Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Магомед-эфенди Османов : евразийская концепция творчества Алибекова, Джамиля Гаджиевна

Магомед-эфенди Османов : евразийская концепция творчества
<
Магомед-эфенди Османов : евразийская концепция творчества Магомед-эфенди Османов : евразийская концепция творчества Магомед-эфенди Османов : евразийская концепция творчества Магомед-эфенди Османов : евразийская концепция творчества Магомед-эфенди Османов : евразийская концепция творчества
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Алибекова, Джамиля Гаджиевна. Магомед-эфенди Османов : евразийская концепция творчества : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Алибекова Джамиля Гаджиевна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2011.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-10/990

Введение к работе

Актуальность исследования. Изучение жизненного и творческого пути Магомеда-эфенди Османова имеет достаточно длительную историю, берущую свое начало еще в XIX веке, и один перечень посвященной этой теме научно-критической литературы, на первый взгляд, может вызвать вопрос об актуальности и целесообразности которого по счету обращения к ней. Однако известное в науке положение о том, что каждая историческая эпоха выдвигает соответствующие ей запросы и критерии оценки прошлого опыта, предполагает адекватное его прочтение и осмысление. Действительно, мы живем в другой, чем, например, десятилетие ранее социально-исторической и общественно-культурной реальности, когда на смену одной, коммунистической, формации с ее классово и политически выверенной и четко социологизированной и идеологизированной риторикой пришло новое, открытое мировому многополярному культурному пространству и претендующее именоваться гражданским общество. Это структурное смещение должно породить и, кажется, порождает его новое идеологическое, культурно-историческое, объяснение и обеспечение. В результате, например, в современном литературоведении возник целый «букет» новых направлений, течений или теорий «множественности мо-дерностей».

Настоящее квалификационное исследование имеет одну примечательную, с точки зрения его автора, особенность, которую для ясности в последующих анализах следует специально подчеркнуть. Эта особенность связана с представлениями автора о том, что творчество М.-Э.Османова как неотъемлемая часть истории кумыкской литературы суть слагаемое российской/евразийской культуры XIX века. Указанный угол зрения, по мысли автора, должен объяснить его концептуальную апелляцию к трудам отечественных, российских/евразийских, ученых - историков, литературоведов, философов, писателей (кн. Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Г.В.Вернадский, Л.Н.Гумилев и др.), поскольку в них эти процессы философски более глубоко и исторически более широко разработаны и освещены.

В описанный культурно-исторический контекст вписывается и проблема духовно-философских исканий М.-Э.Османова, в частности связанные с его восприятием Европы и Азии. Османов принадлежит или относится к разряду художников и мыслителей, творчество которых наиболее актуально в переломные моменты жизни общества, страны. Идеи, высказанные им в XIX веке, продолжают волновать людей. Очевидно, что причина этого кроется в схожести общественных условий и мироощущения человека конца XIX и рубежа XX - XXI веков.

Степень изученности темы работы. Здесь, прежде всего, считаем

необходимым подчеркнуть, что систематическими и системными исследованиями многогранной деятельности М.-Э.Османова на сегодня занимается З.Н.Акавов, посвятивший её изучению и научному осмыслению более сорока лет своей научной биографии. Поэтому естественно, что автор настоящей работы часто апеллирует к его трудам и устным консультациям. При этом автор, в частности, отмечает, что феномен просветительства, и конкретно отражение его характерных черт и существенных признаков в общественной мысли кумыкского народа, в том числе и в творчестве М.-Э.Османова, изучалось и исследовалось и ранее историками, философами, литературоведами Г.Алекберовым, А.Баймурзаевым, А. Батырмурзаевым, А.-П. Салаватовым, Г. Мусахановой, И. Керимовым. К. Султановым, С. Алиевым, А.-К. Абдулатиповым, 3. Акавовым, Р.Акавовым и др.И все же, несмотря на то, что ими и другими исследователями кумыкской литературы до^гигнуты большие успехи как в воссоздании картины развития Национальной литературы, так. и в освещении творчества М.-Э.Османова, все ещё немало научных проблем, требующих более глубокого теоретического осмысления в аспекте концепции настоящей квалификационной работы.

