Введение к работе
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия XX и в начале XXI века в нашей стране значительно возрос интерес к истории русского церковно-певческого искусства Появился ряд диссертационных работ, монографий, научных статей по этой тематике1 Внимание к указанной сфере отечественной музыкальной культуры во многом обусловлено и практическими задачами С каждым годом все больше исполнителей обращаются к древнерусскому певческому наследию2
В связи с вышесказанным важное значение приобретает изучение старообрядческой певческой культуры Как известно, последователи старой веры явились хранителями и продолжателями традиций церковно-певческого искусства Древней Руси К старообрядческому пению как к
Среди них следует отметить недавно вышедшую в свет серию «Русская духовная музыка в документах и материалах» и монографию Е С Тугаринова «Великий русский регент В С Ортов», которые посвящены Синодальному хору и училищу церковного пения (См Русская духовная музыка в документах и материалах / Сост, вступ ст и коммент С Г Зверева, А А Наумов, М П Рахманова -ТІ- Синодальный хор и училище церковного пения Воспоминания, дневники, письма ГЦММК им М И Глинки -М Языки рус культуры, 1998 -682 с ил, Т. 2,кн 1 - Синодальный хор и училище церковного пения Исследования, документы, периодика - М Языки славянской культуры, 2002 - 680 с ил , Т 2, кн 2 - Синодальный хор и училище церковного пения Концерты, периодика, программы - М Языки славянской культуры, 2004 - 640 с , Т 3 Церковное пение пореформенной России в осмыслении современников (1961-1918) - М Языки славянской культуры, 2002 - 904 с , Т 4 -Степан Васильевич Смоленский Воспоминания Казань, Москва, Петербург / Подгот т-та, вступит ст, коммент Н И Кабановой, Науч ред М П Рахманова - М Языки славянской культуры, 2002 - 688 с , ил , Тугаринов Е С Великий русский регент В С Орлов - М Музыка, 2004 -398 с)
2 В числе первых отечественных коллективов, включивших в свой репертуар образцы церковно-певческого искусства Древней Руси была Республиканская академическая русская хоровая капелла под управлением А А Юрлова. Назовем здесь также хор Московского Патриархата «Древнерусский распев» (руководите ть А Гринденко), ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» (руководитель А Котов), хор Свято-Троицкой Сергиевой Лавры под управлением арх Матфея (Мормыля), мужской хор Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры (руководитель Втадимир Горбик), ансамбль древне-церковного пения «Сретение» (руководитель И Сахно), ансамбль древнерусской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории «Знамение» (руководитель Т Швец), ансамбль древнерусской музыки «Ключ разумения» (руководитель Н Мосягина), и др С 2003 года в Москве проходят ежегодные Всероссийские практические съезды любителей знаменного пения
источнику в исследовании этого искусства в разное время обращались Ст В Смоленский и И А Гарднер Со второй половины XX века его изучением стали активно заниматься Т Ф Владышевская, Н Г Денисов, Н Е Денисова, М Г Казанцева, Е В Коняхина, Н П Парфентьев, Т Г Федоренко, М В Богомолова, М В Макаровская и др
Однако несмотря на обилие работ, посвященных старообрядческой певческой культуре, малоизученным остается период, относящийся к началу XX в Между тем это время, именуемое «золотым веком старообрядчества», было отмечено небывалым подъемом во всех без исключения областях его ъшзни3
Объектом настоящего исследования является старообрядческая певческая культура начала XX века Предметом - Морозовский хор, старообрядческий певческий коллектив, широко известный в России в 1900-Х-1910-Х годах О его деятельности как о важном этапе в истории певческой культуры старообрядчества писали в своих трудах Ф Е Мельников и И А Гарднер4 Отзывы о пении Морозовского хора публиковались не только в старообрядческой, но и в светской прессе5 В наши дни этот коллектив незаслуженно забыт
Все вышесказанное служит основанием актуальности избранной темы
