Содержание к диссертации
Введение
2. Глава I. Становление творческой манеры писателя. "Анти-графи" и "Тренос" 28
3. Глава П. Сочинения Мелетия Смотрицкого в системе литературной полемики 1621—1623 гг 109
4. Глава Ш. Научно-просветительская деятельность Мелетия Смотрицкого 148
5. Глава ІV. Политический и идейный кризис писателя 168
6. Заключение 196
7. Библиография 199
8. Приложение 222
9. Принятые сокращения 226
- Становление творческой манеры писателя. "Анти-графи" и "Тренос"
- Сочинения Мелетия Смотрицкого в системе литературной полемики 1621—1623 гг
- Научно-просветительская деятельность Мелетия Смотрицкого
- Политический и идейный кризис писателя
Становление творческой манеры писателя. "Анти-графи" и "Тренос"
25 августа 1605 г. львовский епископ Гедеон Балабан писал православным жителям Могилева, мужественно боровшимся за свои права: "Ире то и воин не во время мира и домовых вчасов, но во время рати познается, и кормчий на мори не во время тишины и угодного вЬтра, но часу бурливости морских и противных вЬтров, егда себе самого и сущих с ним в корабли спасет, умЬетность свою показу ет" % Таким верным "воином" и надежным "кормчим" около тридцати лет был Мелетий Смотрицкий для православных народов Белоруссии и Украины. Своим современникам он был более известен как писатель=полемист, нежели автор "Грамматики". Его перу принадлежит шестнадцать сохранившихся до нашего времени сочинений, десять из которых написаны в защиту православия.
Советское литературоведение, - вооруженное марксистско=чяенин-ской методологией, смогло преодолеть тенденциозный подход к творчеству Смотрицкого, дать объективную оценку обоим периодам его деятельности. Однако, на наш взгляд, не всегда фактический материал пересматривается оправданно. Так, если во многих дореволюционных исследованиях считалось, что Смотрицкий умер в 1633 г., то, начиная с 1966 г., а именно с монографии Е.С.Прокоши-ной , в белорусском литературоведении общепринятой датой стал 1630 г. Этой даты придерживаются авторы статей в Бел.СЭ и Краткой литературной энциклопедии , глав, посвященных Смотрицкому, в "Г історій беларускай дакастрнчніцкай літератури" ив "Истории белорусской дооктябрьской литературы" .
На первый взгляд может показаться, что автором монографии "Мелетий Смотрицкий" найден сенсационный в своем роде фактический материал. Е.С.Прокошина пишет: "...родился в м. Смотричь в Подолии в 1572 г. Биографы указывают на различные годы с 1577 по 1579, не ссылаясь при этом ни на какие свидетельства. Между тем имеется сообщение Іерофея в "Записке о Дерманском монастыре", которое заставляет пересмотреть даты жизни М.Смотрицкого. Іерофей приводит надпись на сохранившемся портрете Смотрицкого:
title2 Сочинения Мелетия Смотрицкого в системе литературной полемики 1621—1623 гг title2
Восстановление православной иерархии патриархом Феофаном в 1620 г, ознаменовало собой новую ступень в борьбе православных народов Белоруссии и Украины за свое самоопределение. В числе семи иерархов избрали "на престол архиепископии Полоцкой и епи-скопии Витебской и Мстиславской честнаго Иеромонаха Мелетия Смотрицкого" .
В это время возникают не только новые литературные приемы полемики, но и сама полемика приобретает несколько иную окраску. Изменился ее акцент. "Не подлежит сомнению тот факт, — верно заметил В.Завитневич, — что первоначальным проповедникам унии и в голову не приходила мысль повлиять на православных путем изолирования исторической судьбы западно=русской церкви от гре-ческой" .
