Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Проблема чзловека в художественной литературе и современном исследовании .
1. Концепция человека в последовательном развитии истории русской и советской литературы. Краткий обзор
2. Проблема человека в современном литературоведении
Выводы
ГЛАВА II. Концепция человека нового типа - патриота и интернационалиста как одна из центральных проблем советской многонациональной поэзии .
1. Проблема национального характера в ранней лирике Кулиева
2. В поисках нового образа - воина-защитника Родины. Проблема героического характера. Образ Родины и воющего народа как главные темы многонациональной советской поэзии в годы Великой Отечественной войны
3. Углубление социально-нравственного аспекта в изображении духовного мира советских людей в послевоенный период
Выводы
ГЛАВА III. Художественные поиски человека высокой коммунистической нравственности
1. Поэтизация преемственности поколений и революционных традиций в становлении характера социалистической личности
2. Художественное утверждение единства национального и интернационального в формировании социалистической личности
3. Лирический герой как носитель идей дружбы и братства 160
4. Судьбы "малых" народов и отдельной личности в "Горской поэме о Ленине" 188
Выводы 202
ГЛАВА ІV . Гуманистическая сущность концепции социалистической личности 209
1. Судьба личности и нравственно-этические критерии в решении темы войны и мира 209
2. Человек труда - создатель социалистической эпохи. Художественное изображение роли труда в формировании нравственных качеств личности. 230
3. Природа и гуманистическая сущность человеческих деяний в пейзажной лирике и поэме "Радость - золотая птица" 253
Выводы 282
ГЛАВА V. Проблемы моральной сферы человеческого бытия как аспект художественной концепции 288
1. Пристальное внимание к духовно-нравственным вопросам жизни современного героя, к его поискам счастья, смысла жизни, активной нравственной позиции 288
2. Оптимистический характер художественного решения трагического в личной жизни человека 303
3. Нравственно-эстетическая концепция женских образов 316
Выводы . 343
Заключение . 346
Библи ография 369
- Концепция человека в последовательном развитии истории русской и советской литературы. Краткий обзор
- В поисках нового образа - воина-защитника Родины. Проблема героического характера. Образ Родины и воющего народа как главные темы многонациональной советской поэзии в годы Великой Отечественной войны
- Поэтизация преемственности поколений и революционных традиций в становлении характера социалистической личности
- Судьба личности и нравственно-этические критерии в решении темы войны и мира
Введение к работе
Построение развитого социализма в нашей стране ознаменовало утверждение социалистического типа личности, воплотившей в себя самые передовые общественные отношения, черты коммунистической нравственности, подчеркивалось на ХХУІ съезде КПСС. Социалистический строй создал новый тип личности, советского человека, добросовестного труженика, человека высокой политической культуры. "Он воспитан партией, героической историей страны, всем нашим строем.Он живет полнокровной жизнью созидателя нового мира".
Эта характеристика нравственных качеств советских людей,счи -тающих высшим смыслом служение своему народу и Родине, соответст -вует положению марксистско-ленинского учения о личности как совокупности общественно-политических отношений. Известно, что социально-экономические и культурно-политические отношения выступают как человеческие отношения, так как только люди творят историю, являясь вместе с тем продуктом самой истории.
Социалистический тип личности как новое социальное явление формировался в результате коренных преобразований общественных отношений, утверждения социалистического образа жизни. Социалистический строй, новые общественные отношения, идейно-политическое единство советского общества и другие завоевания социализма сыграли основную роль в становлении и развитии нового типа личности. Утверждение социалистического образа жизни - яркое подтверждение извести ного марксистского положения о том, что становление личности представляет собой творческий процесс постоянного и всестороннего развития человека. Становление нового типа личности - объективная закономерность строительства коммунистического общества человеческих сил, - писал К.Маркс, - и является самоцелью коммунистического общества . Практика социалистического и коммуниста ческого строительства показывает, что в условиях социально-экономических и культурных преобразований беспрерывно происходит духовный прогресс личности. Самым главным богатством, созданным социалистическим строем и его важнейшим итогом является советский человек Поэтому насущная задача многонациональной советской литературы - показать пути формирования нового типа личности, новых чело -веческих отношений, в художественной форме воссоздать диалектику общественного развития, раскрыть его важные тенденции и закономерности.
В современных условиях буржуазные идеологи, извращая ленинскую национальную политику КПСС, советскую действительность, стараются доказать, что в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции малые народы утратили свою национальную самостоятельность, самобытность культуры, что в Советском Союзе идет русифика -ция и денационализация национальностей, "...Немарксистское литературоведение 40-х - начала 50-х годов, как правило, считало проблемы национальной культуры отжившими и старомодными, неактуальными, поскольку смотрело на наш век всеобщей интеграции, универсализации цивилизаций и складывания единой национальной культуры, - пишет В.Пискунов. - Особенно преуспевала в этом смысле американская реакционная социология, которая ввела в научный обиход даже пресловутый термин mMlaQ pot, что означает общий котел для переплавки отдельных национальных культур . Эту теорию в несколько измененном виде буржуазные идеологи в современных условиях пытаются провести в своих работах, видя культурные процессы бурного развития народов нашей многонациональной страны, замолчать и умалить значение которых практически невозможно. В этих условиях исследование художественной концепции социалистической личности в творчестве крупных советских поэтов имеет большое социально-политическое и актуально-практическое значение Председатель правления Союза писателей РСФСР С.В.Михал -ков, выступая на 1 съезде писателей России (1980), сказал,что наиболее притягательным, вдохновляющим для творческого исследования остается образ коммуниста - передового человека эпохи развитого социализма. Сосредоточившись на его художественном воплощении,наша ли - 8 -тература тем самым принимает реальное участие в движении жизни1.
