Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Жизнь и творчество Соме`Одиназаде Холикова, Зайналби Кенджаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Холикова, Зайналби Кенджаевна. Жизнь и творчество Соме`Одиназаде : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Холикова Зайналби Кенджаевна; [Место защиты: Тадж. нац. ун-т].- Душанбе, 2012.- 152 с.: ил. РГБ ОД, 61 13-10/225

Введение к работе

Актуальность исследуемой темы. ХХ век сыграл важную роль в социальной и культурной жизни таджикского народа и внес коренные изменения в культурную и литературную жизнь Республики Таджикистан.

Общеизвестно, что при несправедливом территориальном распределении таджикский народ потерял свои крупнейшие научные, культурные и литературные центры, такие как Бухара, Самарканд, Ташкент, Хорезм, Фергана, Хуканд, Ургенч и др.

Таджикские литераторы, создавшие замечательную школу, приобрели на этом поприще определенный опыт, собирая по кирпичику новую литературную школу в тогдашнем городке Душанбе. Необходимо отметить имена таких известных писателей, как Садриддин Айни, Абулкасым Лахути, Абдулвахид Мунзим, Ахмадджон Хамди, Пайрав Сулаймони, Джалал Икроми, Сатим Улугзаде, Мирза Турсунзаде, Али Хуш, Абдусалам Дехоти, Рахим Хашим и др.

Во второй половине ХХ века новейшая таджикская литература отличалась новаторством в постановке проблем, пользовалась особой популярностью в Иране, Пакистане и Афганистане. Это значит, что таджикские писатели и поэты изящностью стиля своих произведений завоевали всемирную славу.

В 20-е годы в отдельных регионах страны, независимо от социально-политических изменений, складывались основные литературные движения.

Советская власть стремилась посредством пера и бумаги повлиять на сознание населения, чтобы избежать разногласий в обществе. Таким образом, Москва все – таки смогла реализовать свои намерения и достигла поставленной цели. В связи с этим, относительно творческих лиц требования были более строгими и жесткими.

В таких жесточайших ограниченных условиях, конечно, нелегко было творить свободно, без давления властей. Однако наши поэты и писатели, даже в отдаленных уголках страны, смогли сохранить изящество таджикско-персидского языка – языка Рудаки, Фирдоуси, Низоми, Санои, Аттора, Саади, Гафиза, Камола, Джами, Васифи, Хилоли, Бедиля, Ахмада Дониша – и внесли огромный вклад в воспитание будущего поколения.

Одним из ярких представителей литературы той эпохи был талантливый поэт Мирзо Шариф Соме’ Одиназаде Хатлони, в творчестве которого отразились мудрость веков и тайны вселенной.

После обретения Таджикистаном государственной независимости вырос интерес исследователей к изучению жизни и творчества многих поэтов и писателей, к которым при СССР нельзя было даже «прикасаться». Так как, якобы, их творчество имело антисоветский характер. Однако государственная независимость, как одно из ярких политических событий в жизни нашего народа, сняла все стереотипы на пути к исследованию жизни и творчества выдающихся писателей, которые, действительно, являются народным достоянием. Особенно история жизни и творческое наследие талантливых мастеров слова, в каждом слове которых звучат призывы к справедливости, милосердию, постижению наук, любовь к близким и родному краю, отзывчивость, заслуживают внимания и глубокого рассмотрения.

Независимо от горькой и несправедливой жизни, истязаний, мучений, страданий и зависти чиновников, клеветы и наговоров поэты той эпохи смотрели на мир с позитивной точки зрения, надеялись на будущее, жили и сохраняли национальные ценности и защищали интересы народа своим острым пером и яркими мыслями.

К сожалению, литературные круги Кулябского региона республики, особенно жизнь и литературное наследие ярких представителей этих кругов, по настоящее время остаются малоизученными. Актуальность темы реферируемой диссертации определяется возрастающим интересом исследователей к изучению жизни и литературного наследия поэтов и писателей, представителей духовенства и религии, воспитанников таджикско-персидской классической школы поэзии.

На сегодняшний день, когда общество нуждается в добром слове, молодежь – в постижении науки и знаний стремится к поискам моральной пищи, многие из молодых людей идут по неправильному пути, придерживаясь чужих ценностей. Данное исследование относительно жизни и творчества еще одного поэта – проповедника, талантливого мастера слова – Соме’ Одиназаде Хатлони является своевременным.

Степень изученности темы. Исследование жизни и литературного наследия Соме’ Одиназаде долгие годы оставалось вне поле зрения исследователей, несмотря на многочисленные попытки его учеников – воспитанников литературного кружка города Куляба, руководителем которого являлся сам поэт. Так как в течение 50 лет он постоянно преследовался народным Комиссариатом внутренних дел, комитетом безопасности Республики Таджикистан, России и Узбекистана.

Лишь в конце 80 – х годов ХХ века во всех постсоветских странах появился особый интерес к изучению жизни и творческого наследия советского периода. Соме’ Одиназаде также был из числа «униженных и оскорбленных» той эпохи, который провел свои золотые годы в тюрьмах и заключении (1931-1946 гг.) только потому, что его отец был грамотным и набожным, читал священный Коран.

Первым подробным исследованием, касающимся истории жизни поэта, является очерк А. Рахима «Нур ва зулмот» («Свет и тьма»).

Интерес исследователей к изучению творчества поэта возрос, особенно тогда, когда страна находилась в критической ситуации, шла гражданская война, практически каждый день проливалась чья-то невинная кровь, а по радио и местному телевидению все время звучивали марсие – траурные стихи, посвященные нелепой, преждевременной кончине родных и близких людей.

Позднее в освещении жизни и творческого наследия поэта были опубликованы отдельные статьи и очерки (в газетах: «Мубориз» (Борец), «Адабиёт ва санъат» (Литература и искусство), «умурият» (Республика), «авонони Тоикистон» (Молодежь Таджикистана)).

Особенно отличались своей содержательностью и аргументированностью исследования Абдулкодира Рахима, Сипехра Хасанзода, Ибрагима Джалилзаде, Али Мухаммади, А. Абдуррахимова, А. Рахмон и А. Махмадаминова.

В изучении жизни и творческого наследия этого талантливого поэта велика заслуга литературоведа А. Махмадаминова. Собрав богатый материал относительно жизни и творчества поэта, исследователь составил и опубликовал книгу под названием «Зеленая тетрадь» («Дафтари сабз»). Автор этой книги анализирует бесценное творческое наследие поэта Соме’ Одиназаде в соответствии с требованиями и закономерностями современной текстологии.

В конце 2003 г. вышел из печати сборник стихов Соме’ Одиназаде, именуемый «Дили садпора» («Разорванное в сто клочьев сердце»), с предисловием одного из близких родственников поэта – Сангахмада Даминзаде, автором – составителем которого является Саид Рахмон.

Позднее о жизни и творчестве поэта появилась заметка в книге «Пирони кухистони Хатлон» (Мудрецы горного Хатлона) её авторами были Раджаб Асозаде и Хатем Асозаде.

Таким образом, несмотря на то, что были написаны интересные статьи и очерки, посвященные жизни и творчеству поэта, однако развитие традиций и новаторство, а также особенности его поэзии остались вне поля зрения исследователей.

Объектом исследования данной диссертационной работы является жизнь и творческое наследие поэта Соме’ Одиназаде, а также развитие традиций и новаторства в его творчестве. Для решения поставленных задач были привлечены работы таких исследователей, какА. Махмадаминов, А. Абдурахимов, С. Даминзаде, С. Рахмон, Р. Асозада, Х. Асозадаи другие, а также словари, антологии и другие необходимые источники.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является исследование жизни и творчества одного из ярких представителей Кулябского литературного круга Соме’ Одиназаде, развитие традиций и новаторства поэта, особенностей жанрового своеобразия его поэтки, а также места и роли поэта в развитии поэзии в Кулябском регионе. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:

- выявление социально - политических условий, играющих важную роль в жизни и творчестве поэта;

- глубокий анализ литературного наследия и художественного новаторства поэта;

- выявление жанрового своеобразия творчества поэта;

- изучение особенностей языка и стиля поэта;

- исследование художественных особенностей газелей, рубаи, марсие поэта;

- определение этапов развития творчества поэта;

- выявление двуязычного творчества поэта;

- изучение религиозной поэзии поэта;

- определение места творческой школы поэта и воспитанников этой школы;

Методологической и теоретической базой данного исследования являются работы современных зарубежных и отечественных ученых, связанные с изучением различных аспектов истории жизни и творчества Соме’ Одиназаде. Основополагающими для исследования являются работы специалистов в области истории и теории литературы Д.С.Лихачева, Жирмунского В.М.,Степанова Н.Л., Буслаева Ф., Потебни А., Прокофьева Н.Л., Бертельса Е.Э., Брагинского И.С., Зехни Т., Мирзозода Х., Асозода Х., Шарифова Х. Б., Мусулмониен Р. многих других литературоведов и востоковедов.

Методы исследования. В качестве основных методов диссертационного исследования мы руководствовались сравнительно – историческим принципом литературоведения, в особенности теорией художественного образа, а также типологией жанров и структуры художественного образа.

Научная новизна. Данная диссертационная работа является первым монографическим и всесторонним исследованием о развитии традиций и новаторства в литературном наследии Соме’ Одиназаде. В данном научном исследовании впервые в таком широком аспекте рассматриваются художественно-стилевые особенности творчество поэта.

Источники исследования. Диссертация написана на основе статей, очерков, более 65 источников, в число которых входят очерк «Нур ва зулмот» Рахима А., книга «Дафтари сабз» Махмадаминова А.,Хасанзода С. «Эхёи Када», а также многие другие работы и материалы из личного архива поэта,толковые словари, справочники, антологии.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Результаты проведенного исследования восполняют существующие пробелы в изучении современной таджикской литературы, расширяют представления об особенностях и путях её развития. Материалы и выводы диссертации могут быть полезны при изучении вопросов поэтики и теории жанров персидско-таджикской литературы, особенно в соответствующих разделах курса «Современная таджикская литература», в чтении спецкурсов по проблемам жанров и образов персидско-таджикской литературы.

Основные положения, выносимые на защиту, состоят из жизнеописания Соме’ Одиназаде, роль газели в творчестве Соме’ Одиназаде; развитие жанра «марсия» в творчестве поэта; этапы развития творчества поэта; место рубаи в творчестве поэта; причины создания двуязычного наследия поэта; религиозное наследие поэта; роль Соме’ Одиназаде в воспитании будущих поэтов; новаторство поэта; темы просвещения, патриотизма, гуманизма, любви и преданности в творчестве поэта.

Апробация результатов исследования.

Результаты исследования обсуждались и рекомендованы к защите на заседании кафедры теории и новейшей персидско-таджикской литературы Таджикского национального университета («29» июня 2012 г.).

Основные положения диссертации отражены в 5 публикациях, в том числе в журналах «Вестник Таджикского национального университета» (3 статьи) и «Вестник Таджикского государственного педагогического университета им. С. Айни (1 статья), рекомендованные ВАК Министерства образования и науки РФ. Список опубликованных работ приводится в конце автореферата.

Структура диссертации подчинена решению основных целей и задач данного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Жизнь и творчество Соме`Одиназаде