Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем Куликов Семен Евгеньевич

Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем
<
Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куликов Семен Евгеньевич. Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем : Дис. ... канд. экон. наук : 08.00.13 Москва, 2005 133 с. РГБ ОД, 61:06-8/948

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Обзор теории и практики использования usability в проектах и методов анализа эффективности инвестиций в usability 11

1.1. Общие понятия usability 11

1.2. Проблемы создания программных систем в условиях новой экономики 14

1.3. Обзор современной практики проектирования программных систем с точки зрения usability 23

1.4. Анализ экономической эффективности проектирования взаимодействия 33

1.4.1. Прибыли, связанные с проектированием взаимодействия 33

1.4.2. Проектные затраты на проектирование взаимодействия 40

1.4.3. Методы оценки эффективности инвестиций в проектирование взаимодействия с пользователем 48

1.4.4. Требования к методике оценки usability roi. 58

Выводы по главе 1 62

Глава 2. Разработка методики оценки эффективности инвестиций в проектирование взаимодействия с пользователем 65

2.1. Оценка объема инвестиций в проектирование взаимодействия с пользователем 65

2.2. Методика оценки возврата инвестиций в проектирование взаимодействия с пользователем 71

Шаг 1. Определение ключевых типовых сценариев поведения пользователей 74

Шаг 2. Определение набора ключевых показателей для каждого сценария 77

Шаги 3 и 4. Определение требований и стоимости работ по каждому сценарию... 82

Шаг 5. Определение относительного изменения значений показателей 84

Шаг 6. Вычисление показателя roi. 85

Шаг 7. Анализ полученных результатов 97

Выводы по главе 2 101

Глава 3. Применение методики оценки эффективности инвестиций в проектирование взаимодействия с пользователем 103

3.1. Апробация методики при повторном проектировании сайта pilot-sks.ru 103

3.2. Негативные факторы, оказывающие влияние на эффективность применения методики 113

3.3. Применение методики в проектировании и оценке систем дистанционного образования 115

Выводы по главе 3 123

Заключение 125

Список литературы

Введение к работе

Интеграция информационных технологий в повседневную жизнь началась несколько десятилетий назад и с каждым годом их значимость во всех сферах возрастает. Уже сложно представить себе выполнение бытовых и рабочих задач без использования современных компьютерных систем. Производителям гораздо дешевле и эффективнее использовать компьютерное управление внутренними процессами устройств вместо старых механических методов, поэтому проникновение компьютеров во все продукты и услуги во всех сферах жизнедеятельности экономически неизбежно.

«Деятельность, которая прежде выполнялась в физической среде путем взаимодействия с реальными объектами, с внедрением компьютеров получила форму виртуального отображения, где многие ручные операции автоматизировались, а сам процесс решения профессиональных задач перешел в режим диалога «человек-компьютер» [33, с. 3].

Однако взаимодействие человека с устройствами, функционирующими с помощью компьютеров или компьютерных компонентов, осложняется несоответствием моделей человеческого восприятия и внутренней логики работы компьютеров. Пользователь таких устройств, будь то микроволновая печь, банкомат или терминал информационной системы, уже не может взаимодействовать с объектами напрямую, он вынужден использовать органы управления устройствами, где сталкивается с проблемой человеко-машинного взаимодействия, которое зачастую реализовано недостаточно качественно. Наглядный пример: по статистике лишь менее двадцати процентов жителей США могут настроить видеомагнитофон на запись телепередачи по таймеру .

Информатизация всех сфер современной жизни привела к тому, что компьютер стал одним из основных повседневных инструментов, однако,

5 эффективность его использования зачастую трудно назвать удовлетворительной. С использованием компьютерных систем сопряжено множество трудностей, возникающих у пользователей: раздражение, вызванное непонятными системными сообщениями, сложность навигации на интернет-сайтах, невозможность найти нужную информацию и т.д. Эти проблемы в большой степени связаны с качеством пользовательского интерфейса, спроектированного без учета интересов и понятийной модели пользователя, а так же базисных принципов удобства использования, что типично для современной практики создания и использования информационных систем.

Пользовательский интерфейс (ПИ) можно определить как комплекс методов и решений, обеспечивающих взаимодействие человека с системой и эффективное ее использование. «Главными задачами для пользователя являются результаты работы, т.е. достижение целей и выполнение задач. Однако все, что видит и с чем взаимодействует пользователь, - это элементы интерфейса системы. Именно пользовательский интерфейс является для него конечным продуктом» [28, с. 24]. Удобство работы, влияющее на эффективность достижения целей, самым непосредственным образом связано с качественными характеристиками этого интерфейса.

