Введение к работе
Актуальность исследования определяется прежде всего тем значением, которое обретают сегодня проблемы художественного воздействия, общие для многих видов искусства, включая музыку и театр.
Отечественное музыковедение обладает значительным методологическим инструментарием интонационного анализа, который широко применяется к произведениям русских и современных отечественных композиторов. Однако при своей фундаментальности аналитические методы и приемы оказались гораздо универсальнее. Это позволяет исследовать взаимосвязь явлений, кажущихся далекими друг от друга, обнаруживая их глубинное сходство, даже родство.
Цель и задачи исследования.
Известно значение интонационной теории Асафьева, которая тем не менее мало применялась к исследованию творчества конкретных композиторов, а особенно — Вагнера.
В задачу диссертанта входило выявление интонационных основ формирования и развития музыкальной ткани Кольца, в ходе исторически обусловленной трансформации выразительных приемов оперной драматургии в XIX в.
Одной из центральных для исследователя являлась проблема соотношения словесного текста и музыки, с учетом возможностей музыкального выражения и восприятия подтекста, тонких оттенков настроения, глубинных пластов психологического и философского содержания.
Научная новизна диссертации.
. В отечественном и зарубежном музыко- и театроведении до сих пор не было специальной работы, посвященной комплексному исследованию интонационных процессов, организующих в стройное целое вагнеровскую лейтмотивную" систему. В отличие от уже имеющихся работ, посвященных в основном отдельным проблемам музыкального языка Вагнера или его мировоззрения, или общественных условий эпохи, или сценической истории, или общему (неизбежно поверхностному) обзору лейтмотивов тетралогии, в данной диссертации дан анализ и систематическая характеристика типичных для Вагнера собственно-музыкальных средств воплощения в драматической форме обширнейшего и глубочайшего в философском и общественно-историческом отношении замысла.
Особенно пристально рассмотрены проблемы системного, комплексного, процессуального подхода к анализу лейтмотивов, вводятся новые категории — синтетических вариантов и quasi-лейтмотивов (см. разделы 2.3 и 2.4). Если многие свойства лейтмотивной системы Кольца в той или иной степени уже описаны или упомянуты в литературе, то одна из задач данной работы — выявление и анализ двух следующих: (а) предвосхищение лейтмотивов до их основного проведения, становление и вызревание их интонаций в предшествующей музыке; (б) выход интонаций лейтмотивов за пределы соб-ственно-лейтмотивных проведений, создающий интонационные мостики между ними и quasi-лейтмотивами.
В диссертации впервые поставлена в связь с Вагнером сама проблема интонационной драматургии со всеми ее особенностями и атрибутами. Ее развитие является, по мнению автора, одним из главных, стержневых процессов в европейской музыкальной культуре XIX века, при этом она оказывается отнюдь не противоположной лейтмотивной системе. Диссертант впервые формулирует классификацию типов интонационной драматургии, особенно подробно проанализирована мало исследованная в литературе тембровая драматургия.
Метод работы.
В ходе исследования использовался историко-теоретиче-ский подход к рассматриваемым проблемам, включивший
элементы сравнительно-исторического, структурного, типологического, интонационного анализа.
Материал исследования.
При подготовке диссертации главным и определяющим материалом явился анализ партитуры Кольца и живые слуховые впечатления от прослушивания тетралогии в исполнении труппы Шведской Королевской оперы и немецкой Рейнской оперы (Валькирия) на гастролях в Москве, многочисленных звукозаписей, а также участия в оркестре Большого театра в спектаклях Золота Рейна. Цитируемые в работе высказывания Вагнера созвучны выводам диссертанта, но они не были первичным импульсом к исследованию и не являются решающим аргументом.
В ходе работы использованы фонды различных библиотек, в том числе Российской Государственной библиотеки и ее Межнационального абонемента, Московской консерватории, Союза композиторов России, лондонской Британской библиотеки, Национальной венской библиотеки Альбертина, городских библиотек Дуйсбурга, Эссена, миланской консерватории, консерватории Граца, Тринити-колледжа в Дублине, отдельных собраний в Москве, Висбадене и Париже.
Автор опирался на труды российских и зарубежных музыковедов, специалистов в области истории и теории музыки, монии, инструментовки, драматургии, кино (Б.Асафьева, Р.Грубера, Г.Крауклиса, Л.Мазеля, Н.Николаевой, Ю.Холо-пова, Э.Курта, К.Дальхауза и многих других).
Практическая значимость диссертации
Результаты исследования могут быть использованы при чтении лекций и на семинарских занятиях по истории зарубежной музыки, в спецкурсе по проблемам творчества Вагнера, XIX в. в целом, а также в общем курсе истории музыки. Теоретический и фактографический материал диссертации жет представлять интерес для практиков театра, музыкантов-исполнителей, педагогов и дирижеров.
Апробация диссертации.
Работа на разных стадиях обсуждалась на заседаниях кафедры истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского 1 марта 1983 г.,
20 мая 1997 г. и на заседании 26 мая 1999 г. была рекомендована к защите.
Структура диссертации.