Введение к работе
Актуальность темы исследования. Проблема художественно-философского взаимодействия человека и природы в литературе, несмотря на достаточно большое внимание к ней учёных и писателей, остаётся актуальной. Человеческие возможности в освоении природного пространства расширяются, накопленный научный опыт позволяет решать поставленные задачи на новом уровне, существенно дополняя теоретические концепции и развивая практические подходы в осмыслении поставленной проблемы.
Актуализация данной проблемы, по мнению Д. Фельдштейна (2009), обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, сложилась новая историческая ситуация развития общества и человека. Во-вторых, современное состояние общества отражает значительные изменения самой личности как главного действующего исторического лица. В-третьих, усилилось проявление активной роли человека в природном мире. В-четвёртых, принципиально изменились уровень, структура и характер знаний, появились новые возможности управления природой и человеком. В-пятых, установился определенный уровень «общественного понимания» сложности и значимости принципов взаимодействия человека с природой.
В этом видится актуальность исследования, позволяющая впервые провести анализ произведений этого периода с позиций выявления и осмысления новых теоретических предпосылок в русле обозначенной проблемы.
Степень изученности темы диссертации. Активное изучение проблемы взаимосвязи человека и природы в литературах Северного Кавказа берет свое начало с первого десятилетия ХХI века, однако мысль учёных была сконцентрирована на исследовании данной проблемы в контексте других литератур: адыгской, карачаевской, балкарской. Объяснение этому находится в активной работе региональных научно-исследовательских центров и школ.
В научном исследовании Э. Баховой «Традиция русской литературы в осмыслении темы «человек и природа» в литературе народов Северного Кавказа» (Нальчик, 2005) раскрываются аспекты взаимоотношений человека и природы в кабардинской и балкарской литературах.
В работе Л. Чанкаевой «Концепция духовного взаимодействия природы и человека в прозе Алексея Малышева» (Майкоп, 2006) рассматривается проблема этнокультурной типологии, характерная для северокавказских литератур, обусловленная общностью литератур соседей, что дает возможность проследить взаимосвязи разных культур.
Большой интерес представляет диссертационное сочинение В. Романенко «Человек и природа гор в художественной литературе Северного Кавказа. Эволюция взглядов и нравственный аспект проблемы» (Карачаевск, 2008), в котором изучаются эволюции философских и нравственных концепций отношения человека и природы от античных эпох до настоящего времени – в мифологии, фольклоре и в литературе.
Р. Жажиева в своем исследовании «Природа в формировании художественно-творческих и духовно-философских воззрений Тембота Керашева» (Майкоп, 2009) пришла к выводу, что в творчестве указанного писателя подчеркивается мысль о сложном и плодотворном воздействии природы на формирование его художественного мира.
Учитывая, что чеченская литературоведческая наука восстанавливается после трагических событий 90-х годов XX века, переживает этап возрождения, целесообразным и необходимым представляется исследование не обозначенных в ней и малоизученных проблем, в том числе и художественно-философского взаимодействия человека и природы в прозе 50-90-х годов ХХ века.
Объектом исследования являются эпические произведения русских и чеченских писателей 50–90-х годов ХХ века, рассматриваемые в аспекте поставленной проблемы.
Предметом исследования является художественно-философская взаимосвязь человека и природы в чеченской прозе второй половины ХХ века в контексте достижений и теории отечественной литературы.
Цель исследования – выявление особенностей художественно-философских взаимосвязей человека и природы в эпических произведениях чеченских писателей второй половины ХХ века. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Изучить философский аспект проблемы взаимодействия человека и природы и выявить его реализацию в художественном творчестве.
-
Сформулировать основные принципы концепции взаимодействия человека и природы в русской и советской литературах, оказавших влияние на формирование и развитие северокавказских литератур ХХ века; выявить традиции этой концепции в чеченской прозе второй половины ХХ века.
-
Определить роль и значение символических образов природы в национальном чеченском фольклоре, нашедших реализацию в произведениях чеченских писателей указанного периода; выявить мифологические традиции, оказавшие влияние на художественно-философское решение проблемы взаимодействия человека и природы в чеченской прозе.
-
На основе полученных теоретических знаний, научного опыта, представлений о типологической близости литератур во второй половине ХХ века исследовать произведения известных чеченских писателей С. Арсанова, М. Мамакаева, Х. Ошаева, М. Мусаева, А. Айдамирова, М. Ахмадова и др., определивших идейно-художественный уровень чеченской прозы, но не исследованных с позиций новых теоретических установок.
Методы исследования. В работе используются принципы историко-литературного и сравнительно-типологического изучения литературных произведений, системный подход, позволяющий выявить художественно-философскую взаимосвязь человека и природы в прозе чеченских писателей 50–90-х годов ХХ века.
