Введение к работе
Актуальность исследования. Проблема современного осмысления, новой интерпретации литературного наследия является актуальной в российском литературоведении В частности, известный исследователь национальных литератур К К Султанов в своей монографии «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы», уделяя данной проблеме значительное внимание, относительно художественного процесса 1920-1930-х годов отмечает сіедующее «Гуманитарное познание стоит сегодня перед острой необходимостью переинтерпретации текстов в расширившемся контексте национальной культуры под знаком восстановления полноты и целостности ее исторического пути» ' Далее это суждение конкретизируется « Историкам литературы предстоит выделить и непогашенные линии развития, обнаружить и ту подспудную духовную работу, накопление иного качества, которые шли зопреки обстоятельствам При всех обрывах исторической нити, зигзагах и потрясениях, при всем непротивлении схеме, требовавшей подмены эстетических принципов внеэстетическими мотивировками, оставалась непрерывность национального литературного развития, неистребимость выстраданного духовного потенциала»2
В этой связи правомерно отметить, что новое прочтение и осмысление литературного наследия - это не какой-то единовременный акт, а процесс непрерывный, многомерный Кроме того, современная литературоведческая интерпретация литературы периода социалистического строительства, когда ей вменялись функции социальные, важна в том плане, что способствует выявлению художественной ценности произведений,4 их роли в истории словесной культуры народа, их востребованности сегодня
Дагестанская литература первых двух десятилетий советского периода, а именно 1920-1930-х годов, характеризуется широтой жанрового диапазона, многообразием идейно-художественных, стилевых тенденций Широкую известность в этот период обрели кумыкские авторы А. Магомедов, А -П Салаватов, Т.-Б Бейбулатов, Б. Астемиров, Н Ханмурзаев, Аткай, А -В
'Сучтанов К.К Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы М.200І С 44 !Тачже С51
Сулейманов, Казияв Али, К Абакаров, Ю Гереев и мн др
Представители кумыкской литературы, вместе с литераторами
других народов Дагестана
Г Цадаса, С Стальским, 3 Гаджиевым, Э Капиевым, Р
Динмагомаевым,
Р. Нуровым, А Иминагаевым, М Чариновым и др внесли весомую
лепту в развитие художественной мысли нашего края
Целесообразно отметить динамичность развития прозаического искусства кумыков Количество книг национальных авторов, изданных в 1920-1930-е годы, превышает намного показатели родственных с ней литератур. Впрочем, аналогично обстоит и соотношение поэтических книг
В этом ряду заслуживает быть выделенным наследие Юсупа Гереева, которым были изданы книги рассказов «Сапар елдаш» Молла Насрутдина» (1928), «Сапар елдаш» и «Дуа мажмуа» Молла Насрутдина» (1929), «Беки и адаты» (книга не сохранилась), «Сапар елдаш» и «Дуа мажмуа» Молла Насрутдина» (1934), повесть «Весна, пришедшая с Севера» (1934), опубликованные на кумыкском языке, а также книга «Неудача» (1935), которую составили «авторские» переводы произведений на русский язык
Творчество Ю. Гереева не было обделено вниманием дагестанских исследователей. Тем не менее роль и значение творчества писателя в истории дагестанской литературы столь значительны, что диктуют необходимость всестороннего и глубокого перечтения в контексте литературного процесса, во имя восстановления его полноты, правдивости
Таким образом, актуальность данного исследования определяется неизученностью наследия Юсупа Гереева в монографическом плане, а также продиктованной временем настоятельной необходимостью многомерного и углубленного переосмысления его творчества в русле современных разработок литературоведческой науки
Объектом исследования является литературное наследие Ю Гереева,
Предметом исследования является рассмотрение его
творчества в контексте современных разработок российского
литературоведения, ориентированное на определение
художественно-эстетической ценности его произведений, на
выявление средств поэтики, спосооствующих высвечиванию незаурядности таланта исследуемого автора
Цели и задачи исследования Целью данной работы является всестороннее я объективное, с учетом современных литературоведческих концепций, исследование художественной прозы Юсупа Гереева, выявление характерных признаков его творческой манеры, конкретизация его роли в истории национальной словесности
