Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов Михеева Любовь Николаевна

Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов
<
Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Михеева Любовь Николаевна. Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов : ил РГБ ОД 61:85-10/538

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Н.РЫЛЕНКОВА . II

1. Представления Н.Рыленкова о народном поэте . 14

2. Отношение к поэтической форме 20

3. Н.Рыленков о национальном начале в творчестве 28

4. Принцип историзма и отношение Н.Рыленкова к культуре прошлого 38

ГЛАВА II. ГРАНИ ПОЭТИЧЕСКОГО МИРА Н.РЫЛЕНКОВА 51

1. Мотив "малой" родины в поэзии Н.Рыленкова 51

2. Деятельность "смоленской поэтической школы". 63

3. Некрасовская традиция в стихах Н.Рыленкова.. 78

ГЛАВА III. Н.РЫЛЕНКОВ В ЛИТЕРАТУРНОЙ СИТУАЦИИ 60-70-х ГОДОВ . 89

1. Н.Рыленков и "тихие" лирики 93

2. Пейзажная лирика Н.Рыленкова и других поэтов-современников . 106

3. Связи Н.Рыленкова и поэтов "вологодской школы" с фольклорной традицией 121

4. Н.Рыленков и философская, "интеллектуальная" поэзия 134

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 144

БИБЛИОГРАФИЯ 150

Введение к работе

В центре литературного процесса всегда находится творческая индивидуальность художника, определяя его тенденции, пути развития, своеобразие. Это делает личность и творчество писателя главным объектом литературоведческих исследований. В художественном мире отдельного писателя, поэта также находят отражение общие закономерности литературного развития, его особенности на том или ином историческом этапе, что позволяет при изучении творческой деятельности писателя судить и о более общих процессах, воссоздавать картину художественных исканий времени. Такая диалектическая взаимосвязь между творчеством отдельного художника слова и литературным процессом в целом делает возможным, а порой необходимым, проникновение в художественный мир писателя, поэта через анализ ведущих тенденций и особенностей литературного движения определенного времени.

Творчество Н.Рыленкова представляет собой цельную, последовательно развивавшуюся художественную систему, на всех этапах тесно связанную с исканиями времени. Поэтому рассмотрение его поэзии в литературном контексте, на фоне поэтического движения времени не только дает возможность определить место Н.Рыленкова в общем литературном процессе, но и более полно выявить как характерность, так и художественное своеобразие данного литературного явления. Такой подход к изучению творческой индивидуальности художника делает актуальным это исследование и определяет его новизну применительно к нашему материалу.

Ставя целью раскрытие главных черт своеобразия художественного мира Н.Рыленкова, мы обратились к лирике поэта как сфере наибольшего проявления его творческой индивидуальности и главным образом к последнему десятилетию его деятельности - периоду поэтической зрелости и достижения вершин художественного мастерства, наиболее полной и законченной реализации творческих принципов. Именно в эти годы выходят лучшие сборники поэта: "Корни и листья" (I960), "Рябиновый свет" (1962), "Пятое время года" (1965), "Снежница" (1968). Выбор лирики 60-70-х годов в качестве основного предмета исследования обусловлен также созвучностью поэзии Н.Рыленкова художественным поискам этих лет.

Не претендуя на всесторонность рассмотрения литературного движения указанных лет, мы при анализе произведений Н.Рыленкова будем касаться лишь отдельных, но ведущих поэтических тенденций данного периода, необходимых для понимания своеобразия Рыленко-ва.

Творчество Н.Рыленкова с первых публикаций привлекало внимание критиков и литературоведов. В их работах с разной степенью полноты освещены все этапы творческого пути поэта, рассмотрены главные темы, проанализированы отдельные стороны поэтики. Но большую часть литературы о поэте составляют рецензии на отдельные сборники стихов и журнальные публикации, а также критические статьи и юбилейные очерки.