Творчество Кайсына Кулиева по праву входит в сокровищницу многонациональной советской поэзии. Один из основоположников социа -листического реализма в балкарской литературе, известный советский поэт обрел высокое мастерство и заслуженное признание. Пророческими оказались слова писателя А.А.Фадеева, сказанные в мае 1943 года, когда Кулиев делал первые шаги к большой литературе: "Прекрасный балкарский поэт Кайсын Кулиев.Подлинный горец и подлинная поэзия • Все, что вышло с тех пор из-под пера поэта, - его сборники стихов и поэм, книги в прозе, литературно-критические и публицистические статьи - художественно отражают живую историю нашей страны и его родного края, прошлое и настоящее советского народа, певцом которого Кулиев выступает около 50 лет. Его произведения выпущены на родных языках во всех столицах союзных и автономных республик,а 30 книг поэта переведены на русский язык и широко известны в нашей стране и за рубежом В общей сложности произведения Кулиева пере -ведены на 60 языков народов Советского Союза и около 40 языков народов зарубежных стран. Кайсын Кулиев является одним из самых читаемых поэтов современности. В связи с этим уместно вспомнить один случай, когда он был вместе с Расулом Гамзатовым во Франции. В Марселе его спросили:
- На каком языке пишите вы,мосье Кулиев, и ваш друг Гамзатов?
- Я - на балкарском, Расул - на аварском.
- И вас так широко читают в Советском Союзе? - удивился собеседник. То, что за рубежом вызывает удивление и недоверие, у нас стало привычным, чуть ли не будничным: достижения любой из нацио нальных литератур страны становятся достоянием всех народов СССР.
"История литературы действительно не знала такого взаимного интереса и уважения, такого взаимного обогащения, - сказал Кулиев на пятом съезде писателей СССР. - Этим мы обязаны нашей новой небывалой судьбе, нашему коммунистическому братству"1.
Основным предметом поэтического творчества Кулиева, как и всей литературы в целом, является человек. Человек для него является главным объектом изображения, под углом зрения которого показывается мир социальной и духовной жизни советских людей. Характер и судьба горцев XX века во всех для них существенных связях и в отношениях к миру находят выражение через нравственный мир Кулиева как художника и его идеалов, "...для каждого народа, - пишет Кулиев,родная поэзия остается сокровеннейшим явлением его духовной культуры, вернейшим выражением его исторических судеб, всего пережитого, преодоленного им, его стойкости, трудолюбия, мудрости, трудного векового опыта. Она несет свет души нации к другим народам. Великая сила поэзии еще и в том, что в самые трудные минуты она вдыхает в нас мужество и веру в себя, веру в жизнь. В нынешнее тревожное для все-го человечества время поэзия становится особенно светоносной .
Художественное воплощение социалистической личности в творчестве Кулиева - понятие широкое и емкое. Оно не сводится только к изображению идеального героя, активно воздействующего на окружаю -щих. Хотя, конечно, через идеальное поэт еще в начале своего творческого пути по-своему пытался воздействовать художественным словом на человека и воплощать его образ в поэзии, зная, как и все круп -ные художники, о высоком назначении и действенной силе литературы в жизни людей. По верному убеждению Кулиева ,в поэзии всегда запе -чатлены идеалы времени, определенный тип личности, так как она "всегда передает сокровеннейшие мысли ее создателей, тончайшие и самые искренние движения человеческой души".
Эти задачи активного вторжения в человеческую жизнь во имя ее совершенствования и обогащения посредством искусства слова на каждом новом историческом этапе развития советской многонациональной поэзии дополнялись и расширялись в соответствии с новыми целями, поставленными временем, борьбой нашей партии за построение коммунистического общества. Многонациональная советская поэзия посто -янно отражала и отражает процесс становления нового человека со -циадиетического общества, содействуя его воспитанию и духовному росту. В процессе познания и отражения диалектики жизни, в неус -тайном стремлении постигнуть нравственный и гражданский идеал средствами искусства происходило становление идейно-эстетических принципов творчества Кулиева, выковывалась его нравственная позиция, его гуманистическая и интернациональная сущность. С его именем связана история развития балкарской советской литературы. Ровесник Великого Октября он всем своим творчеством убедительно доказывает, каких успехов достигла поэзия новописьменных литератур. Говоря о росте ее художественного творчества, В.Пискунов отмечает, что поэзия дагестанца Р.Гамзатова, калмыка Д.Кугультинова,балкарца К.Кулиева, литовцев Э.Me же лай тиса, Ю.Марцинкявичюса и многих других "определяет уровень нашей литературы, ее современное состояние и перспективы .
Какие же значительные, полноценные в художественном отношении образы и духовные жизненные ценности определяют направленность поэзии Кулиева, в котором большинство исследователей его творчества видят поэта мужества и доброты, а Ст.Рассадин видит в нем "уника ль - II ное явление двадцатого века"1.
Интерес Кулиева к постижению нравственного мира человека нашей эпохи вызван, во-первых, объективной необходимостью раскрытия духовного облика советских людей, в их исторической, осознаваемой реальности, поскольку величие и могущество человека, его социаль -ная и нравственная активность проявляются не только в делах и поступках, но и в умении постичь и правильно отнестись к окружающему миру и высшему продукту развития - человеческому бытию. Реалисти -ческие поиски в идейной последовательности привели Кулиева к тому типу личности, который воспитан гуманным миром социализма на основе преемственности революционных, боевых и трудовых традиций. Во-вторых, Кулиева как глубоко партийного поэта всегда интересовали закономерности формирования социалистического типа личности, человека как индивидуума, представляющего собой особый мир. В своих выступлениях в нашей стране и за рубежом Кулиев не раз говорил о стремительном восхождении в жизни ранее угнетенных наций и народное -той нашей страны и особенно горцев Кавказа от отсталости к вершинам современного социального и духовного прогресса, подчеркивая в этом роль русского народа: "Русский народ - один из величайших народов мира - для нас, горцев Кавказа, как и для всех народов страны, зажег тот негасимый Прометеев огонь, который навсегда согрел нас и озарил нашу жизнь. Мы приобщились к русской культуре - одному из самых удивительных духовных достижений человечества, а через нее мы узнали и мировую культуру. Без этого блага и братства и взаимного духовного обогащения мы бы по-прежнему блуждали во мраке"2.
