Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Гуго фон Гофмансталя : Ранний период Елисеева Александра Владимировна (1965-)

Творчество Гуго фон Гофмансталя : Ранний период
<
Творчество Гуго фон Гофмансталя : Ранний период Творчество Гуго фон Гофмансталя : Ранний период Творчество Гуго фон Гофмансталя : Ранний период Творчество Гуго фон Гофмансталя : Ранний период Творчество Гуго фон Гофмансталя : Ранний период
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Елисеева Александра Владимировна (1965-). Творчество Гуго фон Гофмансталя : Ранний период : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Санкт-Петербург, 2005.- 249 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-10/560

Введение к работе

Актуальность исследования раннего творчества Гофмансталя связана с оживлением интереса к творчеству австрийского писателя, что выразилось, в частности, в издании его избранных сочинений в переводе на русский язык2, а также с недостаточной изученностью его произведений в российской науке. Актуальность работы определяется также тем, что в отечественном литературоведении мало исследованы такие явления европейской культуры как «эпоха конца века», эстетизм, декаданс, литературный модерн и т.п., притом что интерес к ним достаточно велик. Изучение произведений, тесно связанных с данными культурными феноменами, несомненно, будет способствовать лучшему их осмыслению.

Комплексный анализ раннего творчества Гофмансталя в его многообразных жанровых проявлениях определяет новизну диссертационного сочинения для отечественного литературоведения, в

'NaefK. J.Hugo von HofmannsthalsWesenundWerk. Zurich, Leipzig, 193B. l-'b . - і ,W1" I

2 Гуго фон Гофмансталь Избранное. М, 1995. I f, ,-L'\ 1

4 котором до сих пор не было попытки исследовать произведения автора 1890 -1900 гг. разных жанров в их совокупности и взаимосвязи. Представляется, что наибольшее внимание российские исследователи пока уделяли ранней драматургии Гофмансталя3. В связи с этим в отечественной науке ощущается недостаток исследований лирики, прозы и эссеистики венского автора, в то время как некоторые его стихотворения, новеллы и эссе, несомненно, принадлежат к шедеврам мировой литературы.

В контексте зарубежной науки новизна диссертационного исследования состоит в обращении к мало изученным на настоящий момент аспектам раннего творчества Гофмансталя - например, проблеме иронии в сочинениях автора, а также факту «цитатности» и палимпсестности его произведений. На присутствие иронии у Гофмансталя уже указывали исследователи4, но, как представляется, этому феномену не было уделено надлежащего внимания. Также не нашёл глубокого осмысления в науке факт «цитатности» и палимпсестности, хотя его также не раз отмечали 5. Цель данной работы состояла в том, чтобы по возможности восполнить существующие в исследовательской литературе лакуны. Новой представляется и попытка увидеть синтез эстетской игры и философско-этического начала в раннем творчестве автора. Существующие интерпретации произведений поэта нередко обнаруживают определённую односторонность - одни склоняются к отрицанию философской глубины в его сочинениях, подчёркивая в них изящество формы, утончённое любование красотой бренных явлений мира6, другие акцентируют моральный пафос Гофмансталя, направленный на

3 См.: Цветков Ю.Л. Искусство и действительность в рашшх драмах Гуго фон Гофмансталя. Автореф.

днсс... канд. фнлол. наук. ЛГУ, 1987.

Королькова О.В. Эволюция художественного метода Гуго фон Гофмансталя: Автореф. дисс. ... канд. фнлол.

наук. М., 1988.

Смирнова Т.П. Лирическая драма в раннем творчестве Гуго фон Гофмансталя; становление и преодоление

жанра. Автореф. дисс. ... канд. фнлол. наук. Нижний Новгород, 2000.

" См, напр..: Wunberg G. Der frillic Hofmannsthal. Sluttgart, 1965. S. 96- 97.

5 См.: Perl W. Das lyrische Jugcndwerk H. von Hofitiaansthals. Berlin, 1936. S. 40-50.

Pestalozzi K. Sprachskepsis und Sprachmagie im Werk des jungen Hormannsthal. Zurich, 1958. S. 45. Hoppe M. Literatentum, Magie und Myslik im FruUwerk Hugo von Hofinannsthals. Berlin, 1968.

6 Андреев Л. Г. Импрессионизм. М.: Изд-воМГУ, 1980. С. 179-180.

5 рззоблачеше индивидуализма и эстетизма7. В диссертации речь идёт о взаимопроникновении эстетской игры, в том числе игры с существующими художественными моделями, в основе которой лежат антимиметические принципы, и философско-этической серьезности в произведениях исследуемого автора. Такой синтез коренится в идее всеединства мира (Allverbundenheit), одной из мировоззренческих доминант рубежа веков. В художественном мире Гофмансталя всякое явление заключает в себе свою противоположность: лёгкая эстетская забава скрывает глубокий смысл, а серьёзные философские и моральные проблемы подвергаются эстетизации, становятся элементами искусственного стилизованного пространства. Ирония Гофмансталя раскрывает ограниченность всякой перспективы и взаимосвязь любых антитез - искусства и жизни, эстетизма и этических принципов, индивидуализма и социального начала. Исследование синтеза эстетского, игрового начала и философского осмысления жизни, анализ их взаимной релятивизации посредством авторской иронии составили новизну данной диссертационной работы.

