Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Французский литературный портрет рубежа XIX-XX вв. — первой половины XX века 23
1.1 Импрессионистический литературный портрет (Ж. Ф. Э. Леметр, А. Франс, Р. де Гурмон, П. Верлен) 23
1.2. Мемуарный литературный портрет в творчестве А. Жида и Ж. Кокто 41
1.3. Интеллектуальный литературный портрет П. Валери (портрет-эссе) 56
Глава 2. Генезис и концепция жанра литературного портрета в творчестве Андрс Моруа 70
2.1. Генезис жанра литературного портрета в творчестве А. Моруа 70
2.2. Концепция жанра литературного портрета в творчестве А. Моруа 97
Глава 3. Поэтика и типология литературных портретов Андре Моруа 113
3.1. Поэтика литературных портретов А. Моруа 113
3.2. Типы литературных портретов А. Моруа 152
Заключение 170
Список использованной литературы 177
Приложение 198
- Импрессионистический литературный портрет (Ж. Ф. Э. Леметр, А. Франс, Р. де Гурмон, П. Верлен)
- Генезис жанра литературного портрета в творчестве А. Моруа
- Поэтика литературных портретов А. Моруа
Введение к работе
Диссертация посвящена исследованию генезиса, поэтики и типологии жанра литературного портрета в творчестве французского писателя и литературного критика Андре Моруа (наст.имя Эмиль Герцог, 1885 -1967).
Изученность темы диссертации. Андре Моруа известен как автор тонких психологических романов, новелл, литературоведческих эссе, исторических исследований, художественных биографий, литературных портретов.
Творчество А.Моруа стало предметом изучения западных ученых и критиков еще в 1930-е годы. Начиная с 1934 года, выходили монографические работы М. Руайя1, А. Филлон2, Р. Вио3, Ориан4. Книги, посвященные А. Моруа, вышли в Нью-Йорке (М. Вокс5, Л. Китинг6), Лондоне (Д. Лерг7, Ж. Леметр8), Брюсселе (Ж. Совенье9), Касабланке (С. Гери10) и т.д. Зарубежные критики и литературоведы стремились понять, «как натура и жизнь А.Моруа освещают, объясняют и даже определяют его творчество»1 . В то же время внимание исследователей было сосредоточено на мировоззренческих установках писателя, на этическом пафосе его произведений, на гуманистических идеалах писателя. В таком свете А. Моруа предстает в работах Виктора Дюпюи , Мишеля-Друа13, а также в монографии Жака Сюффеля «Андре Моруа. С ремарками А. Моруа» (1963), представляющей собой диалог между критиком и писателем14. В названных работах взгляды А. Моруа представлены как единая система, в основе которой определенный мировоззренческий «эклектизм» (по выражению В.
RoyaM [MauriceToescaJ AndreMaurois -P.I934 -128p FillonA Andre Maurois romancicr - P ,1937 -259p VioR I eiounnentd'Odilede«Climais» -P.1937 -48p Aunant Un eenvain original M Andre Maurois P ,1941 'VoxM Andre Maurois and his books -N-Y ,1927 - IS p ' Keaiing L -C Andre Maurois - N -Y , 1969 rl-arg David-Glass Andre Maurois -Lnd, 1931.-239 p 'LemaitreG Andre" Maurois -Lnd,Oxford, 1939 -247p SauvenierJ Andre" Maurois -Brux, 1932 GueryS Lapenseed'AndreMaurois -Casablanca, 1941 ' Michel-Droii A Maurois(Classiquesdu XX sciecle) -P.1953 - P 15 2DupuisV Un ecnvain tomque. - Lausanne, 1945 -63p 'Michel-Droii Open 4SuffelJ A Maurois Avec des remarques par A Maurois - P ,1963 ~202p
4 Дюпюи, «очаровательная смесь идеализма и реализма»), как своеобразная программа действий в разных сферах жизни: «искусство жизни», «искусство мысли», «искусство работы», «искусство управления», «искусство любви», «гимнастика счастья». Р. Кемп и Р. Альбере писали о проповедническом, поучительном характере произведений А. Моруа .
