Введение к работе
Актуальность темы и степень разработанности проблемы. В истории таджикско-персидской литературы ХУ1-Х1Х века считаются важным периодом, отличающиеся не только тематикой и содержанием, но и своеобразием стиля. Внутренние и внешние конфликты и войны, проходившие в этот период в Мавераннахре, Хорасане и Иране, оказали свое влияние и на литературу, и именно в данную эпоху единая персидская литература разделилась на три ветви. В течение более четырёх столетий литература Мавераннахра развивалась в качестве самостоятельной литературы, опираясь на достижения литератур Индии и Хорасана.
Изучение литературы этого периода показывает, что действующие в Мавераннахре литературные круги были не менее развиты, чем литературные круги Хорасана. Особенно литературные круги Самарканда и Бухары, а затем и Коканда выдвинули много талантливых и известных поэтов. Литературная жизнь во второй половине ХУП века и в первой половине ХУШ столетия в Центральной Азии протекала в политических центрах – Бухаре, Коканде, Харезме. Литературный круг Коканда был наиболее известным, и большинство его представителей писали свои произведения на двух языках – таджикском и узбекском. Известный исследователь таджикско-персидской литературы Е.Э.Бертельс в своей статье «Персидская литература в Средней Азии», имея в виду указанный литературный круг, писал: «Имеющийся и доступный материал, особенно в книгохранилищах Средней Азии, исключительно велик и обилен. Материалы дают десятки и даже сотни имён поэтов и писателей, не только никогда не издававшихся, но даже почти не упоминаемых европейской наукой.»(1, 300). И хотя после статьи Е.Э.Бертельса прошло немало лет, постановка вопроса практически находится на том же уровне, и до сих пор литературное наследие большинства поэтов данного периода, в должной мере не изучено.
Шайдо Худжанди, годы жизни которого приходятся на этот малоизученный период таджикской литературы, относится к поэтам, имеющим диван. По разным причинам его поэтическое наследие до сих пор не стало объектом всестороннего исследования и не известно широким массам любителей поэзии.
Известный литературовед Абдулманнон Насриддин отмечает, что «…Шайдо происходит из семьи видного писателя и мистика Вароруда – Ходжи Ахмада Косони, известного как Махдум Аъзам» (3, 141).
Жизнь Шайдо Худжанди приходится на период, когда выдающиеся литераторы Мавераннахра – Сайидо Насафи, Шавкат Бухорои, Малехо Самарканди и десятки других, уже покинули этот мир.
В таджикском литературоведении, как в современном, так и в недавнем прошлом, основное внимание уделялось изучению литературы второй половины ХУШ и первой половины Х1Х века, представителями которой являлись Хозик, Мунши и ряд других поэтов. Литература первой половины ХУШ века, к которой относится и Шайдо Худжанди, в меньшей степени становилась предметом исследования.
Шайдо Худжанди в своем творчестве продолжает лучшие традиции тысячелетней персидско-таджикской литературы. В его поэзии чувствуется влияние выдающихся персидско-таджикских поэтов, таких как Аттор Нишопури, Мавлоно Руми, Саъди Ширази, Камол Худжанди, Косим Анвор, Толиб Омули.
О жизни и творчестве Шайдо Худжанди существуют отдельные статьи литературоведов Саидумара Султонова (5), Эргашали Шодиева (8) и Абдулманнона Насриддина (3; 4).
Указанные статьи, с одной стороны, впервые в современном литературоведении представили читателям Шайдо Худжанди и образцы его поэзии, с другой - определили дальнейшие пути и принципы исследования жизни и творчества Шайдо.
Списки дивана поэта хранятся в большинстве библиотек мира, в частности в Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане, России. Автор диссертации в процессе работы использовал две рукописи стихов Шайдо: первая хранится под номером 1347 в фонде рукописей Института востоковедения АН Республики Таджикистан, вторая - под номером 37 - в личной библиотеке литературоведа Саидумара Султонова. Также автор пользовался баёзом Махдуми Булбул – сборником избранных стихов Шайдо, хранящимся у потомков известного поэта Фавзи Худжанди
Таким образом, о жизни, творчестве, особенностях поэзии Шайдо Худжанди, его месте в истории таджикской литературы отсутствует монографическое исследование. С учетом вышесказанного автор поставил перед собой задачу на основе анализа поэзии Шайдо Худжанди показать общие тенденции развития поэзии в конце ХУП и начале ХУШ века.
Источники исследования. В качестве источников работы были использованы два списка дивана Шайдо, тезкире и исторические сочинения, относящиеся к ХУШ веку, исторические и литературоведческие сочинения, в т.ч. «Таджикская литература во второй половине ХУШ начале Х1Х века» Усмона Каримова, «Сайидо Насафи и его место в истории таджикской литературы» Абдулгани Мирзоева. Также в качестве теоретических источников были привлечены труды известных литературоведов - «Сорок статей», «Учёные и литераторы Худжанда» Абдулманнона Насриддина, «Тезкире худжандских поэтов» Эргашали Шодиева.
Цель и задачи исследования. Диссертант поставил перед собой цель исследовать жизненный путь Шайдо Худжанди, его творческое наследие, определить роль и место поэта в таджикской литературе конца ХУП и начала ХУШ века. Для достижения поставленной цели возникла необходимость решения нижеследующих задач:
- Изучить жизнь и деятельность поэта второй половины ХУП века и первой половины ХУШ столетия Шайдо Худжанди и на этой основе определить литературное значение данной эпохи в истории персидско-таджикской литературы.
- Определить роль литературных кругов, их развитие и взаимосвязь, а также выявить причины, по которым поэтическое наследие поэтов литературного круга Коканда, остались не изученным.
- На основе изучения поэзии Шайдо Худжанди установить основные моменты биографии поэта, место и роль Шайдо в литературе указанного периода, социальные воззрения поэта, его отношения с эпохой.
- Прокомментировать и дать толкование религиозных мотивов в поэзии Шайдо и на этой основе определить точку зрения поэта о жизни, религии и человеке, мистике и поэзии.
- Изучить стилевые особенности произведений Шайдо. Выявить степень влияния Хафиза и представителей индийского стиля на творчество Шайдо Худжанди.
Методологической и теоретической основой работы послужили литературно–теоретические разработки, изложенные в трудах отечественных и зарубежных ученых, а также общетеоретические и общепризнанные методы, используемые при изучении письменных памятников известными таджикскими, иранскими, русскими и другими учеными - литературоведами. Для решения поставленных в работе задач использовался метод историко-сопоставительного и художественно-типологического анализа, применялась нормативная поэтика, употреблялись текстологические критерии и подходы.
Научная новизна. Диссертация является первым монографическим исследованием жизни и творчества талантливого таджикского поэта Шайдо Худжанди, жившего и творившего в первой половине ХУШ века. В работе впервые показан творческий и жизненный путь Шайдо Худжанди. Впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка воссоздания полной научной биографии поэта, исследования общественно-политической, социокультурной и литературной жизни его эпохи, изучения поэтического наследия поэта, в котором важное место занимает газель. Исследованы тематика, стиль, поэтика и художественные особенности его наследия. Настоящая работа впервые вводит в научный оборот поэзию Шайдо Худжанди.
В диссертации, кроме выявления роли Шайдо в литературном круге Коканда, одновременно определяются отличительные особенности литературы указанного периода. Автор диссертации создает твердую предпосылку для издания научно-критического текста дивана Шайдо Худжанди.
Теоретическое значение работы. Теоретическая ценность работы заключается в том, что впервые в таджикском литературоведении объектом отдельного исследования становится жизнь и творчество Шайдо Худжанди. До настоящего времени отсутствовали монографические исследования, посвященные изучению проблем, связанных с жизнеописанием поэта, его поэтическим мастерством и местом Шайдо в истории таджикской литературы. Настоящая работа не только восполняет этот пробел, но и помогает в изучении литературной жизни второй половины ХУП века - первой половины ХУШ века.
Материал диссертации даёт возможность проследить развитие жанра газели в творчестве персидско-таджикских поэтов позднего средневековья и сопоставить ее с газелями в таджикской поэзии начала ХХ века, выявить их общие черты и отличительные особенности на примере творчества Шайдо Худжанди.
Практическое значение работы заключается в том, что ее положения и выводы могут быть использованы при написании академической работы по таджикской литературе ХУП-ХУШ веков и проведении сравнительного анализа жанра газели в средневековой персидско-таджикской поэзии, особенно таджикской поэзии половины ХУШ века, а также в современной поэзии других народов Центральной Азии, Ирана и Афганистана .
Положения и результаты исследования могут быть также применены при чтении лекций по классической таджикской литературе на гуманитарных факультетах высших учебных заведений, при составлении спецкурсов для филологических факультетов вузов, при написании учебного курса по таджикской литературе для средних школ и в организации семинаров для преподавателей литературы школ и высших учебных заведений.
Апробация работы. Основные положения диссертационной работы изложены в целом ряде статей, посвященных исследованию произведений Шайдо Худжанди, опубликованных в научных журналах и сборниках, а также в докладах, прочитанных на различных республиканских и международных научно-практических конференциях.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на расширенном заседании кафедры таджикской классической литературы (02.07.2010, протокол №10) и на секции литературоведения при учёном совете Худжандского государственного университета имени Б.Гафурова (27.10.2010, протокол №4) согласно решениям, которых рекомендована к защите.
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, состоящих из нескольких разделов, заключения и списка использованной литературы.