Расстановка акцентов в данном сочинении обусловлена как смысловыми доминантами, имманентными творчеству Гофмансталя, так и фактором большей или меньшей изученности отдельных вопросов в литературоведении.

Основными методами исследования служат культурно-исторический и структурный метод. Творчество писателя рассмотрено в неразрывной связи с культурным, духовным контекстом эпохи. Данные методологические основания литературоведческого исследования сформировались у автора работы во многом благодаря знакомству со стилем научного мышления отечественного литературоведа А.Г. Березиной8. Культурно-исторический

7 Alewyn R. ОЬэг Hugo von Hofmannsthal GOttingen, 1957.

Hagedom G. Die Maichendichhmg Hugo von Hofinannsthals. Diss. KOln, 1967. Szondi P. Das lyrische Drama des Fin de Steele. Frankfurt aJWL, 1991. S. 160-350.

8 См., например, монографии: Березина АХ. Поэзия и проза молодого Рильке. Л., 1985.
Березина AT. Герман Гессе. Л, 1976. Таюке большое влияние оказали на автора данной работы
прослушанные в студенческие годы лекции профессора А.Г. Березиной по истории зарубеашой литературы
первой половины 20-го века, а также лекции, посвшцбнные творчеству ГХессе.

анализ произведений Гофмансталя особо важен также потому, что сам австрийский автор, как показано в работе, мыслил себя в значительной мере человеком своего времени. Данный метод сочетается с имманентным анализом текста, структуры произведений. Использование компаративистского метода позволило найти общие эстетические и мировоззренческие тенденции произведений Гофмансталя и его современников, а также сопоставить сочинения австрийского автора с их источниками, ибо спецификой художественного метода Гофмансталя является, как показано в исследовании, обработка уже существующих произведений. Необходимость учитывать такие биографические факторы творчества Гофмансталя как исключительное гуманитарное образование, интенсивное общение с современными ему авторами и иными представителями художественной жизни эпохи, а также кризис, пережитый им во время военной службы, вносит в исследование элементы биографического метода. На защиту выносятся следующие положения:

  1. Одной из смысловых доминант раннего творчества Гофмансталя является идея всеединства жизни (Allverbundenheit), определяющая духовную жизнь рубежа веков.

  2. Данная идея пронизывает все уровни структуры произведений - выбор стихотворных форм, поэтический язык лирики, сюжет, инвариант поворотного пункта в новеллах, модель конфликта в драмах, тип героя, символику, стилистические конструкции и т.д.

  3. В контексте идеи всеединства осмысляется и проблема эстетизма как выбора ограниченной перспективы, чреватого местью отвергнутых сторон бытия.

  4. Обращение к глубинным вопросам человеческого существования -проблемам жизни и смерти, быстротечности времени, обречённости всякого явления соединяется с игровой, стилизаторской, эстетизирующей стратегией автора. Оба начала взаимодействуют в

7 поле иронии, обнаруживающей относительность есякого одностороннего подхода к действительности. 5. Фаісг большого количества интекстов, а такие феномен гипертекстуальности в раннем творчестве Гофмансталя предлагается интерпретировать как структурные элементы художественного мира автора, направленные на эстетизацию текста, на преодоление принципов мимезиса. Соответственно данные явления участвуют в порождении иронии - смыслового напряжения между философской глубиной, этическим пафосом и нежизнеподобным, антииллюзорным, эстетским началом его сочинений.

Практическая значимость диссертационного сочинения состоит в том, что его материал может использоваться как для дальнейшего изучения творчества Гофмансталя, так и в преподавании: в курсах истории и теории зарубежной литературы.

Апробация: результаты диссертационного сочинения были изложены в докладах, сделанных в рамках аспирантского семинара под руководством профессора Ю.В. Ковалёва в декабре 1994 и в декабре 1995 гг. и посвященных, соответственно, проблеме импрессионизма в раннем творчестве Гофмансталя и идее всеединства в его произведениях, на XXIV и XXV межвузовских конференциях преподавателей и аспирантов в Санкт-Петербургском университете (темы докладов - «Символ Венеции в творчестве Гофмансталя» и «Мотив танца Саломеи в искусстве рубежа веков»), на двух междисциплинарных конференциях на философском факультете под названием «Смерть в духовном опыте человечества» в 1993 и 1994 гг. (темы докладов - «Смерть в художественном мире Гуго фон Гофмансталя» и «Тема смерти в литературе рубежа веков»). Кроме того, основные положения диссертационного сочинения отражены также в ряде публикаций.

Стремление исходить при анализе творчества преимущественно из текста обусловило структуру диссертационного сочинения. Представляется

целесообразным исследовать различные жанры отдельно с учётом присущей им специфики. Соответственно исследование состоит из введения, четырёх глав, которые посвящены различным жанрам: эссе, лирике, новеллам и драмам, а также заключения и списка литературы.

Похожие диссертации на Творчество Гуго фон Гофмансталя : Ранний период