Все названные нами книги вышли при жизни А. Моруа. После смерти писателя Мишель Арлан, произнося традиционную речь при избрании во Французскую Академию, сделал акцент на гуманистическом пафосе творчества А. Моруа, который был прежде всего «человеком, который говорил с человеком и о человеке»16.
В отечественном литературоведении творчеству А.Моруа посвящены работы Ф. С. Наркирьера17, А. Ф. Строева1*, С. Джимбинова19, К. Андреева20, Л. Зониной21, Т. Е. Комаровской , Н. В. Елисеевой и др. В 1972 г. в Москве была защищена кандидатская диссертация М. Я, Левянт «Биографический жанр в творчестве А.Моруа (Биографии писателей)» '. Новеллистика А. Моруа анализируется в кандидатской диссертации А. А. Смирнова «Жанровое своеобразие современной французской новеллы (50-60-е гг.)», защищенной в 1975 г. в г.Горький25.
IJ Kemp R Les nouvcaux «Maurois» II Nouvelles lutcrdires - P, 1946, 12 dec, Kemp R Les Mcmoires d'Andre Maurois II Nouvelles 1 literal res - P, 1948, 18 mars, Albdres R-M Les nouveaux morahsles II Nouvelles Imcraircs -P, 1961, I2janv -N 1741 -P2-3 ArJandM Discours de reception dc M Arland a I'Acaddmic l-rancaise, e! reponse de J Mistier - P ,1969 -P35
17 Наркнрьер Ф С Анд ре Моруа жизнеописания Гюго и Бальзака //НаркирьерФ С Or Ролл ана до Моруа -
М , 1990 -С 233-261, НаркирьерФ С Андре Моруа литературные воспоминания//Моруа А Шестьдесят
Лет моей лиіературной ЖИЗНИ Сбст -М, 1977 -С 5-26
18 НаркирьерФ С, Строев А Ф Миррассказов Андре Моруа //Моруа А Новеллы Исрсфр -Минск, 1987
- С 3-14, Наркнрьер Ф С , Строев А Ф Андре Моруа-публицист // Моруа А Надежды и воспоминания
художественная публицистика Персфр -М.1983 -С 5-20
ДжнмбиновСВ Три Байрона//Моруа А Дон Жуан, или Жизнь Байрона -М.2000 -С5-14 20 Андреев К Три Дюма и Андре Моруа//Моруа А Три Дюма Литературные портреты -Кишинев, 1974 -С 5-13
"ЗонинаЛ Предисловие//Моруа А Превратности любви Семейный круг Романы -Йошкар-Ола, 1990 -С 5-12
г:КомаровскаяТЕ Вступительная статья //Моруа А Байрон -Минск, 1990 -С 5-11 23 Елисеева И В Употребление времен в новеллах А Моруа в связи с их композицией // Ленинградский университет Ученые записки Сер филол науки -Л 1982 -Вып75(№350) -С26-30
Левянт М Я Биографический жанр в творчестве А Моруа (Биографии писателей) Дис на соиск уч ст канд филол наук -М, 1972 См также статьи Левянт М Я Теория биографическою романа А Моруа // Вопросы зарубежной литературы - М, 1971 - С 122-136; Левянт МЯ Мастерство Моруа-биографа // Эстетические позиции и творческий метод писателя / Сб ст- М , 1972 - С 92-104 " Смирнов А А Жанровое своеобразие современной французской новеллы (50-60-е гг) Авторефдис на соиск учен степ канд филол наук -Горький, 1975
5 Советское литературоведение видело в А. Моруа прежде всего продолжателя великих традиций французской литературы: «Андрс Моруа не стал ни создаїелем школы, ни иіубоким исследователем социальных конфликтов, ни буднтелем мысли. Но он - наследник великих традиций французской литературы. Человечность, огромная культура, изящное миїлерсіво, оііочешіоеіь сіиля - ясною,'доступного, ироничною -неизменно способствовали успеху книг Моруа»26.
В статье «Мир рассказов Андре Моруа» Ф. С. Наркирьер и А. Ф. Строев анализируют мастерство психологического анализа А. Моруа-раескіпчика. Литературоведы обращают внимание на то, что в жанре новеллы Моруа-иснхологу удается «на ограниченном пространстве сформулировать и доказать тезис, нередко парадоксальный, на двух-трех стриттах -создать" характер; "рассказать "исторнкг" всей жизни". Ф. С. Наркирьер н А. Ф. Строев'выявляют целую систему «фильтров», через которое проходит изображение в новеллах французского автора: способ повествования, временная дистанция, порожденная искусством стереотипность в поведении его персонажей.