Качественная характеристика интерфейса - или, более широко, удобство использования (usability) - играет, по нашему мнению, важнейшую роль в обеспечении экономической эффективности информационных систем, в частности, проектов электронной коммерции. Неэффективная работа пользователей, общая отрицательная оценка системы и пользовательского интерфейса проявляются в упущенной прибыли, которая может выражаться в потерянных продажах, недостаточной посещаемости ресурса и других показателях.

Крайне важной проблемой является оценка эффективности средств, вложенных в проектирование пользовательского интерфейса и улучшение показателей usability. Существующие сегодня методики такой оценки не

предоставляют разработчикам и руководителям проектов универсального инструментария для оценки эффективности инвестиций в проектирование качественного взаимодействия с пользователем. В связи с этим моделирование экономической эффективности пользовательского интерфейса и разработка методики проведения анализа такой эффективности является актуальной проблемой, решение которой дает эффективный инструмент управления usability-качеством проекта, повышает корпоративную культуру проектирования информационных систем и экономическую отдачу от интернет-проектов.

Выбор указанной темы определил цель, задачи, структуру и содержание диссертации.

Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является разработка методики оценки отдачи от инвестирования средств в проектирование взаимодействия с пользователем в проектах электронной коммерции. Для ее достижения были поставлены и решены следующие задачи:

выявление проблемных аспектов практики проектирования программных систем в условиях современной экономики с позиций usability,

анализ современного подхода к проектированию программных систем, в частности, проектов в области электронной коммерции, с точки зрения usability-характеристик, выявление недостатков текущей практики проектирования,

определение экономического эффекта, вызванного качественным проектированием взаимодействия с пользователем,

оценка затрат на проектирование взаимодействия в рамках прогрессивных подходов к проектированию систем, предполагающих внимание к целям и задачам пользователей,

анализ современных подходов к оценке эффективности инвестиций в usability,

разработка требований к методике оценки,

моделирование экономического эффекта на основе разработанной системы usability-показателей.

Объектом исследования является взаимодействие информационной системы с пользователем.

Предметом исследования являются работы по проектированию пользовательского интерфейса, показатели экономической эффективности интерфейса, оценка эффективности инвестиций в проектирование взаимодействия информационной системы с пользователем.

Теоретической и методологической основой исследования являются системный анализ, основные положения экономической теории, методы решения конкретных задач. Источниковую базу исследования составили работы специалистов в области проектирования взаимодействия и usability (Найджел Бивэн, Алан Купер, Якоб Нильсен, Джеф Раскин и другие), исследования в области эффективности маркетинговых мероприятий, оценки эффективности инвестиций, использования информационных технологий в образовании (Солдаткин В.И., Титарев Л.Г., Тихомиров В.П. и другие). Usability - новое направление в науке о проектировании систем, относительно недавно возникшее за рубежом, поэтому работ и публикаций по данной тематике на русском языке практически нет. При решении конкретных задач применялись методы теории вероятностей и математической статистики, методы экспертных оценок.

В ходе диссертационного исследования автором получены и выносятся на защиту следующие теоретические и практические результаты:

выявлено, что в современной практике проектирования
программных систем, в частности, российской, почти не уделяется
внимания вопросам качества взаимодействия с пользователем, что
приводит к снижению эффективности их работы;

обосновано, что качественно спроектированное взаимодействие с пользователем влечет положительный экономический эффект, разработана структура этого эффекта, позволившая в дальнейшем спроектировать систему показателей, адекватно отражающую качество пользовательского интерфейса информационной системы с точки зрения экономической эффективности;

разработана методика оценки объема затрат на каждом этапе проектирования взаимодействия и в целом для проекта;

выработаны рекомендации по проведению usability-работ в проекте, заключающиеся в анализе деятельности на каждом этапе, а так же акцентировании на качественной проработке пользовательских сценариев, обеспечивающих экономическую эффективность проекта;

разработана методика анализа экономической эффективности инвестирования средств в проектирование взаимодействия с пользователем, основанная на оценке экономического эффекта, вызванного улучшением показателей usability с использованием математических методов.

Научная новизна заключается: в разработке методики оценки, интегрированной в процесс проектирования, основанный на концепции человеко-ориентированного проектирования (User-Centred Design, UCD); применении математического и маркетингового инструментария для экономической оценки usability-показателей проекта и эффективности вложенных средств; обосновании эффективности применения подобной методики в современной практике создания систем электронной коммерции.

Диссертационное исследование соответствует пунктам 1.4, 2.6 паспорта специальности 08.00.13 - «Математические и инструментальные методы экономики».

Достоверность полученных результатов. Анализ и выводы диссертационного исследования опираются на работы отечественных и зарубежных авторов, материалы российских и международных конференций по проблемам usability и создания практичного программного обеспечения. Достоверность полученных результатов обеспечивается надежностью методологической и источниковой базы, использованных методов исследования, практическим внедрением и применением разработанной методики.

Теоретическое и практическое значение. Основные положения работы представляют собой определенный вклад в теорию проектирования пользовательских интерфейсов информационных систем, дополняют методологическую базу экономического раздела науки о usability.

Применение разработанной методики при управлении проектами по созданию и поддержке информационных систем позволяет более достоверно оценивать экономический эффект, вызванный мерами по улучшению usability, осуществлять более качественное проектирование, влечет повышение внимания к usability-показателям и интеграцию проектирования взаимодействия с пользователем в корпоративную культуру проектирования. Методика может быть применена к широкому классу интерактивных информационных систем, в которых взаимодействие с пользователем играет важную роль при эксплуатации.

Апробация и внедрение результатов исследования, публикации. Основные положения исследования нашли отражение в докладе и получили одобрительную оценку на международной научно-практической конференции «Реинжиниринг бизнес-процессов на основе современных информационных технологий. Системы управления знаниями», прошедшей в Московском Государственном Университете Экономики, Статистики и Информатики (МЭСИ) 9-10.06.2005.

Результаты, полученные в исследовании, нашли практическое применение в телекоммуникационной компании «ООО Пилот-СКС» при

10 решении задач оптимизации взаимодействия с пользователем на интернет-сайте компании и повышении его экономической эффективности, а также в РОО Красносельского района г. Санкт-Петербурга при проектировании образовательного портала.

Основные положения представляемой работы опубликованы в 4 статьях автора [17-20] общим объемом 1,7 п.л. (все авторские).

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и содержит 6 рисунков, 16 таблиц. Список литературы включает 70 наименований.

Проблемы создания программных систем в условиях новой экономики

Сегодня, говоря о так называемой «Новой Экономике» как парадигме современного экономического пространства, многие не придают значения тому факту, что ее ядром является информационное поле. При анализе экономических процессов как на макро-, так и на микроуровне, вопросы оптимизации информационного поля часто упускаются из виду. В то же время эта проблема более чем актуальна.

В «Современном экономическом словаре» [31] термин «Новая

Экономика» определяется как «совокупность нескольких высокоэффективных подотраслей экономики, ориентированных на использование интеллектуальной составляющей общественного развития и базирующихся на передовых информационных технологиях, интернет-решениях: консалтинг, инновации, образование, интернет-трейдинг и др.»

Большое число научных публикаций [13, 21, 25, 29] указывает на характерный пробел в понимании современной экономической ситуации, в частности: «Суть новой экономической эпохи заключается вовсе не в том, чтобы вкладывать деньги в акции высокотехнологичных компаний и в их продукты с максимальной возможной скоростью, а в том, чтобы эти самые технологии смогли бы обеспечить увеличение производительности при постоянном заданном объеме затраченного капитала и труда, т.е. рост так называемой многофакторной производительности, играющей ключевое значение в ускорении экономического роста в долгосрочном периоде» [29]. Действительно, современные технологии, в числе которых основными являются информационные компьютерные системы и глобальная сеть Интернет, оказали большое влияние как на характер экономической деятельности, так и на методы ведения бизнеса. Перспективы, открывающиеся с их внедрением, для своего эффективного воплощения требуют более тщательного осмысления этой новой парадигмы.

Новые технологии подразумевают под собой прежде всего технологии информационные, объединяющие накопление, передачу, обработку и анализ информации. Информация, переработанная в данные, - вот логическая основа новой экономической системы, освободившейся от множества старых проблем, но имеющей массу новых особенностей и «узких мест», которые многими попросту не учитываются.

Алан Купер в своей знаменитой работе, посвященной проектированию взаимодействия [21], так описывает эту проблему: «Классические правила управления бизнесом корнями уходят в производственные традиции индустриальной эры. Однако эти правила не учитывают новые реалии эры информационной, в которой продукты уже не создаются из атомов, а состоят в основном из программного кода, из набора битов. Некоторые фундаментальные истины остаются справедливыми и для Новой Экономики. Цель любого бизнеса - стабильные прибыли, и есть лишь один законный способ получать их: продавать товары или услуги дороже, чем обходится их создание. Из этого следует, что есть два пути повышения прибыльности: снижение затрат или повышение доходов. В старой экономике лучшим способом было снижение затрат. В Новой Экономике намного лучше работает повышение доходов» [21, с. 27].

Наиболее востребованные современным рынком продукты представляют собой информационно-технологическое обеспечение, информационные системы разной степени сложности и интеграции с производственным процессом. В свою очередь концепция производства таких продуктов сильно отличается от индустриального подхода: «такие продукты не требуют сырья, у них нет стоимости производства, они не требуют затрат на транспортировку и т.д» [21, с. 27]. Принципиальное различие с экономической точки зрения состоит в том, что, в отличие от индустриальной эпохи, характеризующейся, в частности, тем, что эти переменные затраты были одним из основных факторов производства, в современной экономике эти затраты почти не играют роли, поскольку производство программного обеспечения сопровождается крайне незначительными переменными издержками.

«С точки зрения бухгалтера зарплаты программистов - переменные затраты, однако в действительности их зарплаты представляют собой долгосрочные вложения, фиксированные издержки» [21, с. 29]. Однако снижение стоимости производства за счет стоимости создания программных систем - а именно, проектирования и программирования, - недопустимо. Алан Купер сравнивает последнее с «раздачей работникам дешевых инструментов». Действительно, такое сравнение гораздо точнее, чем определение этого явления в терминах снижения заработной платы программистов. Тем не менее, множество компаний заказывают разработку в странах с низкой заработной платой программистов, что часто влечет за собой серьезные негативные последствия. Следует понимать, что проблема не в дешевой рабочей силе, а в подходе таких компаний к производству программных систем.

Прибыли, связанные с проектированием взаимодействия

Влад Головач, один из немногих отечественных специалистов в области проектирования взаимодействия и автор единственной отечественной методической работы по проектированию пользовательских интерфейсов - «Дизайн Пользовательского Интерфейса» [3]), в одной из своих статей отмечает: «Мало кто задумывается о том, что список ключевых слов интернет, состоящий из Информации, Интерактивности и Скорости, неполон без слов Упущенная Прибыль. Большая часть этой упущенной прибыли могла бы быть сохранена качественным интерфейсом». [5]

Крупные инвесторы, обратившие в последние годы свои взоры в сферу IT и, в частности, в область электронной коммерции, только начинают осознавать тот факт, что usability, как качественная характеристика системы, оказывает сильнейшее влияние на экономическую эффективность проекта в целом. Действительно, многие исследования демонстрируют как прямые, так и косвенные свидетельства этого положения. Большинство опрошенных в одном из исследований Якоба Нильсена [58] на вопрос «Почему вы покупаете в сети?» в качестве основных причин указали: «Простота размещения заказа» (82%), «Большой выбор товаров» (63%), «Простая процедура оплаты» (36%). Эти ответы позволяют судить о том, что от сетевых сервисов пользователь ожидает удобства и простоты -характеристик, обусловленных usability-показателями.

Работы, посвященные важности usability в IT-проектах, датируются, в основном, двумя последними десятилетиями. Среди ключевых можно отметить исследования таких специалистов, как: Deborah Mayhew, Randolph Bias [45], Nigel Bevan [42], Jacob Nielsen [56, 63], Alan Cooper [21], Aaron Marcus [52], Larry Constantine, Lucy Lockwood [13].

Систематизируя исследования в этой области, можно сделать вывод о том, что проектирование взаимодействия приносит прямую и косвенную прибыль, выражаемую в следующих показателях:

Снижение времени и стоимости разработки проекта.

Вовлечение пользователей на ранних этапах проектирования позволяет более точно определить цели и задачи как самих пользователей, так и проекта в целом, сформировать более полное и точное техническое задание на разработку, чему способствует применение таких usability-методов, как прототипирование пользовательского интерфейса, usability-тестирование и документирование всех аспектов взаимодействия с пользователем.

