Введение к работе
Актуальность избранной темы. Алексей Александрович Воробьев (1922-1976) внес существенный вклад в сокровищницу чувашской литературы, в частности, в развитие философской лирики и жанра поэмы Единое дыхание природы и человека, жизнеутверждающий пафос, индивидуальный образный строй в его поэзии нашли благоприятный отклик у читателей не только регионального, но и общероссийского масштаба, в том числе у широко известных критиков и переводчиков (А Макаров, С.Орлов, В.Кочетков, В.Костров, Э Балашов и др ) Однако его творчество до сих пор изучалось лишь в общих чертах и не стало предметом специального исследования. Отдельные статьи о поэте, рецензии на его книги представляют собой анализ частных аспектов творчества и не ставят цели системного их изучения Более того, идеологические запросы советского периода не лучшим образом сказались на степени освещенности многообразия поэтического мира А.Воробьева Из имеющихся в чувашском литературоведении и критике работ можно выделить исследования Т.Я Хлебникова, Г И. Федорова, А П Хузангая, А В Васильева, В .Я Канюкова, ФГ Агивера, ЮМ Артемьева, положившие начало выявлению основных тенденций поисков А Воробьева в контексте чувашской литературы
Современные достижения в области литературоведения обусловливают необходимость системного исследования творчества наиболее ярких представителей национальной литературы, исходя из законов художественности, индивидуального их своеобразия Все это обязывает исследователей осмыслить поэзию А Воробьева как достойное художественное явление в чувашской культуре Такое изучение творчества А.Воробьева представляет большой интерес для создания полной картины художественно-эстетических процессов в чувашской поэзии второй половины XX века
Благотворные общественно-политические изменения конца XX века создали предпосылки для усиленного поиска национальных черт поэтики, которые исследователями долгое время игнорировались С этой точки зрения искания А Воробьева, сформировавшиеся на вековых традициях чувашского народа, являют собой крупный эстетический феномен, диктующий необходимость раскрытия фило-
софско-мировоззренческих особенностей чувашской словесной культуры Национальное мировидение поэта, воплотившееся в воспевании им красоты человеческого труда, нахождении его смыслом бытия, не лишено универсальности. В центре поэзии здесь - личность, обращенная к ценностям, актуальным для человечества во все времена исторической памяти, созидающей силе труда, бесконечному стремлению к совершенству Познание их значимости сегодня для общества важно вдвойне
Цели и задачи исследования. Целью настоящего исследования является целостное изучение и раскрытие основных закономерностей художественного строя произведений А Воробьева, выявление индивидуальных черт его поэтического мышления Для достижения этой цели диссертант ставит следующие задачи
анализ лирического героя А Воробьева, его связей с личностью поэта и особенностей их воплощения в произведениях;
уяснение композиционно-жанрового своеобразия стихотворений, поэм, лирических циклов;
рассмотрение многообразия значений символических образов и осмысление их художественного содержания,
- раскрытие особенностей художественно-философского
видения мира А Воробьева
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных литературоведов М.Б Храпчен-ко, М М. Бахтина, А С Бушмина, А А. Потебни, В В Федорова, В И Тюпы, В Е Холшевникова, В Е Хализева, Л Я Гинзбург, ЛИ Тимофеева, а также региональных ученых Г И Федорова, В Г Родионова, Ю М. Артемьева, А П Хузангая, А А Васинкина, Т Н Галиуллина, Г Б Хусаинова и др Ведущее место в исследовании занимают принципы конкретно-текстового, сравнительно-исторического, типологического и сопоставительного анализов
Системный подход диссертанта к творчеству поэта и отдельному произведению заключается в постижении художественных явлений в их внутренней целостности, согласованности частей и целого Его внимание сосредотачивается на одном из главнейших законов художественности- индивидуальном своеобразии творческой личности
Объектом исследования стали художественные произведения А Воробьева, вошедшие в его сборники «Разговор в поле» (1957), «Любимые черты» (1961), «Горят зарницы» (1967), «Месяц
октябрь» (1971), «Поддень» (1972), «Ветла» (1974), «Сердце мое в поле» (1982) и др, публикации на страницах журнала «Таван Атал» (Родная Волга, 1997, №10-12; это стихотворения периода несправедливого тюремного заключения поэта), а также неопубликованные стихотворения, хранящиеся в семейном архиве родственников и архиве ЧГИГН Вместе с тем как данность поэтического контекста привлекаются художественные произведения и других национальных литератур.
Предметом исследования выступает своеобразие поэтических творений А Воробьева, проявляющееся во всех уровнях художественного целого
Научная новизна работы. Диссертация является первым в чувашском литературоведении опытом глубинного изучения творчества А Воробьева Автор в работе акцентирует внимание на целостности поэтического мира и практически впервые выявляет внутренние связи между различными уровнями художественного целого. Элемент новизны состоит и в том, что основной упор осуществляется на композиционном своеобразии стихотворений и поэм. Важным для диссертанта представляется изучение художественных основ А Воробьева в контексте циклизации Также практически впервые тщательному анализу подвергается художественно-философское содержание символических образов в произведениях А Воробьева, выделяются концепты и контрастное развитие отдельных символов Раскрытие индивидуального авторского миро-видения осуществляется в сопряжении с национально-культурным бытием художника Привлечение к изучению поэзии А Воробьева контекстов самого разного характера (литературного, автобиографического, исторического) позволяет полнее осмыслить художественно-эстетическое содержание и взаимосвязь отдельных компонентов произведения Выявление творческой индивидуальности поэта проводится в сравнительно-сопоставительном контексте региональных литератур - произведений МСеспеля, ПХузангая, ЯУхсая, ПЛкузеня, М Карима, В.Колумба, Р Хариса, Ш-Галиева и др
Теоретическая и практическая значимость. Результаты данного исследования могут стать подспорьем в деле выявления художественно-философских основ чувашской и региональной литератур. Основные выводы и положения могут оказать помощь в дальнейшем исследовании творчества А Воробьева, найти приме-
нение в практике вузовского и школьного преподавания при подготовке учебных пособий, создании спецкурсов и спецсеминаров по истории чувашской литературы
Апробация работы. По теме диссертации был опубликован ряд статей в республиканской периодической печати, в научно-рецензируемом журнале «Вестник Чувашского университета» и сборниках научных статей объемом 2,1 п л Результаты исследования апробированы на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Чувашского государственного университета им ИН Ульянова, на межрегиональной конференции «Ашмаринские чтения-5» (Чебоксары, 2006)
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы