Введение к работе
з .
Современная калмыцкая русскоязычная поэзия (1970-2000-е г г.), сконцентрировавшая «художественные особенности индобуддийского и греко-славянского духовных миров, образовавших евразийскую традицию, характерную для калмыцкой поэзии, литературы и культуры в целом»', представляет уникальное явление в истории российского литературного процесса.
Уникальность этого явления на современном этапе заключается в том, что художественная картина мира в лирике калмыцких поэтов воссоздана средствами генетически неродного русского языка
Следовательно, художественная речь в современной калмыцкой русскоязычной поэзии содержит неповторимые, отличительные особенности
Поэтому обоснованно утверждение, что современная калмыцкая русскоязычная поэзия - своеобразный духовный, художественный, культурный феномен.
Исследование современной калмыцкой русскоязычной поэзии, сосуществующей с поэзией на родном национальном языке, представляется актуальным в силу того, что отражает закономерные явления в развитии национальных литератур РФ, продолжает процесс изучения своеобразия национальной поэзии на русском языке, начавшийся в литературоведении народов России2
Степень изученности проблемы. Понятие «современная калмыцкая русскоязычная поэзия (1970-2000-е г г)» не становилось предметом отдельного научного изыскания Последний монументальный труд «История калмыцкой литературы»3, датированный 1980 годом, не выделяет понятия «калмыцкая русскоязычная поэзия», а работы современных исследователей В У Очирова4, В Д Пюрвеева5, А А Логаевой посвящены творчеству калмыцких поэтов, пишущих на национальном языке
Предмет изучения - художественная речь в современной калмыцкой русскоязычной поэзии - рассмотрен на примере творчества Г Г Кукареки, В Н Лиджиевой, РМ Ханиновой, ДИ. Насунова, поэзия которых является объектом исследования Выбор авторов объясняется, во-первых, влиянием их творчества на становление современной русскоязычной поэзии республики, во-
1 Пюрвеев В Д Жанровое движение Эволюция жанровых форм и внутренние закономерности развития
калмыцкой поэзии XX века Автореф дис доктора филол наук - Москва, 1999, с 5
2 Гудкова С П Современная русскоязычная поэзия Мордовии в контексте мордовской литературы (70-90-е
гг) Дис канд. филол наук - Саранск, 1998 - 167 с, Дишкант ЕВ Национально-художественное
своеобразие творчества русскоязычных якутских поэтов (1970-90 гг) Дис канд филол наук -Якутск,
2004 -235 с , Степин С И Особенности жанровой динамики русской поэзии Мордовии 1970-90-х годов
Дис канд филол наук - Саранск, 2000 - 176 с, Чашина Л Г Русская литература Горного Алтая
Эволюция Тенденции Пути интеграции Дис доктора филол наук - Гомск, 2004 ~ 364 с
3 История калмыцкой литературы В2т -Элиста Калм кн изд-во, 1980
?
4 Очиров В У Идейно-художественное своеобразие современной калмыцкой поэмы (60-80 г г) Дис канд
илол наук -М, 1990 - 158с
Пюрвеев В Д Жанровое движение (эволюция жанровых форм и внутренние закономерности развития калмыцкой поэзии XX века) Дис доктора филол наук -Элиста, 1999 —376 с 6ЛогаеваАА Русско-калмыцкие литературные связи Дис канд филол наук -М.2006 -169с
вторых, тем, что процесс передачи национального ресурсами неродного русского языка стал отличительной особенностью лирики исследуемых поэтов
Обращение к изучению обозначенного периода - 1970-2000 г.г. -определяется интенсивностью развития калмыцкой русскоязычной поэзии.
В качестве рабочей гипотезы выдвигается положение, что творчество русскоязычных поэтов Г.Г. Кукареки, В Н. Лиджиевой, Р.М Ханиновой, Д.И Насунова относится к калмыцкой литературной системе, а также подтверждается тезис о взаимовлиянии и взаимообогащении калмыцкой и русской литератур
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в калмыцком литературоведении представлена концепция, позволяющая через анализ художественной речи, изобразительно-выразительных средств языка осмыслить художественный образ, постичь поэтическую систему автора и, в целом, познать национальную картину мира
Цель данного исследования - рассмотрение особенностей художественной речи современной калмыцкой русскоязычной поэзии (лирика Г.Г. Кукареки, В Н. Лиджиевой, Р М Ханиновой, Д И Насунова)
Исходя из вышеизложенного, задачи работы определяются следующим образом:
- проанализировать особенности и функции опорных образов-символов,
составляющие национальную картину мира в русскоязычной поэзии Калмыкии,
- установить национальные фольклорные, литературные традиции,
традиции народов России и бывшего СССР, традиции русской и мировой
литератур, способствующие формированию художественной речи
русскоязычных поэтов республики,
- рассмотреть тематический и жанровый диапазоны творчества Г Г
Кукареки, В Н Лиджиевой, Р М. Ханиновой, Д.И. Насунова,
- выявить основные тенденции развития русскоязычной поэзии Калмыкии
на современном этапе
Теоретико-методологическую основу диссертации составили научные идеи, отраженные в трудах А.Н Веселовского, В В Виноградова, Г Д Гачева, Ч Г Гусейнова, В М Жирмунского, Е М Мелетинского, Г Н Поспелова, А А Потебни, Б В. Томашевского, Л.А. Шеймана, научные воззрения калмыцких ученых Э П. Бакаевой, Н Ц Биткеева, Р А Джамбиновой, З.И Килгановой, А А Логаевои, В.Д. Пюрвеева, исследования ученых кафедры русской литературы и журналистики XX-XXI веков Mill У - В.В. Агеносова, А А Газизовой, Р 3 Хайруллина
Для раскрытия поставленных целей и задач диссертационного
исследования используются следующие основные методы изучения
литературы культурно-исторический, сравнительно-типологический,
сравнительно-исторический, психологический
Практическое значение диссертации состоит в том, что результаты работы могут быть использованы для исследований данной проблемы -взаимодействия генетически неродного языка (художественной речи) и объекта отражения (национальной действительности), при сравнительно-
5 типологическом исследовании литератур, при разработке вузовских лекционных курсов и спецкурсов, проведении семинаров по истории литературы народов России
Апробация работы.
Основные положения диссертации обсуждались, на аспирантском объединении и на заседании кафедры русской литературы и журналистики XX-XXI веков Mill У Содержание работы апробировано в шести публикациях общим объемом 2, 37 п.л , в выступлении на X Шешуковских чтениях (Москва, 2005)
Структура диссертации определена целью исследования и поставленными задачами Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения Общий объем работы составляет 189 страниц Библиография насчитывает 236 наименований.