Богатый нравственный мир поэзии Кайсына Кулиева вмещает в себя сложные формы художественного освоения мира и человека,сущность жизненных явлений, гражданские позиции советских людей, способст -вует формированию их активных жизненных позиций, "Для искусства социалистического реализма нет более важной задачи, чем утверждение советского образа жизни..,"1, - говорится в постановлении ЦК КПСС "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства" (1982 г.).
Отталкиваясь от национального образа простого горского труженика с общечеловеческими чертами характера, Кулиев поэтизирует социально активную личность: она прямое следствие практического осуществления Коммунистической партией Советского Союза ленинской национальной политики - политики равенства и дружбы народов. "Рево -люция дала горцам не только землю и свободу от угнетателей, - сказал поэт в канун 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Денина, - она распахнула перед нами двери к образованию, к всемирной культуре, она дала возможность горским языкам зазвучать на страницах книг, газет. Все это осенено именем Денина, все это стало возмож -ным благодаря его учению, его идеям, возглавленной им и его парти-ей, революции, ленинской национальной политике .
На основе глубокого изучения жизни, умения найти в ней глав -ное, то, что волнует сегодня общество, Кулиев утверждает в своей поэзии коммунистический идеал, нового героя в многообразии его социальных и нравственных связей. Он искал черты нового человека социалистического общества и, найдя их, художественно обобщает, воплощает в свои произведения, воздействуя тем самым на жизнь и реального человека. В этом отношении стихи Кулиева являются "нравственным компасом" для его современников. Эта взаимообусловленность является одной из закономерностей развития литературы. "... Новое искусство никогда не начинается с новых форм, - писал И.Бехер,-новое искусство рождается вместе с новым человеком". Это означает не только нераздельность содержания и формы, но и диалектическое единство авторской концепции и сущности реальной действительности, проявленных, зафиксированных в образе героя, пусть даже одной мысли -переживании, если это касается одноидейного небольшого лирического стихотворения или большой поэмы. Ведь высшая идея, по словам %н -гиза Айтматова, "советской многонациональной культуры, рожденной Октябрем, - коммунизм, человек героического действия, переживающий и испытывающий впервые в истории человечества необыкновенные мысли и чувства, которые рождаются в его душе как результат общенародного творчества на поприще жизни, страстной, всепоглощающей мечты о социальной справедливости, равенстве и братстве народов,мире, сча-стье всех людей на планете .
Художественная концепция личности Кулиева не сводится к тому, чтобы только определить, установить критерии оценки советского человека: его творческие и интеллектуальные возможности, гражданские обязанности, веру и оптимизм в поступательный ход развития общества, основополагающую роль в жизни и истории. Эта, так называемая общелитературная концепция личности, базирующаяся на едином мировоззрении советских писателей и поэтов, своими истоками восходит к художественному опыту, традициям М.Горького, основополагающие эстетические принципы которого легли в основу всей практики советской литературы. И прав Е.Тагер, когда утверждает, что "нет почти ни одного крупного советского писателя, который в самой сердцевине своего творчества не был бы так или иначе связан с Горьким", хотя индивидуальная художественная система конкретного писателя и поэта может быть "чрезвычайно далека от горьковской"1.
Художественная концепция личности у Кайсына Кулиева своя и сложилась она на основе его нравственно-философских, социально-политических воззрений и конкретных эстетических решений, обуелов -ленных в первую очередь литературной восточной традицией, балкар -ским народным творчеством и особенностями эпического, морально-этического склада поэта-горца. Герой поэзии Кулиева предстает в полнокровном его сочетании духовных и интеллектуальных сил, таким,каким он предстает в действительности как социальный тип нашего общества, но в котором выражены определенные качества мировоззрения поэта,его умение видеть в жизни главное, определяющее. В кулиевской концеп -ции личности выражается современный характер исторических сдвигов, достижений нашего строя, основные идейные устремления советских людей. Эта определенная система взглядов на личность, настроенность на характерные социальные типы героев времени создает, по мнению А.Бочарова, сложный, неповторимый аромат каждого писателя и поэта - "устойчивый и постоянно меняющийся под воздействием движущейся общественной истории Такого человека социалистического общества Кулиев не только художественно воссоздает, но и через него говорит о своих взглядах на реального и идеального человека, о своем мировосприятии и эстетических принципах, которые формировались в процессе становления его как поэта, чей творческий поиск был нераз -дельно связан с судьбами Родины и народа. К пониманию своей концепции личности Кулиев шел через осознание сущности тех революци -онных преобразований, которые в корне изменили облик его родного края и историческую судьбу его современников. Большой и сложный творческий путь прошел поэт от юношески восторженного восприятия утра Балкарии, через раненые камни родной земли военного времени, воспевая героизм советских людей, их боль и гнев, через мужество терпения, энтузиазм и героический труд народа, поднимающего страну из руин и пепла и борющегося за мир и счастье всей планеты. Поэзия Кайсына Кулиева, его концепция социалистической личности выросла из биографии страны и поколения, преодолевшего трудности послереволюционных лет и прошедшего войну, из биографии родного народа и собственной судьбы. Только в процессе идейного роста, овладения марксистско-ленинской эстетикой и принципами социалистического реализма Кайсын Кулиев смог обрести богатство, широту тематики и свободу образности, позволившими ему с высокой художественной правдивостью поведать о советском человеке как новом типе - интернационалисте и патриотею
На протяжении более 40 лет творчество Кулиева постоянно при -влекает внимание литературоведов. Однако его творческий путь,к сожалению, до сих пор не подвергался глубокому анализу и всесторон -нему изучению. Между тем необходимость такого исследования поэти -ческого творчества Кайсына Кулиева совершенно очевидна. Художник, отразивший в своем творчестве живую историю нашей страны и его родного края, заслужил всеобщее признание. Еще в начале 30-х годов он принял творческую эстафету у своего единственного литературного предшественника, основоположника балкарской литературы Кязима Ме-чиева, муза которого вдохновила Кулиева. Продолжая его поэтические традиции, Кулиев стремился все эти годы создать целую поэтическую школу балкарских писателей и поэтов, достойно теперь продолжающих и развивающих художественные традиции, творческие поиски своего учителя - Кайсына Кулиева.
