Введение к работе
Актуальность исследования. Жизнь и творчество корифеев персидско-таджикской литературы исследовано и стало достоянием многих народов, однако в сокровищнице истории персидско-таджикской литературы имеются литераторы, жизнь и творчество которых до настоящего времени оставались вне поля зрения исследователей. К таким поэтам относится Амиршахи Сабзевари, представитель литературы гератской школы XIV-XV вв, богатое творческое наследие которого сыграло важную роль в развитии персидско-таджикской литературы поздних веков классического периода.
Жизнь и творчество одного из виднейших лириков конца XIV- нач. XV вв Амиршахи Сабзевари, о котором многие авторы и составители средневековых литературных антологий и исторических летописей приводят сведения, дают его наследию высокую оценку, до настоящего времени не стали предметом отдельного монографического исследования.
Данная диссертация является попыткой восполнить данный пробел, ибо изучение и анализ творческого наследия Амиршахи показал, что этот поэт обладал ярким, самобытным талантом, тонким вкусом, воспел в своих газелях как земную, так и суфийскую любовь, отразил в них настроения и духовное состояние своего общества.
Актуальность исследования, таким образом, состоит, во-первых, в том, что в современной иранистике оно является первой, единственной монографической работой, анализирующей все аспекты творчества этого поэта. Во-вторых, предпринята попытка определения места и роли Амиршахи Сабзевари в культурном наследии таджиков X1V-XV вв., влияния творчества этого мастера поэтического слова на общественно-политическую ситуацию того времени. В-третьих, впервые подвергнута научному анализу тематика лирического наследия изучаемого поэта, художественный стиль и особенности его поэзии.
Источники исследования. Основными материалами для исследования послужили: изданный в Иране в 1970г. «Диван» Амиршахи Сабзевари под редакцией, комментариями и примечаниями Сайда Хамидияни; сведения литературных антологий, исторических летописей и художественных произведений, как «Весенний Сад» («Бахаристан») Абдурахмана Джами, «Антология поэтов» («Тазкират-уш-шуара») Давлатшаха Самарканді!, «Собрание изящных» («Маджолис-ун-нафоис») Алишера Наваи, «Жизнеописание любимых» («Хабиб-ус-сияр») Хондамира, «Собрание красноречивых» («Маджмаъ ал-фусаха») Ризакулихана Хидаята. Естественно, основным источником для решения поставленных задач явились все доступные рукописи диванов Амиршахи Сабзевари, хранящиеся в различных рукописехранилищах.
Цель и задачи работы. Основная цель исследования - по возможности - дам. наиболее полную реконструкцию биографии, этапов творческого пути Амиршахи Сабзевари, определить дошедшее до нашего времени поэтическое
наследие, анализировать содержание, форму и стиль его лирических стихов, выявить новаторство и влияние традиций на творчество изучаемого поэта. Достижение поставленной цели требовало решения ряда задач, которые диссертант сформулировала так:
-дать описание политической, культурной, в том числе и литературной, жизни Хорасана и Ирана конца XIV-XV вв, необходимого для раскрытия исторической детерминированности духовных и поэтических исканий Амиршахи;
-определить основные этапы биографии и творческой деятельности поэта, в целях восстановления его наиболее полной биографии;
-раскрыть его роль и место в литературно-художественном процессе его эпохи;
-определить объем творческого наследия поэта, выявить и охарактеризовать основные жанровые и тематические особенности его творчества;
-так как реферируемая работа является первой в изучении жизни и творчества Амиршахи Сабзевари, необходимо дать описание всех известных рукописей творений Амиршахи;
-исследовать и охарактеризовать стиль поэзии изучаемого поэта, что подразумевает анализ метрики стихов.
Научная нопизня. Реферируемая диссертация является первым монографическим исследованием жизни и творчества Амиршахи Сабзевари как в отечественном, так и в зарубежном литературоведении. Впервые восстановлена наиболее полная биография поэта, обозначены этапы его творческой деятельности, определен объем его творческого наследия, по мере возможности выявлены литературные и исторические источники, в которых приведены сведения о поэте и его творчестве, в научный обиход введены произведения, до настоящего времени неизвестные научным кругам. В диссертации проанализированы жанровые формы и идейно-тематическая специфика поэзии Амиршахи, особый акцент делается на культурно-историческом контексте творчества поэта, в связи с чем кратко дана общая картина литературно-культурной жизни Герата XIV-XV вв.
Также впервые приведены оценки творчества Амиршахи его современниками и представителями литературы последующих веков.
Практическая ценность диссертации. Материал, собранный диссертантом и результаты проведенного исследования, прежде всего, заполняют пробел в истории персидско-таджикской литературы, относящийся к жизни, творчеству и оценке Амиршахи Сабзевари, одного из видных, оригинальных лириков II пол. XIV - нач. XV вв. Выводы автора и материал диссертации могут быть использованы при чтении лекций по истории персидско-таджикской литературы XV в., при проведении спецкурсов и спецсеминаров на филологических и востоковедческих факультетах вузов республики, при написании полной истории персидско-таджикской литературы, особенно истории литературы XIV-XV вв, и
методических пособий. Результаты исследования диссертанта окажут неоценимую помощь при издании произведений Амиршахи.
Методология исследования основана на комплексном историко-филологическом подходе, предполагающем соединение традиционного описательного филологического анализа текста и сравнительно-исторического принципа изучения явлений литературы. Автор в процессе исследования опирался на теоретические и методологические достижения отечественных и зарубежных ученых при разработке проблем теории и истории литератур, вопросов культуры стран мусульманского Востока, таких как С. Айни, А. Афсахзод, В: Бартольд, Е. Бертельс, С. Брагинский, В. Жирмунский, У. Тоиров, X. Шарифов, К. Воспев, Э. Яршатир, Парвиз Нател Ханлари, а. Арберри, А Баузани и т.д.
Апробация работы. Исследование в качестве кандидатской диссертации было обсуждено и рекомендовано к защите на заседании кафедры истории таджикский литературы Таджикского национального университета (протокол №7 от 08. 04. 2008г.)
Основное содержание диссертации изложено в 6 научных статьях, опубликованных в научных журналах АН Таджикистана, Вестнике национального университета и др., некоторые положения диссертационной работы озвучены'.автором работы в научных докладах, сообщениях, прочитанных на различных конференциях. Список публикаций прилагается в конце автореферата.
Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и научной литературы. Общий объем диссертации составляет 205 страницы компьютерного набора.