследование данной области художественного творчества, что выдвигает анализ и систематизацию музыкального материала, накопленного в драматическом театре Белоруссии в первую очередь в постановках национальной драматургии, в ряд актуальных для современной теории и практики проблем "Важно и то, что изучение театральной музыки, обладающей своей спецификой, исключительно тесно сопряжено с кругом вопросов, присущих становлению конкретной национальной культуры, что проявляется и во взаимосвязях с другими культурами,

Научная новизна диссертации заключается как в самом пред-мете исследования /музыка в драматическом театре Белоруссии/, так и в предлагаемом новом ракурсе изучения этого важнейшего пласта музыкально-театрального искусства: злемент национального спектакля 2г звено культуры. Выявление тенденций развития театральной музыки на примере становления белорусской драматургии выстроено во взаимосвязях со смежными областями искусства, в общим социокультурным процессом. Впервые вводится в научное обращение большая часть архивных и все нотные материалы Цель диссертации состоит в исследовании значения белорусской театральной музыки в становлении национального драматического репертуара, выявлении.своеобразия ее развития. Достижению этоft цели способствует решение следующих задач:

- раскрытие музыкальных особенностей постановок произведений белорусской национальной-драматургии 20-80-х годов;

- установление основных тенденций развития и фуніщиониро-wmm театральной музыки в контексте социокультурных процессов, происходивших в республике; определение роли музыки для драматического театра в сш ническом искусстве как специфического вида музыкального творчества, оказавшего влияние на становление музыкального театра,

Методологической основой диссертации является принцип историзма, предполагающий комплексное рассмотрение предмета исследования как неотъемлемого компонента становления национального сценического репертуара, изучение музыки театра в ев суцностно-структурном, идейно-эстетическом качестве в спектакле, во взаимосвязях с другими явлениями культуры в процессе исторического развития. В зоне внимания находились работы современного искусствознания в области музыковедения, театроведения, психологии восприятия искусства. Важній смысл в определении исследовательской позиции имели публикации, посвященные музыкально-театральным связям, вопросам жанрового синтеза, музыкалькой драматургии, театральности музыки, а также музыке драматического театра других регионов /А.Глумов, Л.Данько, Б.Изра-левский, В.Коней, Г.Кулешова, Т.Курышева, В.Ландсбергис, Н.Тар-шис/ и исследования по истории музыкального и драматического .театра Белоруссии /Б.Смольский, Т.Горобченко, В.Яефед, С.Петро-вич и др./. В своей работе мы учитывали также основные положения и выводы коллективного труда "История белорусской советской музыки /Г.Глущенко, Л.Мухаринская, С.Кисневич, К.Степанцевич, Т.Ііербакова/, в котором впервые систематически исследовались исторические процессы развития национальной музыки с 191? по 60-е годы.

Материалы и источники исследования» Основную источниковедческую базу составили нотные рукописи из личных архивов компоэи 2 История беларускай савецкай музик!. - Шнек: Вышэйшая школа, 1971. - 544 с торов, материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Октябрьской революции БССР, Центральном государственном архиве-музее литературы и искусства БССР, архивах театров республики, Государственной библиотеке СССР им.В И.Ленина, Государственной библиотеке БССР им.В.й-Ленина, а также мемуарные и эпистолярные источники.

Апробация диссертации Работа обсуждалась на заседаниях отдела музыкального искусства Института искусствоведения$ этнографии и фольклора Академии наук Белорусской ССР и прошла апро бацгио на объединенном заседании кафедр истории и теории музыки Литовской консерватории. По теме исследования были сделаны до-глады на республиканских научно-теоретических конференциях в Белорусской государственной консерватории "тлени А.В.Луначарского /1978, 1988/, в Академии наук БССР /1987/, опубликованы статьи в союзных и республиканских изданиях, в Энциклопедии литературы и искусства Белорусской ССР» .

Практическая значимость работы. Диссертация может бить использована при подготовке соответствующего курса для учебных заведений искусств, в частности — музыкальных и театральных пузов; являясь источником информации, она представляет интерес к для практической работы музыкальных и театральных деятелей: композиторов, режиссеров, актеров, а также для теоретиков искусства,

Структура .работы. Диссертация состоит из введения,трех глав, ппключегсга, примечаний, списка литературы и приложения, содер-ъттго нотные примеры. 

Похожие диссертации на Музыка в драматическом театре и становление национального репертуара в Белоруссии