Введение к работе
Актуальность исследования. Современное музыкознание уделяет большое внимание проблемам теорій нанров. Изучение истории какого-либо нанра дает возможность познания музыкально-исторического процесса под определешішл углом зрения.вызывает необходимость вовлечения уже известных явлений в более широкий контекст представлений искусствоведческого и эстетпко-фи-лософского планов. Инструментальная фантазия - это богатый художественный мир, и постижение духовной глубины и значимости этого мира открывает перед исследователем возможность дополнительного освещения различных проблем искусствознания, эстетики, философии.
Данное исследование ставит ряд проблем, связанных с попыткой раскрытия явления фантазии, внутреннее единство которого достигается путем сопряжения свойств фантазии как сложной психической деятельности и художественно-образного освоения действительности, особенностей фантазия - канра разных видов искусства, - находящих свое обоснование з специфических чертах духовной культуры той или иной эпохи и эстетики канра инструментальной фантазии, значительность которого в музыкальном искусстве определяется отражением в нам многих обіцих закономерностей музыкально-исторического процесса, связью с художественными явлениями эпохальной значимости.
Изучение названных проблем способствует решению актуальной задачи: выявить отражение тенденций музыкально-исторического процесса на уровне канра, представить его судьбу в неразрывной связи с определенных.! духовным контекстом.
Целью исследования является теоретическое осмысление аакра инструментальной фантазии в западноевропейской музыке
среди обдирно:; литературы советских и зарубежна г.сузиковсдов, посзязешпгс творческое процессу исторической яизнз инструї.іек-татъно!: фантазии, отсутствуют специальные труды, обобілак-дпе
сантазпн в его інногообразннх фор:.:ах на протяжения ХУІ, ХЛІ, UZ-начала XIX веков .
Рассмотрен::е эволюции инструментальной фантазии потребовало освещения и таких задач как определение основних композиционных закономерностей яанра к особенностей музикальної; образ пости, отягчающей именно фантазію, сопоставление фантазии с другі"Лї іграми. Изучение зтях вопросов позволяет типизирован прпшгипк :г'лнра инструментальной фантазии, установить его традиции, новаторство, перспективы. Существенно новим является обоснование фантазии как произведения, обладавшего сзозй системен усто;гчпзпх, закономерных связен, качественно отліично.".
от других систем.
Метод исследования. Примененный в диссертации метод направлен как на рассмотрение общих исторических и теоретических проблем, так и на решение конкретних вопросов, актуальных прежде всего для жанра фантазии. Поэтому в работе применяются традиционные пршадипьі анализа музыкального материала, разработанные в советском и зарубенном музшеознании. Стремление в максимально возможной степени іфиблизпться к сущности фантазий потребовали усиленного внимания к проблема:.; обусловленности художественного мира инструментальной фантазии тенденциями духовной культуры своего времени. Это отразилось в стремлении придать изучаемому явлению комплексный историкс-эстетлческий и теорети-ко-аналитичесісий характер.
Практическая ценность работ». Материалы диссертации могут быть использованы з специальных курсах истории ззрубенной му-зьікіі и музыкальной литературы на музыковедческих п исполнительских факультетах консерваторий и музккальішх училищ. Кроме того, они могут найти пршленешіе в курсах истории исполнительского искусства и анализа музыкальных произведении.
Апробация работы. Диссертация обсуздэлась на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории и была рекомендована к защите. Основное содержание работы отранено в двух публикациях.
Структура и объем диссертации. Диссертация содержи введение, три главы, заключение, список литературы и нотные примеры. В соответствии с целью проследить путь нанра инструментальной фантазии от его зарождения до рубежа Х7Ш-ХІІ веков работа строится следующим образом: первая глава - "Фантазии ХУІ-ХУП веков", вторая глава - "Уантазии И.С.Баха, его сыновей