Греческая церковь того времени являлась связующим звеном между православием Белоруссии и Украины, с одной стороны, и Московским государством, с другой. Таким образом, униатско=иезуит-ский лагерь во главе с королем Сигизмундом Ш не мог не видеть в этом союзе огромную межнациональную силу, противостоящую наступлению католицизма на Восток, Более того, православные иерархи чаще всего были настоятелями крупных монастырей, при которых находились центры братств. Братчики же зачастую защищали свои интересы не только жалобами и просьбами, но и с оружием в руках.
Научно-просветительская деятельность Мелетия Смотрицкого
А теперь — писал младший современник Мелетия Смотрицкого Афанасий Филиппович, — як проклятая для столка сенаторского и для поваги пышных духовных
Таким образом, Брестская церковная уния обострила не только религиозные, но, в первую очередь, политические и социальные противоречия в Речи Поополитой. Рост городов, зарождение капиталистических отношений способствовали более интенсивной классовой дифференциации общества того времени. Имущественное неравенство объективно вело, с одной стороны, к обеднению мелкой шляхты, мещан, крестьян и казаков, а, с другой, — к сосредоточению экономики, духовной и светской власти в руках крупных феодалов. Не религия, не кровь отцов и дедов, не народные обычаи и традиции стали объединяющими для имущих классов, но именно экономический фактор. Для низших сословий Речи Посполитой, для братчи-ков вера отцов и являлась жизнью /язык, быт и тгроч./. Поэтому они были готовы восстать за веру с оружием в руках, умереть за нее — они по духу действительно "нaливaйкoвцы,,, даже если ве Цит. по кн.: Коршунов А.Ф. Афанасий Филиппович: Жизнь и творчество, с. 149.дут себя мирно, Вера для них становится символом "русской" народности, вера — тот "литое", который служит опорой в борьбе за национальное самоопределение.
Традиционные "семейные" представления о вере, присущие старшим поколениям Острожских, Ходкевичей, Вйшневецких и др., младшим поколением воспринимаются как препятствие для достижения политических и экономических выгод, С необычайной остротой в начале ХУД в. встает проблема "отцов и детей". Дети по крови становятся отщепенцами, врагами отцов в сфере идей, — вспомним Ежи Радзивилла, позже Иеремию Вишневецкого. У представителей высших сословий, как более мобильных в вопросах веры и культуры, процесс денационализации протекал быстро и менее болезненно, чем у "средних" классов. В подавляющем большинстве крупные магнаты и князья уже к 10=м гг, ХУЛ в. изменили интересам народов Белоруссии и Украины, растворившись в общей массе "сильных мира сего" Речи Посполитой и став прочной опорой правящих кругов государства в произведении политики окатоличивания и ополячивания белоруссов и украинцев.
Политический и идейный кризис писателя
Возвратился Мелетий Смотрицкий из своей "перегринации" не в 1626 г., как принято считать в белорусской и украинской науке, а летом 1625 г. Об этом свидетельствуют и некоторые заявления самого полемиста . и косвенные источники . После возврат уже третий год, честные люди, как я возвратился на родину из моего путешествия на Восток /работа над "Апологией"начата весной 1628 г.—В.К«/, где пробыл два года..." Апология. — Кирилло=Мефодиевский сборник, вып. I, с. I. "Мало того, в 1625 г. он сам /Иов Борецкий—В.К./ занялся согласованием того и другого календаря, говорил, что нашел удобный способ, и не раз излагал свою теорию в присутствии многочисленных слушателей". Про-тестация.—Голубев С. Киеский митрополит Петр Могила и его сподвижники. Приложение, с. 98.
"По сих же сушу ему при погрЬбеніи преетавліешіеся о ХристЬ вышереченая княгинь Соломерецкия в Болкоград, и тамо ощущаху его нЬцыи от отец яко неблагочестив, но не возмогоша явЬ его обличи-ти, занЬже у всЬх во велицей чести бЬ... /Ева Баркулабовна Ко-рсак=Соломерецкая умерла в 1625 г.—В.К.Д/Гропар и кандак догмат... КЕВ, 1875, № 17, отд. 2, с. 566/. "...В рукоп. книге Аф.