Методологической и теоретической основой диссертации послужили отдельные научные положения о взаимосвязи человека и природы в трудах Г. Гегеля, Ф. Бэкона, И. Канта, Л. Фейербаха, работы отечественных философов и ученых Вл. Соловьева, Н. Фёдорова, П. Флоренского, Н. Лосского, М. Бахтина, В. Кожинова, Ю. Селезнёва, М. Храпченко, М. Эпштейна, М. Полякова, В. Агеносова, Ю. Сохрякова, С. Липина и др. Большое значение в формировании концепции исследования имели выводы исследователей современного многонационального процесса Ч. Гусейнова, Г. Ломидзе, Г. Гачева, К. Султанова и др.
В диссертационном исследовании учтён опыт изучения литератур Северного Кавказа Л. Бекизовой, К. Шаззо, У. Панеша, К. Паранук, Ф. Хуако и др., объектом внимания стали работы чеченских ученых Х. Туркаева, О. Джамбекова, Т. Джамбековой, М. Губанукаевой, Л. Ибрагимова, C. Инаркаевой, М. Исмаиловой, Х. Темаевой и др.
Материалом исследования являются произведения писателей современной литературы Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина, Л. Леонова, М. Пришвина, В. Солоухина и др., проза чеченских писателей С. Арсанова, М. Мамакаева, Х. Ошаева, М. Мусаева, А. Айдамирова, М. Ахмадова и др., где прослеживается художественно-философская взаимосвязь человека с природой. К исследованию привлекаются материалы из произведений русской классики и национального чеченского фольклора, отражающие отдельные аспекты поставленной проблемы.
Научная новизна диссертации заключается в том, что впервые на научно-теоретической основе исследуются особенности художественно-философского взаимодействия человека и природы в чеченской прозе 50-90-х годов ХХ века. Нами предпринята попытка осмысления обозначенной проблемы в ее неразрывной связи с общим ходом историко-литературного процесса, со спецификой поступательного развития литературы 1950-90-х годов XX века, с выявлением ее типических и новаторских черт. С другой стороны, разграничены отдельные направления внутри исследуемой проблемы, раскрыта их идейно-художественная сущность и определены качественно новые черты, обусловленные стремительно обновляющейся жизнью.
Теоретическая значимость работы заключается в выявлении и исследовании художественно-философских взаимосвязей человека и природы в произведениях чеченских писателей второй половины ХХ века, дополняющих общую картину исследования проблемы в северокавказских литературах.
Практическая ценность диссертации определяется возможностью применения полученных знаний в курсе «История литературы Северного Кавказа», а также при проведении спецкурсов, спецсеминаров по проблеме взаимодействия человека и природы в творчестве чеченских писателей. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке курсовых и дипломных работ. Научный подход и интерпретация художественных текстов чеченских писателей могут служить ориентиром для дальнейшего исследования чеченской прозы.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Взаимосвязь человека и природы философски обоснована в трудах зарубежных философов Г. Гегеля, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Канта, Э. Фромма и др. В работах российских мыслителей Вл. Соловьёва, Н. Фёдорова, П. Флоренского, Н. Лосского и др. эта проблема связывается с творчеством писателей и определяет философский аспект в художественном произведении.
-
Типологическая близость в литературном процессе ХХ века в чеченской прозе создала сложную парадигму традиций проблемы художественно-философского взаимодействия человека и природы, включающую в себя опыт русской классики, отечественной литературы, северокавказских литератур и национального фольклора.
-
В произведениях чеченских писателей второй половины ХХ века (С. Арсанова, М. Мамакаева, Х. Ошаева, М. Мусаева, А. Айдамирова, М. Ахмадова и др.) выработана художественно-философская концепция взаимосвязей человека и природы на основе опыта национальной культуры, в которой отразилась история многовековых отношений человека и природы.
-
Символика образов природы и мифологическое мышление писателей усиливают в чеченской прозе философское направление и способствуют формированию в них национальной специфики, в которой смыслообразующими компонентами становятся «национальный пейзаж», «национальный характер», «национальный герой».
-
«Национальный пейзаж» в произведениях чеченских писателей второй половины ХХ века «полифункционален», он усиливает художественность, психологизм, воссоздает социально-историческую атмосферу. Природа выступает неотъемлемой частью эпического повествования, усиливая философско-художественное начало произведений.
-
Человек и природа в чеченской прозе 50–90-х годов ХХ века представлены в гармонии неразрывных связей, образующих устоявшуюся систему, в которой в зависимости от социально-исторических преобразований меняется их внутреннее соотношение. Однако неизменными остаются любовь человека к природе и чувство обостряющегося патриотизма к родной земле.
Апробация диссертации. Основные положения диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на кафедре литературы ДГПУ; отражены в докладах на научных конференциях: «Наука и молодежь» (Грозный, 2011), «Мир гуманитарного и естественного знания» (Краснодар, 2012), «Система ценностей современного общества» (Новосибирск, 2013). По материалам диссертации опубликованы статьи в научных сборниках, в том числе одна статья в научном издании «Казанская наука» (Казань, 2013), рекомендованном ВАК РФ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 238 наименований.