Введение к работе
Настоящая работа посвящена исследованию творчества народного поэта Дагестана, прозаика и драматурга Аткая Акимовича Аджаматова (Аткая).
Актуальность исследования. Аткай принадлежит к плеяде дагестанской интеллигенции советской социалистической формации, которая определила направление и перспективы развития дагестанского литературного процесса. Многогранное, емкое по тематике, острое по социально-нравственной направленности творчество Аткая до сих пор не становилось предметом специального монографического исследования.
Актуальность темы исследования обусловлена отсутствием специальных работ, посвященных вопросу о месте в кумыкском литературном процессе творческой индивидуальности Аткая Аджаматова (Аткая). Востребованность исследования по творчеству данного поэта подтверждается тем обстоятельством, что оно представляет собой ценную составляющую дагестанской, в частности, кумыкской, литературы.
Современное осмысление его творчества способствует выявлению различных тенденций развития дагестанского художественного процесса и восстановлению реальной панорамы литературной жизни республики минувшей эпохи. Конкретное и обстоятельное изучение творчества исследуемого автора, взаимосвязей, соотношения фольклора и литературы в его поэзии, с учетом достижений современного литературоведения, способствует и решению проблем теоретического характера.
Объектом исследования является жизненный и творческий путь, проза, поэзия и драматургия Аткая Аджаматова. Предметом исследования выступает анализ идейно-художественных, стилевых, жанрово-композиционных особенностей и проблемно-тематического своеобразия произведений Аткая.
Методологической и теоретической основой данного исследования в качестве теоретической базы в вопросе терминологического наполнения основных для нашей диссертации понятий выступили, прежде всего, труды отечественных литературоведов, разработавших принципы и методы историко-типологического, системного и сравнительного изучения мирового литературного процесса (В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, М.М. Бахтина, Д.С. Лихачева, М.Б. Храпченко, Б.Л. Сучкова, Г.И. Ломидзе, М.Н. Пархоменко, Г.Гамзатова, К.К. Султанова, К.И. Абукова и др.), а также в коллективных трудах, изданных усилиями сотрудников Института мировой литературы им. A.M. Горького .
В основу исследования положен принцип историко-оценочного объективизма в определении вклада литератур народов Дагестана в отечественный и мировой эстетический фонд XX столетия. При этом принципиально важным представляется исключение как необоснованного
Способность к диалогу. Части I, П. М., 1993; История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Вып. I, П. - М, 1995-1996; Нация. Личность. Литература. Вып. I. - М, 1996; XX столетие и исторические судьбы национальных культур: традиции, обретения, освоение. - Махачкала, 2000.
восторга мнимыми, поверхностными достижениями, так и огульное отрицание значимых, общепризнанных произведений отечественной литературы.
Анализ творчества Аткая позволяет оценить его как одно из высших достижений кумыкской литературы, что находит подтверждение в трудах известных дагестанских литературоведов Г. Гамзатова, К. Султанова, К. Абукова, А-К. Абдуллатипова, 3. Акавова, С. Акбиева, С. Ахмедова, А. Вагидова, Г. Мусахановой, А. Аджиева, Ф. Мухамедовой, Р. Ахмедовой, М. Гусейнова, Н. Аджаматовой.
Решение поставленных в диссертации задач потребовало обращения к сравнительному, культурно-историческому, а также теоретико-аналитическому, структурному и целостному методам изучения художественных произведений.
Степень изученности темы исследования не адекватна реальному художественному вкладу Аткая в родную литературу. До настоящего времени не написано целостного труда, посвященного генезису, динамике развития и научному осмыслению его творчества. В то же время следует по достоинству оценить имеющийся исследовательский материал, в частности, публикации К. Султанова, А. Назаревича, Г. Мусахановой, К. Абукова, А. Абдуллатипова, С. Акбиева и др., выявляющие разносторонность таланта и художественную оригинальность творчества Аткая.
В дагестанском литературоведении одним из первых к творчеству Аткая обратился Камиль Султанов. Еще в 50-е годы он писал об Аткае как о природном поэтическом самородке. По справедливому утверждению К. Султанова, А. Аджаматов, начав свою прозаическую деятельность с повести «Тупау» (1934), в последующие десятилетия создал целый ряд крупных повестей и поэтических произведений: «Он внес в советскую литературу Дагестана огромный вклад, и поэтому Аткай по праву удостоен звания Народного поэта республики» .
Высоко оценил вклад Аткая в дагестанскую литературу известный исследователь устно-поэтического творчества народов Дагестана А.Ф. Назаревич. В частности, он отметил, что Аткай наделен счастливым качеством мудрого восприятия жизни. Именно это «необычайное, свежее видение жизни» и умение находить в реальных фактах связь времен продемонстрированы в поэме «Оленьи рога». Это - новый, обобщающий подход к неисчерпаемой теме «Дагестан и Россия».