Первые отклики на его стихи появляются уже в 30-е годы на страницах смоленского журнала "Наступление". Но в критических оценках тех лет были заметны тенденции, связанные с рапповскими установками: Н.Рыленкова, например, относили к "лирическому" течению, которое "отказывалось от политической поэзии большого стиля, от поэзии политической мысли..." (124, с.57). Критик А.Македонов в те годы обвинял поэта в "литературщине": "пафос нового чувства Рыленков дает путем целого ряда деталей, принци- пиально ничем не отличающихся от тех деталей, которые давали старые поэты и выражали старые чувства" (137, с.114). Приветствовались лишь стихи Рыленкова, написанные в жанре очерка и рассказывающие об агрономах, пастухах, доярках.

За приверженность к таким "неактуальным" темам, как любовь, природа, история, был "разруган" лучший довоенный сборник поэта "Березовый перелесок" (1940 г.). Лишь в одной рецензии был отмечен плодотворный интерес Н.Рыленкова к исторической теме (120). Только в позднейших исследованиях книга оценена по достоинству, как свидетельство сформировавшегося поэтического мира Н.Рыленкова. Так, Г.С.Меркин указывает на зрелый историзм поэта, освоение им фольклорных традиций, отмечает впервые появившиеся в этом сборнике философские лирические миниатюры, ведущий жанр позднего творчества Н.Рыленкова (167).

Б годы войны о поэзии Н.Рыленкова не выходит крупных работ. Критическую литературу о нем составляют лишь рецензии на отдельные стихи и сборники.

Оо второй половины 50-х, в 60-е и 70-е годы критическое освоение творчества Н.Рыленкова приобретает новые масштабы, о чем в первую очередь говорит большое количество работ о поэте. К творчеству Н.Рыленкова обращаются такие видные литературоведы, как П.С.Выходцев (68), А.М.Абрамов (62), Б.М.Сидельников (154), Б.И.Соловьев (155, 156). 0 лирической поэзии Н.Рыленкова пишут В.П.Ахачинский (100, 101), А.В.Македонов (79), А.К.Тарасенков (161), В.Дементьев (121, 122), Е.И.Осетров (86) и др. Правда, в некоторых наблюдениях и оценках статей 50-х годов еще заметны отзвуки прежних трактовок. А.К.Тарасенков, например, замечает у Н.Рыленкова "условно-декоративные стихи, в которых совсем мало признаков советской эпохи" и обвиняет поэта в "эстетских моти- вах" (161, с.417).

Однако, изучение творчества Рыленкова в эти годы отмечено большей разносторонностью и многоплановостью. Внимание ученых сосредоточивается на пейзажных стихах (В.Дементьев, Е.Осетров), военных (А.Абрамов), на связях Н.Рыленкова с устным народным творчеством (В.Сидельников, П.Выходцев), рассматривается переводческая и критическая деятельность, проза поэта. Наконец, в 1969 году в Смоленске выходит библиографический указатель литературы о Н.Рыленкове под редакцией Л.С.Доброхотовой (73).

Качественно новым этапом в изучении творчества Н.И.Рылен-кова становятся 70-е - начало 80-х годов, ознаменованные целым рядом крупных научных исследований: Е.И.Осетров выпускает монографию о поэте (85), в свет выходят коллективные сборники -"Добрая душа. Книга о Н.Рыленкове. Воспоминания, стихи, статьи, рецензии" (72) и "Н.Рыленков - лирик, прозаик, переводчик" (90), защищаются две диссертационных работы о поэзии Н.Рыленкова 67, 168), в Смоленске начинают выходить сборники научных трудов, посвященных творчеству М.В.Исаковского, А.Т.Твардовского, Н.Н.Рыленкова (1978, 1981, 1983 гг), издаются избранные стихи и поэмы Н.Рыленкова в большой серии Библиотеки поэта со вступительной статьей B.C.Баевского (102).

В стремлении возможно полнее охватить творчество Н.Рыленкова во всем его многообразии, глубже и целостнее представить творческую индивидуальность художника, каждый исследователь ищет свой аспект анализа. И в этом плане научная ценность перечисленных выше исследований неоспорима. Но и в этой литературе разных жанров не полностью еще преодолена фрагментарность в подходе к творчеству поэта, которая препятствует выработке целостного представления о своеобразии художественного мира Н.Рыленкова.