В книге «От Роллана до Моруа» (1990), в главе «Андре Моруа: жизнеописания Гюго и Бальзака», Ф. С. Наркирьер намечает основные линии творчества Моруа-писателя, объясняет актуальность проблематики и жанровую специфику его литературного наследия культурным запросом эпохи. Ф. С. Наркирьер отмечает тонкость психологического анализа и иронию Моруа-романиста, стремление автора всесторонне осветить внутренний мир персонажей сквозь призму восприятия разных лиц. Критик отдает должное эрудиции Моруа-историка, его объективности ученого, мастерству изложения исторического материала в книгах по истории Франции, Англии и США.
"ЗоиинаЛ Ушеоч -С5
"Цитпо Наркирьер Ф С, Строев А Ф Мир рассказов Андре Моруа // Моруа А Новеллы Персфр -Минск, 1987 -С3-4
Краткий обзор философских, этических, политических и эстетических взглядов Андре Моруа представлен во вступительной статье Ф. С. Наркирьсра II А. Ф. Строева «Андре Моруа - публицист» к книге А.Моруа «Надежды и иоспоминания». Ф. С. Наркирьср и А. Ф. Строев полагают, чю творчество Л. Моруа было по своей внутренней сути публицистическим дии7юіим"ігчитаіе;іем1*чш мноіичі(сігеинь(ер сичшгенин фритцллами иыира (новеллы, романы, афоризмы, художественные биографии, эссе, исторические и литературоведческие труды, очерки, путевые заметки, фактаты, мемуары) объединяет единая философская и художественная усганолки: сфемление осмыслил, окружающий мир, понять em законы и разъяснить их читателю. А. Моруа показан как писатель, отвергающий философский идеализм, но и не принимающим материализм, понятый им как мехаш1сгичеик1щдегсршп1ирившпк>игь" мвлеппй. Авторы статьи говорят о том, что и эстетические, и политические взгляды французского писателя іссно связаны с этическими категориям!! (верность самому себе, своему жизненному предназначению): красота лечит человека, умиротворяет его мятущуюся душу, воспитывает, развивает разум и чувства, преображает мир.
В предисловии к романам А. Моруа «Превратности любви» и «Семейный круг» Л. Зонина не только отмечает достоинства (психологическое правдоподобие конфликтов и характеров, ясность и простота стиля, чувство меры, уравновешенность композиции, ирония, не позволяющая впадать в сентиментальность) и недостатки (отсутствие социальной глубины) этих произведений, связывая их с традицией французского «аналитического романа». Отечественный литературовед рассматривает творческий метод французского писателя в тесной связи с его философией истории. Автор предисловия видит в А. Моруа не историка-исследователя, а историка-популяризатора: его труды «История Англии», «История Соединенных Штатов», «История Франции» дают общее представление о ходе истории, нравах, национальном характере и облике выдающихся исторических деятелей. Л. Зонина пишет о том, что «Моруа-
7 историк ставит перед собой задачу показать одновременно «изменчивое и вечное», причем он убежден, что изменениям подвержен лишь некий поверхностный слой явлений, глубина же обусловлена природой человека, она неподвижна»; «он убежден, что существует некая вечная «природа человека» и что историческое развитие общества обусловлено прежде всего ннст«нк'іамигїфии}'піігмн"'іП)й природе, он делает ставку на медленное, постепенное, эволюционное воспитание инстинктов, а не на социальные перевороты» . Л. Зонина отмечает» что в своих исторических трудах Андре Моруа дает психологические объяснения событий, общественных сдвигов. Он считает, что в истории огромную роль играют случайности, что государственные деятели - в зависимости от своего характера, темперамента, воспитания и целей"-"уми6 или'не умеют использовать эти случаїшостиТ сиобщая тем самым определенное направление истории, которая «колеблется как маятник часов»29.
