Введение к работе
Актуальность исследования. Начиная со второй половины 80-х годов ХХ века в политической и социальной жизни народов бывшего Советского Союза начали происходить серезные сдвиги в сторону демократизации общества. В процессе распада Советского Союза Республика Таджикистан приобрела государственную независимость. В годы независимости таджикская поэзия подверглась значительным изменениям и расширилась как по тематике и жанровым разновидностям, так и по содержанию. Художественное изображение и творческое воображение поэтов заметно усиливается почти во всех жанрах: в газели, поэме, оде, четверостишии, двустишии и других разновидностях поэтических жанров. В период независимости страны в таджикской поэзии развивались и другие поэтические разновидности, такие как новый стих, свободный стих, белый стих, хусравани, стихоподобие. Наряду с этим в эти годы в поэзии появились новые виды, так называемые описательные стихи и миниатюрная поэзия, все это интересовало ученых и исследователей в области литературоведения.
Одним из ярких представителейсовременной таджикской поэзии является Салими Хатлони, творчество которого отличается как жанровой разновидностью, так и содержательной неповторимостью поэтического слова. Реферируемая диссертационная работа посвящена одной из актуальных проблем, еще не подвергавшихся монографическому исследованию, жизни и творчеству прекрасного поэта, видного представителя современной таджикской поэзии, вклад которого в развитие поэзии начала ХХ века в Таджикистане был чрезвычайно велик. Наряду с этим, определение жанровых разновидностей творчества Салими Хатлони, выявление содержательных, этических, эстетических особенностей, а также анализ и интерпретация метрических свойств рифмы и некоторых аспектов творчества поэта становится одной из важных задач современного литературоведения. Решение данных вопросов связано с необходимостью определить прикладную значимость творчество ведущих представителей современной таджикской поэзии. Актуальность темы исследования также определяется неразработанностью выбранной темы и необходимостью проследить влияние творчества Салими Хатлони на развитие таджикской художественной литературы.
Степень изученности темы: Поэтическое творчество Салими Хатлони подвергалось критическому и литературоведческому анализу с самого раннего периода его творчества, когда поэт писал свои первые стихи, будучи студентом Московского государственного института литературы имени М. Горького. В 1992 году Салими Хатлони после издания второго своего сборника стихов – «Сапедасори булр» (Хрустальная заря) был удостоен премии Союза молодежи Республики Таджикистан, и в это время были опубликованы рецензии ведущих критиков и теоретиков современного таджикского литературоведения, такие как «Кзаи булр» (Хрустальный кувшин) А.Адхама, «Ои алам» (Вздох пера) А. Хакима, «Биг зи бода паёме» (О, дай вести от вина) Р. Муборака, «Нигое аз дидаи дил» (Взор из сердца) Дж. Темурзода, которые высоко оценили творчество рост молодого поэта.
Доктор филологических наук Шамсиддин Солехов в своих статьях «Фарёдои дардолуд» (Болезненные вопли), «Шеъри эсосу андеша» (Стихи чувства и размышления) отмечает специфические особенности творчества Салими Хатлони в различные периоды творчества поэта. Видные представители современного таджикского литературоведения, такие как С.Табаров, А.Рахмонов, Х.Гоиб, Д.Назри, Ш.Ёдгори, З.Абдулло, А.Кучаров, А.Махмадаминов, С.Нуров, М.Аджами, К.Саидолимов в своих трудах рассматривают различные стороны творческого стиля художественных особенностей поэзии Салими Хатлони. Поэт Зиё Абдулло, оценивая поэму Салими Хатлони «Хокистари убоб» (Пепел пузыря), сравнивает эту поэму с поэмой Муъмин Каноата «Гавораи Сино» (Колыбель Авиценны) и отмечает, что поэма является измерением совершенного человека и совершенного мышления. Поэт мастерски направляет читателя на познание реального современного мира посредством парепатетических и мистических взглядов, и это доказывает мастерство и неповторимость художественного слова Салими Хатлони.
Видные иранские исследователи Алиасгари Шеърдуст и Алиризо Мухаммадризо Казва также заинтересовались поэзией Салими Хатлони и высказали весьма интересные мысли о его творчестве.
Следует отметить, что все перечисленные публикации и другие критические взгляды специалистов - литературоведов создают фрагментарную картину анализа и интерпретации поэтического творчества поэта, которые требует специального монографического исследования. Исходя из этого, в данном исследовании возникает необходимость рассмотреть место и роль творчества видного мастера слова современной таджикской литературы – Салими Хатлони в развитии новой поэзии, в том числе становления новых стилей художественного слова.