С именем Кулиева связано развитие и становление не только балкарской поэзии, но и некоторых других новописьменных литератур на - 16 родов Северного Кавказа, в частности карачаевской литературы. Исследователь истории карачаевской литературы А.И.Караева, отмечая большую роль Кулиева в крутой ломке литературной жизни карачаев -ского народа в период жизни в Киргизии, пишет, что "Кайсын Кулиев в покрытом пепле костре карачаево-балкарской литературы оказался тем пламенеющим угольком, от которого занялся огонь ее нового возрождения . Н.Тихонов в предисловии к книге стихов поэта Назира Хубиева тоже говорит о Кулиеве как учителе, отдавшим много сил и вдохновения развитию братских литератур, в частности, карачаевской литературе, ее поэту Хубиеву, который мужал, учился, "рос творчески, встретив такую дружескую руку старшего поэтического собрата, как руку учителя и друга, славного поэта Балкарии Кайсына Кулиева"?
Ценный анализ многих сторон поэзии Кулиева дали в своих статьях известные советские литературоведы и литературные критики,такие, как Г.Ломидзе, И.Андроников, Л.Антопольский. Н.Гей, В.Писку-нов, Д.Мкртчян, Д.Якименко, Е.Книпович, Н.Джусойты, В.Огнев .Гринберг, В.Гоффеншефер, С.Львов, В.Н.Орлов, Ст.Рассадин, В.Шошин, ЇЇ.И. Климович. Они верно определили место и значение Кулиева в многонациональной советской поэзии, отметили своеобразие, национальные и интернациональные качества его творчества.
Необходимо в связи с этим отметить монографию З.Х.Толгурова "Формирование социалистического реализма в балкарской поэзии"(Наль-чик: Эльбрус, 1974), в которой он исследует эстетические принципы, образную структуру поэтической техники языка и стиля балкарской поэзии. В основу исследования положено творчество балкарских поэтов, основоположника балкарской литературы Кязима Мечиева, К.Кулиева, К.Отарова, А.Будаева, С.Макитова, Т.Зумакуловой. В монографию включен значительный поэтический материал на родном языке и в русском переводе. Особое внимание автор уделяет начальному этапу формирования социалистического реализма, формированию стилевых, жанровых форм поэзии военных лет - периода Великой Отечественной войны - и послевоенного времени в балкарской литературе.
В книге З.Х.Толгурова не все бесспорно.В частности его утверждение того, что "умение раскрыть характер горца в исторической и социальной обусловленности, осмыслить факты в свете истории - это пришло в балкарскую поэзию, литературу с именем К.Кулиева" только в поэзии 60-70-х годов1. Нам кажется, что озабоченный формированием ведущих тенденций метода социалистического реализма, З.Х.Толгу-ров слишком иногда прямолинеен и категоричен в своих суждениях о временных рамках развития социалистического реализма в балкарской поэзии. Сложные и противоречивые суждения З.Х.Толгурова о формировании социалистического реализма в балкарской литературе, уводят его от диалектического понимания художественной формы, содержания и их соотношения, развивающихся и преобразующихся в процессе реальной действительности. Метод социалистического реализма творился в недрах балкарской литературы, а не привносился в нее со стороны. Очень разные художники слова балкарской поэзии революцион -ных (Кязим Мечиев), послереволюционных лет и периода Великой Отечественной войны (Сайд Шахмурзаев, Берт Гуртуев, Керим Отаров,Аз-ред Будаев, Кайсын Кулиев, Жанакаит Залиханов, Хамид Теммоев,Максим Геттуев, Сафар Макитов и другие) находились на разных ступе -нях отображения жизни нового общества и каждый по-своему стремился к художественному претворению социалистического идеала. Отри -цание этого сложного литературного процесса в национальной лите -ратуре приводит З.Х.Толгурова к установлению жестких границ естественного процесса развития нового искусства. По мнению диссертанта, такой подход является ошибочным, так как он не раскрывает основные тенденции становления, развития и утверждения социалисти -ческого реализма в новописьменной литературе.
