Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Человек в современной драматургии о войне на материале драматургии Ирана Шафии Эсмаил

Человек в современной драматургии о войне на материале драматургии Ирана
<
Человек в современной драматургии о войне на материале драматургии Ирана Человек в современной драматургии о войне на материале драматургии Ирана Человек в современной драматургии о войне на материале драматургии Ирана Человек в современной драматургии о войне на материале драматургии Ирана Человек в современной драматургии о войне на материале драматургии Ирана Человек в современной драматургии о войне на материале драматургии Ирана Человек в современной драматургии о войне на материале драматургии Ирана Человек в современной драматургии о войне на материале драматургии Ирана Человек в современной драматургии о войне на материале драматургии Ирана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шафии Эсмаил. Человек в современной драматургии о войне : на материале драматургии Ирана : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.01. - Москва, 2007. - 210 с. : ил. РГБ ОД, 61:07-17/147

Содержание к диссертации

Вступление 7

Возникновением развитие иранской драматургии о войне 11

А) Древний Иран до распространения Ислама в Иране 12

Б) Со времени распространения Ислама до начала правления династии Пехлеви 13

В) Правление династии Пехлеви до Исламской революции в Иране 17

Г) Со времени победы Исламской революции до настоящего времени 18

I. Глава Человек, ситуация и выбор

А) Человек, ситуация и выбор между жизнью и смертью 27

11UWU «ЛИЧЯП-!; 9 •-!»•« f!--'S t '> . « 33

Сюжет 33

Персонажи 34

Вечная проблема 38

Виновник или жертва 40

Истинный виновник 41

Пьеса «Я Зораре Азра Таха» 44

Сюжет 44

Ситуация в пьесе 45

Проблема выбора 46

Связь между жизнью и смертью 47

Любовь, исламская мистика и смерть 49

Отношение Аксиохуса, Исмаила и Зораре к смерти 52

Смерть и ценности войны 53

Кто прав на войне? 54

Пьеса «Другая сторона моих мечтаний» 55

Сюжет и фабула 55

Ситуация и персонажи 56

Отношение Давуда к пансиону для инвалидов войны 58

Потребность в других людях 59

Сострадание 59

Одиночество и забвение 60

Любовь и «плохой» человек 61

Жизнь и смерть 63

Проблема выбора 63

Преходящие ценности 64

Б) Человек, ситуация и выбор между ожиданием и отказом от ожидания 66

Женщины и объект ожидания 67

Что является причиной окончания ожидания женщин? 68

Ожидание, выбор и женщина 68

Закон 69

Социальные условия и ограничения прав вдов 69

Пьеса «Талат» 71

Персонажи и ситуация 72

Проблема выбора 77

Несправедливые законы 79

Ожидание без взаимности 81

Парадокс ожидающей женщины 82

Пьеса «Расколотая луна» 82

Сюжет 82

Персонажи 83

Проблема выбора 86

Ситуация и проблема ожидания 86

Война как возможность критики общества 88

Призыв общества к переменам и протесту 90

Осуждение мужчин 91

Выводы 92

II глава Человек, его окружающая среда и социальные условия

Идеализм 96

Фронтовая культура 97

Послевоенное восстановление 99

А) Люди из прошлого 100

П ьеса «Повтор» 101

Сюжети персонажи 101

Отношение героя с прошлым 104

Отсутствие взаимопонимания как основная проблема 105

Пьеса «Рубаха тысячи Юсефов» 110

Сюжети персонажи ПО

Отношение героя к своєму прошлому (воєнному времени) 116

Основные затрагиваемые проблемы 118

Сгоревшее поколение 118

Игрушечный мир и истинный мир 119

Одиночество 122

Б) Люди из другого мира 126

Интервью 125

Краткое содержание пьесы «Ахад» 126

Пьеса «Жемчуг» 127

Сюжет 127

Персонажи 129

Основные затрагиваемые проблемы 136

Непринадлежность 136

Боль и общество 137

Трагедия забвения 138

Новое здание и новое общество 140

Глаза художника 142

Пьеса «Ангел со сломанными крыльями» 144

Сюжет 144

Виды сцен пьесы 147

Символы 148

Основные затрагиваемые проблемы 150

Человек и место ангела или животного 150

Общество на пути падения и заблуждения 155

Выводы 157

Заключение 160

Приложения

I. Определение понятия « пьеса о войне» 166