Цель работы — изучение истории и деятельности Морозовского хора
3 Но если в ряде появившихся в последнее время исследований историков, археографов,
философов, экономистов, искусствоведов, социологов этот период представлен
достаточно полно, то среди трудов, посвященных церковно-певческой
старообрядческой культуре конца XIX - начала XX веков, можно назвать только
работы М П Рахмановой и Н Г Денисова
4 Мельников Ф Е Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви -
Барнаул Изд-во БГПУ, 1999 -С 460-465, Гарднер И А Богослужебное пение Русской
Православной Церкви Сущность, система и история В 2 т - М ПСТБИ, 2004 - Т 2
История -С 468,472-473
5 В числе авторов статей были такие видные деятели русской музыкальной культуры
начала XX века, как А В Никольский, С Н Крутиков, Н И Компанейский,
протоиерей М А Лисицын, И В Липаев и др
В задачи исследования входило
выявление предпосылок возникновения принципиально нового для старообрядчества явления - Морозовского хора географических, экономических, обществешю-политических, конфессиональных, социальных, культурных,
воссоздание истории коллектива,
определение его места и значения в контексте старообрядческой певческой культуры начала XX в ,
изучение специфики интерпретации этим коллективом песнопений знаменного роспева (на основе анализа грамзаписей),
определение значимости наследия Морозовского хора для современных исполнителей (как церковных, так и светских)
Материалами исследования послужили все доступные на сегодня источники архивные документы из Отдела рукописей Российской государственной библиотеки, Центрального исторического архива г Москвы, Центрального государственного архива Московской области, старообрядческие и светские периодические издания конца XIX - начала XX вв («Старообрядческая мысль», «Церковь» - впоследствии «Слово Церкви», «Церковное пение», «Утро России», «Музыкальный труженик», «Русская Музыкальная Газета», «Голос Москвы», «Русские ведомости», «Русское слово» и др ), полевые исследования автора, фонограммы пения коллектива (грамзаписи хора, осуществленные в начале XX века, и пластинка «Тысячелетие Крещения Руси 988 -1988 Старообрядческое церковное пение» )
6 Тысячелетие Крещения Руси 988-1988 Старообрядческое церковное пение Альбом пластинок - Старообрядческая Архиепископия Московская и всея Руси, 1988, С 24950 «Пасха» - Gramophone, Москва, 1907, С 24951 «Влажен муж», знаменного напева -Gramophone, Москва, 1907, С 24952 «С нами Бог» - Gramophone, Москва, 1907, С 24953 «Хвалите имя Господне», знаменного напева. - Gramophone Москва, 1907, С 24954 «Волною морскою», знаменного напева. - Gramophone, Москва, 1907, С 24958 «Плотию уснув», знаменного напева. - Gramophone, Москва, 1907, С 24961 «Кровь и огнь», в недечю Богоотец - Gramophone, Москва, 1907, С 24962 «Счыши
Методологическая основа исследования. При анализе были
использованы системно-аналитический, текстологический и
источниковедческий методы Целостная картина истории и деятельности Морозовского хора была воссоздана путем анализа и сопоставления многих, зачастую разрозненных фактов, имеющих прямое или косвенное отношение к коллективу В процессе работы основное внимание уделялось рассмотрению деятельности Морозовского хора в контексте старообрядческой певческой культуры начала XX века Стилистические особенности интерпретации определялись путем последовательного анализа всех источников письменного - «Круга Церковнаго Дрсвняго Знаменнаго Пения», известного как Морозовские книги, аудиоматериалов (грампластинки с записями Морозовского хора) и критических отзывов о пении коллектива, опубликованных на страницах старообрядческих и светских периодических изданий того времени Работа с письменными версиями песнопений знаменного роспева велась на основе структурно-типологического метода Анализ исполнительских трудностей осуществлялся методом вокально-хорового разбора, разработанным в отечественном хороведении Путем сопоставления полученных результатов были изучены исполнительские особенности Морозовского хора