В диссертации как один из существенных пробелов в османововеде-нии отмечается неадекватность в исследованиях, в оценке творческой деятельности М.-Э.Османова. Речь идет о том, что с его именем связана целая эпоха развития отечественной тюркологии, в частности с 1866 по 1881 годы в изучении и вузовском преподавании тюркских (кумыкского, татарского, турецкого, ногайского, казахского,) языков на восточном факультете императорского Петербургского университета, ас 1871 года вновь введенной и по его учебной программе составленной в университете дисциплины курса «Мусульманское законоведение» - эпоха, в которую формировались евразийские истоки мировоззрения научного и художественного творчества, М.-Э.Османова. В этом плане в работе отмечается, что достаточно указать имена графа Шереметьева, профессоров барона В.Розена, М.Казембека, Н.Веселовского (отца ученого с мировой известностью, автора выдающегося научного труда под названием «Историческая поэтика» академика А.Н..Веселовского), З.Будагова, И.Березина, В.Григорьева, В.Смирнова, академиков В.Радлова, К.Залемана, В.Бартольда, чьи отзывы еще в девятнадцатом столетии могли бы служить фактической основой для того, чтобы составить портрет научной деятельности и гражданского облика этого замечательного дагестанца. Между тем, как отмечалось выше, проблема «Магомед-эфенди Османов: евразийская концепция творчества» весьма актуальна, и ее разрешение, можно надеяться, прояснит многие теоретические вопросы исторической целостности многовековой кумыкской культуры и литературы.

Объект исследования - творчество общественного деятеля Магомеда-эфенди Османова.

Предметом исследования является евразийская концепция творческого наследия М.Э. Османова в области кумыкской культуры и литературы.

Цель настоящей квалификационной работы заключается в выявлении евразийских истоков и особенностей творческого развития Магомеда-эфенди Османова в художественно-литературном наследии кумыкского народа. Реализация основной цели исследования требует решения ряда конкретных задач, а именно:

- изучить историографию вопроса о евразийстве в отечественном ли
тературоведении;

охарактеризовать научно-педагогическую и общественную деятельность М.-Э.Османова в контексте евразийских концепций;

определить проблемно-тематическое поле (циклизацию) произведений поэта в системе евразийских культурологических построений;

выявить, на основе литературоведческого анализа произведений поэта, связи творчества М.-Э.Османова с древнейшими поэтическими традициями в культурном диалоге столетий;

раскрыть художественное отражение в творчестве поэта трагических «узлов» национальной истории и культуры: устремленность к внешним изменениям, к ломке традиции, одиночество интеллигенции и ее утопизм;

установить тип и менталитет национального героя Нового времени посредством анализа произведений М.-Э.Османова;

описать внутреннее единство и целостность кумыкской литературы Нового времени на примерах характеристики произведений М.-Э.Османова.

Научная новизна работы обусловлена отмеченными особенностями или типом реконструкции творческого развития исследуемого автора, в принципе сопряженными с обновлением методологического инструментария (деидеологизированные методы и принципы анализа).

В работе, на значительном материале, который впервые вводится в научный оборот, рассматриваются наиболее значительные характеристики произведений Магомеда-эфенди Османова, отмечаются его концептуальные, мировоззренческие взгляды в евразийской плоскости.

Теоретико-методологическую основу работы составляют теория и история евразийства (Н.С.Трубецкой, П.Н.Савицкий, Н.Я.Данилевский, Г.В.Вернадский, Л.Н.Гумилев), принципы культурфилософского изучения литературы (Р.Ф.Юсуфов) в проекции на этноменталъные константы.

В своей диссертации автор также опирается на теоретические поло-

жения известных и признанных исследователей литературного процесса: К.И. Абукова, С.С. Аверинцева, СУ. Алиевой, Л.Н. Арутюнова, И.С. Брагинского, Ю.Я. Барабаша, Г.Г. Гамзатова, У.Б. Далгат, В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, Д.С. Лихачева, И.Г. Неупокоевой, К.К. Султанова, Р.Ф. Юсуфова.