Таким взглядом на исторический процесс отечественные литературоведы объясняют особый интерес А. Моруа к биографическому жанру, в первую очередь к биографиям «творцов духовного облика эпохи -писателям»30. И для отечественного литературоведения французский писатель интересен не столько как новеллист и романист, сколько как автор художественных («беллетризованных») биографий. Считается, что А. Моруа «был если не создателем жанра беллетризованной биографии, то, во всяком случае, признанным авторитетом и наиболее популярным автором, работающим в этой области»31. Перу А. Моруа принадлежат биографии П. Б. Шелли, Дизраэли, Дж. Г. Байрона, маршала Лиоте, И. С. Тургенева, Ф.-М. Вольтера, Эдуарда VII, Р. де Шатобриана, М. Пруста, Алена, Ж. Санд, В. Гюго, А. Дюма, А. Флеминга, мадам де Лафайет, О. де Бальзака.
Началом изучения биографического жанра в творчестве А.Моруа явились работы Ф. С. Наркирьера. В уже упомянутой нами работе «От
21 Зонина Л Указсоч -С 6 2} Там же Там же " Там же
8 Роллана до Моруа» литературовед отмечает умение Моруа-биографа увидеть
и передать противоречивость натуры своих героев, контрастность их жизни,
рцірушиїь легенды, созданные современниками или кришками; вьіянлнеї
специфику шшнки биофафическнх произведений французского писателя:
их внутреннюю динамик)', созданную полифонией нескольких лейтмотивов,
мтггереки»г»кал}ль'іОЛіяіїЄ"ифирг«мд"іг г.пгДля Ф. С. Наркнрьера А. Моруа -
один из тех писателей, кто уловил, как изменилось в XX веке привычное
соотношение между действительностью и искусством, жизнью и
лиісратурой, увидел в «человеческом документе» основу художественных
открытии, ііодгоіовил поворот к документальному искусству XX в. А.Моруа
предстает как писатель-гуманист, противостоявший нивелированию
человеческой" личности." По Ф. С. Наркирьсру, обращение А. Моруа к
художественной биографии не только отвечало духу времени, но и было
неизбежным следствием литературного развития А. Моруа - романиста и
историка. Тем не менее, как и все советское литературоведение, Ф. С.
Наркирьер осуждает Моруа за его идеалистические взгляды на исторический
процесс, считает, что французский писатель переоценивает роль отдельной
личности в истории.
Ф. С. Наркирьер, К. Андреев, Т. 0. Комаровская видят основную
заслугу А. Моруа-биоірафа в отказе от идеализации изображаемого
исторического лица, в изображении сложной и противоречивой личности
человека. Тем не менее, критики и литературоведы отмечают, что А. Моруа
создает несколько смягченные и отретушированные образы великих людей.
Обращая внимание на противоречия в судьбе и характере героя, он «дает их
как бы в матовом, смягчающем резкие очертания свете», избегает крайностей
и драматизма". С. Джимбинов сравнивает этот метод с пуантилизмом в
живописи: биографии А. Моруа состоят из огромного количества мелких
«точечных» фактов, которые в сознании читателя должны сложиться в
целостное полотно. «Концепция есть, но она настолько ненавязчива, что ее
іг Джимбинов С Ь Указ соч - С 8-9
9 можно даже не заметить»33. По мнению критика, это придает биографиям А. Моруа объективность и полноту самой жизни, хотя и лишает jKcnpcccHOHHCiCKon страстности биографий С. Цвейга.
М. Я. Левянт в своей диссершіии «Ьиографнческнй жанр в творчестве А.Моруа (Биографии писателей)» смотрит на французского писателя как на нредшивигезм "крпшч&скиїїг'ришштяа, учеяимі~0. де Бальзака. Автор диссертации выявляет основные причины интенсивного развития биографического жанра в западноевропейской литературе ХХ-ого века и субъективные причины, вызвавшие обращение к нему А. Моруа (в частности влияние ашлнйской культуры), определяет место жанра биографии в творчестве писателя. В работе намечена эволюция биографического жанра в творчестве А. Моруа и рассмотрена поэтика созданного писателем типа биографин.
Анализу конкретных биографий в диссертации М. Я. Левянт предшествует рассмотрение теории биографического жанра, разработанного А. Моруа. Исследователь выявляет проблемы, оказавшиеся в центре внимания А. Моруа-теоретика: 1) отношение биографии к литературе и истории; отличительные черты современной биографии; 2) источники биографии и принципы работы с ними; 3) биография как произведение искусства и художественные приемы организации биографического материала. М. Я. Левянт пишет о том, что А. Моруа «выделяет биографию как литературный жанр, сочетающий научность и художественность; при этом под научностью он понимает документальность, под художественностью - эстетическую или поэтическую организацию документа»; «Писатель определил три важных особенности биографии: смелые поиски истины, изображение человека в его противоречивом единстве, ... средство помочь колеблющимся» . Используя в качестве критерия место документа и роль автора в структуре биографии,
"ДжимбшшнС Укаісоч -С7
,J Левянт M Я Биографический жанр в творчестве А Моруа (Биографии писателей) Автореф дис на
соиск уч ст канл филол наук - M , 1972 - С 7,8
10 исследователь выделяет два типа биографических книг А. Моруа: ранние биографии («Ариэль» и «Днзраэли») названы романизованными; поздние представлены кик особый тип художественно-документальной биографии. Рассмотрение философско-эсготических взглядов А. Моруа помогают М. Я. Левянт попять специфику поэтики произведении французского биографа. Автор диссертации говорит о живописной технике А. Моруа-биографа, об использовании им средств музыкальной образности, введении в биографии образов мировой литературы в качестве характеристики своих героев.
Таким образом, и в зарубежном, и в отечественном литературоведении объектом исследования чаще всего оказывался творческий метод Моруа, единая система взглядов французскою писателя на политику, мораль, искусство. Во-вторых, отечественные исследователи видят в А. Моруа прежде всеш биографа, но его «малая биографическая проза» -литературные портреты и этюды о писателях - редко становились предметом анализа (статья Ф. С. Наркирьера «Андре Моруа: литературные портреты» и работа Р. Н. Симаковой «Художественное своеобразие биографического очерка Андре Моруа о Сент-Экзюпери», носящие скорее описательный характер ). Поэтому обстоятельный разговор о литературных портретах А. Моруа, несомненно, актуален.
Материалом нашего исследования являются литературные портреты, опубликованные в трех сборниках: «От Пруста до Камю» («De Proust а Camus», і 963), «От Жида до Сартра» («De Gide a Sartre», 1965), «От Арагона до Монтерлана» («D'Aragon a Montherlant», 1967. Такой выбор представляется целесообразным, поскольку позволяет показать итог многолетних поисков французским портретистом особой, «синтетической» формы портрета. В то же время в качестве фона исследования выступают произведения, вошедшие в сборники «Волшебники и логики» («Magiciens et logidens», 1935), «Литературные этюды» («Etudes litteraires», 1941-1944),
15 Наркирьер Ф С Андре Моруа литературные портреты // Моруа Л От Монтсня до Арагона - М , 1983 -С 7-26, Симакопа Р Н Художественное своеобразие биографического очерка Андре Моруа о Сент-Экзюпери//Труды Кирг ун-та Серия зарубежн лит -1975 -Вып 1 -С70-83
«Американские этюды» («Etudes americaines», 1945), «Образцовые судьбы» («Destins exemplaires», 1952), «Роберт и Элизабет Браунинг» («Robert et Elisabeth Browning», 1955). Обращение к этим книгам помогает понять направление поискоц А. Моруа-нортретиста.
Отечественные it зарубежные словари литературоведческих терминов и литераіурньїе -інциююпєдшг-пє сидержагсініїй о жанре лігтературного поріретаб. Вместе с тем в отечественном литературоведении предпринимались неоднократные попытки изучения литературного портрета (работы И. Андрониковой, B.C. Барахова, В.Я. Грсчнева, А.З, Дмитровского, A.M. Корокогиной, Т.А.Мараховой, М.Т.Мезенцева, А.А.Сшюгрнвовой, Г.Л.Червячсіїко и др.).
В 1985 г. появилось первое монографическое исследование жанра литеріпурнигіт -по|Л|Юггг - дикіорліш-тпічлеріаціїм тг кюниграфнг'В. С. Барахова «Литературный портрет. Истоки, поэтика, жанр» (1985)". Выделив и убедительно теоретически обосновав существование литературного портрета как самостоятельного жанра, указывая на художественно-документальную природу жанра, В. С. Барахов показал истоки и эволюцию мемуарной разновидности жанра литературного портрета в русской и советской литературе, подробно проанализировал литературные портреты М. Горького, выделил жанровые модификации литературного портрета.
