Введение к работе
Актуальность исследования. Аварская духовная литература зародилась в процессе исламизации края, под влиянием распространения ара- бо-мусульманской науки и культуры, памятников словесности, в результате усвоения их опыта и традиций местным населением, перевода произведений арабо-мусульманских авторов на родной язык и как следствие - появления оригинального научного и художественного творчества местных ученых.
Говоря о распространении мусульманской религии на территории Дагестана и ее позитивном влиянии на все сферы жизнедеятельности дагестанцев, академик Г.Г. Гамзатов констатирует, что исламизация края сопровождалась арабизацией, которая была настолько основательной, что арабский язык в регионе оказался главным литературным языком. По мнению ученого, сложилась стройная система арабоязычного образования с широкой сетью примечетских школ. Возникли известные центры религии, культуры, науки, своеобразные средоточия образованности. Создавалась оригинальная литература синкретического типа. Формировалась плеяда выдающихся представителей мусульманского богословия, общественной мысли, духовной и светской поэзии.
Мусульманская религия оказала мощное и неотвратимое влияние на духовную жизнь Дагестана, проникая во все ее поры: арабский язык стал языком науки, письменной литературы, межнационального общения образованной части дагестанского общества, а графическая система арабского языка - основой национальной письменности - аджама.
К XVII веку религиозная литература стала приобретать качества художественности и самостоятельности, в связи с чем происходит ее выделение из общего понятия культуры. Если раньше теологи выражали весь комплекс вопросов философии веры, практических наук, правил общественного поведения, то с этого периода они уже выделяли из своего синкретического творчества литературные произведения.
Первыми памятниками аварской письменной литературы, дошедшими до нас, являются несколько проповедей Мусал Мухаммада Кудутлин- ского (1608-1668), написанные на аварском литературном языке посредством арабографического письма. В них разъясняются вопросы веры, богобоязненности, подготовки к загробной жизни и Судному дню, обосновывается ряд важных проблем нравственно-этического характера, ставших у его последователей - Абубакара Аймакинского, Гасана Кудалинского, Дибир-кади Хунзахского, Саида Араканского и др. - лейтмотивом их творчества.
Сегодня, когда происходит возврат к религиозным ценностям, исследование богатой духовной литературы народов Дагестана, в частности аварской, приобретает особую актуальность.
Степень изученности проблемы. Формирование и становление дагестанского литературоведения происходило в годы советского периода. Это обстоятельство наложило своеобразный отпечаток на эту область науки: исследовалась лишь светская литература, созвучная эпохе.
С началом фронтального изучения культурного наследия религиозную литературу игнорировали, будто ее вовсе не существовало, произведения не собирались, не анализировались, а очерки, статьи об истории национальных литератур начинались с критики и отрицания духовной литературы, мешавшей созданию литературы нового времени - литературы «национальной по форме и социалистической по содержанию».
В процессе создания обобщающих трудов по истории аварской литературы также не нашлось места для религиозной литературы.
И только в постсоветский период в монографии «Духовная литераЛ
тура аварцев» С.М. Хайбуллаева, в первой работе в литературоведении народов Северного Кавказа, полностью посвященной проблемам религиозной литературы, дается последовательный анализ жанров духовной литературы. Прослеживая историю национального словесного искусства аварцев в его хронологической последовательности, системной общности и преемственных связях, отмечает, что оно зародилось прежде всего для духовного просвещения, нравственного воспитания и совершенствования широких слоев населения. Представляя собой симбиоз научных, философско-религиозных, общественно-социальных, морально-этических и эстетических воззрений, духовная литература вооружает человека знаниями и нормами, необходимыми ему в повседневной практике.
В последние годы усилился интерес к жизни и творческому наследию известных богословов: друг за другом выходят исследования, моно-
-э
графии, сборники, посвященные их жизненному и творческому пути . Построенные на целостном анализе их творческого наследия, эти работы ценны новыми сведениями о жизни когорты деятелей национальной культуры. Естественно, возникает вопрос об отражении в их творчестве морально-нравственных принципов ислама. Но сколько-нибудь развернутое исследование этой проблемы в названных трудах отсутствует, хотя исламской этикой пронизано все их творчество.
Данное обстоятельство ставит исследователей перед необходимостью всестороннего изучения проблем морали и нравственности, реализованных в аварской духовной поэзии.
Цели и задачи исследования данной работы продиктованы необходимостью создания развернутой картины морально-нравственных принципов ислама, нашедших отражение в аварской духовной литературе конкретной исторической эпохи, в частности XVIII-XIX вв., а также введение в научный оборот новых, ранее неизвестных произведений духовного жанра, созданных в исследуемый период. Для достижения этих целей на основе анализа существующей духовной литературы, ее богатства и многообразия необходимо решить следующие задачи:
-
Охарактеризовать и описать общие принципы морали и нравственности в вероуставе мусульман, определить место и роль адаба в системе исламских ценностей;
-
Проследить общественно-политические, культурные и нравственно-этические особенности аварской культурной среды XVIII-XIX вв.