Концепция человека в последовательном развитии истории русской и советской литературы. Краткий обзор
Каждая новошсьменная литература, формируясь на основе про -грессивных традиций устно-поэтического творчества и особенно после Великого Октября в процессе взаимодействия и взаимовлияния брат -ских литератур, привносит, по верному определению З.Кедриной, " с собой в общую сокровищницу социалистического искусства свое образ -ное художественное мышление, свою манеру обобщения и элементы типизации обогащающие социалистический реализм . Поэтому аспект, в котором нами рассматривается поэзия Кайсына Кулиева в свете выдвинутой проблемы, представляется нам достаточно обоснованным и актуальным. ХХУІ съезд КПСС отметил великую ответственность художника перед своим народом. "Жить интересами народа, делить с ним радость и горе, утверждать правду жизни, наши гуманистические идеалы, быть активным участником коммунистического строительства - это и есть подлинная народность, подлинная партийность искусства , - говорилось на съезде. Эти указания относятся ко всей советской литературе и в частности к балкарской, особенности художественно-образного отражения действительности которой можно проследить на поэтическом творчестве Кайсына Кулиева. Независимо от его родного языка, его национально-художественной традиции, в его произведениях выражаются прямые силовые линии общего духовного развития народов СССР, то новое, что появилось за годы Советской власти в результате корен -ных преобразований в экономической, социально-политической и культурных сферах общественной жизни, что служит основой для всесто роннего развития личности. Поэтому выбор объекта исследования обусловлен в первую очередь тем, что художественный мир Кулиева с его стремлениями к философскому, социально-бытовому осмыслению дейст -вительности, с его нравственными исканиями в воссоздании "героя нашего времени", нового типа человеческих отношений представляет определенный интерес.
Вопросы художественной концепции личности в новописьменных литературах пока еще мало исследованы. Поэтому осмысление художественных образов поэтов такого масштаба, как Кайсын Кулиев, олицетворяющий целый ряд характерных черт духовного роста родного народа, в какой-то мере восполнит пробел в литературоведческом решении проблемы нового человека в балкарской литературе. Постановка ее вызвана еще и тем, что в последнее время буржуазные идеологи утверждают, будто бы национальным литературам, в особенности ново-письменным, не свойственно сколько-нибудь заметное продолжение углубление и развитие лучших гуманистических традиций русской и советской литературы. Творчество балкарского поэта Кайсына Кулиева как нельзя лучше опровергает эту точку зрения.
Почти на протяжении полувека Кайсын Кулиев стремится показать, как по мере движения советского общества к коммунизму неуклонно возрастает роль духовно-нравственных начал, возможностей социалистической личности во всех сферах человеческого бытия.
В его художественных исканиях большое место отводится формированию коммунистической личности? проблеме коренной важности, связанной с использованием всех возможностей, создаваемых по -ступательным развитием социализма. Так, Кулиев сказал однажды, что основным объектом его творческой деятельности был и будет человек, с его неукротимой энергией и жаждой творчества, не познаваемым до конца миром чувств и мыслей, тот советский человек, который родился и возмужал в социалистическом мире как высшее воплощение талантливости народных масс. Возвышая социально-нравственное в жизни горских масс до уровня мировой культуры, Кулиев стремился охватить все грани человеческого бытия, опоэтизировать духовный мир современного горца, приобщенного к передовой науке и культуре в условиях социалистического строя. "Мы верим в будущее человечества и бессмертие его труда и культуры, как верил в это Горький, - пишет Кулиев. -Пусть лучшим выражением нашей любви к великому писателю-гуманисту будет мужественная защита Жизни и Человека от всех посягательств. Пусть живет и побеждает на бессмертной земле горьновский человек-творец"1.
Кулиевский человек является творцом вселенной, великим преобразователем ее. Человек для него -"это царь земной и бог, сошедший с неба". Убеждение поэта во всемогущей роли людей, поэтический пафос его художественного творчества связаны с осознанием беспредельных творческих возможностей человеческого разума и труда. И только в условиях социализма человек чувствует себя способным совершать большие дела, сознавая свою мощь и силу. В этом плане Кулиев продолжает гуманистические традиции М.Горького, не признававшего искусства без человека. Он писал, что человек есть "вместилище всех бурь и тревог, всех сомнений и всех трагедий жизни..." На такой позиции стоят и наследники горьковских традиций - поэты многонациональной советской литературы, которые к своей концепции личности идут через множество индивидуальных путей и способов художественного решения. Есть они и у Кайсына Кулиева. Проблема человека, являющаяся не только одним из важнейших вопросов искусства, но и идеологическим фронтом противоборства двух миров, занимает главное место в его поэтическом творчестве в себя все многообразие действительности, четко вырисовывается реальная картина глубоких социально-экономических и культурно-политических изменений жизни горских народов. Эти процессы, непосредственно связанные с формированием личности, до сих пор еще никем не исследованы. Поэтому, опираясь на достигнутые результаты в трудах других исследователей советской литературы по проблеме гуманистической концепции личности, используя литературно-критические статьи и произведения самого поэта, автор в своей работе старался уделить внимание внутренней цельности поэтического пути Кайенна Кулиева, его взглядам на социалистическую личность, на ее развитие, которая менялась на протяжении более четырех десятилетий, в тече -ниє которых развивалось творчество поэта. Гражданственность и гуманизм, советский патриотизм и социалистический интернационализм, дружба и братство советских людей, мир и труд как основы общечеловеческого счастья, моральные вопросы человеческого бытия и другие социально-нравственные проблемы жизни и художественной деятельности осуществляются прежде всего через концепцию личности. Эти проблемы настолько обширны, многогранны, что всесторонняя разработка их требует усилий многих ученых.
В поисках нового образа - воина-защитника Родины. Проблема героического характера. Образ Родины и воющего народа как главные темы многонациональной советской поэзии в годы Великой Отечественной войны
Концепция личности всегда пребывала в литературе и искусстве, ибо она составляет главную основу и движущее начало всякого художественного образа. В каждую историческую эпоху был свой собственный гуманистический идеал, свои представления о герое, и литера -тура познавала, воплощала в художественных образах окружающий мир, осмысливая роль человека в природе и обществе. Передовые мыслители и художники, ашуги и поэты всех времен и всех народов активно участвовали в создании художественной концепции личности. Художественный мир героического эпоса Востока и Запада, мир Игоревой песни и Витязя в тигровой шкуре, духовный мир героев литературы ОТ века, поэтический мир Г.Р.Державина и А.С.Пушкина, С.Есенина и В.Маяковского, А.Твардовского и Н.Тихонова - это основные социально-нравственные искания художественной концепции личности.
