Введение к работе
Актуальность исследования. Музыкальная культура русского зарубежья известна у нас значительно меньше, чем она того заслуживает. Это относится и к творческой деятельности А.Н.Черепнина. Из обширного наследия этого композитора, включающего более ста опусов, в России издана лишь незначительная часть. Крайне скудна и литература о Черепнине — как отечественная так и зарубежная.
Назрела насущная необходимость исследования как общих проблем черепнинского наследия, так и вопросов, связанных с развитием отдельных, наиболее значимых жанровых сфер его творчества.
Цели и задачи исследования:
— выявить ведущие стилевые принципы композитора на основе
анализа фортепианных концертов, в которых усматривается
концентрированное проявление наиболее характерных, индивидуальных
свойств музыки Черепнина;
— охарактеризовать основные этапы творческой эволюции
композитора в контексте общих стилистических тенденций музыкального
искусства соответствующей эпохи;
— показать связь художественных устремлений Черепнина с
культурой русского зарубежья.
Научная новизна. Данная работа представляет собой первое исследование, посвященное фортепианным концертам А.Черешшна. Объектом анализа становится его своеобразная техника композиции, методы ее воплощения в связи с жанровыми особенностями фортепианного концерта.
Присущее композитору стремление к синтезу элементов музыки Запада и Востока связывается с распространенным в среде российской эмиграции идейным течением, известным под названием "евразийства". Воздействие евразийских исканий на искусство русского зарубежья представляет собой один из малоисследованных аспектов отечественной культуры.
Практическое значение настоящей работы. Материалы диссертации могут быть применены в вузовских курсах истории музыки, истории фортепианного искусства, использованы при подготовке изданий произведений А.Черепнина. Работа призвана привлечь внимание музыковедов и исполнителей к творчеству этого композитора.
Апробация диссертационного материала. Материалы диссертации послужили основой при подготовке ряда статей и докладов на научных конференциях. Результаты исследования используются в педагогической и исполнительской практике автора. Диссертация обсуждена на кафедре . теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Н.А.Римского— Корсакова и рекомендована к защите.
Структура и объем диссертации. Диссертация изложена на 165 страницах машинописного текста. Содержит Введение, две главы, Заключение. Список литературы включает 59 источников (51 — на русском, 7 — на иностранных языках). В диссертацию также входят нотные примеры.