1. Пьеса о войне с точки зрения изображения батальных сцен 166

2. Пьеса о войне с точки зрения места и времени 169

3. Пьеса о войне с точки зрения взгляда на историю 171

II. История драматургии о войне 175

История драматургии о войне в мировой литературе 175

A) Драматургия о войне от зарождения до Средневековья 176

Б ) Средневековая драматургия о войне (V-XVI вв.) 178

B) Драматургия о войне с конца Средневековья до начала Первой мировой войны 179

8.1. Романтизм и драматургия о войне 180

8.2. Реализм и драматургия о войне 181

Г) Драматургия о войне между двумя мировыми войнами 182

ГЛ. Экспрессионизм и драматургия о войне 183

Д) Драматургия о войне после Второй мировой войны до настоящего времени (1945 2005) 186

Д.1. Документальная драма и драматургия о войне 188

История русской драматургии о войне 191

A) Возникновение и развитие русской драматургии о войне в XVIII столетии 192

Б) Развитие русской драматургии о войне в XIX столетии 194

B) Развитие русской драматургии о войне в XX столетии 195

Библиография 200 

Введение к работе

I

Я чувствую это,

Войну Мысленную отрыжку, разрушающую гнёзда.

Посмотри на глаза, полезшие от страха на лоб,

На горла, залитые кровью,

На разорванные тела

С многовековой болью и мукой.

Война!!

Рыдайте.

Война за войной. Эрвин Пискатор1.

Смысл слова «война» можно понять тогда, когда раскаты орудийных выстрелов становятся всё ближе и ближе и наконец перемешиваются со свистом пуль, а снаряды падают рядом с людьми. Затем картина изувеченных людей и тех, кто падает на землю, наполняет состраданием человеческое сердце.

Войну начинают, развивают и завершают мыслители, теоретики, учёные и политики, а солдаты и народы лишь терпят её боль, страдания и бедствия. Поэтому термины «страны в состоянии войны» и «солдаты войны» лишены смысла. На самом деле война зависит лишь от людей, глав государств, которые находятся в безопасности и которым лично ничего не угрожает.

Для некоторых людей результатом войны является только оплакивание убитых, разрушение и утрата имущества, потеря многих возможностей и ночные кошмары. Для таких людей война ассоциируется с разрушением, преступностью, падением нравов, голодом, смертью, болезнями, разбитыми семьями и многими другими бедами.

Для некоторых людей война - это привычка, и без войны их жизнь не имеет смысла.

«Адъютант: Чувствую, что в этих местах давно не было войны. Что такое мир, а? Анархия, не больше. Только война может установить дисциплину и порядок. В мирное время человек развращается. Люди и звери тратят свою жизнь впустую.... Без войны нет никакого порядка»2.

некоторым диктаторским режимам война предоставляет возможность укрепить свою власть путём ограничения или лишения граждан социальных свобод. В мирное время такие режимы подвергаются опасности со стороны оппозиции.

Для некоторых людей, благодаря которым возникло понятие «чёрный рынок», результатом войны являются крупные банковские счета.

Для некоторых результатом войны является приобретение воинских чинов и высокого социального статуса.

Для некоторых - освобождение от опасности, исходившей от конкурентов. Война предоставляет им возможность свести счёты со своими соперниками. Так, в истории можно найти много примеров того, как с помощью террора и убийств во время войны устранялись политические конкуренты.

С точки зрения некоторых людей, отдельно взятым государствам нужен враг. По мнению таких людей, враг государству нужен так же, как пшеница для мельницы.

С точки зрения некоторых людей, война приводит к сплочению нации вокруг общего идеала и создает национальное единство. Однако по мнению других, таких как Хайнер Мюллер, «людей объединяет голод, страх перед смертью и необходимость предпринимать срочные меры, а не война»3.

С точки зрения некоторых людей, «война приводит к возникновению нового общества с новой структурой и мышлением, а также к смещению социальных классов и крушению прежней системы. Создание нового мира означает разрушение старого, который является результатом многолетних народных усилий»4.