В частности, решаются следующие задачи
-определение новаторства исследуемого автора в области поэтики, в частности, композиции, творческого осмысления традиций национальной словесности,
-выявление мотивов, художественных смыслов основных пластов творчестзаЮ Гереева,
-современные интерпретации литературного наследия Ю Гереева, в сопоставлении с трудами предшествующих исследователей,
-характеристика роли писателя в движении художественной мысли кумыков и всего Дагестана
Основные положения, выпосимые на защиту:
- Художественная проза Ю Гереева является знаковой в
истории литератур кумыков и всего Дагестана Незаурядное
художественное дарование писателя, мастерское использование им
национальных традиций, опыта восточной классики, достижений
русской советской литературы способствовали выдвижению
национальной словесности 1920-1930-х годов на качественно новые
рубежи
Ю Герееі, базируясь на традициях устной народной прозы, в частности, жанра фольклорного анекдота, внес весомую лепту в формирование литературных жанров малой прозы, развил до совершенства жанр новеллы
Исследуемый автор, будучи представителем своей эпохи, стремился в свое и творчестве отразить динамику социалистических преобразований, их положительную роль в судьбах отдельных индивидов и всего народа В то же время контекст его произведений дагт возможность ощутить драматизм человеческих судеб на переломном этапе общественного развития, когда подверглись коррекции базисные понятия национального сознания, духовные, нравственные ценности
- Важна роль наследия Ю Гереева в развитии художественного процесса народов Дагестана Новаторство писателя в области поэтики, в сфере творческой переработки опыта предшествующей словесности, в расширении жанрового диапазона активизировали тенденции роста, прогрессивного развития литературы, глубокого постижения явлений современной действительности
Источники исследования. Источниками исследования являются прежде всего художественные книги Ю Гереева, изданные при жизни автора, а также его произведения, опубликованные в прессе 1920-1930-х годов В относительно меньшей мере используются материалы последующих, посмертных изданий и книг переводов на русский язык
Методы исследования Основными в работе являются культурно- исторический, сопоставительный и аналитический методы исследования
Степень изученности темы Литературное наследие Юсупа Гереева в дагестанском литературоведении и критике оценивается как незаурядное явление в национальном художественном процессе периода строительства социализма Творчество писателя становилось объектом исследования ряда дагестанских ученых, критиков Э М Капиева, К Д Султанова, С.Х. Ахмедова, Ш.А Мазанаева, М.А. Гусейнова и др ,1 удостоено высокой оценки в «Истории дагестанской советской литературы».2
Так, Э. Капиев, одним из первых высказавшийся о незаурядном мастерстве писателя, отметил такие художественные особенности творчества Ю Гереева, как «острый и яркий язык юмориста», «умение художественно убедительно и красочно развернуть целую сцену»3
Известный дагестанский критик Камиль Султанов
подчеркивает «На нашем (кумыкском - Р М) языке прозаические произведения в форме сатиры и юмора были созданы благодаря Ю Герееву»4
'Капиев Э Неизданное Махачкала, 1959, Султанов К Д Литература кумыков Махачкала, 1964 (на кум яз ), Ахмедов С X. Художественная проза народов Дагестана Махачкала,1996, Мазагаев Ш А Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур Махачкала, 1997 Гусейнов М А Проза кумыков в художественно-стилевом освещении (1920-1940-е гг) Махачкала,2006 История дагестанской советской литературы В2-хт Махачкала, 1967
3 Капиев Э Неизданное С 123
4 Султанов К Д Литература кумыков С 171 На кум яз
Э Ю Кассиев, характеризуя особенности его произведений, комизм, быстрота действий, умелое использование образа Молла Насрутдина, отмечает, что «значение его произведений в годы революционной переделки сознания масс было исключительно огромно» '
