Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование узбекского исторического музыкознания и музыкальной критики в XX веке Касымходжаева, Саида Батыровна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Касымходжаева, Саида Батыровна. Формирование узбекского исторического музыкознания и музыкальной критики в XX веке : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.02.- Ташкент, 1996.- 18 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы. Диссертация представляет собой опыт исто-рико-аналитического исследования наиболее сложного этапа становления отечественной мысли о музыке в первой трети двадцатого столетия. В основе работы - концепция прямого отражения в национальной мысли о музыке, шире - историческом музыкознании и музыкальной критике, социокультурных процессов, характерных для избранной, эпохи. Ретроспективное осмысление именно данного, во многом противоречивого периода, обусловлено коренными изменеїшями в современной общественной жизни Республики Узбекистан, необходимостью определения принципиально новых подходов к изучению культурных традиций, а также просчетов и достижений художественного творчества, в частности, музыкального искусства далекого и близкого прошлого. Наша задача не в тотальной переоценке минувшего, а в том, чтобы, не избегая анализа проблем и противоречий, обусловленных социокультурным контекстом рассматриваемой эпохи, определить то ценное и непреходящее, что в строгом соответствии с исторической, порой суровой правдой, составляет истншгую ценность и сегодня.

Обращение к избранному круту проблем актуализируется и пристальным в настоящее время вниманием к рассматриваемому периоду в исторші Узбсхсистана: проблема выбора пути дальнейшего развития стимулирует повышенный интерес к прошлому, и, в частности, к формированию научных представлений о музыке. Ибо глубокое познание исторических фактов крайне необходимо в обретении верных ориентиров движения к перспективному развитию. Особое значение при этом приобретает всесторонняя оценка с позиций сегодняшнего дня-деятельности выдающихся творческих личностей, внесших определявший вклад не только в начальный период формирования отечественной мысли о музыке, но и последующие этапы развития самой художественной культуры Узбекистана.

Актуальность исследования заключается и в особой методологической значимости познания всей системы отношений традиционного и нового в художественной жизни Узбекистана в начале XX столетия.

Цели и задачи исследования. Исходной постановкой проблемы определяется главная цель работы - последовательное изучение отечественной мысли о музыке в начале XX века. В связи с этим, в качестве основополагающего предмета исследоваїпія, определены следующие задачи:

выявить социокультурные предпосылки зарождения в начале XX века национальной мысли о музыке, в частности определить ее преемственную связь с музыкальной наукой ІХ-ХІХ вв;

исследовать ключевые направления, характерные для данного периода;

-.проследить процесс зарождения в Узбекистане новых музыкальных форм через их отражение в научной литературе и периодической печати; .

последовательно изучить этапы становления и последующей трансформации представлений о музыке под воздействием историко-культурных процессов данного периода.

определить воздействие научных.и научно-практических достижений в области музыкально-художественной жизни рассматриваемого периода на все последующее развитие музыкознания в Узбекистане.

Зарождавшаяся в первой трети столетия научные представления о музыке анализируется автором - как часть общенационального художественного достояния. Поэтому среди общих задач необходимо было .выявить и выделить их соотношение с другими художественными системами. Реализуемые в рамках настоящей диссертации задачи исследования призваны в своей совокупности способствовать созданию объективной истории становления музыкально-теоретической мысли начала XX века в Узбекистане.

Научная новизна исследования. Сложная идеолого-политическая обстановка в бывшем СССР, с ее неоднозначным отношением к истории, и в частности, к истории музыки, когда последовательное освещение получали лишь отдельные явления, привела к искажению исторической правды, к одностороннему освещению многих проблем художественной

ЖИЗНИ. . и

В этой связи.особо подчеркнуть, что данная работа, написанная в новых для Республики Узбекистан исторических условиях, представляет собой первую попытку исследования этих проблем в свете совремешюго научно-художественного мышления.

Впервые получило освещение творчество представителей художе
ственной интеллигенции, внесших свой вклад в развитие музыкальной
культуры Узбекистана. ;,

Материалы диссертации помогают устранить0односторрішость в. оценке путей развития музыкального искусства и культуры,в Узбекистане в начале XX века.

. Научная ценность диссертации обусловлена не только предметом исследовашія, но и характером источниковедческой базы, ибо наряду с архивными документами широко использованы материалы местной периодической печати, издававшейся в арабской, затем в латинской графиках. В работе привлечены работы зарубежных авторов, а также ряд архивных материалов, значительная часть которых до настоящего времени была под строгим запретом.

Практическая ценность работы. Диссертация представляет основу для комплексного изучения вопросов истории узбекского и регионального музыкознания. Собранный и систематизированный в работе фак-

тическшї материал может быть использован исследователями для дальнейшей разработки избранной научной проблематики.в.-болсе широком направлении.

Ряд теоретических положений диссертации целесообразно использовать при чтении лекций по курсам "Узбекская музыкальная литература" и "История узбекской музыки". Предложенный материал, будучи предметом теоретического обсуждения, будет способствовать привлечению профессионального внимания как к историческим проблемам музыка знания , так и к его актуальным современным вопросам.

Методы исследования. Работа носит системно-исторический характер. Использование подобного подхода продуктивно именно как выражение требований историзма, согласно которым, любое современное состояние категорий - есть продукт развития феноменов истории, выражением их логической последовательности. Исходя из этого, основным методом исследования избран подход, предполагающий изучение предмета в его динамике, взаимосвязях и взаимодействии с другими художественными и общекультурными явлениями. В конструктивном сочетании с конкретно музыковедческими методами познания, этот подход способствует целостному изучению проблемы.

Апробация работы. Исследование обсуждено и одобрено на расширенном заседании Отдела фольклора и современной музыки НИИ искусствознания им. Хамзы Министерства по делам культуры Республики Узбекистан. Основные положения диссертации изложены в статьях и тезисах докладов автора, опубликованных в различных научных изданиях, а также в выступлашях на научно-теоретических и научно-пр актических конфер era іиях.

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. За основным текстом исследования следует список использованной литературы.

Похожие диссертации на Формирование узбекского исторического музыкознания и музыкальной критики в XX веке