Научная новизна исследования 1)Впервые в работе дана полная характеристика старообрядческой церковно-певческой культуры начала XX века Составлен перечень самых известных старообрядческих хоров того времени
отроковице», 4 гл - Gramophone, Москва, 1907, С 24963 «Отче нашъ», 6 гл -Gramophone, Москва, 1907, С 24964 «Се тьма и рано», 7 гл Стихира евангельская -Gramophone, Москва, 1907, С 45705 «Два антифона», 4 гл (антифонно) - Века Grand, Москва, 1909, С 45711 «Гласъ Господень», 8 глас - Века Grand, Москва, 1909, С 45712 «Воскресение твое, Христе Спасе», 6 глас, на стиховне знаменного роспева -Века Grand, Москва, 1909, С 56710 «Радуйся и веселися», 8 глас, знаменного роспева (на венчании для встречи жениха) - Века Grand, Москва, 1909
2) Воссоздана целостная картина истории и деятельности Морозовского хора — этого уникального старообрядческого певческого коллектива Впервые собраны воедино все сведения о его концертной деятельности, а также представлен биографический портрет покровителя и идейного вдохновителя хора, русского купца-старообрядца Арсения Ивановича Морозова 3)В диссертации осуществлен вокально-хоровой анализ песнопений знаменного роспева подробно рассмотрены вопросы их интерпретации в исполнительской трактовке Морозовского хора 4) Впервые в научный оборот вводится ряд архивных документов, относящихся к истории хора, программы концертов, а также расшифровки фонограмм пения этого коллектива
Диссертация имеет следующую структуру: вступление, четыре главы, заключение, список литературы и приложения Вступление посвящено постановке проблемы и обзору литературы В первой главе дается характеристика русского старообрядчества начала XX в , а также определяется роль купеческой династии Морозовых в общественной и культурной жизни России Во второй главе представлен обзор старообрядческой церковно-певческой культуры того времени Третья глава посвящена непосредственно Морозовскому хору, его истории и деятельности В ней прослеживается исторический путь коллектива, рассматривается среда, в которой он сформировался и существовал, даются портреты лиц, сыгравших определяющую роль в истории хора Здесь же приводятся все сведения о концертной деятельности Морозовского хора В четвертой главе рассматриваются вопросы интерпретации песнопений знаменного роспева в исполнительской практике этого коллектива В заключении представлены выводы Список литературы включает 442 названия, аудио- и архивные материалы В приложениях помещены копии наиболее интересных документов, относящихся к истории Морозовского хора, программы
концертов, расшифровки фонограмм и песнопений из репертуара коллектива Диссертация снабжена большим количеством иллюстраций
Апробация работы. Содержание работы и ее проблематика обсуждались на заседании кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории им П И Чайковского 13 июня 2006 года Диссертация получила положительную оценку и рекомендована к защите Положения диссертации излагались автором на следующих научных конференциях «Устная и письменная трансмиссия церковно-певческой традиции Восток - Русь - Запад» (МГК им Чайковского, 23-27 мая 2005 г), «Гуслица старая и новая» (г Куровское, 21-22 октября 2005 года), «Следуя отеческим преданиям» (Центральный музей древнерусской культуры и искусства им Андрея Рублева, Москва, 22-23 ноября 2005 г ), Научные чтения памяти А И Кандинского (МГК им Чайковского, 5-6 апреля 2006 г), «Старообрядчество история и современность» (Государственный музей истории религии, г Санкт-Петербург, 28-30 октября 2008 года)
Практическое значение исследования Материал
диссертации может быть полезен музыкантам разного профиля -исполнителям, теоретикам, историкам русской музыки, специалистам, изучающим богослужебное пение, регентам, а также широкому кругу лиц, интересующихся данной проблематикой Результаты анализа интерпретации песнопений знаменного роспева необходимы исполнителям, обращающимся в своей богослужебной, учебной и концертной практике к образцам древнерусского музыкального наследия