Избранный В.А.Редькиным в диссертации "Поэзия Николая Ры-ленкова"(168) хронолого-тематический путь исследования сужает масштаб идейно-художественных исканий поэта, обедняет многоплановость проявлений творческой индивидуальности. Поэтому работа страдает некоторым схематизмом: творческая эволюция поэта предстает как движение от тем юности и любви в творчестве 20-30-х годов к теме Родины в стихах военных лет и к темам природы, искусства в зрелом творчестве. Сказалось это, например, и в оценке связей Н.Рыленкова с фольклором - они рассматриваются лишь применительно к раннему этапу творчества, а разговор о народности, гражданственности поэзии Н.Рыленкова, о соотношении в его творчестве традиций и новаторства автор диссертации ведет только в последней главе, касающейся поэзии Н.Рыленкова 60-х годов.

Более последовательно и глубоко исследует поэтическую систему Н.Рыленкова Г.С.Меркин в диссертации "Н.Рыленков - лирик" (167). Особенно показательна в этом отношении вторая часть работы,- где автор анализирует особенности языка и своеобразие стиха Рыленкова. Но в самой структуре исследования, где первая часть всецело посвящена тематическому и образному строю стихотворений Н.Рыленкова, не заложено то единство, которое подразумевает целостный анализ идейно-художественных особенностей поэтической системы Рыленкова,хотя автор и ставил перед собой задачу комплексного исследования лирики поэта.

Монография Е.И.Осетрова "Муза в березовом перелеске" (85) является наиболее полным и всеобъемлющим исследованием творчества Н.И.Рыленкова. Имеющая подзаголовок "Стихи и дни Н.Рыленкова", книга носит характер очерка о жизни и творчестве поэта. В стремлении представить Н.Рыленкова как поэта и как личность, охватить все этапы и сферы его деятельности - прозаика, критика, пере- водчика - состоит большая заслуга автора работы. Но установка ученого на показ поэтического мира Н.Рыленкова в единстве содержательных и формальных сторон творчества, на раскрытие как идейно-художественных, так и нравственных исканий Н.Рыленкова порой растворяется в эмоциональных оценках, подменяющих нередко систему аргументаций, что ослабляет новизну научных наблюдений и выводов.

В очерке В.С.Баевского (102) привлекает прежде всего попытка автора рассмотреть сам процесс творческого становления Н.Рыленкова, формирование его народности, историзма мышления. На основе анализа метрической системы стиха поэта делаются выводы о соотношении традиционного и новаторского в поэзии Н.Рыленкова, но особенности поэтики Рыленкова, становясь порой в центре внимания исследовательской мысли, ведут к самоценности такого анализа, акцент поставлен на стиховедческом аспекте изучения.

Опираясь на результаты уже имеющихся исследований о Н.Ры-ленкове, мы в своей работе попытались найти свой ракурс в изучении его поэзии. Не ставя перед собой задачи в полном объеме охватить проблемно-тематическое, образное, стилистическое многообразие поэтического мира Н.Рыленкова, мы стремились выявить лишь наиболее характерные особенности поэзии Н.Рыленкова, определившие ее своеобразие в целом. Поэтому, отказываясь прослеживать творческий путь поэта в его хронологической последовательности, на всех этапах эволюции, мы сконцентрировали свое внимание на лирике Н.Рыленкова зрелого периода, данной через сопоставление с творчеством других поэтов-современников, выразивших ведущие тенденции поэтического развития 60-70-х годов, что определило и структуру диссертации.

При выборе методики анализа мы опирались на метод литературно-типологических исследований, обоснованный и разработанный М.Б.Храпченко. Рассматривая литературу как "систему сложных связей и взаимодействий'\ видя в признании отдельного литературного произведения единственным объектом исследования, "в сущности, отказ от научного познания" (95, с.260), литературовед предлагает в основу изучения положить типологический принцип, при котором "родственное, общее и сходное характеризуется не в простом отвлечении от индивидуального, частного и не в прямолинейном противопоставлении им, а в их внутренних связях" (95, с.264).

В целом же в своем подходе к исследуемому материалу мы руководствовались основными положениями марксистско-ленинской философии и эстетики. Методологическую основу работы составили труды классиков марксизма-ленинизма, программные документы КПСС по вопросам литературы и искусства, теоретико-литературные работы общего характера.