В последние годы интерес к жанру литературного портрета возрастает. В 1998 г. в Санкт-Петербурге была проведена научная конференция «Школа литературного портрета и рецензии». В 1999 г. была защищена докторская диссертация В. П. Трыкова «Французский литературный портрет XIX века» и кандидатская диссертация А. В. Ярковой «И. С. Тургенев в творческом
См ГЬе I ongman dictionary of poetic terms -NY -L, 1989, Shaw II Dictionary ofliterary terms -NY, 1972, Scott Л F Current literary terms -L, 1980, encyclopedic franchise Vol 1-21 -P ,1986-1988, Encyclopedia Americana Vol 1-30 -N У ,1992, BeaumarchaisJ-P de, Couty D, Rey A Dictionairc des literatures de langue franchise Vol 1-3 -P. 1984
"НарачовВС Литературный портрет Истоки, поэтика, жанр Дне на соиск уч степ локт филол наук -Л, 1985
Импрессионистический литературный портрет (Ж. Ф. Э. Леметр, А. Франс, Р. де Гурмон, П. Верлен)
Импрессионистический литературный портрет (Ж. Ф. Э. Леметр, А. Франс, Р. де Гурмон, П. Верлеи). IIu-уубеже Х1Х-ХХ вв. и в первой половине XX века литературный портрет, как и многие другие жанры (роман у М. Пруста и Т. Манна, новелла у Ф. Кафки, драма у Б. Шоу и т.д.), испытал на себе воздействие эссеистического жанра. Такое распространение эссеистического принципа мышления на другие жанры и типы творчества называют юсееизацией». Эссе утверждает настоящее как временной и ценностный ориентир62. М. ЭпштеГш в работе «На перекрестке образа и понятия (эссеизм в культуре нової о "времени)» пишет: «В своей приверженности настоящему эссе опережает роман и указывает ему творческую перспективу, поскольку не нымышляет особую действительность, не специфизирует образ как художественный, а выводит его на простор той действительности, в которой живут автор и его читатели» . На рубеже Х1Х-ХХ вв. эссеизация охватила не только литературу, но и философию. Происходит философизация художественного сознания и в то же время эстетизация философского сознания: если искусство все более тяготеет к понятийности, то философия и психология начинает тяготеть к образности. Французский философ-интуитивист Анри Бергсон получил Нобелевскую премию не только за «богатство и плодотворность идей, но и за замечательное мастерство, с которым они были выражены» . Фридрих Ницше облекал свою философию в форму эссе («Так говорил Заратустра»). Психоаналитические труды как фрейдовской, так и в особенности юнговской школы также несут заметный отпечаток эссеизма, что предопределено самой задачей проникновения в бессознательное, в «кипящий котел» психической энергии, где расплавлены и слиты нее познавательные начала. Отсюда «мыслеобразный» xapaicrep іаких понятий психоанализа, как «Эрос» и «Танатос», «Анима» и «Персона», «Маска» и «Гень», эссеистнческая разработка мифологических образов Эдипа, Нарцисса, фантастических образов сновидений...»65. В то же время, философская проблематика волновала таких писателен, как А. Франс, Т. Манн, М. Мстерлинк, А. Жид и др.
Рассматривая основные принципы эссеистического жанра и эсссистического мышления, следует отметить, что эссе противится четкому определению своей специфики. В словарях и энциклопедиях эссе обычно характеризуется небольшим объемом и подчеркнуто субъективной трактовкой конкретной темы, свободной композицией, склонностью к парадоксам и ориентацией на разговорную речь66." Более полную картину дает укішнная вБлие"риботїі М. ЭпштеГша.
