Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Российский хоровой концерт второй половины XVIII века : (Проб. эволюции стиля) Рыцарева, Марина Григорьевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Рыцарева, Марина Григорьевна. Российский хоровой концерт второй половины XVIII века : (Проб. эволюции стиля) : автореферат дис. ... доктора искусствоведения : 17.00.02 / Киев. гос. филармония им. П. И. Чайковского.- Киев, 1989.- 46 с.: ил. РГБ ОД, 9 89-7/3876-7

Введение к работе

Актуальность исследования вызвана тем, что фундаментальное изучение отечественной хоровой музыки заканчивалось партесным концертом (в трудах Т.Н.Ливановой, Ю.В.Келдыша, С.С.Скребкова, В.В.Протопопова, Н.Д.Успенского, Н.А.Герасимовой-Персидской и других музыковедов), а последующий пласт, несмотря на большую его близость к нашему времени,- изучался лишь частично, в рамках творчества отдельных авторов: Д.Вортнянского, М.Березовского, С.Дегтярева, С.Давидова, А.Веделя (в работах С.С.Скребкова, Ю.В.Келдыша, В.Ф.Иванова, Н.К.Боровика, М.С.Юрченко, А.В.Полехи-на, Е.Н.Левашева, Л.А.Федоровской и автора настоящей диссертации)

Причины того, что.российский хоровой концерт эпохи Просве-

- ? -

щения до сих пор не был на магистральном направлении науки о рус-окой музыке, коренятся в ее традициях, основанных на приоритетном исследовании светской культуры - как придворной, так и демократической. Однако недооценка роли духовной хоровой музыки в музыкальной культуре России П половины ХУШ века ведет к неполным, а порой и искаженным предетавлениям о ней. "Вплоть до последней трети ХУШ века церковная музыка оставалась единственной формой профессионального творчества русских композиторов." - справедливо пишет Ю.Б.Келдыш. '

Тормозом на пути общего изучения этого явления была и труд-нодбетупность нотного материала концертов, плохая сохранность, малое количество, разрозненность. Если массив партесной музыки сохранился во многом благодаря его локализации в монастырской культуре, то новый концерт был связан с ней в наименьшей степени. Зародившийся в придворной сфере, он получил преимущественное распространение в усадебном музицировании. Соответственно хоровая духовная музыка придворных мастеров хранилась прежде всего в Придворной певческой капелле, а репертуар крепостных капелл - в дворянских архивах. Однако нотное собрание Капеллы в 1927 году было сожжено, а ноты в дворянских архивах сохранились в крайне малой своей части. Иногда встречаются ноты новвх концертов в библиотечных собраниях церквей и монастырей. Некоторое количество рукогш-оей попало за границу.

Исторически обусловленная двойственность этого жанра - духовного по происхождению и преимущественно светского по бытованию -явилась причиной его сложной исторической репутации. Одни считали

I) Келдыш Ю.В. Проблема стилей в русской музыке ХУП-ХУШ веков // Келдыш Ю.В. Очерки, и исследования по истории русской музыки. -М.: Советский композитор, 1978. - С. 102.

его недостаточно духовним, другие - не имеющим отношения к светской музыкальной культуре. Недооценка его исторической значимости привела преяде всего к огромным и невосполнимым потерям самих памятников.

Реконструкция многих сочинений и попытка осмыслить роль духовной хоровой музыки, и в первую очередь, концерта, в культура России эпохи Просвещения - показывают художественно-эстетические достоинства этого жанра и огромный масштаб распространенности. С развитием мощной потребности российского общества в высоком музыкальном искусстве хоровой концерт в наибольшей по сравнению с инструментальной и оперной музыкой того времени степени, смог ее удовлетворить, будучи жанром с древними профессиональными традициями, доступным по языку и демократичным по условиям исполнения. В наше время возрождение этих сочинений хоровыми коллективами, обращение к нему советских композиторов, - опередили музыковедческую мысль. Поэтому очевидна необходимость исследования этой части нашего музыкального наследия как звена в историческом становлении жанра и как феномена музыкальной культуры своего времени, значение которого оценивалось до сих пор недостаточно.