В диссертации творчество Н.Рыленкова рассматривается как один из возможных путей воплощения народности в искусстве, а сам Н.Рыленков представлен как тип народного поэта, творческие принципы которого нашли наиболее полное и своеобразное выражение в стихах 60-х годов, где идя от этики и эстетики крестьянской жизни, народного идеала, Н.Рыленков стремился соединить особенности крестьянской культуры с традициями классической литературы, книжного характера знанием. Это качество народности поэзии Н.Рыленкова определяло все другие особенности его художественного мира.

В первой главе диссертации "Литературно-эстетические взгляды Н.Рыленкова" рассматриваются основы концепции поэта, система его критических оценок, определявшихся особенностями крестьянского видения мира. Представления Н.Рыленкова о народ-ном поэте, его отношение к художественной форме, поэтическому стилю; понимание таких категорий, как национальное, гражданственность, современность, историзм; взгляд на культуру прошлого и художественные традиции анализируются с точки зрения выражения своеобразия народности Н.Рыленкова. Во второй главе "Грани поэтического мира Н.Рыленкова" предметом анализа становятся ведущие черты художественного своеобразия Н.Рыленкова, творческие доминанты, определявшиеся связью поэта с "малой" родиной, деятельностью "смоленской поэтической школы", некрасовской традицией. Исследуется прежде всего индивидуальное качество народности Н.Рыленкова, наиболее оригинально проявившееся в его поэзии 60-х годов. Третья глава "Н.Рыленков в литературной ситуации 60-70-х годов" посвящена выявлению черт творческой индивидуальности Н.Рыленкова путем обнаружения сходств и различий с поэтами-современниками, чье творчество выразило некоторые ведущие тенденции поэтического развития 60-70-х годов, близкие и Н.Рыленкову. 60-е годы в поэзии Н.Рыленкова здесь представлены как время завершения им поисков принципов народности в искусстве, выразившихся в творческом соединении нравственно-эстетического идеала сельского труженика с общенародным опытом, заключенном в книжной традиции.

Результаты данного исследования могут найти практическое использование как в спецкурсе по творчеству Н.Н.Рыленкова, так и в лекционном курсе по русской советской поэзии.

Материалы диссертации апробированы на ежегодных Герценовских чтениях при ЛГПИ им. А.И.Герцена (1981, 1982 гг), - II - на межвузовских научных конференциях в гг. Смоленске, Ярославле, Костроме, на Всесоюзной конференции в г.Иваново. По теме исследования имеется одна публикация и две статьи депонированы в ИНИОН АН СССР.

Представления Н.Рыленкова о народном поэте

Характерной особенностью творческой эволюции Н.Рыленкова было целенаправленное и последовательное развитие сформирование - 15 го в детстве эстетического отношения к действительности и проведение в основном сложившейся к 20-30-м годам системы взглядов и принципов поэта, что во многом явилось следствием своеобразия его творческой натуры.Еще юношей Рыленков собирался жить так, "чтобы не зависеть от успеха или неуспеха, быть верным себе во всем" (48, с.21), не потому ли Б.И.Соловьев и А.В.Македонов делают вывод, что расширение поэтического кругозора у Н.Рыленкова шло концентрически, вокруг устойчивого внутреннего ядра, сформировавшегося в юности (85, с.256). Взгляды Н.Рыленкова на творчество, поэтическое мастерство, труд литератора рождены в атмосфере крестьянского труда и быта, формировались в соответствии с основными законами народной эстетики.

Из детства, проведенного в деревне, Н.Рыленков вынес понимание неразрывности единства прекрасного и полезного, трудовых и нравственных традиций, лежащего и в основе народной культуры. Их сочетание и создавало "лад" крестьянской жизни, определяло миропонимание труженика земли. И это "... согласие прекрасного и полезного не имеет ничего общего с утилитаризмом. Оно органически вытекает из морального кодекса трудового человека. Недаром же в народе дурной поступок называют некрасивым", - пишет Н.Рыленков в одной из статей (24, с.206). Герои прозаических произведений и ранних сюжетных стихов Н.Рыленкова сочетали трудолюбие с достоинством, любовь к прекрасному с нравственной чистотой, мастерство с духовным богатством. Один из них, например, Лучка работал "так легко и так весело" не от жадности к работе, а от любви к ней (34, с.121). Такая"жажда красоты", по мнению Н.Рыленкова, "делает радостным любой труд, обращает его в творчество" (24, с.175), поэтому и в стихах поэта на поле "вырастает труженик в творца". Эта "жажда красоты" лежит и в основе ху - 16 дожественного творчества, искусства.