Ученый обращает внимание на направленность эссеистического слова на самого говорящего, на сопребываннс личности со становящимся словом67. При этом, эссеистический жанр предлагает особый угол зрения, всегда несколько скошенный, выставляющий тему как нечто побочное: «я» в эссе всегда уходит от определения и не задается прямо в качестве предмета описания. «Эссе - всегда «о», потому что подлинный, хотя и не всегда явленный его предмет, стоящий в «именительном» падеже, - это сам автор, который в принципе не может раскрыть себя завершенно, ибо по авторской сути своей незавершим; и потому он выбирает частную тему, чтобы, размывая ее пределы, обнаружить то беспредельное, что стоит за ней, точнее, переступает ее» .
Генезис жанра литературного портрета в творчестве А. Моруа
Сам А. Моруа признавался: «Во времена моей молодости модные течения во французской литературе менялись, словно тени быстро бегущих облаков. ... Что до меня, то я, верный урокам Алена, держался в стороне от литературной, политической и интеллектуальной моды»183. Однако уважительное отношение к культурной традиции прошлого не мешало А. Моруа улавливать новейшие тенденции времени, не означало радикально-консервативных установок, приверженности литературным условностям. А. Моруа действительно чувствовал себя погруженным в «большое время» литературы, где сосуществуют произведения всех времен, ведя нескончаемый диалог. С этой точки зрения неудивительно, что внимание А. Моруа привлек новый тип биографии, созданный в начале ХХ-ого столетия модернистами (В. Вулф, X. Николсон, Л. Стрейчи) .
В своих документально-критических работах Л. Стрейчи «с шокирующей откровенностью пересматривал истории жизни недавних кумиров - политических и литературных» . JJ. Стрейчи строил свои биографии «на «снижении» образов великих, создавая порой карикатурные портреты, воспринимал политику как интригу, религию как смешной imaxpumr/M7"irjrn4H"bie omomemf r- KHR"i aBHue а жизни. В этом ключе написаны имевшая в свое время большой успех книга «Выдающиеся внкторнанцы» (191S) - о кардинале Мэннннге, одном из лидеров Оксфордовского движения; об известной английской медсестре и благотворительнице Флоренс Найтингел, о просветителе и историке Т. Арнолде и генерале Чарлзе «китайце» Гордоне; а также принятые более умеренно книги «Королева Виктория» (1921), «Елизавета и Эссекс» (1928), «Портреты в миниатюре» (1931)» .
В книге «Волшебники и логики» (1931) А. Моруа высоко оценивал искусство детали в биографиях Л. Стрейчи, его простоту и сердечность тона (вместо господствовавших у Карлейля красноречия и морализаторства), умение делать обобщения и выводы, талант превращать исторический труд в произведение искусства, в поэтическое произведение, когда деталь становится символом, когда ведение тем создает определенный музыкальный эффект (как в романах Пруста) и т.д. В своей работе «Аспекты биографии» (1928) А. Моруа определял новаторство английской биографии через изменение юаимиогнишсннй между автором-биографом и его героями: «Все здесь идет вразрез с жанровой традицией. Биографы викторианской эпохи рассказывали о жизни своих героев, которыми безгранично восхищались; umi выбирали их по причине этого восхищения. Стрейчи, кажется, выбрал героев, которые не вызывают у него такого восхищения» . По мнению, А. Моруа, Л. Стрейчи, сохраняя точность историка, сумел облечь исторический материал в художественную форму. Английский биограф сохранил при этом деликатность и чувство меры: «Он не является больше скульптором погребальных памятников, он - замечательный художник посмертных портретов, слегка (о, совсем слегка) карикатурных. В методе Стрейчи нет ННКЇГКШІ тяжести. Он не критикует, не судит, он показывает. Его метод - это метод юмористов. Сам автор никогда не показывается. Он прогуливается позади Королевы, позади Кардинала Мэншшга, позади Генерала Гордона; он схватывает их жесты, их манеру говорить, и производит комический эффект», - писал о нем А. Моруа . Французский писатель восхищался «Выдающимися викторианцами» Литтона Стрейчи: художественной трансформацией биографического материала («Книга Стрейчи прежде всего произведение искусства» ) и тем «глубоким знанием фактов и людей» , которое позволило английскому биографу показать то, что «обыкновенный мужчина или женщина могут стать героем или героиней».