Далее, отмечая близость художественных произведений Аткая народному творчеству, А. Назаревич писал: «Он интересовался фольклором и собирал его с первых же шагов своей писательской деятельности. Всю свою жизнь посвятив изучению народного творчества Дагестана, я о кумыкском фольклоре больше всего узнал от Аткая. Фольклоризм писателя иногда даже мешал ему, - в некоторых стихах он настолько обширен, что порой кажется нарочитым. Не случайно никто из писателей Дагестана так не близок к народному творчеству, как Аткай» .
В 70-е годы кандидат филологических наук Г.Б. Мусаханова на основе анализа богатейшего художественного наследия Аткая написала о нем публицистический очерк, в котором отметила: «Аткай, как и большинство представителей его поколения, много сделал для становления родной
2 Султанов К. Певцы разных народов. - Махачкала, 1971. - С. 27.
3 Назаревич А.Ф. Об авторе этой книги: Вступит, статья. // Аткай. В кумыкской степи. - Махачкала, 1960. - С.
259-260.
литературы и дальнейшего ее развития. Наиболее значительные его произведения были вместе с тем определенным вкладом и во всю дагестанскую литературу» .
Как справедливо утверждает Г.Б. Мусаханова, «Одна из первых поэм Аткая "Огонь по частной собственности" (1933), наряду с первыми поэмами А.-В. Сулейманова и А. Фатахова, прокладывала в дагестанской поэзии пути создания жанра поэмы. Его прозаические произведения 30-х годов также способствовали становлению прозы в дагестанской литературе, обогащали её новыми жанрами. Вышел далеко за рамки кумыкской литературы и ряд его произведений, созданных в период войны и на современном этапе» .
Известный литературовед С.Х. Акбиев в работах «Аткай», «Преодоление» и др. сообщает немало интересных сведений о личности народного поэта Дагестана. По наблюдениям ученого, Аткая отличало от многих собратьев по перу великолепное знание истории родного народа и всего многонационального Дагестана. Все это обогащало его творчество. «Аткай преодолевал все и всяческие препоны, выстраиваемые соответствующими органами на его жизненном пути в 30-40 гг. Он остался человеком чистого сердца и незапятнанной души».
«Аткай - один из больших знатоков и хранителей мудрости народной, его устно-поэтического творчества. Я не ошибусь, - пишет С. Акбиев, - если скажу, что любой из начинающих исследователей истории кумыкского народа, его духовного богатства или памятников письменности не минует советы, предложения мудрого тамады национальной литературы» .
Заслуживает внимания и диссертационное исследование P.M. Пахрудиновой «Кумыкская литература и творчество Аткая Аджаматова», в котором автор попыталась раскрыть жанровое богатство творчества Аткая в его органическом соотношении с художественным опытом народов Дагестана. Автор исследования обратила внимание на мировоззрение поэта, а также особенности формирования и развития его художественного мировосприятия.
Творчество Аткая - неотъемлемая часть истории дагестанской культуры, требующей обоснования места и роли его творчества в дагестанском литературном процессе. И в дагестанском литературоведении уже наметился поворот в сторону системного изучения наследия Аткая.
В монографии Н.К. Аджаматовой «Проблемы эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа» (Махачкала, 2007) значительное место отводится анализу прозаических произведений Аткая. Новизна исследования Н.К. Аджаматовой заключена в самой концепции научно-педагогического труда - проследить динамику творческого процесса не как стихийного потока, а как глубоко осмысленной социально-философской и эстетической системы. В книге представлен многосторонний анализ прозаических произведений Аткая «Тупау», «Я горжусь», «В кумыкской степи», которые ярко и объективно освещают героическую историю нашего края и его народов.
4 Мусаханова Г.Б. Аткай Аджаматов. // История дагестанской советской литературы: В 2-х т. - Махачкала,
1967.-Т. 1.-С. 242.
5 Там же.
6 Акбиев С.Х. Подвижники духа. - Махачкала, 2000. - С. 256.
Изучение творчества Аткая Аджаматова находится в начальной стадии. Несмотря на научный интерес, в современном литературоведении отсутствуют монографические труды, областью специального исследования которых является его творчество. На сегодняшний день оно нуждается в глубоком всестороннем исследовании.