Самым крупным произведением Юсупа Гереева является повесть «Весна, пришедшая с Севера», в которой, как указывает X М Хамзаева, «впервые обрисован образ дагестанского революционера (М. Дахадаева - Р М)»2 Исследователь дагестанской прозы С.Х Ахмедов констатирует «Композиционно повесть Ю Гереева соткана из отдельных эпизодов, калейдоскопическ ая смена которых соответствует динамичности отраженного времени ( в повести речь идет о событиях в Темир-Хан-Шуре после Февральской революции 1917 года)»3 Творчество Ю Гереева, как >же отмечено выше, также отчасти рассмотрено в русле современных научных веяний в отдельных публикациях, статьях, исследованиях, например, А -К Ю Абдуллатипова, 3.3 Алиевой, Ш.А. Мазанаева, М А Гусейнова и др В некоторых работах высказываются суждения дискуссионного характера, которые достаточно обстоятельно рассматриваются в отдельных разделах данного исследования
Теоретической и методологической основой исследования являются труды русских критиков В Г Белинского, Н А Добролюбова, Д И Писарева, советских литературоведов М Б Храпченко, Б И Эйхенбаума, В.В. Виноградова, Д С Лихачева, Г Н. Поспелова, Е! М Жирмунского, М М Бахтина, В В Кожинова, Д П Николаева, Ю Б Борева, Я Е Эльсберга, В Е. Хализева, Э Я. Фесенко и др Основой данной работы являются также актуальные исследования последних лет дагестанских, северокавказских ученых Г.Г Гамзатова, Р.Ф Юсуфова, К К Султанова, З Н Акавова, К.И Абукова, А -К Ю Абдуллатипова, А.М Вагидова,
'История дагестанской сове-пжой литераторы Т 1 С 94-95
2 Хамзаева X M Становленні историко-ревотюционного романа в дагестанской литературе Автореф дис
канд филол наук Махачкага, 1968 С 12
3 Ахмедов С X. Художествешгая проза народов Дагестана С 125
Абдуллатипов А -К Ю .Алиева 3 3 Юсуп Гереев - гражданин и писатель // Наследие, возвращенное народу Махачкала, 1990 Мазанаев Ш А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур Махачкала, 1997, Гусейнов МА Тревожное счастье Юсупа Гереева // Дагестанская правда 1994 2 марта Освобождаться от стереотипов // Дагестанская правда 1994 26 апр , Проза кумыков в художественно-стилевом осиещекии(1920-1940-гг) Махачкала, 2006
P.M. Кельбеханова, С М Хайбуллаева, Ш А Мазанаева, Ч С Юсуповой, 3.3 Гаджиевой, Р А. Ахмедовой и др
Научная новизна. В данной диссертации впервые объектом
специального монографического исследования становится
литературное наследие известного дагестанского автора Юсупа
Гереева, выявляется вклад писателя в развитие художественного
процесса 1920-1930-х годов. Рассмотрение творчества
исследуемого автора в контексте проблемы традиций и новаторства
способствует отражению тесной взаимосвязанности литературы
периода социалистического строительства с национальной
дореволюционной словесностью, «непрерывности
художественного процесса» (К К Султанов) На примере творчества Ю Гереева в работе демонстрируется роль национальной культуры в переломные моменты развития общества, многовековые традиции которой явились той основой, что способствовала сохранению «связи времен», преемственности в литературном процессе. Современные литературоведческие интерпретации национального литературного наследия, в данном случае на примере прозы Ю Гереева, дают возможность проследить органическую ее связь как с предшествующей литературой, так и последующей, то есть способствуют восприятию национальной словесности как единого художественного целого
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что современное осмысление художественной прозы Ю Гереева способствует правдивому воспроизведению основных направлений и тенденций литературного развития 1920-1930-х годов Выраженные в данной работе современные подходы к явлениям словесной культуры первых десятилетий советской власти могут быть применены при написании обобщающих трудов теоретического характера, посвященных таким проблемам, как поэтика, традиции и современность и др.
Практическая ценность работы заключается в том, что она может быть использована при написании истории национальной литературы, при выполнении обобщающих трудов по литературам Дагестана Данная работа может быть использована в преподавательской работе, на ее основе могут быть прочитаны спецкурсы для вузов и средних специальных учебных заведений
Апробация работы. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре литературы Дагестанского государственного педагогического университета Основные положения и выводы диссертации нашли отражение в статьях, опубликованных в научной периодике, республиканской прессе
Структура и объем диссертации продиктованы целями и задачами исследования Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы