Введение к работе
Актуальность избранной темы. Сложный процесс развития национальной музыкальной культуры Башкортостана требует целостного его осмысления, который возможен на основе исследований различных жанров в их исторической преемственности и взаимосвязях. Первостепенное значение камерной вокальной сферы было подготовлено всей историей культуры башкир, в ней ведущую роль играли народные песни, на основе которых в дальнейшем формировалось профессиональное искусство. С песни и романса начинали свою деятельность многие композиторы. Они являются центральными в творчестве Х.Ахметова, А.Кубагушева, Р.Хасанова, сохраняют свое значение в настоящее время для авторов всех поколений (З.Исмагилова, М.Ахметова, С.Низамет-динова). Среди них значительное место занимает вокальный цикл. Создание в последние десятилетия современных и художественно ценных произведений свидетельствует о выявлении новых выразительных качеств циклической формы, ее актуальности и перспективности.
Специальных работ, посвященных камерно-вокальной музыке башкирских композиторов, пока не существует. Ее проблематика не исследована и не систематизирована. Изданные монографические очерки и книги о мастерах старшего поколения (СЛеман «З.Исмагилов», Н.Шумская «Х.Ахметов», Г.Галина «Х.Ахметов: Жизнь. Творчество. Время», «З.Исмагилов») содержат наблюдения, затрагивающие и эту область, но они, в основном, касаются песни и романса, редко циклов. Исключение составляет небольшая книга Г.Ахметовой о вокальном наследии Н.Сабитова. Произведения молодых композиторов не изучены. В данной диссертации автор делает попытку заполнить эти пробелы.
Цель настоящей работы - выявление важнейших свойств камерно-вокальных жанров композиторов Башкортостана, влияния на их стилистику музыкального фольклора, восточных и западноевропейских профессиональных традиций. Среди наиболее значимых проблем - соотношение слова и музыки, претворение элементов национального музыкального мышления в образно-смысловом, структурно-композиционном, жанрово-стилистическом аспектах. Соответственно поставленной цели в диссертации выдвигаются следующие задачи: анализ характерных черт образного содержания, основных принципов формообразования, композиции и драматургии вокальных циклов, а также степени влияния фонетики башкирского и русского языков на особенности мелодики. Сочинениями, репрезентативными в ракурсе избранной темы и послужившими материалом для исследования, являются: «Пушкиниана» (стихи А.Пушкина), «Персидские мотивы» и «Русская лирика» (стихи С.Есенина), «Четыре стихотворения Лермонтова», «Любовь подобна молнии» (стихи башкирских поэтов) Х.Ахметова,
«Восемь романсов на стихи С.Юлаева», «Родная земля» (стихи М.Карима)
З.Исмагилова, «Ай, Уралым» (стихи Х.Ахметова) М.Ахметова, «Шесть ро
мансов на стихи Блока», «Черновик» (стихи Н.Турбиной) С.Низамет-
динова. Созданные в 1970 - 1980-е годы, они определили важнейшие черты
жанра, новые тенденции в его развитии, кроме того, эти произведения заня
ли прочное место в репертуаре исполнителей. '
Научная новизна. Диссертация - первая монографическая работа по данной теме. В ней впервые предпринята попытка обобщить и систематизировать музыкальный материал камерно-вокальных жанров. В исследовании дается обоснование закономерности их эволюции с точки зрения национального своеобразия, расширения тематики, поэтических источников, обогащения композиторской техники письма.
Доказывается, что в 70-90-е годы вокальное композиторское творчество в Башкортостане утверждается как явление самобытное, развившееся в контексте национальных, общевосточных и западных традиций. Впервые обосновывается мысль о том, что поиски новых выразительных средств, разнообразных принципов использования фольклора, которыми отмечено камерно-вокальное творчество, воздействуют на развитие других жанров.
Методы исследования. Автор опирался на исторические и аналитические методы, разработанные отечественной наукой по общим проблемам истории и теории музыкального искусства, фольклора, различных жанров композиторского творчества - прежде всего вокальных.
Практическая ценность. Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике в специальных курсах по истории башкирской музыки, лекционно-филармонической деятельности, а также содействовать расширению репертуара исполнителей национальной музыки.
Апробация. Основное содержание диссертации нашло отражение в учебном пособии по истории башкирской музыки, в публикациях по теме, докладах на международных, всесоюзных и региональных конференциях. Материалы исследования в виде лекций используются в спецкурсе по истории башкирской музыки Уфимского государственного института искусств, на ФПК для преподавателей музыкальных училищ и ДМШ уфимской зоны.
Работа обсуждалась и была рекомендована к защите Отделом музыки Государственного института искусствознания Министерства культуры Российской Федерации. Основные положения изложены в статьях, общим объемом 3,4 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, нотного приложения.