Перекликаются с подобными суждениями Н.Рыленкова и наблюдения писателя В.Белова, который в своих очерках о народной эстетике "Лад" тонко подмечает, что красота находилась тогда в растворенном, а не кристаллическом состоянии, на множестве примеров подтверждая, как ее "нельзя было отделить от пользы, пользу от красоты. Мастер назывался художником, художник - мастером" (66, с.7).

Мотив "малой" родины в поэзии Н.Рыленкова

Проблема "малой" родины в творчестве Н.Рыленкова заслуживает специального рассмотрения не только потому, что в последние годы все мы свидетели повышенного внимания к литературам и литераторам отдельных местностей, областей, регионов. Наш интерес не вызван и местническим стремлением возвысить роль и значение отдельного края в творчестве художника, хотя тема родных мест, образ Смоленщины занимают значительное место в поэзии Н.Н.Рыленкова. С мотивом "малой" родины связаны многие идейно-художественные особенности поэзии Н.Рыленкова, прежде всего, национальное качество его народности, национальное своеобразие творчества.

Н.И.Рыленков, "очень русский, очень смоленский", по воспоминаниям современников,написавший в 1926 году ."Я знал, что в город ухожу, Но сердце оставляю в поле...",-в конце 60-х годовподытоживает: "Нужно многое пережить и о многом передумать, чтобы понять, что лучше всего поэт раскрывается на том, как он пишет о своих родных местах. Пришло время, когда и для меня это стало главным мерилом любого искусства" (29, с.140). Эти и много подобных признаний поэта уже говорят о месте Смоленского края в жизни и творчестве Н.И.Рыленкова, а также объясняют многообразие функций и неоднозначность реализации этого мотива в стихах поэта.

Н.Рыленков и "тихие" лирики

Течение"тихой" лирики, вышедшее на поэтическую авансцену во второй половине 60-х годов, отразило общественную потребность и поворот всей поэзии к внутреннему миру современника, поискам духовно-нравственных начал в жизни, размышлениям о судьбе отдель - 94 ного человека в вечном бытии и т.д. В стихах на смену приметам научно-технической революции идет апелляция к деревне, грому новостроек и рокоту разбуженного мира раздумья о судьбах хлеборобов, городскому жаргону фольклорные речения, урбанистическому пейзажу покой "в краю берез и трепетных осинок".

Такой курс поэтического развития был близок поэтам - выходцам из деревни - Твардовскому, Исаковскому, Прокофьеву, Рыленко-ву: сельская тематика, мотив "малой" родины, нравственный мир героя-труженика, народно-поэтические традиции, простой стиль и т.д. Поэтому сходство поэзии Н.Рыленкова с лирикой "тихих" на образно-тематическом уровне и в некоторых стилистических особенностях не удивительно. Но это не помешало занять им разную позицию в литературной ситуации 60-х годов.

На наш взгляд, причина принципиальных расхождений кроется в самом мироощущении поэтов. Свойственный Н.Рыленкову оптимистический взгляд на мир, действительность нашел выражение в жизнеутверждающем пафосе его поэзии, даже в философски-рассудителышх миниатюрах последних лет. Вера в нравственное совершенствование человека стала стержнем всего его творчества, а оптимизм как способ существования его творческой концепции свойствен и Рылен-кову периода подведения итогов. Оттого и гармоничен его пейзаж, близок к идеалу лирический герой, отсутствует рефлексия, социальное качество оптимизма увело от самокопания, резкого недовольства окружающим, как и самоуспокоенности, отрешенности.

Похожие диссертации на Н.И. Рыленков и поэтические искания 60-70-х годов