Когда театр обращает свой взор на историю, ему приходится уделять внимание в основном войне, людям военного времени, последствиям войны, а также причинам её начала и окончания. Все приведённые выше утверждения являются частью результатов, полученных после прочтения драматических произведений о войне. С появлением пьесы Эсхила «Персы» война стала рассматриваться как «историческое событие», а театральные сцены превратились в место фиксации и изображения истории. Однако постепенно драматурги начали отходить от понимания войны как настоящего исторического события, а потом и вовсе отказались от такого понимания войны, создавая военные сцены совсем другого характера.

Некоторые драматурги, которые писали о войне, изображали людей либо как разжигателей войны, либо как её продолжателей, либо как её жертв. В одних пьесах человек предстаёт пассивным созданием, а в других - активным. Кроме того, в некоторых пьесах человек изображается обманутым, который спустя некоторое время он неожиданно одумывается и, вопреки своему прошлому, поднимает бунт.

«... После того, как четыре года воевал вслепую, я вдруг оглянулся и всё мне стало ясно. Тот, против кого я воевал, был моим братом, но за моей спиной и за его - наши враги5».

На протяжении истории драматургии авторы с разных сторон изобразили проблемы, окружающие человека во время войны и после неё. То же самое пытаются сделать и современные иранские драматурги. Используя богатый материал, полученный в результате восьмилетней ирано-иракской войны, с начала войны в 1981 году и по сегодняшний день они продолжают писать пьесы, посвященные войне.

В настоящей диссертации мы постарались изучить некоторые наиболее известные драматургические произведения современных иранских авторов о войне. Прежде всего, необходимо указать на следующие моменты.

1. Автор постарался проанализировать как можно большее количество иранских пьес, чтобы читатель смог получить довольно полное представление об этом жанре драматургии в Иране.

2. В первой главе, а также во второй, посвященных иранским пьесам и драматургам, затрагиваются некоторые произведения, которые ввиду своей слабости и посредственности на первый взгляд не заслуживают внимания. Однако эти пьесы считаются частью истории иранской драматургии, поэтому читатели должны познакомиться с ними, чтобы иметь довольно полное представление о современной иранской драматургии о войне.

3. В настоящей диссертации предпринята попытка рассмотреть ряд произведений, которые можно считать образцом современных иранских пьес о войне. Вторая часть Введения посвящена рассмотрению истории драматургии о войне, а также её развитию в Иране, а в последующих главах классифицируются и анализируются пьесы, которые имеют схожие черты по своему содержанию.

4. В настоящей работе пьесы рассмотрены всего лишь с нескольких сторон, поскольку рассмотреть эти произведения со всех сторон было бы невозможно в одной диссертации.

Возможно, некоторые комментарии о пьесах и персонажах покажутся излишними, однако ввиду того, что эти произведения до сих пор не переведены на русский язык и читатели с ними не знакомы, комментарии, на наш взгляд, необходимы. Комментарии помогут читателям больше понять эти пьесы.

6. В ходе рассмотрения пьес предпринята попытка объяснить некоторые условия жизни в современном Иране, чтобы глубже понять проблемы, существующие в пьесах.

7. В приложениях 1 и 2 настоящей диссертации представлена попытка кратко изложить историю драматургии о войне в мировой и русской литературе. На наш взгляд, приложения помогут читателю лучше понять место иранской драматургии о войне в истории этого театрального жанра.

Возникновение и развитие иранской драматургии о войне

В целях лучшего рассмотрения истории иранской драматургии о войне необходимо разделить эту историю на четыре части и затем на основе разделения рассмотреть иранскую драматургию о войне. Каждая из этих четырех частей имеет определенные особенности, которые способствуют лучшему изучению темы этого раздела.

A) Древний Иран до распространения Ислама в Иране

Б) Со времени распространения Ислама до начала правления династии Пехлеви

B) Правление династии Пехлеви до Исламской революции в Иране Г) Со времени победы Исламской революции до настоящего времени

А) Древний Иран до распространения Ислама в Иране (до 650 г. н.э.)

Известный иранский литературовед Яхья Зока связывает появление театра в Иране с древнеиранскими религиозными и национальными обрядами. В своей статье «Танец в Древнем Иране» Яхья Зока пишет, что «в Иране, как и в Древней Греции, первые театральные представления были связаны с танцевальными представлениями об охоте древних иранцев на диких зверей. Обнаруженные археологами в Западном Иране черепки глиняной посуды свидетельствуют о существовании таких представлений в Древнем Иране»6.

Первым документальным источником о существовании представлений о войне в Иране считается сообщение древнегреческого историка Плутарха (120 - 46 гг. до н.э.), приведенное в §32 раздела «Красе» второго тома его книги «Сравнительные жизнеописания», где рассказывается о представлении «Крассусбази», сыгранном в 50 г. до н.э.

Плутарх сообщает, что иранцы, одержав победу над легионами римского полководца Красса, который был убит в ходе сражения, показали уличное представление о сражении. В этом представлении игроки разделились на две группы - иранцев и римлян, и показывали ход сражения и гибель Красса в битве.

Известный иранский исследователь театра и драматург Бахрам Бейзаи в своей книге «История иранского театра» упоминает несколько древнеиранских представлений о войне, таких как «Месть за Сиявуша», «Месть за Ираджа» и ряд других. Эти представления исполнялись в определенное время года по мотивам эпических сказаний о сражениях и подвигах древнеиранских богатырей Сиявуша и Ираджа и их трагической гибели. Исполнители этих представлений играли роль мстителей за этих эпических героев.

Бахрам Бейзаи также отмечает, что Александр Монгейт (Alexander Mongait) в книге «Археология в СССР» приводит картину сцены оплакивания Сиявуша, нарисованной приблизительно в III в. до н.э. на стене в согдийском городе Самарканде и обнаруженной при раскопках7.

Ряд исследователей истории иранского театра, в том числе и Джамшид Малекпур, считают, что появление представлений о войне в Иране связано с воинственностью иранских шахиншахов, особенно правителей парфянской династии Аршакидов, известной своими войнами с Римской империей. Эти исследователи также считают, что слово «партизан» происходит от латинского названия племени парфян «Parthian», так как партизанский способ ведения боевых действий впервые в истории был описан применительно к войне парфян с правителями Греко-Бактрийского царства и Селевкидами.

Вместе с этим надо отметить, что в этот период никаких пьес не было создано и в исторических книгах упомянуто только о существовании уличных представлений о войне.

Б) Со времени распространения Ислама до начала правления династии Пехлеви (650-1920 гг.)

Распространение Ислама в Иране сопровождалось кровопролитными войнами арабо-мусульманских войск с иранцами, распадом Сасанидской империи и принятием иранцами исламской религии. Перемена веры иранцев с зороастриискои на исламскую религию, изменение государственной власти в Иранской империи на арабо-мусульманский Халифат и доминирование арабской культуры над иранской привели к радикальному изменению культурной, экономической и социальной жизни иранского народа. Из-за арабского нашествия и возникновения Исламского халифата культурная жизнь в Иране замерла почти на 200 лет. Жестокое правление халифов и междоусобные войны между арабскими правителями иранских провинций стали причиной национально-освободительных восстаний и движений в разных частях Ирана. 150-летняя борьба иранского народа за свободу и независимость в итоге привела к выведению значительной части Ирана из-под власти арабских халифов иранской мусульманской династией Бундов в X веке.

До прихода к власти Бундов на всей территории Исламского халифата все виды искусства, в которых использовалась музыка, были запрещены. Следовательно, все виды театральной деятельности, связанные с музыкой, также прекратили свое существование. Из всех видов доисламских иранских представлений свое существование продолжил лишь один вид, известный как «Наггали» (пересказ частей эпического литературного произведения одновременно с показом отдельных действий персонажей древнеиранского эпоса). Известный иранский поэт и литературовед Малек-ош-Шоара Бахар относит первое документальное свидетельство о «Наггали» к IX в.

Укрепив свою власть на значительной территории Ирана, правители династии Бундов постарались показать свое уважение семье Пророка Мухаммеда и способствовали развитию и распространению театрального вида «Тазийе», которое посвящено трагической гибели внука Пророка Мухаммеда Имаму Хусейну и его сторонников.

«Тазийе» по структуре была сходна с доисламскими уличными театральными представлениями, такими как «Месть за Сиявуша», «Месть за Ираджа», «Плач Заля», «Восхваление Джамшида». Буидские правители всесторонне покровительствовали этому виду театральных представлений и, объявив его официальным видом искусства, посещали представления «Тазийе». Это представление исполнялось ежегодно в первую декаду месяца мухаррам (первый месяц мусульманского лунного календаря), а иногда и в другие дни года.

«Тазийе» посвящено трагической гибели Имама Хусейна и 72 его сторонников в сражении с 20-тысячным войском халифа Язида в 663 г. близ современного иракского города Кербела. Начиная с этого времени, мусульмане-шииты ежегодно в первую декаду месяца мухаррам отмечают годовщину гибели Имама Хусейна и в ходе траурных мероприятий и церемоний показывают это представление.

Сюжеты «Тазийе» в основном ограничиваются темой гибели Имама Хусейна и в некоторых случаях охватывают и другие события, связанные с этой темой. Хотя этих сюжетов не много, о них написано очень много пьес и в настоящее время существует 1100 пьес на эти темы, которые выставлены на всеобщее обозрение в Музее Ватикана.

Такие пьесы называются «Тазийенаме» или «Носхе» и сочинены в стихотворной форме. Среди наиболее известных авторов «Тазийе», чьи произведения дошли до нашего времени, можно назвать таких писателей как: Мулла Хусейн Кашифи, Рафиа Казвини, Мохташам Кашани, Камаль Ширази, Баба Соудаи, Таджеддин Сабзевари, Ибн Хесам Кохестани, Аухад Ширази, Лутфоллах Нишапури, Катеби Торшизи и Махмудхан Малек-ош-Шоара.

Количество основных «Тазийенаме» не превышает 100 пьес. Садек Хомаюни в своей книге «Тазийе ва тазийехани» (Тазийе и его исполнение) упоминает некоторые «Тазийенаме», сюжет которых прямо связан со сражением и гибелью Имама Хусейна, в том числе такие как: «Коште шодан-е Эмам Хусейн» (Гибель Имама Хусейна), «Хафтад-о-до тан» (Семьдесят два сподвижника), «Гарат-е хейме-йе Шахрбану» (Ограбление шатра Шахрбану, супруги Имама Хусейна), «Коште шодан-е Мослем» (Гибель Муслима, двоюродного брата Имама Хусейна), «Дохтар-е масихи» (Девушка-христианка), «Али-Акбар» (Али-Акбар, старший сын Имама Хусейна), «Дейр-е рахеб» (Монастырь), «Пошеймани-йе Язид» (Раскаяние Язида, убийцы Имама Хусейна), «Хорр-е Рейахи», «Таваллод-е Эмам Хусейн» (Рождение Имама Хусейна), «Ваххаб-е Калби», «Форухтан-е песар» (Продажа сына), «Кудакан-е Мослем» (Сыновья Муслима), «Голам-е торк» (Тюркский раб), «Форухтан-е дохтар» (Продажа дочери), «Аббас» (Аббас, младший брат Имама Хусейна), «Коште шодан-е Касем» (Гибель Касема, племянника Имама Хусейна), «Морг-е хунин» (Раненая птица), «Кешик-е шаб-е йаздахом» (Охрана одиннадцатой ночи), «Морварид ва садаф» (Жемчуг и жемчужина), «Герйа-йе бимар» (Плач больного), «Воруд бе Шам» (Вхождение в Сирию), «Мехмани-йе йахуди» (В гостях у иудея), «Кийам-е Мохтар» (Восстание Мухтара), «Ахмад-е Саффах», «Амир-Теймур», «Аммама-йе хунин» (Окровавленный тюрбан), «Кийам-е Мосаййеб» (Восстание Мосаййеба) и «Абес и Шузаб».

Необходимо отметить, что «Тазийе» является религиозным представлением, прежде всего, трагического характера, но при этом также имеет и комические произведения, темой которых является высмеивание врагов Пророка и его противников. В комической разновидности «Тазийе» важную роль играют звери, дивы, пери, джинны и другие мифические существа. «Тазийе» в основном исполняется на площадях, улицах, рынках, при мечетях и других культовых зданиях и сооружениях.

Многие востоковеды, посмотревшие «Тазийе» в Иране, в своих книгах отмечают высокое мастерство исполнителей и характерный стиль исполнения представлений. Среди этих востоковедов можно назвать Жана Батиста Тавернье (J.B. Tavernier), в 1700 г. посмотревшего «Тазийе» в Исфахане, и Гаспара Дровиля, в 1800 г. ставшего зрителем «Тазийе» в Тегеране.

«Тазийе» достиг пика своего развития в 50-х гг. XVI века и исполнялся во всех городах и селах Ирана.

