Введение к работе
Джованни Батиста Перголези (1710-1736) – один из наиболее известных композиторов в истории итальянской музыки. Ранняя смерть (в возрасте 26 лет) способствовала «романтизации» образа мастера и популярности его произведений в последующие века. Несмотря на краткость творческого пути, Перголези успел оставить обширное и разнообразное по жанрам наследие: серьезные и комические оперы, духовную музыку. Сегодня наиболее известны два его шедевра: интермеццо «Служанка-госпожа» (либр. Дж.А. Федерико, 1733), с которым была связана знаменитая «война буффонов» в Париже 1750-х годов, и кантата на текст духовной sequenza Stabat mater, названная Ж.-Ж. Руссо «наиболее совершенным и наиболее трогательным среди имеющихся произведений любого музыканта». Другие сочинения Перголези – его мессы, оратории, оперы seria, неаполитанские commedia in musica, представляющие значительный художественный и исторический интерес даже сегодня, спустя 300 лет со дня рождения композитора, исполняются редко. Целостный взгляд на творчество Перголези отсутствует и в музыковедении. Его невозможно сформировать, если обойти вниманием духовную музыку композитора. Необходимость восполнить этот пробел делает тему диссертации актуальной.
Исследование духовной музыки композитора связано с решением ряда проблем. Важнейшая из них – вопрос о стиле духовных сочинений Перголези, появившихся в период, когда церковные жанры и оратория испытывали значительное воздействие оперы. Вопрос сочетания «церковного» и «театрального» стилей актуален для всех произведений композитора, рассмотренных нами: духовной драмы и оратории, месс, кантаты и антифона. Еще одна существенная проблема – отношение музыки Перголези к неаполитанской традиции. Известно, что композитор учился в неаполитанской консерватории деи Повера ди Джезу Кристо у виднейших мастеров Гаэтано Греко и Франческо Дуранте, общался с современниками – Леонардо Лео, Леонардо Винчи, хорошо знал музыку Алессандро Скарлатти, большинство его произведений также было написано по заказу неаполитанских церквей и театров, поэтому творчество Перголези тесно связано с региональной традицией. Проблема состоит в выяснении конкретных проявлений этой связи.
Основная задача диссертации – исследовать духовную музыку Перголези как комплексное явление, обозначив основные жанры и их поэтику в контексте неаполитанской традиции. Она предполагает решение ряда более частных задач:
рассмотреть роль религии и искусства в жизни Неаполя;
исследовать поэтику основных жанров духовной музыки Перголези в сравнении с сочинениями современников, принадлежащих к неаполитанской традиции;
сравнить стилистику духовных и светских произведений Перголези.
Основным объектом исследования стала духовная музыка Перголези, предметом изучения – поэтика основных жанров духовной музыки – dramma sacro, оратории, мессы, секвенции и антифона.
Материалом диссертации послужили оратории, мессы, кантаты и антифоны итальянских композиторов первой половины XVIII века – прежде всего те, с которыми Перголези был или мог быть знаком, а также те, которые составили основу неаполитанской традиции (произведения А.Скарлатти, Ф.Дуранте, Н.Фаго, Л. Лео) – всего более двадцати партитур. В полном объеме проанализированы сочинения Перголези – его духовные сочинения, серьезные и комические оперы. Исследованы тексты либретто, привлечен ряд исторических документов: эстетических и музыкально-теоретических трактатов, энциклопедий, справочников, репертуарных списков, относящихся к той эпохе писем и мемуаров.
На защиту выносятся следующие положения:
особенности неаполитанской региональной традиции и присущие ей тенденции нашли индивидуальное воплощение во всех духовных сочинениях Перголези, определив их поэтику;
основным качеством стилистики духовных сочинений Перголези стала воплощенная на разных уровнях идея синтеза «ученого» и «театрального» стилей;
между духовными сочинениями Перголези и его операми (seria и buffa) существуют многочисленные связи (жанровые, мелодико-гармонические, структурные), что позволяет говорить о единстве его индивидуального стиля.
Методологическую основу исследования составили принципы системно-структурного анализа и историко-контекстной интерпретации, широко разработанные отечественным музыковедением. Особую роль сыграли исследования крупных вокально-симфонических и музыкально-театральных жанров XVIII века: Поэтому первостепенное значение для нас имели работы Ю. Евдокимовой, Л. Кирилиной, П. Луцкера, Ю. Москвы, Н. Симаковой, И. Сусидко, Е. Чигаревой. В связи с тем, что важное место в диссертации занимает категория «жанра», центральную роль в методологии исследования сыграли фундаментальные труды М. Арановского, М. Лобановой, О. Соколова, А. Сохора и В. Цуккермана.
В наименовании жанров, трактовке ряда понятий мы ориентировались также на теорию XVIII века. Это, касается, в частности термина «стиль», который в диссертации используется и в принятом в наше время значении (индивидуальный стиль композитора), и в том, каким его наделяли теоретики XVII-XVIII столетий («ученый», «театральный» стили). Употребление термина «оратория» во времена Перголези также было неоднозначным: Дзено называл свои сочинения tragedia sacra, Метастазио – componimento sacro. Неаполитанской региональной разновидностью была «dramma sacro», термин «oratorio» утвердился лишь во второй половине XVIII века. В работе мы употребляем как более общее жанровое определение «оратория», так и аутентичное, обозначающее ее неаполитанскую разновидность «dramma sacro».
Научная новизна работы определяется материалом и ракурсом исследования. Впервые в отечественном музыкознании духовные сочинения Перголези рассмотрены как комплексное явление, детально и целенаправленно проанализированы мессы и оратории композитора, выявлены сходства и различия его светской и духовной музыки. Исследование этих жанров в контексте традиции позволило более точно определить их место в истории музыки. Анализ историко-стилевых параллелей произведений композитора и его современников помог существенно дополнить представление о роли Перголези в развитии духовной музыки Италии, по-новому взглянуть на его произведения. Большинство сочинений, проанализированных в диссертации, не было исследовано российскими музыковедами, нет устойчивой традиции и за рубежом. Значительная часть нотных примеров опубликована впервые.
Практическое значение. Материалы диссертации могут быть использованы в средних и высших учебных заведениях в курсах «музыкальной литературы», «истории музыки» и «анализа музыкальных произведений», составить основу для дальнейших научных исследований, оказаться полезными для расширения репертуара исполнительских коллективов и послужить источником информации в издательской практике.
Апробация работы. Диссертация неоднократно обсуждалась на кафедре современных проблем музыкальной педагогики, образования и культуры Российской академии музыки им. Гнесиных. Ее положения нашли отражения в докладах на международных научных конференциях в РАМ им. Гнесиных «Христианские образы в искусстве» (2007), «Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее» (2007), Межвузовской научной конференции аспирантов «Исследования молодых музыковедов» (2009). Материалы работы были использованы в курсе анализа музыкальных произведений на вокальном факультете РАМ им. Гнесиных в 2007 г.
Композиция. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, списка литературы, включающего 187 позиций и Приложения. Первая глава посвящена обзору культурно-исторической ситуации в Неаполе начала XVIII века, связей церкви и музыкальной культуры в городе. В трех последующих главах последовательно рассмотрены оратории, мессы, Stabat mater и Salve Regina Перголези. В Заключении подведены итоги работы.