Введение к работе
Актуальность темы исследования. Изучение творчества талантливой балкарской поэтессы Танзили Зумакуловой (р.1934) диктуется, с одной стороны, требованиями глубокого научного освещения современного балкарского литературного процесса, с другой – задачами дальнейшего развития национальной поэзии.
Общий объем балкарской литературы – как прозы, так и поэзии – на сегодняшний день изучен недостаточно. Фактически, в настоящее время национальное литературоведение занято выявлением отдельных закономерностей эволюционного движения национальной прозы и поэзии. Естественно, это необходимая теоретическая и методологическая база дальнейших изысканий, достаточно состоятельный и надежный инструментарий для определения места и роли балкарской литературы, как в духовном пространстве этноса, так и в культурном контексте региона и всей страны.
Однако считаем возможным отметить, что, за редкими исключениями, национальное литературоведение не имеет цельных исследований монографического характера по персоналиям.
В отношении творчества Т.Зумакуловой можно констатировать, что потенциал ее индивидуальной специфичности недостаточно исследован. Актуальнейшая насущность детального изучения ее поэзии имеет не только художественный и культурный смысл, но и выводит нас к аспектам социального, этнополитического плана. В этом смысле никакие специальные исследования и социологические опросы не дадут такой ясной картины мотивационной поведенческой и императивной парадигмы женской части любого этноса, как анализ художественных творений автора-женщины.
С другой стороны, Т.Зумакулова была и остается женщиной-горянкой. Это означает, что критерии допустимого–недопустимого, стандарты нормативного поведения, этнически обозначенные стереотипы восприятия и оценки окружающего в ее творчестве явлены в самой презентативной форме.
Думается, что в условиях массированного давления инокультурных презентатов человеческого общежития, в эпоху фатальной трансформации этических и эстетических нормалей творчество Т.Зумакуловой представляет особый интерес.
Цели и задачи исследования. Цель настоящей диссертационной работы – выявление, систематизация, фиксация моментов своеобычности алгоритмов эстетической рефлексии Т.Зумакуловой и анализ их функционирования в общем потоке ее лирического переживания.
Реализация целей исследования возможна при решении целого ряда взаимосвязанных задач, а именно:
- уточнение места и роли Т.Зумакуловой в общем эволюционном потоке балкарской литературы;
- определение значения ее поэзии в тенденциальных направлениях развития балкарской художественной культуры послевоенного периода;
- стратификация лирики Т.Зумакуловой как элемента контекста фольклорных имплантаций в авторскую литературу;
- выявление специфичности ее индивидуальных стандартов в среде национальных нормалей;
- выяснение причин индивидуального своеобразия поэзии Т.Зумакуловой, исходя из цивилизационных цензов ее личности;
- представление моментов индивидуальной эстетической рефлексии на образном уровне;
- уточнение некоторых составляющих ее хронотопических представлений, данных в пейзажной и интимной лирике поэтессы.
Научная новизна диссертационной работы определена тем, что в ней впервые предпринимается попытка монографического исследования творчества одного из самых талантливых современных балкарских поэтов – Т.Зумакуловой, осуществляется комплексный анализ её поэзии. Основное внимание уделяется национальной специфике, тематическому и жанровому многообразию, метрико-рифмовочной системе лирики поэтессы. На наш взгляд, такое комплексное исследование поэзии Т.Зумакуловой способствует более глубокому постижению её творчества как целостной художественной системы.
Объект исследования – сборники стихотворений Т.Зумакуловой ___
Предметом исследования являются зафиксированные в произведениях Т.Зумакуловой модели лирического переживания в их индивидуальной (в том числе, национальной и гендерной) специфике и способы их образной реализации.
Степень научной разработанности темы. Изучение творчества Т.Зумакуловой невозможно вне контекста национальной, региональной, русскоязычной и мировой культур. Поэтому, говоря о произведениях балкарской поэтессы, необходимо учитывать, что существуют три сложившиеся площади анализа, применимые к творчеству Т.Зумакуловой.
Речь идёт о литературоведческих работах ученых нашего региона, посвященных изучению эволюционного движения всего контекста северокавказских литератур: Л.Бекизовой, Г.Гамзатова, А.Гутова, Н.Джусойты, А.Мусукаевой, М.Сокурова, К.Султанова, З.Толгурова, К.Шаззо и некоторых других.
Ценными являются и исследования, ориентированные на анализ конкретных литературных этнических сообществ в их национальной специфике, среди которых – работы Л.Антопольского, А.Гусейнаева, З.Налоева, Ю.Тхагазитова, С.Хайбуллаева, А.Хакуашева, Т.Чамокова.