Поэтика литературных портретов А. Моруа
Поэтика литературных портретов А.Моруа А. Моруа-портретнст акцентирует внимание на универсальности творческиш «існии» ісрин-писиїсли. Говоря о творчестве Марселя Пруста, вдумчивой поэзии» Поля Валери, точности и поэтичности Антуана де Сент-Экзюпери, автор портрета старается подчеркнуть возможность синтеза мысли и чувства, науки и искусства. Так, «искусство Пруста несет в себе -эстетическую, научную и философскую культуру. Пруст наблюдает своих героев со страстным и вместе с тем холодным любопытством натуралиста, наблюдающего насекомых. ... Научная сторона его манеры замечательна. Многие из самых прекрасных образов обязаны физиологии, физике или химии» (334). Научная сторона манеры Пруста не затушевывает почти религиозный мистицизм художника: «Сам он [Марсель Пруст - А.П.] всю самоотверженность, на какую был способен, вкладывал в искусство, а искусство, которое возвышается до такого самосознания, до такой требовательности к себе, удивительным образом напоминает религию. ... Пруст искал точных слов, чтобы изобразить какой-нибудь фонтан или куст боярышника или же передать тайну, связанную с кусочком «Мадлен». ... В подобные благословенные минуты мистицизм художника очень близок к мистицизму верующего» (341). В творчестве Поля Валери так же органично слиты поэтическое вдохновение и точность мысли: «После столетий открытий, благодаря которым мы подверглись поистине варварским нашествиям специалистов, человечество нуждается в поэтах - тех, кто искусней пользуясь словом, способен вернуть ощущение основной сути проблем. Европа гибнет из-за дурного языка. Слишком рано еще выявлять важнейшую черту нашего времени, но, если только история наша не закончится катастрофой, чертой этой будет не отрицание того, что было сделано девятнадцатым веком, но признание науки и наряду с ней ценности поэтического постижения, озаренного разумом. И потому вполне естественно, что лучшим умом нашей эпохи является поэт и что поэт этот -Нал ери» (361),
Другая особенность «гения» героев литературных портретов Андре Моруа - то, что они не приемлют отапеченного мышления: «Мужество не МіТжег іюзняк утБ" в р шга(еіюйкотисііш. гетчвий речи, оно нуждается в своего рода наитии, которое становится действием. ... Сент-Экзюпери относится пренебрежительно к отвлеченному мышлению. Он мало верит в различные идеологические построения. ... Как могут абстрактные понятия заключать в себе истину о человеке?» (506).
А. Моруа не просто показывает архитектонику сознания своего героя, он особо подчеркивает способность своих героев к действию («героическая концепции- -antral"действия» сложилась у А. Моруа еше в детстве под влиянием книг Р. Киплинга300). Так, Антуан де Сент-Экзюпери всю жизнь боролся с препятствиями и «в отличие от Киплинга ... не просто восторгался людьми действия: он, подобно Конраду, и сам участвовал в деяниях, которые описал. ... Отсюда та достоверность, которая звучит в каждом его слове, отсюда же берет начало и жизненный стоицизм, ибо деяние раскрывает лучшие качества человека ... ... человек способен постичь только то, в чем он сам принимал участие» (488-489).
Не менее значима для А.Моруа способность его героев к самосовершенствованию. Герой литературного портрета «Жан Кокто» перевоспитал себя: «Не так легко воспитать себя, еще труднее перевоспитаться. И однако, он перевоспитал себя, он победил свою легковесность. Он работал все быстрее, стал экономнее в словах и жестах. Он все больше старался, как говорил, бить в самое яблочко, а не удивлять хозяйку тира. С годами он делался все строже и требовательней» (374). Герой литературного портрета «Поль Валери» преобразовал собственные разум и речь: «Начиная с 1895 года в безвестности, которую он избрал, Валери продолжает поиски, коих единственная цель - преображение собственного разума и речи» (347).
Особое внимание А. Моруа-портретист уделяет вкладу героя-писателя в культуру, влиянию ею «философии» на то или иное поколение французов. Гак, Марсель Пруст ввел в мир искусства идеи философов и словарь ученых (317), Жан Кокто «вдохновлял и поддерживал все попытки обновления во всех сферах искусства. Чуткий рупор Дягилева, а также Пикассо, он создал и объединил лучших музыкантов, лучших живописцев, лучших писателей своей эпохи. Творческая натура, он обладал также талантом вдохновлять» (362).