С государственным переворотом, осуществленным Реза-шахом Пехлеви в 1920г., правительство, покровительствовавшее «Тазийе» прекратило свое существование и этот вид представлений был запрещен. Реза-шах Пехлеви жестоко преследовал покровителей «Тазийе» и даже разрушил главный зал этого вида театра - «Такийе доулат».

За сто лет до государственного переворота 1920 г. в Иране появились первые ростки современного театра европейского стиля. Современный иранский театр ведет свои корни с 20-х гг. XIX в. и тесно связан с произведениями Фатхали Ахундзаде, на которого сильное влияние оказали русский и европейский театры. Произведения Ахундзаде оказали сильное влияние на судьбу «Тазийе», и с этого времени оно начало приходить в упадок.

В) Правление династии Пехлеви до Исламской революции в Иране (1920-1979гг.)

Правление Реза-шаха Пехлеви началось с государственного переворота, осуществленного им в і 920 г. Основной идеей нового иранского шахиншаха была идея построение иранского общества близкого к европейскому. Одним из его шагов в этом направлении была модернизация иранской культурной жизни, поэтому он наложил запрет на исполнение традиционного вида представлений «Тазийе» и стал содействовать делу создания театральных трупп по европейскому образцу.

Наследовавший Реза-шаху Пехлеви его сын Мохаммадреза-шах продолжил путь отца и ознаменовал свое правление лозунгом «Вперед к новой цивилизации».

Документальных источники свидетельствуют, что во времена правления династии Пехлеви в Иране были созданы три пьесы о войне. Первая из них была написана Абдолхосейном Нушин в 1935 г. Пьеса называется «Сражение Рустама с Исфандияром» и была посвящена 1000-летия со дня рождения великого иранского поэта Абулькасима Фирдоуси, автора всемирно известного эпоса «Шахнаме».

Вторая пьеса называется «Рустам и Сохраб» и была сочинена Арсаланом Пурия в 1967 году и поставлена на сцене видным иранским театральным деятелем Мустафой Оскуи, выпускником ГИТИСа. Сюжет этой пьесы также основывается на сказаниях «Шахнаме» и повествует о войне Ирана и Турана в ходе которой иранский витязь Рустам при трагических обстоятельствах и по незнанию убивает своего сына Сохраба, который был полководцем туранского войска.

Режиссер при постановке пьесы опирался на знание системы Станиславского, пьеса принесла театральной труппе «Анахита» под руководством Мустафы Оскуи огромную известность и стала толчком к обращению иранских драматургов и театральных трупп к древнеиранским и среднеиранским литературным источникам и эпосам.

Третьей пьесой была пьеса Бахрама Бейзаи «Гибель Йездегерда», поставленная на сцене в последние дни правления Мохаммадреза-шаха Пехлеви. Пьеса повествует о последних днях жизни последнего Сасанидского шахиншаха Ирана Йездегерда III.

Потерпев поражение от арабо-мусульманских войск, Йездегерд отступает в восточно-иранский город Марв (современный Мары), где находит убежище в мельнице. Раненный шахиншах, прятавшийся в мельнице, пытается обесчестить дочь мельника, которая ухаживала за ним. Но, он не успел осуществить свой подлый замысел- Йездегерд был убит женой мельника.

В конце 70-х гг. в Иране резко активизировались антишахские выступления, которые привели к падению шахского режима в феврале 1979 г. и победе Исламской революции под руководством Имама Хомейни. С этого дня начинается новейший период истории Ирана и иранского театра.

Г) Со времени победы Исламской революции до настоящего времени

Через семнадцать месяцев после победы Исламской революции иракская армия по приказу Саддама Хусейна напала на Иран. Армия под влиянием революционных событий и последующих репрессий против высшего командного состава практически была обезглавлена, и в стране начался административно-политический кризис.

Иракская армия широким фронтом, протяженностью 1200 км, по линии ирано-иракской государственной границы, наступала на Иран и, воспользовавшись отсутствием дееспособной армии, оккупировала значительную территорию страны на западе и юге Исламской Республики.

Восьмилетняя ирано-иракская война, как и все войны, принесла народам Ирана и Ирака огромное горе и страдания, разрушения и как следствие экономическую разруху и социальные проблемы.

20 июня 1987 г. ООН, приняв резолюцию № 598, объявил Ирак агрессором и призвал воюющие стороны прекратить боевые действия, однако Иран и Ирак продолжили войну и только в начале августа 1988 г. объявили о прекращении огня и перемирии.

В период восьмилетней войны в Иране существовала специальная организация под названием «Штаб по фронтовой и военной пропаганде» (Сетад-е таблигат-е джебхе ва джанг), которая осуществляла контроль над культурно-информационной деятельностью иранских СМИ.

После войны Штаб был преобразован в «Фонд защиты памятников войны» (Бонйад-е хефз-е асар-е джанг), основной задачей которого является осуществление культурно-художественной деятельности, связанной с военной тематикой.

В 1994 г. Фонд провел первый театральный фестиваль, посвященной теме войны, который стал ежегодным и проводится до настоящего времени. Фестиваль оказал огромное влияние на драматургию о войне в Иране, привел на сцену новое поколение драматургов.

Первая пьеса, посвященная ирано-иракской войне, была написана в 1986 г. Мохаммад-Мехди Расули и называется «Капля - шум моря» (Чекке - седа-йе дарйа). Эта пьеса, прежде чем стать настоящей драмой, была заявлением о праведности действий иранских солдат - защитников Отечества. Пьеса быстро распространилась по всему Ирану и исполнялась практически во всех иранских театрах, в том числе и перед солдатами на передовой линии фронта.

Пьеса в основном имела пропагандистский характер и в ней практически отсутствовали драматические ценности, но из-за того, что она была первой в своей роде пьесе о войне, приобрела широкую известность и популярность.

Вторая иранская пьеса о войне была написана и поставлена Хусейном Фаррохи в 1990 г. Пьеса названная «До взрыва» (Кабл аз энфеджар), повествует о театральной труппе, пытавшейся воссоздать один из эпизодов захвата иракскими войсками иранского города Хоррамшахр. По сюжету пьесы, режиссер этой труппы, будучи участником тех событий, по ходу постановки пьесы, предается воспоминаниям о пережитых событиях.

Пьеса «До взрыва» признана первой иранской пьесой о войне, содержащей все признаки драматургического произведения.

Одним из активных современных иранских драматургов, пишущих о войне является Мохаммад Чармшир, его первая пьеса «Бесконечные беседы Сетары с матерью» (1994). Пьеса- диалог убитой девочки со своей матерью. Зритель (читатель) до последнего момента думает, что мама разговаривает с убитой дочкой, однако в конце выясняется, что диалог велся не между живой матерью и убитой дочерью, а между душами погибших на войне мамы и дочки.

Мохаммад Чармшир в иранской драматургии занимает особое место, у него свой собственный стиль и взгляд на войну. Многие его произведения можно отнести к сюрреалистическим пьесам, среди которых следует назвать «Ночью» (Шабане), «Несвоевременный сон Хуррии» (Хаб-е бивакт-е Хуррийе) и «Времена и нравы» (Рузегар ва нагмехаяш).

Другим современным иранским драматургом является Али-Реза Надери Наджафабади, ставший известным по пьесе «Возвращение домой» (Базгашт бе хане), написанной им в 1989 году. Пьеса рассказывает об иранском солдате, получившем ранение на войне и попавшим в плен к противнику. Освободившись из плена, солдат возвращается на родину, однако дома никто из родных и близких (даже родной брат) не узнает его. Все смотрели на него как на человека, чье участие в войне стало причиной ее продолжения, и обвиняли его во всех своих бедах и страданиях из-за войны. Родные устроили над ним домашний суд, в ходе которого, защищаясь, он тщетно пытался доказать родным, что воевал за Родину. Ответом ему были слова: «Зачем нам нужна эта земля, когда все убиты и некому на ней жить?». Родные заставляют его покинуть отчий дом.

Многие произведения Надери Наджафабади, в том числе и пьеса «Возвращение домой», имеют скандальный характер и иногда вызывают конфликт и отрицательную реакцию в обществе. Некоторые его пьесы были запрещены властями, а в ряде случаев, представления по его пьесам приостанавливались религиозными деятелями и даже ветеранами ирано-иракской войны.

Али-Реза Надери Наджафабади является одним из серьезных критиков войны и антивоенным деятелем. Во всех своих произведениях он вместо тихой беседы о войне поднимает шум и крик. По его мнению, идеализм и патриотизм во многих случаях являются поводом и предлогом для продолжения войны и гибели еще большего количества людей, и даже прикрытием для воинственно настроенных людей, которые наслаждаются войной.