Цель и задачи исследования. Основной целью исследования является научный анализ и интерпретация жизни и творческой деятельности Салими Хатлони, места, роли и своеобразных особенностей творчества поэта, его вклада в развитие художественного слова. Для достижения и реализации намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- исследование и определение творческого и литературного мастерства Хатлони в использовании народных и исторических источников, идей национального возрождения и свободолюбия;
- исследование и критический анализ текста поэтического, переводческого и научного творчества Салими Хатлони, как ценного источника художественного слова и поэтического мастерства в современной таджикской литературе;
- определение и классификация основных жанровых разновидностей, а также тематических направлений творчества Салими Хатлони;
- анализ и исследование поэтических традиций литературы 80-х годов ХХ века и сравнение их особенностей с новыми поэтическими содержательно-тематическими направлениями периода независимости Республики Таджикистан;
- изучение и описание жизни и творческого пути Салими Хатлони как поэта, ученого и переводчика;
- выявление социальных и культурных основ становления Салими Хатлони как ведущего поэта современности;
- анализ и интерпретация художественных особенностей, а также художественных приемов в поэзии Салимим Хатлони;
- выявление творческого своеобразия, определение неповторимости и мастерства поэта в изложении художественного слова в современной поэзии;
- сравнение газелей и поэм Салими Хатлони с творчеством Джалолиддин Руми и Мирзо Абулкодири Бедиля, в целях выявления общих и отличительных особенностей их творчества, так как в своей поэзии поэт больше всего подражает им;
- анализ и интерпретация языковых и стилистичесоких особенностей поэзии Салими Хатлони;
- определение места и роли поэтического творчества в таджикской поэзии периода государственной независимости Республики Таджикистан.
Источники исследования. В качестве источника были привлечены все издания творчества – сборники стихов, поэтический трехтомник «Мунтахаби ашъор» (Избранные стихи) Салими Хатлони, а также фрагменты стихов для сравнения творчества видных поэтов средневековья и современных поэтов, таких как Низами Ганджави, Джалолуддини Руми, Мирзо Абдулкодири Бедил, Аджзии Самарканди, С. Айни, М. Турсунзода, М. Каноат, А. Лохути, Лоик Шерали, Хакназар Гоиб, Гулназар, Гулрухсор, Бозор Собир, М. Бахти, А. Муроди, Б. Расо, З. Абдулло, Р. Ваххоб, Н. Косим, Мехринисо.
Методы исследования. Методы исследования обусловлены спецификой собранного материала и характером поставленных задач. В процессе исследования за основу взят текстологический, сравнительно-исторический, историко-типологический и экспериментальный методы. Решение отдельных задач, поставленных в диссертационной работе, потребовало частичного использования метода компонентного анализа, а также местами был использован сопоставительный метод. Методологическую основу исследования составляют достижения ведущих литературоведов и филологов, иранистов различных школ и направлений, таких как Шамс Кайс Рази, В.Г Белинский, С.Табаров, М.Шакури, Х.Мирзо-заде, Р.Хади-заде, Г.И.Ломидзе, А.Фадеев, Р. Мусулмониён, Х. Шарифов, М.Л. Рейснер, Х.Асозода, Алиасгар Шеърдуст.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые в современном таджикском литературоведении подвергаются монографическому исследованию жизнь и творчество поэта современности – Салими Хатлони - в контексте поступательного развития таджикской художественной литературы, особенно поэзии. Наряду с этим выявляется специфика творчества Салими Хатлони, поэтическая структура, содержание, неповторимые образы, языковые, стилевые и художественные особенности творчества поэта.
Научно-теоретическая значимость исследования. Научные результаты диссертационного исследования могут служить важной теоретической и прикладной основой при изучении и научной интерпретации вопросов литературоведения, истории современной таджикской литературы, изучении эволюции жанров современной поэтики. Научные выводы, рекомендации и предложения относительно различных граней исследуемой проблемы, достигнутые в диссертации, обладают не только теоретической, но и практической значимостью.
Прикладная значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы при изучении курса современной таджикской литературы, при чтении спецкурсов, на факультативных занятиях и спецсеминарах, а также при написании учебников и учебных пособий по истории и теории литературы, хрестоматий для вузов и средних школ по литературе. Выводы исследования могут быть применены также при написании диссертационных, дипломных, курсовых и реферативных работ студентов филологических специальностей и факультетов высших учебных заведений.
На защиту выносятся следующие положения:
1.Влияние социально-культурного положения Таджикистана на литературное творчество в годы независимости ярко прослеживается в творчестве поэтов и писателей.
2.Описание проблем традиций и новаторства на данном этапе развития таджикской литературы как литературы переходного периода является ключевым вопросом современного литературоведения.
3.Изучение творчества Салими Хатлони в современном таджикском литературоведении представляется важным шагом в исследовании творчества нового поколения мастеров художественного слова.
4.Творчество Салими Хатлони занимает особое место в таджикской литературе и поэзии, является показателем нового течения в современной литературе.
5.Содержание, структура, литературные образы, стилевые и художественные особенности поэзии Салими Хатлони представляют своеобразные, неповторимые атрибуты творческой мастерской поэта.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории и новейшей персидско-таджикской литературы филологического факультета ТНУ, (протокол № 11 от 3 мая 2013 года).
Основные результаты исследования отражены в 4 научных статьях, перечень которых прилагается в конце автореферата.
По теме диссертации автор выступил с докладами на республиканских симпозиумах и конференциях (2010, 2012) и общеуниверситетских конференциях профессорско-преподавательского состава ТНУ (2009 - 2013 гг.).
Структура диссертации продиктована её задачами. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии, включающей 176 наименований. Работа изложена на 186 страницах компьютерного набора. Главы диссертации делятся на части и разделы.