Вряд ли можно спорить с утверждением, что, когда точно определены цели, достигнуть их быстрее и проще, чем итеративно улучшать продукт, каждый раз проверяя эффект от его использования. Кроме того, программные продукты часто перегружены большим количеством лишних функций, наличие которых не подкреплено пользовательскими требованиями. Сужение функциональности, помимо снижения времени и стоимости разработки, позволяет более качественно реализовывать ключевые аспекты взаимодействия. Более того, стоимость исправления ошибок взаимодействия с пользователем на поздних стадиях разработки и, тем более, на стадии эксплуатации системы несравнимо выше стоимости их обнаружения и исправления в начале работ по проектированию. Условный график зависимости стоимости внесения изменений приведен в исследовании R. Bias и D. Mayhew «Cost-Justifying Usability» [45, с. 80] (рис. 1.1.) Увеличение продаж.

Для «коробочных» продуктов это спорное утверждение - на обеспечение рекламных компаний таких продуктов работает множество факторов, однако, удобство использования - не последний из них. Обзоры в прессе, неформальное распространение информации о продукте - все это работает исключительно в русле повышения продаж удачно спроектированного продукта. Что же касается веб-приложений, проектов электронной коммерции, то здесь выгода гораздо более очевидна. О многом говорит уже хотя бы тот факт, что огромный процент потенциальных покупателей, готовых оформить заказ в интернет-магазине, зачастую просто не может справиться с интерфейсом «корзины»1. Решение этих проблем влечет за собой прямое увеличение посетителей и продаж. Помимо абсолютного роста объемов продаж, огромную роль играет также и относительное увеличение - процент покупателей среди посетителей. Эта характеристика тесно связана с ценностью клиента, выражаемой в повторных покупках и лояльности к ресурсу.

Методика оценки возврата инвестиций в проектирование взаимодействия с пользователем

Настоящая методика разработана с учетом тесной интеграции с процессом человеко-ориентированного проектирования (User-Centred Design, UCD) при создании системы и предполагает применение методов, описанных в главе 1.

Прежде всего, для использования данной методики необходимо осуществить мероприятия по планированию процесса проектирования, а также со всей серьезностью отнестись к таким стадиям, как определение целей и задач пользователя, бизнес-целей проекта, а также анализ и составление типовых сценариев действий пользователя.

Настоящая методика рассчитана на проведение оценки, в основном, в случае повторного проектирования системы (редизайн). Анализ возврата инвестиций при создании нового проекта представляется сложным и недостаточно достоверным по причине неопределенности большинства факторов, необходимых для подобной оценки.

Необходимым условием применения методики является сбор статистических данных по ключевым показателям работы системы до начала работ в течение некоторого периода, определяемого участниками проекта. При проведении оценки после редизайна необходимо вести учет статистики значений показателей как до, так и после проведения usability-работ в течение определенного периода, что позволяет, в отличие от прогнозной оценки, делать более достоверные, основанные на реальных данных выводы.

Повторное проектирование достаточно часто встречается в современной практике. Это вызвано тем, что проектированию взаимодействия в большинстве случаев оказывается мало внимания при создании систем электронной коммерции. Более того, даже если подобные методы и были применены, то исследование пользователей проводилось умозрительно, на основе опросов, интервью, что эффективно только при серьезном комплексном подходе и высоком уровне специалистов. При повторном проектировании необходимость проведения такого тщательного исследования снижается - формализованную информацию о пользователях и их поведении можно получить из показателей системы. Более подробно показатели описаны ниже.

Вынужденный редизайн, необходимость которого объясняется требованиями к повышению эффективности проекта в целом, влечет дополнительные издержки, которых можно избежать, применяя методы человеко-ориентированного проектирования при первоначальном создании системы или при прошлом перепроектировании (достаточно часты случаи многократного изменения системы, т.н. итерационного проектирования). Однако осознание неизбежности редизайна как нельзя лучше свидетельствует в пользу применения этих методов. Приведенная методика в этом случае не только поспособствует более эффективному их применению в проекте, что немаловажно при ограниченном бюджете, но и усилит контроль над важными показателями на стадии функционирования системы в будущем.