Цель и задачи исследования. Цель работы состоит в осмыслении вопроса о роли творческой индивидуальности Аткая Аджаматова в кумыкской литературе и в целом в дагестанском литературном процессе, что предполагает изучение жизненного и творческого пути Аткая, а также научное осмысление и систематизацию сложного и глубокого литературного наследия автора в органическом соотношении его новаторских поисков с фактами и тенденциями динамического развития литератур других народов Дагестана. Цель исследования достигается путем решения следующих задач:
исследование художественного метода поэта и прозаика, тематики, проблематики, поэтики, и изучения специфики эстетического осмысления Аткаем действительности и человека;
исследование художественных особенностей стихотворных и прозаических произведений автора в аспекте новаторства и традиций;
изучения жанрового состава его поэзии и прозы и путей жанрового обогащения.
анализ особенностей индивидуального новаторского почерка Аткая;
изучение влияний фольклора на творчество Аткая.
Научная новизна работы заключается в том, что в данной работе творчество Аткая впервые становится предметом целостного и всеобъемлющего изучения, проведенного с позиций сравнительного анализа. Впервые выявляются типологически общие и специфические черты его творчества, а также обозначаются основные проблемно-тематические линии творчества Аткая Аджаматова. В научный оборот включен оригинальный и ранее не исследованный художественный и архивный материал, многие неизвестные документы, которые расширяют представления об общеэстетическом наследии кумыкской и в целом многоязычной дагестанской литературы.
Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что в ней на современном уровне развития литературоведения освещены вопросы поэзии, прозы и драматургии Аткая на фоне развития этих жанров в дагестанской и кумыкской литературе. Аналитические данные и общие теоретические выводы диссертации могут найти применение при разработке общих вопросов развития дагестанской советской литературы.
Практическая ценность заключается в возможности использования отдельных выводов и положений исследования в вузовских и школьных курсах и спецкурсах по истории дагестанской литературы в той ее части, которая имеет отношение к творчеству Аткая. Материалы настоящей работы могут быть использованы при чтении курса лекций по «Истории дагестанской литературы», «Истории кумыкской литературы» в Даггосуниверситете и Даггоспедуниверситете, при составлении учебников и учебных пособий по кумыкской и дагестанской литературе для высших учебных заведений, педагогических училищ, колледжей и общеобразовательных школ республики; сама работа - как учебное пособие по творчеству Аткая Аджаматова.
Основные положения и выводы могут быть использованы для дальнейших теоретических разработок при исследовании многонациональной литературы народов Российской Федерации, для написания литературоведческих работ и учебных пособий, а также могут стать основой специального курса и оказать методологическую и методическую помощь студентам и аспирантам филологических факультетов вузов.
Апробация работы. Основные положения диссертации были изложены в 12 статьях, опубликованных на страницах научной периодики, в тематических сборниках Дагестанского государственного университета, Дагестанского государственного педагогического университета, в научных работах депонированных в ИНИОН РАН, в российском реферируемом научном журнале «Известия ДГПУ 2011», в межвузовских тематических сборниках Дагестанского государственного университета.
О результатах исследования сообщалось в докладах на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Дагестанского государственного университета. Диссертация обсуждалась в Дагестанском государственном университете на кафедре литератур народов Дагестана Дагестанского государственного университета. На защиту выносятся следующие положения:
творчество Аткая Аджаматова имеет новаторскую направленность;
творческий вклад Аткая в дагестанскую литературу определяется развитием в его поэзии и прозе реалистических и просветительских традиций Йырчи Казака, Магомеда-Эффенди Османова, Абусуфьяна Акаева, Нухая, Зайналабида Батырмурзаевых, Темирбулата Бейбулатова, Наби Ханмурзаева, Алим-Паши Салаватова и других;
сквозной проблемой в произведениях Аткая явилась проблема национального характера;
- Аткай способствовал развитию в Дагестане профессиональной литературы для детей,
расширению ее жанрового состава (рассказы, назидательные стихотворения публицистического
содержания);
-не маловажной представляется и роль Аткая в пропаганде кумыкского языка, расширении границ его словесного богатства;
- осмысление военной темы в прозе Аткая связано с обращением писателя к истокам
национального бытия («История нашего Нарта»), с решением проблемы национального характера
(«Семья героя»), с анализом темы подвига детей на фронте и в тылу;
- стилистическое своеобразие произведений Аткая о войне определяет следование
традициям устного народного творчества, использование элементов эпоса и усиленное звучание
личностного начала в прозе Аткая;
произведения Аткая характеризуют острота художественного осмысления социальных, идеологических конфликтов, гуманизм в исследовании духовного мира героев, вовлеченных в стихию происходивших в XX столетии катаклизмов;
созидательный труд в произведениях Аткая рассматривается как один из критериев ценности личности и необходимый фактор формирования высоких нравственных качеств человека.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации - 162 страницы компьютерной верстки, в том числе и библиографии, включающей 209 наименований.