Введение к работе
Актуальность исследования. Передающиеся испокон веков жизненные каноны каждого народа, особенности восприятия мира, природы, гармонии определяют его характер, менталитет, систему ценностей, в том числе литературу. Изучение строфики как одной из главных проблем поэтики является свидетельством стремления раскрыть уникальность национальной поэзии. Исследование особенностей строфики в теоретическом, функциональном и историко-литературном аспектах, стремление систематизировать строфические формы башкирской поэзии способны дать более точное представление о закономерностях развития национальной поэтики.
В контексте поэтического произведения строфа обеспечивает единство развития образности и идеи, содержания и формы. Структурные особенности строфы раскрываются в ее внутреннем строении, формировании композиции всего стихотворения. Как философская категория она является не только структурной, но и композиционной единицей стиха. Изучение многофункциональной природы строфы представляет одну из актуальных задач башкирского литературоведения.
Степень разработанности проблемы. В науке накоплен определенный опыт анализа теоретической и исторической поэтики стиховой культуры на уровне строфики. В исследованиях литературоведов М.Л. Гаспарова, В.Е. Холшевникова, В.М. Жирмунского, Ю.М. Лотмана, О.И. Федотова, И.В. Стеблевой, М.К. Хамраева, Х.Р. Курбатова, Х.Г. Госмана, Н.Г. Юзиева и др. строфические формы рассматриваются в динамике развития, анализируются их структурные, идейно-тематические, эмоционально-стилистические, жанровые особенности.
В башкирском литературоведении XX века непосредственно к проблемам строфики впервые обратился исследователь К.А. Ахмедьянов. Он определил строфу как «часть стихотворной речи, образованной на основе чередования трех ритмических единиц: слога, полустишия, стиха». Ведущую роль в организации строфы он отводил рифме. В труде ученого «Теория литературы» (1971) строфа рассматривалась как композиционная единица, выражающая законченную мысль. К.А. Ахмедьянов впервые в башкирском литературоведении предложил классификацию строф, основываясь на особенности поэтической структуры (количество строк в строфе, слогов в строке, полустиший). Его исследования положили начало изучению теоретической поэтики башкирской поэзии второй половины XX века.
В изучении строфики значительное место занимают также исследования Г.Б. Хусаинова. В его книге «Эпоха. Литература. Писатель» (1978) были рассмотрены ритмические и метрические особенности башкирского стиха. В труде «Башкирское стихосложение» (2002), в разделе «Строфика», систематизируются строфы современной башкирской поэзии, раскрываются их функциональные стороны. Ценный материал по вопросам строфики представляет и «Словарь литературоведческих терминов» (2006) Г.Б. Хусаинова.
Изучение поэтики башкирского стиха на основе древних источников, литературных связей находит свое отражение в исследованиях Р.Н.Баимова. В его книге «Великие лики и литературные памятники Востока» проблемы строфики, роль строф в развитии жанровых форм рассматриваются во взаимовлиянии тюркской и восточной поэзии. Р.Н. Баимовым исследуются поэтическая структура народного стиха, вопросы традиций и новаторства.
В то же время работ, посвященных комплексному анализу данной проблемы, нами не обнаружено. Поэтому в настоящей диссертации предпринята попытка системного и целостного анализа строфики башкирской поэзии.
Объектом исследования являются поэтические произведения башкирских поэтов с 1960 года по настоящее время. Материалы более раннего периода башкирской литературы привлекались ограниченно для прослеживания традиций и функционирования поэтических закономерностей строфики национальной поэзии.
Основная цель диссертационной работы – системное и целостное изучение строфы как структурно-композиционной единицы поэтического произведения.
В работе решаются следующие задачи:
-
классифицировать строфы башкирской поэзии на основе природы их формирования;
-
изучить роль культурно-литературных взаимосвязей в развитии строфической системы башкирской поэзии;
-
определить значение строфы в развитии поэтических жанровых форм;
-
исследовать функциональную природу строфы на основе ее поэтической структуры;
-
рассмотреть роль строфы в организации композиции стиха.
Теоретической и методологической основой данного исследования являются работы А. Веселовского, М. М. Бахтина, А. А. Потебни, Г. Н. Поспелова, В. М. Жирмунского, Б. В. Томашевского, В. Е. Холшевникова, Ю. М. Лотмана, И. В. Стеблевой, В. Е. Хализева, Л. И. Тимофеева, М. Л. Гаспарова, О. И. Федотова, М. К. Хамраева, Х. Р. Курбатова, Н. Г. Юзиева и др., а также труды башкирских литературоведов К. А. Ахмедьянова, Г. Б. Хусаинова, Р. Н. Баимова, Р. Т. Бикбаева, Г. С. Кунафина и др.
В диссертации используются системный и сравнительно-типологический методы анализа.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в работе впервые осуществлен системный и целостный анализ строфики башкирской поэзии. Разнообразие строф, принципы их формирования рассматриваются в работе с учетом традиций и новаторства. Изучены функциональные особенности поэтической структуры строфы, прослежен процесс изменения закономерностей строфики на разных этапах развития башкирской поэзии. Диссертантом также проанализированы композиционные приемы стихотворения, реализуемые через строфику поэтического текста. Исследуются структурно-семантические и композиционные особенности строфы.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее основные положения могут быть использованы в качестве теоретического и практического материала на лекционных и специальных курсах в преподавании истории национальной литературы. Основные положения и выводы работы могут служить основой для дальнейшей разработки проблем поэтики башкирской литературы, особенностей развития и функционирования строфических и жанровых форм. Системный анализ поэтического произведения в данном исследовании представляет особый практический интерес для молодых поэтов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Строфа – целостная система, в поэтической структуре которой тематический (смысловой), фонический, ритмический, метрический, синтаксический уровни функционируют в гармоничном единстве. В истории своего развития строфика башкирской поэзии была подвержена изменениям и структурного плана.
2. Систематизация строф башкирской поэзии на основе природы их формирования способствует выявлению коренных форм и заимствованных в результате литературно-культурных взаимосвязей.
3. Строфа является композиционной единицей стиха. Внутренняя организация стихотворения основывается на многосторонних образных и логических взаимосвязях составляющих его строф. Сложные межстрофические отношения в произведении обеспечивают развитие поэтической мысли, определяют направленность образности, раскрывают особенности стиля поэта, его мастерство. Поэтика башкирской поэзии характеризуется многообразием композиционных приемов, реализуемых через строфику стихотворений.
Апробация работы. Рукопись диссертации обсуждалась на заседании кафедры башкирской литературы и фольклора Башкирского государственного университета. Результаты исследований докладывались и были представлены в виде тезисов на республиканских, региональных, всероссийских научно-практических конференциях (Уфа, Стерлитамак).
Основные положения исследования изложены в двенадцати научных публикациях диссертанта. Одна из них – в издании, рекомендованном ВАК.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.