Общая схема проведения оценки состоит из следующих этапов: 1. Определить ключевые типовые сценарии поведения пользователей системы. 2. Определить набор ключевых показателей для каждого сценария. 3. Для каждого сценария выявить существующие проблемы, возникающие у пользователя при его выполнении (в случае повторного проектирования системы) и/или выработать рекомендации по эффективной реализации системы в свете выполнения каждого сценария. 4. Определить стоимость usability-работ для всего проекта и/или для каждого сценария. 5. Собрать статистику по ключевым показателям или, в случае, если имеет место предварительная оценка, присвоить показателям прогнозируемые значения на основе приведенных рекомендаций. 6. Вычислить экономический эффект по показателям и для проекта в целом. 7. Проанализировать полученные результаты. Рассмотрим каждый из этапов детально. Шаг 1. Определение ключевых типовых сценариев поведения пользователей

Сценарии - важнейший и один из наиболее эффективных инструментов проектирования взаимодействия. «Сценарий представляет собой сжатое описание способов применения программного продукта персонажем для достижения цели» [21, с. 242]. Персонажи - архетипы пользователей системы, разрабатываемые для детального анализа целей и задач. Сценарии позволяют логически связать персонажей, т.е. типовых пользователей, с их целями путем детального описания процесса решения задач в контексте системы. Сценарный подход к проектированию взаимодействия рассматривается в ключевых работах по usability в качестве одного из основных и наиболее эффективных [38, 44, 56, 60, 61, 65]. Впервые использование сценариев для потенциальной оценки Usability ROI было предложено в отчете Forrester Research1.

Якоб Нильсен определяет сценарий как «замкнутое описание взаимодействия отдельного пользователя с некоторым набором вычислительных средств для достижения определенного результата при заданных условиях за определенный интервал времени» [55].

Выделяют три типа сценариев [21, с. 243]: повседневные сценарии; обязательные сценарии; сценарии исключительных ситуаций.

Негативные факторы, оказывающие влияние на эффективность применения методики

В последние годы в мировой и отечественной системах образования наблюдаются тенденции информатизации образовательного процесса. Активно осуществляется перенос технологий образования на всех уровнях в телекоммуникационные среды, в частности, Интернет. Такие системы обретают все большую популярность и играют важную роль в современной жизни общества.

«Происходит рост образовательных технологий в мире как продукта, который продается (образовательные технологии и стандарты). Этот рост составляет 200% в год», отмечает В. Тихомиров [35, с. 13].

Средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование (ДО) обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров ДО показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни [27].

Однако, к сожалению, качество взаимодействия с пользователем в таких системах пока не отвечает тем требованиям, которые подразумевают в известной мере эффективное использование системы, и нуждается в улучшении. Перенос образовательного процесса в интерактивную среду подразумевает тщательную его переработку с учетом условий использования, а также грамотную реализацию с применением необходимых технологий.

«Особенностью ДО является не столько то, что в нем представление и обмен учебной информацией осуществляется исключительно с помощью средств новых информационных технологий (компьютеров, телекоммуникаций и др.), а то, что ДО меняет содержание всех элементов дидактической системы» [1, с.36].

Проблемы качества образовательных систем становятся все более актуальными. Так, при разработке объектного подхода к построению систем ДО [34] основной целью является достижение экономической эффективности образовательных технологий с учетом контроля их качества.

Системы компьютерного дистанционного образования (СДО) представляют собой интерактивные информационные системы, структура которых является формализованной и направленной на решение таких задач, как: предоставление пользователю образовательных материалов, сопровождение процесса обучения, обеспечение обратной связи пользователя с системой в рамках двух первых задач.

Интерактивная составляющая в СДО является ключевым фактором, влияющим на эффективность всей системы в целом, что предъявляет жесткие требования к качеству проектирования взаимодействия. Эти системы нельзя отнести к категории систем электронной коммерции, однако перечисленные выше задачи и эффективность их решения напрямую влияют на успех всего проекта в целом, хотя чаще всего он и не выражается напрямую в формальной форме. Эта характерная особенность позволяет делать более веские выводы об эффективности системы на основании ее показателей и их улучшений в результате usability-работ.

«Эффективность - это одна из основных характеристик функционирования системы ДО. Она выражает степень реализации цели, достижения намеченных результатов, степень приближения к проектируемому результату при учете затрат, направленных на достижение результата» [1, с. 171].

Проблемы, связанные с качественным представлением и организацией информации в СДО прямо или косвенно формулируются во многих научных работах [1, 23, 24, 36, 37]. Значимости и актуальности этих проблем непосредственно посвящены труды российских и зарубежных специалистов в области Usability, инженерной психологии и педагогических технологий [2, 9,51].

Похожие диссертации на Моделирование и оценка экономической эффективности взаимодействия информационной системы с пользователем