К таким произведениям Наджафабади относятся пьесы «Четыре рассказа из рассказов о Рахмане» (Чехар хекайат аз хекайатха-е Рахман), «Стена» (Дивар), «1367 год», «Ата - проигравший командир» (Ата - сардар-е маглуб), «Шептания позади передовой» (Печпечеха-е поште хатт-е набард).

Али-Реза Надери Наджафабади является ветераном ирано-иракской войны и с 1989 г. по сей день пишет только пьесы о войне.

Другим известным иранским драматургом о войне является Джамшид Ханиян. Свою первую пьесу о войне, которая называется «Четвертое письмо», Ханиян написал в 1996 г. Пьеса была удачной и принесла автору большую известность. Она рассказывает о переписке между молодой девушкой и ее женихом, находящимся на фронте. Получив от жениха ответ на три свои письма, девушка получает известие о его гибели. Оплакивая погибшего жениха, девушка начинает писать ему свое четвертое письмо, в котором рассказывает об обстоятельствах их знакомства, своих чувствах к нему и событиях, произошедших после его гибели. Из ее рассказа выясняется, что молодой человек ушел на фронт после гибели отца и сам также погиб на войне. Однако он присутствует на сцене от начала до конца представления и отвечает на все письма своей невесты, даже на четвертое письмо, которое она еще не завершила.

Многие произведения Джамшида Ханияна примечательны прежде всего своей структурой. В его пьесах важную роль играют сверхъестественные элементы, свойственные африканским верованиям, распространенным среди негроидного населения южных регионов Ирана, где родился и вырос Джамшид Ханиян.

Среди наиболее известных произведений Джамшида Ханияна можно назвать такие пьесы, как «Под рубашкой Яхьи» (Дорун-е пирахан-е Яхья), «Рот, наполненный воронами» (Дахан-е пор аз келаг) и «Исмаил, Исмаил».

Своеобразный и неповторимый стиль пьес у известного драматурга Сайд Ташаккори. Огромное влияние на его литературные произведения оказала восточная мистика, особенно произведения известного средневекового иранского мистика Садр-ол-Мотоаллехина Ширази. Первая его пьеса о войне была издана в 1996 г. и называлась «Наполненные любовью времена» (Ашектарин рузегар).

Одной из особенностей произведений Сайда Ташаккори является то, что люди, явления, имена и другие элементы как будто созданы в другом мире и перенесены в наш мир. Хотя люди и события знакомы, их поведение кажется незнакомым и странным. Персонажи разговаривают так, как будто декламируют стихи. Они говорят и действуют как обыкновенные люди, но кажется, что живут на небесах. Все наблюдаемые в пьесах Ташаккори действия имеют несколько значений, и читатель с первого предложения понимает, что мир, о котором повествует пьеса, является другим, таким о котором упоминается в иранской мистической литературе.

К таким произведениям Сайда Ташаккори можно причислить пьесы «Переулок акаций» (Куче-йе акакия), «Мелодия крыльев архангела Гавриила» (Аваз-е пар-е Джебреил), «Зеркало на восходе солнца» (Айене-йе вакт-е афтаб) и «Передай Солнцу...» (Бе Хуршид бегу..).

Примечательно, что в пьесах Ташаккори действуют такие персонажи, прототипы которых в большом количестве встречались на фронтах ирано-иракской войны. Эти люди шли на фронт, прежде всего, под влиянием религиозных и мистических верований, а не по призыву правительства и армии ГіЛІ і М.1™.1Л lit і рілО і xl ivvivilX MViiClD.

По мнению Ташаккори и многих его единомышленников, все участники войны были избранными Богом людьми, которые должны были погибнуть на войне и предстать таким образом перед Всевышним. Истоки рассуждений Ташаккори и его единомышленников восходят к религиозным и мистическим верованиям иранского народа.

Мохаммад Чармшир, Джамшид Ханиян, Сайд Ташаккори и Али-Реза Надери Наджафабади являются основоположниками современной иранской драматургии о войне и имеют многочисленных последователей среди нового поколения драматургов.

Ирано-иракская война дала богатый материал иранскому театру. Фонд защиты памятников войны и театральный фестиваль о войне являются основными факторами развития и распространения драматургии о войне в Иране.

Похожие диссертации на Человек в современной драматургии о войне на материале драматургии Ирана