Не менее значимыми для нашей работы стали труды исследователей, внесших значительный вклад в понимание проблем стадиальных переходов национальных литератур региона из одного эволюционного состояния в другое. Список авторов в этой области литературоведческого поиска также довольно обширен: Ф.Абакарова, Ю.Айдаев, К.Гагкаев, Э.Кассиев, Х.Джиоев, А.Караева, Х.Малкондуев, Ф.Урусбиева и некоторые другие.
Особое значение при определении теоретико-методологической базы нашего исследования сыграли разработки в области структуры и семантики авторского и фольклорного стиха в фундаментальных трудах таких ученых, как А.Андреев, М.Арнаудов, А.Веселовский, М.Гаспаров, Г.Гачев, В.М.Жирмунский, Ю.Лотман, М.Храпченко.
Серьёзных монографических исследований творчества непосредственно Т.Зумакуловой в интересующем нас аспекте бытования этнически маркированных моделей лирического переживания и специфики представления словесных картин на сегодняшний день нет.
Анализ творчества поэтессы дан в сборниках научных статей, а также в газетных и журнальных публикациях И.Гринберг, Л.Ершова, А.Марченко, И.Роднянской, К.Султанова С.Трегуба и др.
Однако понятно, что точечные интервенции в эстетический мир балкарской поэтессы не могут восполнить те лакуны, которые мы наблюдаем в общем комплексе сложных взаимнодетерминированных явлений, который можно очертить контекст советской многонациональной литературы – балкарский фольклор – балкарская авторская поэзия – специфика художественного мышления Т.Зумакуловой.
Методологическая основа работы. Исследование творчества Т.Зумакуловой проведено на основе сравнительно-типологического и текстологического изучения поэтических текстов автора. В выработке научной концепции мы опирались на труды известных отечественных и зарубежных ученых, в которых разработаны актуальные для нашего исследования подходы к изучению произведений литературы, а также на работы по вопросам взаимосвязей литературы и искусства. Это сочинения И.Р.Бехера, А.Н.Веселовского, И.И.Виноградова, Гегеля, Л.Я.Гинзбург, И.Л.Гринберга, В.М.Жирмунского, Д.С.Лихачёва, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана, В.Е.Хализева, Б.М.Эйхенбаума, Я.Е.Эльсберга, Е.Г.Эткинда.
При анализе лингвопоэтики стихов, мы опирались на труды известных отечественных и зарубежных языковедов: Ф.М.Березина, В.А.Звегинцева, Р.О.Якобсона и др.
В ходе исследования также использованы труды ведущих северокавказских литературоведов и критиков: А.Д.Атабиевой, А.М.Гутова, Е.А.Куянцевой, К.Н.Паранук, З.Х.Толгурова, Т.З.Толгурова, Ю.М.Тхагазитова, А.Х.Хакуашева, К.Г.Шаззо.
Теоретическая значимость работы состоит в разработке одной из актуальных проблем северокавказского литературоведения – тематической классификации, жанровой идентификации, выявлении особенностей поэтики, проблематики и художественной символики творчества Т.Зумакуловой.
Результаты исследования могут способствовать дальнейшему изучению литературно-критического творчества поэта и стать теоретическим обоснованием при изучении лирики других балкарских авторов, а в более широком плане – исследованию эволюции жанровой специфики поэзии северокавказского региона, сравнительному изучению литератур народов Российской Федерации.
Практическая значимость диссертационной работы. Творчество Т. Зумакуловой включено в учебные программы средних школ и филологического факультета КБГУ. Настоящее исследование может стать основой для создания учебного пособия и оказать помощь преподавателям и студентам в изучении современной балкарской поэзии.
Результаты исследования могут быть использованы при подготовке спецкурсов по проблемам современного карачаево-балкарского литературного процесса, а материалы диссертации – послужить методологической основой для студентов и аспирантов в работе над курсовыми, дипломными, магистерскими и диссертационными трудами.
Апробация работы. Основные положения и научные результаты диссертационного исследования прошли апробацию на международных научно-практических конференциях «Художественный мир Юга России: синтезное мышление, диалог культур» (Карачаевск, 2010), «Языковая ситуация в многоязычной поликультурной среде и проблемы сохранения и развития языков и литератур народов Северного Кавказа» (Карачаевск, 2011) и др. По теме диссертации опубликован ряд статей, в том числе в журнале, реферируемом ВАК.
Диссертационная работа обсуждена на расширенном заседании кафедры литературы и фольклора народов Северного Кавказа Кабардино-Балкарского государственного университета им. Х.М. Бербекова (февраль, 2012), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» (декабрь, 2011).
Структура диссертации. Цели и задачи диссертационного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.