Внимание к человеческой личности, умение постигать и вопло -щать в художественных образах окружающий мир в его многообразных проявлениях всегда отличало русскую и советскую литературу. Начиная с древнерусской литературы до литературы социалистического реализма, писатели стремились и стремятся постичь нравственные возможности личности во многих сферах человеческого бытия.
В этой главе коротко рассматривается в историческом аспекте концепция человека. Мы не будем глубоко вдаваться в эту обширнейшую проблему, так как это не входит в наши задачи, а коснемся лишь самого процесса зарождения начала изображения человеческой личноети и гуманистического идеала в последовательном развитии истории русской и советской литературы.
Древнерусская литература принадлежит к наиболее развитым литературам мира и в ней в XI - ХУІІ веках сложилась своя определенная концепция человека - защитника родной земли, с его стремлениями к свободолюбию, миру, дружбе с соседними племенами, концепция идеального князя-правителя и христианского мученика. В памятниках церковной и дидактической письменности, в образце христианской поэзии Древней Руси - Псалтыри, гимнографйи и учительной литературы XI-XII веков и в особенности феноменальном явлении этого времени в "Слове о полку Игореве" по-своему воплощена художественная концепция мира и человека. Разумеется, в ней еще много церковного, мифологического, далекого от конкретного психологического подхода к личности. И социальный тип /характер / скорее напоминал в большинстве своем слепок, копию, хотя он тоже складывался из определенных социально-исторических, морально-психологических и общечеловеческих компонентов. Индивидуализация персонажа по-своему отразилась в житейной литературе XII века, в повестях, связанных с татаро-монгольским нашествием, в бытовых и сатирических повестях ХУШ века /"Сказание о Борисе и Глебе", "Повесть о Петре и Фев-ронии Муромских", "Повесть о Савве Грудцыне" , "Повесть о Шемяки -ном суде", "Повесть о Фроле Скобееве" и др./» в которых процесс типизации складывается не только из раскрытия общих свойств персонажа, его индивидуализации, но и того, что называем процессом объекти-рования.; Так, во времена нашествия на Русь татаро-монгольских полчищ и защиты границ от немецких рыцарей и шведских феодалов в литературе нашла отражение концепция героической личности / образ Александра Невского в "Житии" одноименного названия,апофеоз мужества/рязанским и киевским защитникам в " Повести о разорении ханом Батыем Рязани", "Повести о битве на реке Калке" и др.).
Художественно-философские представления о мире и человеке, об участии его в историческом процессе, о взаимодействии его с другими людьми и другие наиболее общие "параметры" личности, определяющие ее основную человеческую сущность, складывались еще в древнерусской литературе в ХІ-ХУП веках. Однако своеобразие авторских представлений о мире и человеке в древнерусской литературе во многом отличалось от русской литературы позднейшего времени. Так,если в древнерусской литературе в миропонимании было больше черт религиозного, мифического, схематизации в обрисовке главного героя, то уже в первой половине ХУШ века в литературе появляется больше элементов психологизма, типических обобщений при взгляде на мир, общество и человека, идейно-эстетического аспекта. Конечно, в художественной концепции личности древнерусской литературы не все прогрессивно, но в то же время она дала свое решение проблем, связанных с концепцией личности.
В литературе ХУШ века образ героя меняется: если в древнерусской литературе главным поэтическим объектом являлась в основном реальная историческая личность (князь, воин-христианин, мученик), то в литературе классицизма формируется свой характер героя - шире становится сфера его личной и общественной деятельности, образ мышления, мир чувств. Концентрация внимания писателей на судьбе главного героя, с присущей ей противоречивостью в осмыслении жизни и места в ней человека и гражданина, содействовала созданию своей концепции личности в каждую конкретную эпоху истории русской жизни. Так, в петровскую эпоху, в первую треть ХУШ века в литературе проявилась тенденция - быть светской, мирской ("Повесть о российском матросе Василии Кориотском...", "Повесть об Александре, российском дворянине", "Повесть о купце Иоанне" и др.), поэтому появляются другие темы, идеи, образы. Появляется новое понимание идеала человека как государственного деятеля в произведениях Феофана Прокоповича, в "Словах" и "Речах" других прогрессивных церковных проповедников и просветителей. Эволюцию героя мы наблюдаем и в литературе, когда в эпоху классицизма большое значение придавалось воспитанию чувств нравственного и гражданского долга. Важным нравственным критерием русского человека становилась его такая черта как патриотизм; Воспевались конкретные исторические лица: цари, полководцы, вельможи /Петр I, Екатерина II, Г.А.Потемкин, П.А. Румянцев, Н.В.Репнин, А.В.Суворов/. В основном это относится к поэзии Г.Р.Державина, М.М.Хераскова. Последний в поэме "Р0ссияда" старался художественно воссоздать "всероссийское воинство".
