Введение к работе
Актуальность исследования
Последнее десятилетие идет активное изучение различных феноменов, возникающих в процессе взаимодействия компьютерных технологий и общества (Войскунский А. Е., 2002, 2005; Тихомиров О. К., 1998; Минаков А. В., 1999; Литвиненко О. В., 2006; Чудова Н. В., 2002; Малыгин В. Л., 2011; Stern S. Е., 1999). Одним из наиболее распространенных феноменов является увлечение компьютерными играми. Однако на вопрос, является ли данное увлечение патологическим и если да, то в каких именно случаях, однозначного ответа нет, поскольку отсутствует конкретное общепринятое определение этого расстройства (Егоров А. Ю., 2004; Morahan-Martin J., Schumacher P., 1997, 2009 Suler J., 2009). Ряд исследователей объединяет в одну группу зависимость от Интернета и от компьютерных игр (Young К., Rodgers R. С, 1998; Goldberg I., 1996; Griffiths М. D., 2000), что является не совсем правильным, поскольку увлечение компьютерными играми возможно и без Интернета, а Интернет в этом случае является лишь средством реализации различных форм зависимого поведения (Егоров А. Ю., 2004).
В настоящее время нет точных данных о распространенности сверхценного увлечения компьютерными играми, поскольку недостаточно разработаны диагностические критерии и не определена граница нормы и патологии. Отсутствует клиническое описание картины расстройства, не выделены ведущие синдромы и их динамика (Morahan-Martin J., 2009, Suler J., 2009).
Несмотря на это, в ряде стран в этом направлении уже активно ведется не только исследовательская, но и лечебно-профилактическая работа (Orzack М. И., 1999; Ahn D. И., 2007; Ju Y. А., 2007; Shek D. Т. L., Tang V. М. Y., Lo С. Y., 2009). Однако в нашей стране отмечается низкий уровень информированности по данной проблеме, как среди специалистов, так и среди населения в целом, а также практически полное отсутствие мероприятий по профилактике и коррекции компьютерной игровой сверхценной увлеченности.
Цель исследования - изучение распространенности и клинико-психопатологических феноменов, сопровождающих сверхценное увлечение компьютерными играми у детей и подростков.
Задачи исследования
-
Оценить распространенность сверхценного увлечения компьютерными играми среди молодежи.
-
Изучить клинико-психопатологические феномены, сопровождающие сверхценную увлеченность компьютерными играми.
-
Выявить специфические особенности воздействия компьютерных игр на психическое состояние детей и подростков.
-
Оценить потребность населения в специализированной помощи по поводу сверхценного увлечения компьютерными играми.
Научная новизна
Впервые в нашей стране проведено масштабное исследование распространенности сверхценного увлечения компьютерными играми, по результатам которого за последние 10 лет наблюдается характерная динамика роста распространенности данного увлечения среди молодежи, а также снижение возраста приобщения к компьютерным играм. Описаны клинико-психопатологические феномены сверхценной увлеченности компьютерными играми и уточнен характер их воздействия на центральную нервную систему. Определена роль астенического синдрома в динамике данного расстройства. Впервые акцентировано внимание на том, что феномен «погружения в игру» обусловлен развитием измененного состояния сознания, которое предрасполагает к формированию сверхценного увлечения компьютерными играми.
Уточнено отношение родителей к увлечению их детей компьютерными играми и определено, что данное отношение оказывает значимое влияние на развитие сверхценного увлечения компьютерными играми у ребенка.
Практическая значимость
Полученные данные о значительной распространенности сверхценного увлечения компьютерными играми детей и подростков, а также об особенностях отношения их родителей к этому явлению позволили разработать комплексную программу профилактики данных расстройств. В рамках этой задачи на основании практического опыта и полученных результатов составлены цикл лекций, памятка и методическое пособие. Выявленные психопатологические феномены, сопровождающие сверхценное увлечение компьютерными играми, позволяют разработать подходы к терапии данных расстройств.
Основные положения, выносимые на защиту
-
В настоящее время подавляющее большинство детей (68,3%) играет в компьютерные игры, при этом приобщение к ним происходит намного раньше, чем у их сверстников 10 лет тому назад. На основании общепринятых критериев диагностики аддиктивно-го поведения у каждого десятого подростка (7,7%) наблюдаются признаки сверхценной увлеченности (из них 91,3% юношей и 8,7% девушек).
-
Клинико-психопатологическая картина сверхценной увлеченности компьютерными играми соответствует критериям аддиктивного поведения: сопровождается признаками психического влечения, ростом толерантности, утратой количественного контроля, в случае отмены может приводить к развитию симптомов астении и депрессии, а также негативно влияет на успеваемость и отношения в семье.
-
Специфическим для сверхценной увлеченности компьютерными играми является погружение в измененное состояние сознания, которое создает условия для возникновения сильных эмоциональных реакций на события игры и тем самым оказывает стимулирующее действие на играющего.
-
Систематическая многочасовая игра приводит к истощению нервной системы, что объективно подтверждается результатами ЭЭГ в виде уплощения а-ритма, увеличения амплитуды низкочастотного (3-ритма и появлением медленных 8-волн в левом полушарии (у лиц, играющих ежедневно более 3 часов).
Внедрение результатов исследования
Систематически проводится профилактическая работа в форме чтения лекций родителям и учащимся. В общей сложности охвачено более 2000 человек. На базе клиники ИвГМА ведется консультативный прием. Эпизодически организуются выступления по местному телевидению, радио и в печати.
Апробация работы
Материалы диссертации ежегодно докладывались на областном фестивале «Молодые ученые - развитию Ивановской области» (Иваново, 2007, 2008, 2009 и 2010), а также на научно-практической конференции молодых ученых и специалистов в области психического здоровья «Психиатрия глазами молодых ученых» (Тула, 2008); на рос-
сийской конференции «Лечение и профилактика болезней зависимости» (Иваново, 2008) и на Всероссийской школе молодых ученых в области психического здоровья «Психиатрия XXI века: традиции и инновации» (Суздаль, 2007).
Публикации
По материалам диссертации опубликовано 10 печатных работ, из них 2 - в рецензируемых журналах, рекомендованных ВАК Минобр-науки РФ.
Личный вклад автора
Автор лично осуществлял клинико-психологическое исследование пациентов, проводил анкетирование и статистическую обработку полученных данных.
Структура и объем диссертации