Цель работы определяется ее актуальностью. Перед автором стояли задачи: выявить сам материал концертов, осмыслить его во времени, в- процессе стилевых изменений; во взаимодействии традиций, национальных и жанрових влияний, творческих индивидуальностей крупнейших его создателей, в системах ценностей того или иного, даче короткого периода. Все эти ракурсы исследования в комплексе должны представить бытование хорового концерта данной эпохи в живой его связи с культурой и бытом, для автора было важным показать, с одной стороны, прочісую почвенность концерта, законо-

мерность появления нового стиля, с другой - его гибкость' и чуткость к эстетическим запросам своих современников, с третьей -его распространенность. Такой подход к исследованию жанра должен восстановить его историческую репутацию, поставить его на соответствующее место в истории отечественной музыкальной культуры и содействовать тому, чтобы лучшие его образцы, по праву принадлежащие к золотому фонду музыкальной классики, стали достоянием наших современников и потомков.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

известный ранее по творчеству отдельных авторов, хоровой концерт П половины ХУШ века впервые рассмотрен как целостное явление;

концертно-хоровое творчество каждого композитора здесь анализируется как с точки зрения выявления его индивидуальных особенностей и стилевой динамики, так и в сравнении с творчеством его предшественников и современников;

уточнены биографии композиторов Березовского, Бортнянского, Дегтярева и время создания ими тех или иных концертов;

впервые в поле научного рассмотрения введены десятки ранее неизвестных или малоизвестных образцов хорового концерта. Часть из них взята из печатных изданий духовной музыки начала "XX века, часть - из рукописей (партитур или голосов) времени создания и активного бытования концертов или более позднего;

сделана попытка "поперечных срезов" отдельных моментов в истории российского хорового концерта, показывающих взаимовлияние творческих индивидуальностей крупнейших авторов;

на материале значительного количества произведений обоснована и уточнена предложенная автором ранее стилевая периодизация

российского концерта;

исследование российского концерта и его значения' в истории культури ведется с учетом оценок его современниками и потомками разных поколений. Подобный подход помогает объяснить судьбу его памятников и связанную с ней проблему атрибуции некоторых сочинений, как анонимных, так и прежде ошибочно атрибутированных;

творчество отдельных композиторов рассматривается в социокультурном аспекте, как отвечающее тем или иным социальным зака-. зам. Это дает возможность объяснить определенные стилевые доминанты, возникавшие при смене сощіально-исторических условий эпохи,

Апробация полученных результатов и практическая ценность работы.

Работа над данной темой велась автором на протяжении двад-' цати лет. По мере освоения таких проблем, как творчество Д.Борт-нянского, М.Березовского, С.Дегтярева, Дж.Сарти и. других - выходили книги и статьи, которые в той или иной мере служат материалом для высших и средних учебных заведений (как для музыковедов, так и для дирижеров-хоровиков), для исследователей русской музыки, русского церковного искусства, для руководителей хоровых коллективов, а таюко для популяризаторов истории музыки, работающих в средствах массовой информации и общей печати, для собственной научно-популяризаторской деятельности автора. Основные положения диссертации освещены в книгах "Композитор Д.Бортнянскяй" (1979), "Композитор М.О.Березовский"' (1983), "Русская музыка ХУШ века" (1987), в ряде докладов и статей. Книги о Еорткянском и Березовском положительно отрецензированы в печати.2' Они введены в раз-

2) Филъштейн С.Я. Книга о ортнянском // Муз. жизнь. - 1980. -Ji 10. - 0.24; Рапацкая Л.А. Возрождение мастеров // Сов. музыка. - 1986. - Г;: 10. - 0.91-94.

личные рекомендательные списки для изучающих историю русской музыки и хоровое искусство , оказали определенное влияние на расширение репертуара многих хоровых коллективов и включение в него образцов российского концерта. Ряд сочинений, обнаруженных и восстановленных автором, входит в репертуар Государственного камерного хора Министерства культуры СССР под управлением В.Полянского. Рукопись настоящей работы одобрена редакционно-издательским советом Ленинградской государственной консерватории при депонировании ее в 1985 году.

Структура и объем диссертации. ' Диссертация состоит из Введения, 8 глав и Заключения. Каждая глава (кроме первой - проблемной) посвящена определенной фазе в стилевой и социальной жизни российского хорового концерта и рассматривает творчество одного или нескольких композиторов. Главным в изложении является хронологический принцип. Поэтому ав-,тору пришлось пожертвовать целостностью показа крупнейшей композиторской личности Д.Бортнянского, творчество которого виходило за предаш одной фазы и освещено трижды, в разные периоды, соответствующие разным-фазам в истории концерта. Главы, посвященные ему, в виде "варьированного рефрена" скрепляют композицию работы.

Похожие диссертации на Российский хоровой концерт второй половины XVIII века : (Проб. эволюции стиля)