Поэтизация преемственности поколений и революционных традиций в становлении характера социалистической личности
Главным объектом внимания исследователей, отмечающих существенные недостатки в поэзии Кулиева 30-х годов, были такие его произведения, как "В ауле" (1936), "На берегу Баксана" (1937), "Су-Аузу" (1937),"Кун-дуз" (1938), "Кавказ" (1939) и др. Мы в основном согласны с аргу -ментами исследователей поэзии Кулиева, когда он делал только первые шаги в поэзии и когда в советскую литературу входил новый герой, художественно утвержденный в "Железном потоке" А.Серафимовича, "Чапаеве" Д.Фурманова, "Дороге на океан" Д.Неонова, "Бронепоезде 14-69" Вс.Иванова, "Цементе" Ф.Гладкова, а в поэзии 30-х годов -Н.Асеева, В.Дуговского, А.Суркова, Н.Тихонова, II.Васильева, Н.Заболоцкого, В.Инбер, Д.Кедрина, И.Сельвинского, Н.Рыленкова и др. На фоне новаторских поисков и открытий советской литературы этого времени ранние произведения К.Кулиева с его несколько упрощенным подходом к проблеме национального характера, к большим масштабам социальных преобразований, ускоренным темпам культурной революции, естественно, вызывали критическое отношение. Поэт понимал необхо -димость иного подхода к вопросу создания национального характера, потребность переходить к более сложным процессам, которые происходили в общественно-политической и духовной жизни широких масс трудящихся и отдельной личности. Он писал в автобиографии: "Этого никто вовремя не подсказал мне, пока я сам не добрался ощупью до истины и понял с горечью свои заблуждения". "Болезни" творческо -го роста, некоторые недостатки ранней лирики Кулиева не могут заслонить собой существа сделанного поэтом, который вскоре нашел новизну поэтического стиля, языка и собственные лирические интонации. Так, в цикле стихов "Мои соседи" естественность и искренность поэтической интонации органически сочетается с емкостью конкретных характеров, примет жизни и черт горского быта. лему национального характера, Кулиев стремился запечатлеть в художественных образах существенные качества людей нового времени -их трудовой энтузиазм, гражданскую активность, революционную сознательность. Ст.Рассадин правильно подметил эту особенность героев раннего творчества Кулиева: "...в раннем цикле "Мои соседи", казалось бы, по вполне понятным причинам ограниченном лишь тем,что видел вокруг себя юный житель аула, возникла тема, которую можно смело определить как интернационализм. Возникла совершенно естественно, ибо среди соседей Кулиева были не только его тезка, слепой столяр, не только бригадир Соллоу и зурнач Хажос, но и фельдшер Петр Иванович, и учитель Борис Игнатьевич в чеховском пенсне учивший ребят русскому языку и открывший русскую, а через нее - и мировую культуру ИІ.
В период первых пятилеток, когда остро встал вопрос о духовном и культурном развитии горских народов, проблема национального характера приобретала исключительно важное значение. В первых стихах Кулиева из сборника "Мои соседи" жизнь, которую он художест -венно осмысливал, содержала в себе точные приметы социального,экономического и бытового характера. Он воспевает садовника, у которого родился сын, табунщика, бодрствующего по ночам, сельского кузнеца Карабаша, колхозного бригадира Соллоу, искусного сапожника Мухаммеда, непоседливую мельничиху Аминат, русского учителя Бориса Игнатьевича. За точными бытовыми зарисовками и небольшим юмором легко обнаруживается и глубокий смысл произведений: эти люди хозяева и творцы нового. Картины из жизни и быта колхозников-горцев отражают радость новизны, стремление трудиться на общую пользу и укреплять дружбу. Первым на это обратил внимание И.Гринберг. Он писал, что стихи Кулиева этой тематики отражали радость новизны, проникшей в горскую жизнь, покой любимого труда, очарование дружбы, сплотившей людей1. Однако Кулиев в обрисовке облика нового человека еще не успел в полной мере достичь определенного уровня в обобщении существенных черт советских людей, что дало бы возможность говорить о едином социалистическом типе личности. Его герои в основном достоверны и близки читателю, но в показе их есть некоторая условность. В произведениях Кулиева этого времени явно прослеживаются авторские субъективные представления о наиболее интересных людях и их взаимоотношениях, чаще всего ими являются соседи, сородичи, знакомые по аулу горцы, с которыми жил и общался поэт. И он стремился представить свою субъективную модель человека и действительности. Поэтому большинство героинь егодирических стихотворений тех лет черноокие, черноволосые, белозубые, стройные красавицы горянки, ловкие джигиты, гарцующие на кабардинских скакунах, радостные трудовые будни колхозного села. Поэт романтизи -рует жизнь, и отсюда, естественно, и идеализация всего нового, то есть то, что является коренной особенностью романтизма.("Смуглые маленькие руки, улыбнешься - блещут зубы, словно белый снег Дых-тау..." и пр.). Тем не менее это не означает, что Кулиев удаляется от реального человека, от конкретной жизненной среды. В "Гор -ной балладе", например, явственно ощущается дыхание героической эпохи тридцатых годов, наполненной творческим горением и трудовым энтузиазмом советских людей - созидателей нового общества, мужест венно и стойко вынесших на своих плечах трудности первых пятиле -I. Гринберг И. Счастливое искусство удивляться - Молодая гвардияток. Образы горцев в ранних стихотворениях Кулиева, как своеобразное выражение горского национального начала, свидетельствовали об определенных сдвигах в балкарской поэзии в идейно-эстетической концепции человека Умение вскрыть объективные, наиболее характерные для своего времени черты личности и общества, придет в поэзию Кулиева позже - в годы Великой Отечественной войны, когда поэт будет пользоваться иными средствами, помогающими ему овладеть действи -тельностью, постигнуть суть явлений и образов советских людей,став-ших на защиту социалистической Родины, иным методом изображения и руководствоваться иными идейно-эстетическими задачами.
Большую роль в годы суровых испытаний сыграла советская ли -тература. Как призыв звучали слова, обращенные ко всем писателям и работникам искусства: "Пусть пишут они так, как мечтал Маяков -ский, "к штыку приравняв перо", чтобы стих поэта мог "глаголом жечь сердца людей..." Пусть драматурги, композиторы, поэты, писатели, художники прославляют героические дела Красной Армии и всего советского народа, ибо то, что они создадут в эти дни Отечественной войны на службу Красной Армии, поможет нам ускорить победу над врагом"1. С первых дней войны советские писатели приняли активное участие в общенародной борьбе: ушли на фронт с оружием в руках и защищали социалистическое Отечество. В числе поэтов многонациональной советской литературы был и Кайсын Кулиев.