При исследовании вопросов, связанных с историей и теорией литературы народов России, мы учитывали ценные наблюдения, содержащиеся в трудах ученых северокавказского региона: А.Ю. Абдуллатипова, А.Г. Агаева, A.M. Аджиева, З.Н. Акавова, Р.З. Акавова, С.Х. Акбиева, С.М.-С. Алиева, С.Х. Ахмедова, Л.А. Бекизовой, Т.Ш. Биттировой, A.M. Баталова, М.А. Гусейнова, Ч.Г. Гусейнова, Н.Г. Джусойты, A.M. Казиевой, З.А. Кучуковой, Ш.А. Мазанаева, Г.Б. Мусахановой, А.Х. Мусукаевой, З.Х. Толгурова, Ф.А. Урусбиевой, СМ. Хайбуллаева, Р.Х. Хашхожевой, К.Г. Шаззо и др. Их исследования сыграли важную роль, подготовив теоретико-методологическую основу для изучения этноментального уровня литературных текстов.

В соответствии с поставленными в диссертации задачами возникла необходимость использования сложившейся в последнее время комплексной, междисциплинарной методики исследования, позволяющей сочетать как исторически устоявшиеся, так и инновационные методы анализа. Решение поставленных задач потребовало также обращения к историко-культурному контексту.

В диссертации автором использованы следующие методы исследования: сравнительно-исторический, системно-структурный, текстологический, этноонтологический и др.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в научное поле вовлекается этноментальный дискурс, приобретающий сущностные характерологические черты. Теоретические положения диссертации могут быть использованы в общей теории литературы, культурологии, этнологии, а также при создании словарей символов, концептов, архетипов. Фактический материал работы может быть использован для сравнительного изучения этноментального, онтологического аспекта литератур народов России.

Практическая ценность исследования состоит в том, что содержащиеся в. нем выводы и литературоведческий материал могут быть положены в основу спецкурсов и учебных пособий в вузовском преподавании литератур народов России. Вместе с этим работа может представлять определенный интерес при создании научных трудов различного уровня, предусматривающих обращение к кумыкской литературе.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Геополитическое учение евразийства основано на осмыслении в

принципе паритетной полиэтнической и поликультурной идентичности многонациональной России в «магнитном» поле русской культуры.

  1. Выделение шамхалом Тарковским Чопан-Беком своему младшему сыну Солтан-Махмуду части территории в Терско-Сулакском междуречье, образование таким образом во второй половине XVI века Засулакской Кумыкии благоприятствовало более раннему вхождению региона и Дагестана в целом в евразийское пространство и, как следствие этого процесса, осознанию его народов своей включенности в это международное культурное пространство.

  2. Военные и гражданские институты Российского государства (императорский конвой, краевые (в том числе Кавказское) управления, Министерство народного просвещения и т.д.) имели определяющую социально-политическую и духовно-культурную будущность народов субъектов империи, в том числе Дагестана.

  3. Анализ этноментальной основы общественной и творческой деятельности Магомеда-эфенди Османова доказывает, что кумыкская национальная литература XIX века аккумулировала в себе и генерировала во вне идеи и идеалы духовности, мира и межконфессиональной толерантности, демонстрировала высшую форму бытования языка.

  1. Евразийская концепция истории кумыкской литературы приобретает особую теоретическую значимость с учетом современных геополитических реалий, поскольку заложенные в ее основание принципы межкультурной и межконфессиональной интеграции и коммуникации позволяют зримо представить истоки и динамику развития таких фундаментальных гуманистических этических, мировоззренческих константов, как толерантность, межнациональный мир и согласие и т.д.

  2. Евразийский аспект изучения и осмысления национальной литературы является свидетельством совершающейся сегодня демократизации научной методологии, преодоления односторонне социологических трактовок, разностороннему исследованию исторических фактов и событий.

Апробация работы. Основные положения диссертации- обсуждались на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета и изложены в статьях и тезисах, опубликованных в международных и всероссийских научно-практических конференциях и семинарах. По материалам диссертации опубликована 1 монография и 5 статей.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Магомед-эфенди Османов : евразийская концепция творчества