-
Проанализировать особенности творчества аварских авторов XVIII-XIX вв. Абубакар-хаджи Аймакинского, Хасана Кудалинского Старшего, Абдурахмана-хаджи Согратлинского, Али-Гаджи из Инхо и выявить их приоритеты в области нравственности, раскрыть значимость анализируемых произведений.
-
Выявить степень отражения и характер проблем морали и нравственности в духовной литературе аварцев XVIII-XIX вв. с точки зрения ее жанровой разновидности.
Объектом исследования являются теологические труды, поэтические сборники, отдельные стихотворные произведения аварских авторов, представителей духовной литературы XVIII-XIX в.
Предметом исследования является проблема нравственности в аварской духовной литературе XVIII-XIX вв.
Теоретической и методологической основой диссертации являются работы отечественных и зарубежных литературоведов, историков, культурологов и теологов, в которых исследуются различные аспекты духовной литературы разных народов.
В освещении общих и специальных вопросов использованы труды отечественных и зарубежных востоковедов - В.В. Бартольда, И.Ю. Крач- ковского, А. Крымского, И.М. Фильштинского, А. Меца, Г.Э. фон Грюнебаума; ученых-религиоведов - Ю.А. Михайлова, Ф.Р. Мухаммада, М.Т. Степанянца, М.К. Гульчура, А. Зарринкуба; мусульманских богословов - А.Х. аль-Газали, М.И. аль-Кайси, аль-Муадади, А. ибн Мукафы; специалистов по мусульманской культуре - историков М.А. Абдуллаева, А.Г. Агаева, Г.-Э. Алкадари, А.Р. Шихсаидова, Т.М. Айтберова, А.Р. Баммато- вой и др.
В освещении литературоведческой стороны вопроса диссертант руководствовался научно-теоретическими положениями, разработанными в трудах таких известных исследователей, как акад. Г.Г. Гамзатов, Б.М. Магомедов, С.М. Хайбуллаев, Ч.С. Юсупова, З.З. Гаджиева, С.Х. Ахмедов, А.Т. Акамов, Т.Ш. Биттирова, Г.Г. Зайнуллин, и др.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые на обширном научно-практическом материале рассматриваются вопросы этики, морали и нравственности в аварской духовной литературе XVIII-XIX вв. Постановка проблемы в таком разрезе и в такой полноте - новое явление в дагестанском литературоведении, так как до сих пор нет самостоятельного, целостного труда по этой теме ни в одной из национальных литератур Дагестана. А успешное разрешение данной научной проблемы способно стимулировать ее исследование как в литературах народов Дагестана, так и Северного Кавказа в целом.
Положения, выносимые на защиту:
1. Аварская духовная литература представляет собой обширный пласт художественной культуры народа. Она включает в себя такие жанры, как поэтические проповеди, назидания, мавлиды, религиозные трактаты и др.
-
-
В отличие от светской, аварская духовная литература дооктябрьского периода создавалась усилиями мусульманских богословов и играла важную роль в укреплении нравственно-этических воззрений в обществе.
-
Излагая художественным языком вероустав мусульманина и соответствующие ему нормы морально-этического поведения, аварские авторы ХУШ века Абубакар-хаджи Аймакинский, Хасан Кудалинский Старший и другие в своих просветительско-дидактических сочинениях самых разных жанров стремились укреплять нравственно-этические нормы в обществе, вооружать его членов всем комплексом религиозных знаний.
-
Основные нормы этики и морали, которыми должен руководствоваться каждый человек в повседневной жизни, получили дальнейшее развитие в творчестве таких представителей аварской духовной литературы XIX в., как Абдурахман-хаджи Согратлинский, Омар-хаджи Зиявуддина из Миатлы, Али-Гаджи из Инхо, Хаджимухамад Хусайни из Гигатля, Гази- мухамад из Уриба и др.
-
Центральное место в творчестве представителей аварской духовной литературы XVIII-XIX вв. занимал жанр поэтической проповеди, который нес в себе большой эмоциональный заряд, влиявший на умы и сердца слушателей и читателей.
Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертационная работа содержит собой богатый, интересный материал в области изучения истории аварской литературы, дагестанской общественно- философской мысли и др. Материал диссертации, выводы, содержащиеся в ней, могут быть использованы для создания спецкурсов как в религиозных, так и в светских учебных заведениях, а также в воспитательных целях в современном обществе.
Материал, привлеченный для анализа в данном исследовании, расширит фактологическую базу родной литературы, откроет широким кругам читателей сокрытое от них художественное наследие, ценное по своему содержанию и художественным качествам.
Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждалось на заседании отдела литературы Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. Основные положения и научные результаты исследования нашли отражение в монографии «Проблемы морали и нравственности в духовной поэзии аварцев» (М.: Тарих, 2008), в авторских книгах «Пророк Мухаммад» (М., 2005. На авар. яз.), «Праведные халифы» (М.: Тарих, 2006. На авар. яз.), «Имам Шамиль» (М.: Тарих, 2008. На авар. яз.), в статьях, тезисах, выступлениях на региональных и республиканских научных мероприятиях.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Общий объем диссертации 151 страница.
Похожие диссертации на Проблема нравственности в аварской духовной литературе XVIII-XIX вв.
-