Судьба личности и нравственно-этические критерии в решении темы войны и мира
О русском языке, играюпеэд большую роль в межнациональном общении, в укреплении дружбы и братства народов, о русском народе сложено немало поэм и стихотворений. Строки любви, строки признания поэтов звучат на всех языках и на всех континентах. Расул Гамзатов и Кайсын Кулиев в их числе. "Свято любя свой родной язык и литературу, национальную по форме и социалистическую по содержанию,нужно любить русский язык и русскую культуру, которые содержат в себе много глубокого, поучительного и воспитательного, - говорил Мухтар Ау-эзов. -Нужно запомнить, что с того момента, когда русский язык стал твоим вторым родным языком, с тех пор безгранично расширились твои возможности всестороннего познания мира, глубокого проникнове-ния в тайны науки и природы" . В современных условиях коммунистического строительства русский язык является одним из важнейших средств обогащения и дальнейшего развития национальных литературных языков и способствует укреплению экономической, культурной, политической и идеологической сплоченности, братской дружбы социалистических наций и народностей. Эти факты художественно осмысливаются и находят отражение в советской многонациональной поэзии. В условиях развитого социализма возрастают и расширяются социальные функции национальных языков. Однако несмотря на то, что родной язык, безусловно, ближе психологически, его сравнительная недостаточность общественных функций в союзном масштабе при усиливающейся интернационализации материальной и духовной жизни социалистического общества ведет к тому, что вторым родным языком считают и русский язык. Вот почему Гамзатов как поэт-диалектик говорит в книге "Письмена":
Северный Кавказ является самым многонациональным районом земного шара, здесь проживает большое количество этнических групп.Так, из 100 народностей СССР, которые осуществили переход к социализму, минуя капиталистическую стадию развития, более половины находятся в пределах Кавказа. Поэтому роль русского языка как средства межнационального общения и сотрудничества, укрепления дружбы и братства народов имеет особо важное значение. Отмечая эту особенность, Г.Еомидзе пишет: "С русским языком, с русским народом связаны неисчислимые изменения жизни всех, без исключения народов. Русский язык - язык Ленина, язык революции, язык народа-первопроходца социализма... С русским языком, с русским человеком у других народов
Приводимые выше поэтические строки не могли бы появиться,еели бы Гамзатов год за годом не видел, каких успехов во всех областях жизни — политической, экономической и культурной - достиг его родной Дагестан, какие духовные и нравственные факторы становятся мощными ускорителями общественного прогресса. И когда Кайсын Кулиев говорит, что его с людьми разных наций навсегда связало служение коммунистическим идеалам, великому советскому народу, братству культур, что никогда раньше мир не знал такой тесной, такой плодотворной связи национальных культур всех народов нашей страны,-это новое интернациональное качество сознания советского человека,обусловленное нерасторжимым единством национальных чувств с интересами всех советских людей. В стихотворении "Партии" Кулиев говорит от лица своего народа о связи и монолитности трудового народа и Коммунистической партии, о их совместной борьбе за претворение в жизнь ленинских идей. Оба стихотворения "Слово о старшем брате"Гамзатова и "Партии" Кулиева очень близки в идейно-тематическом плане и звучат как здравица в честь русского народа и Коммунистической партии.
Кайсын Кулиев постоянно размышлял над тем типом человеческой личности, которая способна к глубокому осознанию идей пролетарского интернационализма и на протяжении всего своего творчества стремился запечатлеть художественным словом определенную личность эпохи, ее историческую деятельность. К примеру, роль русского человека в судьбе горцев - "Учитель Борис Игнатьевич", "Петр Иванови"(Кулиев). "Вера Васильевна" (Гамзатов). Зеловечеекое в человеке для Кулиева, как и для всех художни -ков социалистического реализма, - это результат новых нравственных принципов социалистической личности, качественно, нового жизненного и социального поведения. Большой научный интерес представляют с этой точки зрения стихотворения Кулиева, отображающие поэтическую дружбу между поэтами разных национальностей. К ним относятся посвящения и послания лучшим представителям многонациональной советской культуры: Владимиру Сосюре "Твоя земля" (1943), Алиму Кешокову "Поэт на фронте" (1943), Дмитрию Кедрину "Русская сказка" (1944), "В заснеженном поселке Подмосковья" (1946), Эффенди Капиеву "Над старой книгой горских песен" (1946), Аалы Токомбаеву "Стихи, сказан -ные в честь Киргизстана" (1947-1956), Михаилу Кирееву "Вечером,когда гремел гром" (1950), Симону %ковани "Стихи, сказанные в доме Симона Чиковани в Тбилиси" (1959), "Жить привелось мне без родной земли..." (1963), "Памяти Симона Чйковани" (1966), Джемалдину Ян-диеву "Не плачь и постарайся, друг..." (1950), Алыкулу Осмонову "Стихи, сказанные на Иссык-Куле" (1954-1955), Сергею Фиксину "Ласточка" (1956), Николаю Тихонову Вели с грохотом и гулом гром вдруг..." (1966), "Поэт и горы" (1958), Беталу Куашеву "Яблоню в майском цветенье.." (1958), Михаилу Дудину "Соловьи" (1962), Сильве Капутикян "Надо мною шумит платан..." (1963), Я.Козловскому "Ты помнишь лето? Дес, трава кругом..." (1963), Ревазу Маргиани "В сторону Сванетии иду" (1963), Ярославу Смелякову "Дождь в Братиславе" (1966), Дмитрию Гулиа "В доме Дмитрия Гулиа" (1967), Дайме Адерсон "Певица" (1967), Георгию Деонидзе "Грузинская песня" (1967), Якову Смоленскому "Дом моего друга" (1969), Марку Бернесу "Песня, которую не сможет спеть мой друг" (1969),