Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Третий период творчества Уилки Коллинза Антонова Злата Владимировна

Третий период творчества Уилки Коллинза
<
Третий период творчества Уилки Коллинза Третий период творчества Уилки Коллинза Третий период творчества Уилки Коллинза Третий период творчества Уилки Коллинза Третий период творчества Уилки Коллинза Третий период творчества Уилки Коллинза Третий период творчества Уилки Коллинза Третий период творчества Уилки Коллинза Третий период творчества Уилки Коллинза
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Антонова Злата Владимировна. Третий период творчества Уилки Коллинза : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 : Череповец, 2003 202 c. РГБ ОД, 61:04-10/808

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Творческий путь Уилки Коллинза. Первый период (1843-1860) 15

Глава 2. Творческий путь У.Коллинза. Второй период (1860-1870) 30

Глава 3. Третий период творчества Уилки Коллинза (1870-1889) 59

Заключение 174

Библиография 179

Приложение.

Введение к работе

1 .Диссертация посвящается изучению третьего периода творчества известного английского писателя Уилки Коллинза (1824-1889), охватывающего семидесятые-восьмидесятые годы XIX в. Будучи автором уже прославленных, всемирно известных романов "Женщина в белом" и "Лунный камень", писатель создаст в этот период еще много произведений. Некоторые из них выдающиеся деятели английской литературы оценят очень высоко (Суинберн, Т.С.Элиот).

Может быть, несколько преувеличивая, но Жан Рюэ1, подытоживая богатый литературно-критический и историко-литературный материал, говорил о своеобразном "коллинзовском периоде" в английской литературе. Произведения позднего периода автора "Лунного камня", точнее, его романы "второй манеры" как бы заполняют вакуум, образовавшийся в английской литературе после смерти Диккенса, Теккерея, а также большинства викторианцев и появлением новой писательской плеяды (Шоу, Уэллс, Уайльд, Голсуорси), уже тяготеющей к XX в. Многократно говорилось о коллинзовском стиле, ставшем объектом массового подражания, в ракурсе которого писали многие некогда популярные писатели; нередко отмечалось его влияние на раннее творчество Томаса Гарди и др.

Диссертация сосредоточена на комплексном анализе нескольких наиболее выдающихся, особенно популярных романов второй манеры, отмеченных критикой: "Муж и жена", "Закон и жена" и др. Ее задача - раскрыть романную поэтику второй манеры Коллинза (оставляя в стороне его рассказы, пьесы и литературно-критическое наследие). Особое внимание обращается на ощутимое и неоднократно высказанное самим писателем тяготение к общественно значимой тематике, воплощенное в тенденциозных романах (novel of purpose), на синтез публицистического и художественных начал. Важной проблемой была и остается двойная структура повествования у Коллинза или, как отмечал это Диккенс, параллельное сосуществование двух повествовательных пластов, - социально-бытового и "сенсационного", т.е.,

1 Rucr, Jean. Wilkie Collins. - Lille 1990

2 условно говоря, развлекательного. Изучая первый пласт его повествовательной структуры, необходимо затронуть необычный путь писателя к общественно-значимой проблематике, в котором большое место занимают просветительские традиции морализаторской дидактики, умелое использование иронии как-композиционного стержня вертикального контекста2 и исключительная четкость рационально осмысленных лидирующих проблем. Ведущее место в общественной проблематике большинства поздних романов Коллинза отводится теме ущемленности женщины в юридической, нравственной и материальной сферах, трагедии ее неравенства. Выдвинув в героини новую женщину, не уступающую мужчинам в энергии, инициативе, бойцовских качествах, Коллинз противопоставил ее традиционным пассивным женским образам английской литературы ХІХв., начиная с Остин и сестер Бронте Необходимо увидеть, как писатель подытоживает эту традицию, проявив немалое психологическое мастерство. Приемы коллинзовского психологизма заслуживают особого рассмотрения. Ярче всего они проявляются в романе "Закон и жена", стилизованном под дамский исповедальный роман конца XVIII- начала XIX вв. (Барни, Шарлотта Смит, Остин).

Чрезвычайно большое место в поэтике Коллинза занимает полифония Термин "полифония" в данном случае будет использован по Б.А.Успенскому ("Поэтика композиции"). Он несколько упрощает бахтинское определение, понимая полифонию исключительно как многоголосье (с.25-26). "Лунный камень" - достаточно яркий пример этого (в романе 8 разных голосов, точек зрения, тональностей и характеров). Понимать полифонию во всех ее многообразных аспектах, выработанных М.М.Бахтиным на базе поэтики Достоевского, по отношению к Коллинзу было бы неуместно. Тем не менее, даже то ограниченное насыщение термина, какое ему придается в диссертации, показывает достаточно богатый арсенал художественных средств, позволяющий увидеть изображенный мир выпукло и диалектно.

: Понятие "вертикальный контекст" берется нами по Л.Я. Гинзбург. Литература в поисках реальности. - Л.: Сов.писат., 1987. - С. 22-23, 75-77, 80-83, 230 и др.

Большое количество критических исследований посвящено роли детектива в творчестве Коллинза. Рассматривая эту проблему, нельзя не убедиться, что коллинзовский детектив функционально, а значит и структурно отличен от классического, образцами которого считаются произведения Конан Дойла: исполнители, цели, результаты расследования чаще всего оказываются в них мнимыми. Детективное же начало романов Коллинза является новаторским разрешением проблемы "тайны", как центра сюжетосложения, второго, развлекательного, или, по английской терминологии, "сенсационного" пласта художественной прозы, что имеет отношение не только к романам, но также к пьесам, повестям и рассказам писателя. Вопросы своеобразия структуры "сенсационного пласта" не могли не найти места в диссертации. Коллинз отрабатывал методологию увлекательности и развлекательности с первых шагов писательской деятельности. Темп повествования и, в первую очередь, его стремительность, вопрос о сюжетных лакунах для усиления настроя загадочности, таинственности, четкое расположение персонажей в романном пространстве (контрастность по нравственной характеристике, парно-.; расположение по контрасту: добрый - злой, красивый - некрасивый, нормальный, реалистически изображенный - фантастический, экстремальный). Пристрастие Коллинза к загадочным явлениям человеческой психики, его любовь к парапсихологии, к физически и психически неполноценным людям, к разным формам воздействия наркотиков (прежде всего опиума) отличает его поэтику позднего периода и нуждается в рассмотрении. Парапсихологические факторы в коллинзовской интриге выполняют функцию литературного мистицизма, занимающего большое место в готическом романе, у которого Коллинз учился секрету увлекательности. Фольклорно-литературные мифы прошлого у сенсационного писателя заменяются научными мифами: сомнамбулизм и другие загадочные явления человеческой психики. Среди прочих писатель поднимает проблему наследственного характера и даже наследственной судьбы.

Поскольку сам Коллинз много размышлял о том, как привлечь читателя, пойти ему навстречу, то в диссертации, хотя и крайне схематично, лишь как вспомогательный материал, рассматривается и эта проблема. Коллинз избирает, как кажется на первый взгляд, привычные и многократно показанные места действия, тайну наследства, происхождения, соответствующие типы (поместная барышня, самодур-родитель, мрачный злодей с темным прошлым или он же, но в масковой функции), создавая "эффект ожидания". Но материал повернут таким образом, чтобы показать и "эффект неожиданности" - "все так, да не так". Писатель сам, или его доверенные герои постоянно общаются с читателем, объясняют, конкретизируют моральные оценки, пытаясь с привычных читателю из среднего класса позиций собеседовать на привычном ему уровне. Думается, что значительная часть моральных рассуждений, особенно обильно включенных в его поздние романы, и является приемом общения.

Проблема "сенсационных" (развлекательных) пластов романов должна быть поставлена так же, как ставится вопрос и об отличии специфически англоамериканского термина "сенсационный" от терминов "бульварный", "беллетристика" и им подобные. Сколько-нибудь четкому решению проблемы "сенсационного" пласта препятствует недостаточная разработка категорий "развлекательного" и "увлекательного".

Примерно на этих пятнадцати параметрах диссертант попытается показать художественный уровень и структуру повествовательного мастерства Коллинза, помня, что с первой и до последней строчки Коллинз был и остается непревзойденным рассказчиком. Хотя его эстетика романа и поэтика художественной прозы и были эклектичны, но художественная ткань его романов обладает тесной спаянностью и единством. Мотивация романного действия у него несоразмерно выше, чем обычно бывает в массовой литературе. В последние десятилетия своей жизни писатель явно стремился выйти за рамки сенсационного, "потрясающего" романа и приблизиться к

5 высшему достижению литературы XIX в. - универсальному, всеохватывающему роману.

В задачу диссертации входит и определение места третьего периода в творческом пути Коллинза. Для этого, а также для того, чтобы определить, какие компоненты творчества для него традиционны, а какие появляются впервые, в диссертацию вынужденно включен максимально краткий очерк всего творческого пути английского писателя. Он подан, разумеется, в аспекте названных выше компонентов романной поэтики изучаемого писателя. Для нас важно выявить причины поворота к современности и английской тематике; зарождения и развития живописности повествования в борьбе с традициями XVIII в. и нормативами массовой литературы (в частности, влиянием ранних романов Бульвер-Литтона); выявить роль Диккенса в становлении и литературных установок Коллинза.

2. Литературоведческое оснащение проблем жизни и творчества Уилки Коллинза на английском языке к настоящему времени дает достаточные возможности для работы над такой широкой, но все же частной проблемой коллинзоведния, как рассмотрение его второй манеры.

При жизни Коллинза ни сам писатель, ни его творчество не могли пожаловаться на отсуствие внимания34. Статьи, рецензии на творчество сочинителя собраны в сборнике Нормана Пейджа5. Из них становится ясно, что лишь немногие критики оказались способны увидеть подлинную значимость и художественное новаторство Коллинза. Большая часть рецензий и отзывов, отдавая должное мастерству увлекательного рассказа, безоговорочно причисляли его к "сенсационным писателям", потрясающих читателей какой-нибудь новостью: сомнамбулизм, двойничество, хитроумное отравление и т.д. Редкие рецензии, откликающиеся на социальные, общественно значимые темы, поднятые Коллинзом, чаще всего содержат негативное отношение к тому, что мастер увлекательного сюжета занялся "проблемами".

J M.Sadlier. "Wilkie Collins" L. 1922. 4 M.Sadlier. "Wilkie Collins" L. 1922.

Заметно, что на суждения о писателе отражается массовое неприятие его собственного морального облика: Коллинз вел богемный образ жизни, демонстративно эпатировал викторианского обывателя и в личных беседах (но не в своих книгах), щеголял политическим радикализмом, религиозным скептицизмом и "моральным агностицизмом". Жан Рюэ в двухтомной диссертации констатировал вопиющее несовпадение личных воззрений писателя и религиозных, этических и философских взглядов пропагандируемых им как автором-повествователем. Французский исследователь объясняет такую двойственность Коллинза хорошо развитым чувством самосохранения, очень близким к конформизму.

Дурная моральная репутация писателя и устойчивое представление о нем как о "сенсационном романисте" долгое время препятствовали серьезному литературоведческому отношению к нему самому и к его романам. После смерти Коллинза ректор собора св. Павла в Лондоне официально запретил сбор пожертвований на постройку памятника писателю, мотивируя это «причинами иного порядка, чем возможные литературные достоинства».

В коллинзоведении огромное место занимают проблемы личности и биографии сочинителя. Публикации многочисленных писем6 и прочих жизненных документов не "реабилитировали" Коллинза, но сделали более терпимым отношение к его моральной нестандартности.

Именно по причине, отмеченной Рюэ (несовпадение авторского "я" и писательского "я" у Коллинза), вопрос о личности писателя в диссертации займет минимальное место. Единственное, что может понадобиться при анализе "Лунного камня", "Мужа и жены", частично "Бедной мисс Финч" и др. - это отношение к опиуму (в чистом виде или как ингридиента). Будучи многие годы хронически больным, Коллинз систематически употреблял опиум как болеутоляющее средство. Он никоим образом не был наркоманом, но опиум

5 N. Page. "Wilkie Collins. The Critical Heritage". L.1974; Page, Norman. "Wilkie Collins (The Collected Critical
Heritage: Later 19* Century Novelists)" Routledge. 1995.

6 Dickens, Charles. Letters of Charles Dickens to Wilkie Collins. L. 1974; Collins Wilkie. "The Letters of Wilkie
Collins. 1838-1865". Edited by Barker William and Clarke William M. Palgrave. 1999; Collins Wilkie. "The Letters of
Wilkie Collins, 1866-1889". Edited by Barker William and Clarke William M Palgrave. 1999.

обострял у него восприятие цветовой гаммы и способствовал углубленному ощущению пейзажа7.

Первые серьезные исследования о Коллинзе начались в двадцатые годы XX века . Появились они в связи с резко обозначившимся интересом к детективу. Оказалось, что новеллы Эдгара По были мало известны, а йменні) "Лунный камень" можно считать прародителем литературы о расследовании преступлений. В связи с этим отмечены особенности коллинзовского детектива, заключающиея в том, что автор дал лишь наметки для устойчивой модели будущих шерлоков-холмсов, что он творил не столько в жанре чистого детектива, а в его поджанре '"частного расследования", что типичный для классического детектива рационально-рефлекторный "дедуктивный метод" заменен у него интуицией, а отсюда и его новация, заключающаяся в пристрастии к женскому детективу9.

Первые биографические исследования появились лишь в середине XX века10. Именно они положили начало изучению творчества Коллинза на основании проверенных биографических данных. Наиболее полной в этом плане является книга Кеннета Робинсона о жизни и творчестве Уилки Коллинза, человека, чья жизнь, по замечанию Хэксета Пирсона11, «еще более полна загадок, чем его романы».

Однако подлинный рассцвет коллинзоведения в странах английского языка падает на последние тридцать лет и соотвествует всемирному взрыву интреса к творчеству Коллинза. Многочисленные литературоведческие издания последнего тридцатилетия можно классифицировать по нескольким темам Продолжается интенсивное исследование всего, относящегося к личности

Hayter, Alethem. "Wilkie Collins. Opium and Romantic Imagination" L. 1968.

W.Phillips."Dickens, Rcadc and Collins, Sensational Novelists" NY.1919; S.M.Ellis. "Wilkie Collins, Le Fanu and Others" L.1931.; MSadlier. "Wilkie Collins" L. 1922; T.S. Eliot. "Wilkie Collins" in "The Selected Essays" L.1945 (статьи 1927-1928 гг.)

A.E.March. "The Development of the Detective Novel" L.1958; G.Symons. "The detective Story in Britain" L. 1967. G.Symons. "Mortal Consequency. A History from the Detective Story to the Crime Fiction" NY. 1973; G.McCleary. "On Detective Fiction and Other Things". L. I960; Elwin Malcolm. "Wallflower the Sixth: Wilkie Collins" "Victorian Wallflowers: A Panoramic survey of the popular Literary Periodicals". L. 1934

10 K.Robinson. "Wilkie Collins". NY 1957; R.Ashley "Wilkie Collins". NY. 1952; N.P.Davis. "The life of Wilkie

Collins" NY. 1954; RAshley "Wilkie Collins". NY. 1952

" знаменитый английский литературовед, автор биографии Диккенса

писателя , появляются библиография , общие и достаточно солидные исследования о творческом пути писателя1415.

В восьмидесятые годы начинается изучение отдельных аспектов в творчестве Коллинза. Исследуется риторика писателя16, тема полиции17,

„jo jo 20 21 11

тайны , расследования , роль детектива , спиритуализм , политика , социальная проблематика23 и вопросы судьбы в его творчестве24.

В девяностые годы в Европе выходят в свет диссертации о творчестве Коллинза , три новых биографических исследования и иллюстрированный словарь, посвященный жизни и деятельности писателя27, появляются монографии, рассматривающие Коллинза как сенсационного28 и

реалистического новеллиста , как носителя готических традиций .

В настоящее время существуют два общества Уилки Коллинза - одно в США, другое - в Великобритании. Они занимаются изучением творчества и жизни писателя, собирают различный материал, издают журналы, газеты,

12 W.H. Marchall "Wilkie Collins" N.Y. 1970; Andrew. Ray Vernon. Wilkie Collins, a Critical Survery of His Prose
Fiction, with a Bibliography". N.Y. 1979; Sayers, Dorothy Leigh Sayers. "Wilkie Collins: A Critical and Biographical
Study". N.Y. 1977

13 Beetz, Kirk H. "Wilkie Collins: an annotated bibliography, 1889-1976". Metuchen, N.J. and L., 1978.

14 Nayder Lilian. "Unequal partners: Charles Dickens, Wilkie Collins, and Victorian Authorship". Cornell. 2002; Wilkie
Collins to the Forefront: Some Reassessments (Ams Studies in Nineteenth-Century Literarure, No 1). Edited by Nelson
C.Smith. R.C.Teny.L. 1995

|S Wilkie Collins to the Forefront: Some Reassessments (Ams Studies in Nineteenth-Century Literarure, No 1). Edited

bv Nelson C.Smith, R.C.Terry. L. 1995

, Lonoff Sue De Cuevas. "Wilkie Collins and His Victorian Readers: A Study in the Rhetoric of Authorship (AMS

studie in the Nineteenth Century, No. 2). N.Y. 1982

" D.A.MillerThe novel and the police. - Berkley etc.: Univ. of California press, cop. 1988

18 David Trotter. "Circulation. Defoe, Dickens, and the Economies of the Novel". L.1988; Grinstein Alexandr Md.
"Wilkie Collins: Man of Mystery and Imagination". NY, 2002.

19 Tomas, Peter "The Windings of the Labyrinth: Quest and Structure in the Major Novels of Wilkie Collins". Ohio.
1992

20 Peterson, Audrey. "Victorian Masters of Mystery. From Wilkie Collins to Conan Doyle". NY. 1984

21 Russel M. and Clare R.Goldfarb. "Spiritualism and Nineteenth-Century Letters". Crunbury, New Jersey, 1978.

22 Gogwilt Christopher Lloyd. 'The Fiction of Geopolitics: Afterimages of Culture, from Wilkie Collins to Alfred
Hitchcock". Stanford. 2000

23 Flint, Kate. "The Victorian Novelist: social problems and social change". L.-NY.- Sydney. 1987

24 Thomas Vargish. "The Providential Aesthetic in Victorian Fiction". Charlottesville, 1985

25 Ruer, Jean. Wilkie Collins. - Lille 1990; Huttner, Kristen "Wilkie Collins' "The Woman in White". Analysis,
Reception and Literary criticism of a Victorian Bestseller".Trier 1996

26 Naider, Lilian. "Wilkie Collins". NY. 1997; Peters, Catherine. "The King of Inventors". Princeton. 1993; Clarke
William M. "The Secret Life of Wilkie Collins". Sutton. 1999

27 Gasson, Andrew. "Wilkie Collins: An Illustrated Guide". Oxford. 1998

28 Ranee Nicholas. "Wilkie Collins and Other Sensational Novelists: Walking the Moral Hospital". Dickinson. 1991;
Pykett, Lyn. "The Sensational Novel: From the Woman in White to the Moonstone: Writers and Their Work
(Unnumbered)". Mississippi. 1996; Wheeler, Michael. English Fiction of the Victorian Period 1830-1890. L. and
NY. 1985 pp.92, 231-32

29 G. Robin "The Novel in the Victorian Age" L. 1986

9 публикуют малоизвестные произведения Коллинза, создают электронные страницы в Internet, посвященные писателю, проводят конференции. Интенсивный интерес к творчеству Коллинза проявился в том, что в настоящее время книг Коллинза издается больше, чем в XIX веке.

Появляются и художественные произведения о Коллинзе31.

Эволюцию взглядов на творчество писателя в целом можно охарактеризовать движением от непризнания в качестве серьезного писателя и через признание заслуг Коллинза как создателя сенсационного романа, отца детектива, до более широкого взгляда на Коллинза как писателя многогранного, имеющего много новаторского и интересного в своем творчестве, что дает возможность современного прочтения его произведений.

Кеннет Робинсон в главе Post Mortem биографии Коллинза писал: "Оценить Уилки Коллинза как писателя нелегко, и его место в английской литературе, вероятно, останется сомнительным. Это в некоторой степени осложнено качеством плохих сочинений, которые он написал е последние 25 лет. Взятые по отдельности, эти романы могли поставить Коллинза в ряд таких добросовестных поставщиков популярной литературы, как мисс Брэддон, Вильям Блейк или Чарльз Левер. Но кто бы смог поместить в столь заурядную галерею автора "Лунного камня" или "Женщины в белом"? Именно по своим лучшим произведениям - а не по худшим и даже не по средним - автор вправе ожидать оценки. Репутация Уилки Коллинза должна зависеть от этих двух книг вместе с "Армадейлом", "Без имени" и, возможно, "Мужем и женой"32. По силе этих романов он, безусловно, может быть поставлен в ряд с такими великими фигурами своего времени, как Диккенс, Теккерей, Джорж Элиот, Троллоп и Рид. Конечно, у него нет тех достоинств, которые есть у них. У него не было столь явного, бьющего через край гения Диккенса, у него не было стиля и

30 Heller, Tamar. "Dead Secrets: Wilkie Collins and the Female Gothic". Yale 1992

31 Palmer. William J. "The Dons and Mr. Dickens: The strange Case of the Oxford Christmas plot". NY. 1995; Palmer.
William J. "The Highwayman and Mr. Dickens: An Account of the Strange Events of the Medusa Murders: A Secret
Victorian Journal, Attributed to Wilkie Collins". NY. 2000;3I Palmer. William J. "The Hoydens and Mr. Dickens: The
Strange Affair of Feminist Phantom". NY. 2000;

32 Такой же список лучших произведений Коллинза составил и Уильям Маршал - Marshall, William Н. Wilkie
Collins. New York: Twayne,1970.

многосторонности, как у Теккерея, интеллекта Джорж Элиот; он не мог, как Троллоп разгуливать в своем маленьком выдуманном мире, его произведения не столь энергичны, как у Рида. Но в одном он превзошел их всех. Его способность рассказывать захватывающую историю таким образом, чтобы извлекать тайну, напряжение и волнение до последней унции, остается в этих книгах непревзойденной. В них он делает кое-что лучше, чем делали это до него".33 «Уилки Коллинзу принадлежит несколько парадоксальное достижение: он поднял сенсационный роман до уровня серьезной литературы и тем самым охватил более широкий круг читателей, чем любой из его писателей-современников за исключением Диккенса"34.

Важна для диссертации монография Филипа О'Нейла "Уилки Коллинз. Женщины, собственность и пристойность"(1988)35, в которой автор рассматривает женские образы в романах Коллинза и их взаимоотношения с законом и общественным мнением. Филип О'Нейл подробно разбирает романы «Лунный камень», «Армадейл», «Опавшие листья», «Бэзил», «Женщина в белом», «Муж и жена», «Без имени» на предмет описания женской судьбы и психологии и подводит некоторые итоги в обобщающей главе «Женщины у Коллинза»36.

3. Именно в нашей стране творчество Коллинза популярнее, чем во Франции, Германии и даже чем на родине писателя, в Великобритании37. В России лишь за последнее десятилетие вышли три * десятитомных собрания сочинений и целый ряд других изданий38. Но, несмотря на значительную популярность романов Коллинза в нашей стране, в отечественном

33 Ibid. Р.296

34 Ibid. Р.297 -То Wilkic Collins belongs the slightly paradoxical achievement of elevating the sensation novel tot he
level of serious fiction, and at the same time of reaching a wider circle of readers than any of his contemporaries save
Dickens

35 Philip O'Neil. "Wilkie Collins. Women, property and propriety". L. 1988

36 Philip O'Neil. "Wilkie Collins. Women, property and propriety". L. 1988 p. vii

3' Huttner Kristen. "Wilkie Collins's "The Woman in White". Analysis, Reception and Literary Criticism of a Victorian Bestseller". Trier. 1996-p. 259

38 Коллинз У. Собрание сочинений: В 15-ти т. - М: ИЛИЦ «Бастион»: Креповы, 1992; Уилки Коллинз. Собрание сочинений: В 10-ти т. -М.: Пересвет, 1992; Уилки Коллинз. Собрание сочинений: В 10-ти т. - М.: ОГИЗ, 1993; Уилки Коллинз. Собрание сочинений в 5-ти томах. С-Пб.: Изд-во Кузнецова «Эпоха», 1992; У.Коллинз. Сочинения в Зх т. - М: Изд. центр «Терра», 1995; У.Коллинз. Сочинения в 10 т. - М: Терра-Книжный клуб, 2001-2002.

литературоведении творчеству Уилки Коллинза было уделено незаслуженно мало внимания - работ о Коллинзе и о его творчестве немного.

В 1855 г. в русском журнале «Пантеон» А.Плансон анализировал романы «Антонина» и «Бэзил» и пророчил Коллинзу успешную литературную будущность39. В 1889 году в связи со смертью Коллинза журналы «Нива» и «Север» опубликовали статьи, в которых писатель был назван «отцом английского сенсационного романа»40. Статья П.Быкова ("Нива") выражала признание литературных заслуг писателя и акцентировала внимание в его творчестве на критике лицемерия в обществе.

В «Истории английской литературы» Коллинз представлен крайне схематично, в духе устаревшей англо-американской традиции41. В.В.Ивашева в статье «Два романа Уилки Коллинза» дает анализ романов «Без имени» и «Лунный камень» как произведений" новых и смелых для викторианского времени и актуальных в наше время"42. Статья Л.И.Чернавиной «Английский сенсационный роман девятнадцатого века»43 дает трактовку творчества Коллинза, рассматривая его в свете традиций «ньюгейтского» романа.

В 1978 году была написана кандидатская диссертация Е.А.Кешаковой на тему «Уилки Коллинз и «сенсационная» школа английского романа XIX века»44. В 1980 г. этот же автор4 пытается отойти от принятого в нашей стране взгляда на Коллинза как на автора детективных и увлекательных романов, подчеркивая значение моральных и социальных проблем викторианского общества в его творчестве. В статьях указывается, что "во многих моментах он предвидел искания писателей сегодняшних дней. Поднятые им проблемы свободной воли, предопределения, смысла жизни и пути, который должен

39 Л.В. Сиборченко. Уилки Коллинз - романист». В кн// У.Коллинз. Лунный камень. - Л.: Лениздат, 1992. С.З

40 Ibid.

41 История английской литературы. Т.2. В.2. - М.: Изд. Академии Наук СССР, 1955. С.426.

42 В.В.Ивашова. Два романа Уилки Коллинза. - «Вестник МГУ», филологическая серия. 1973, № 6.

43 Л.И.Чернавина. Английский сенсационный роман XIX века. В сб.: Очерки по зарубежной литературе. Вып. 2.
Иркутск, 1972."

44 Кешакова Елена Алимовна. Уилки Коллинз и «сенсационная» школа английского романа XIX века: Автореф.
дис. на соиск. Учен. Степ. Канд. Филол. наук 10.01. 05- М., 1978; Кешакова Елена Алимовна. Уилки Коллинз и
«сенсационная школа английского романа XIX в. -Дис. канд. филол. наук: 10.01.05 Утв. 20.02.80- М, 1978.

45 Е.Кешакова. Современный детектив Уилки Коллинза. // Литературна учеба. - 1980. - № 2.- С. 170-175;
Е. Кешакова. Отец английского детективного романа.// Советская литература. - 1980.- № 12. - с. 149-153

12 выбрать человек в своей судьбе, делают его творчество удивительно современным"46. В статье также упоминается имя Коллина Уилсона, исследующего проблемы психологии преступления, поднятые Коллинзом, а также прослеживается преемственность от Коллинза к Грэму Грину. Кешакова выделяет три пласта в романах Коллинза - детективный (или повествовательный), социальный и философско-психологический. Именно наличие трех разных пластов в романах Коллинза делает их одновременно и столь притягательными для читателей и в то же время столь спорными для критиков. Именно благодаря наличию трех разных пластов возможен разный анализ одного и того же романа. Для каких-то читателей романы Коллинза -увлекательные детективы или триллеры. Однако второй и третий слои романа настолько интересны, что они могут конкурировать с первым. Кешакова пишет, что Коллинз сделал много для того, чтобы начать и ускорить нової; литературное движение - «изменение структуры социального романа»47.

Большая часть русских предисловий к романам Коллинза была написана давно и уже не отражает современного состояния коллинзоведения48, хотя и в последнее десятилетие стали появляться и новые статьи. Л.В.Сиборченко49 показывает Коллинза как "крупнейшего английского романиста. Его художественные концепции были близки Чарльзу Диккенсу, их оспаривали Джоржд Элиот и Антони Троллоп, их развивали Стивенсон, Конан Дойл, Агата Кристи, Грэм Грин, свою философскую интерпретацию они находят в романах Айрис Мердок»50. Д.Антонов утверждает, что Коллинз - это "писатель, который никогда не был скучным"51.

Единственной работой, касающейся третьего периода творчества Коллинза является вступительная статья В.Скороденко к роману "Муж и

46 Е.Кешакова. Отец английского детективного романа.// Советская литература. - 1980.- №12. - с. 149

4' Там же, с. 150

4* М.Шагинян. Коротко об Уилки Коллинзе. // Уилки Коллинз. Лунный камень. - М.: Детгиз, I960 С.491;

М.Урнов. Роман «Женщина в белом» и его автор.// Уилки Коллинз. Женщина в белом. - М.: Худ. лит, 1975 С.5

-16.

49 Л.В.Сиборченко. Уилки Колинз-романист.// Уилки Коллинз. Лунный камень.- Л.: Лениздат, 1992. С 3-Ю.

50 Там же, с.З.

51 Д. Антонов. Писатель, который никогда не был скучным. // Уилки Коллинз. (1824-1889). //Уилки Коллинз.
Собрание соч. в 5 т. - СП: Индивидуальное частное предприятие Кузнецова изд. «Эпоха», 1992- С.З

13 жена" . Несмотря на интересный и детальный анализ романа, к которому мы неоднократно будем обращаться при его рассмотрении, исследователь не высказывает никаких идей по поводу творческой эволюции Коллинза или общей характеристики его третьего периода.

Итак, в отечественном литературоведении творчество Коллинза представлено очень скудно. По этой причине данная диссертационная работа содержит обзор жизни и творчества Уилки Коллинза, но особое внимание уделено в ней малоизученному в нашей стране периоду его творчества - с 1870 по 1889 гг. Данный период наиболее остро проявляет то, что связывает Коллинза с XXI веком - интрес к теме судьбы, провиденционализма, воздействия наркотиков на сознание и личность человека, к нестандартным психическим состояниям.

Цель: анализ третьего периода творчества Уилки Коллинза для воссоздания полной картины эволюции писателя.

Задача диссертационной работы: провести анализ третьего периода творчества Уилки Коллинза, выстроить целостную эволюцию его творчества.

В диссертационной работе используется комплексный литературно-исторический метод.

Выводы. Творчество Коллинза не ограничивается "Женщиной в белом" и "Лунным камнем", признанными вов сем мире. Писатель сочинил и множество других произведений, некоторые из которых ("Муж и жена", "Закон и жена", "Бедная мисс Финч") снискали высокие отзывы видных литературных деятелей. Некогда они были настолько популярны и находили такой поток подражателей, что иногда говориться о "коллинзовском периоде" английской литературы. Новый виток увлечения коллинзовским наследием охватил весь мир в послевоенный период XX в., и стремительно развивается в нашей стране. Это показывает, что заслуживает изучения не только два его шедевра, но и все его романное творчество в целом.

52 Скороденко В. Незнакомый Уилки Коллинз (Предисловие).// Коллинз У. Муж и жена. - М.: Худ. лит., 1992. С.3-16.

14 Литературно-критическое оснащение темы достаточно широко. Зарубежное литературоведение, преимущественно англо-американское, массовым порядком заинтересовалось У.Коллинзом в двадцатые годы, видя в нем писателя, спровоцировавшего бурный расцвет детектива. Основная группа исследований последней трети ХХв. посвящена важным, но частным проблемам творчества Коллинза (Коллинз и детектив, Коллинз и сенсационный роман, Коллинз и готический роман и т.д.) Основные направления исследования и "больные точки" уже определены. Многие работы анализируют личность писателя, богемные привычки которого создали стойкое негативное отношение к самому Коллинзу в викторианском литературоведении. Разительное несовпадение личного и писательского облика сочинителя, его подлинных нравственных, религиозных и общественно-политических воззрений с теми, какие он высказывал в своих романах, являются загадкой и до сего времени. Ж.Рюэ объясняет это вопиющим конформизмом.

Творческий путь Уилки Коллинза. Первый период (1843-1860)

Несмотря на то, что наибольший интерес для данного исследования представляет третий период творчества Уилки Коллинза, для создания целостной картины эволюции его творчества необходимо обратиться к первому периоду, не привлекавшему внимания исследователей в отечественном литературоведении.

В семье Коллинзов считали, что Уильям Коллинз - английский поэт XVIIB.- был их дальним родственником. Из более близких предков назывался Сэмюэль Коллинз, прославившийся в XVII веке как искусный врач и анатом, а также дед Уилки Коллинза, продававший картины и написавший популярную приключенческую книгу «Воспоминания картины»53 [35; 4-9]. Отец Уилки Коллинза - Уильям Коллинз был известным художником-пейзажистом, членом королевской академии художеств, в чьем доме часто собирались известные художники и писатели . Из этого следует, что мастерство художественных описаний (особо ярко проявившееся в «Женщине в белом») и увлекательность изложения у Коллинза - наследственные. Уильям Коллинз дал сыну художественное образование, и Уилки добился неплохих результатов - в 1849 году комиссия отобрала одну из его картин для летней выставки в Королевской академии.

Огромное впечатление на Уилки произвели три года, когда он, двенадцатилетним мальчиком жил в Италии и во Франции, куда его отец поехал ради целей искусства. Именно в это время у мальчика появилась любовь к французскому искусству, театру и литературе, которую будущий писатель пронес через всю жизнь. Впоследствии многие его книги отразят и яркие итальянские впечатления ("Желтая маска", "Черная ряса" и т.д.).

Окончив среднюю школу, Уилки поступает на службу в крупную чайную - фирму. В это время он пишет свой первый фантастический рассказ «Последний кучер почтовой кареты» (1843), своего рода жалобу кучера, вытесненного железной дорогой. Сверхъестественное и символичное, которое привлекло будущего писателя уже в этом раннем рассказе, играло важную роль на заре его творчества, появится оно и в его зрелых произведениях. Отец одобрил рассказ сына. "Последний кучер" был опубликован в «Иллюстрированном журнале». Уилки это ободрило, и он попробовал сочинить экзотический роман - «Иолани, или Таити, как это было»55. Издатели не решились его напечатать.

Видя в сыне полное безразличие к коммерции, отец дает ему возможность получить юридическое образование в юридической корпорации Lincoln Inn на правах стажера (с 1846 по 1851 г.). Но Коллинз продолжал писать56. В 1847 г. умирает его отец, и сын счел своим долгом написать "Воспоминания о жизни Вильяма Коллинза, эсквайра, члена Академии художеств" (Лондон: "Longman, Brown, Green, and Longmans", 1848), встретившие теплый прием. Уже в них Коллинз показал талант рассказчика и умение сочетать факты из жизни с документами и анекдотами. В рассказах о картинах отца Уилки Коллинз проявил несомненный описательный дар, важный для будущего романиста. Правда, длинные описания картин сделали биографию неспешной, вялой, иногда громоздкой"58, но в целом книга заинтересовала читателя.

В 1850 г. в лондонском театре "Сохо" была поставлена переделанная Коллинзом с французского пьеса «Придворная дуэль», в которой сам автор исполнял одну из ролей. Опыт на большой сцене можно расценивать как символичный для писателя, который уделял особое внимание драматическому конфликту в романе.

В том же году публикуется роман Коллинза «Антонина», рассказывающий о Древнем Риме. Роману было предпослано предисловие, что не характерно для книг подобного жанра. Но эту особенность Коллинз сохранил и в дальнейшем. Коллинз пытался объяснить, почему реальные исторические лица являются у него лишь эпизодическими фигурами, а длина глав варьируется60. Уже здесь он поставил проблему "подмены личности", которая будет проходить через все его творчество, включая «Женщину в белом» и «Слепую любовь», изданную посмертно. Уже в "Антонине" проявился интерес Коллинза к людям с ограниченными возможностями, что нашло свое продолжение в «Прятках», «Бедной мисс Финч», «Жене и законе», "Виноватой реке"; к психическим болезням, к которым писатель возвращался в «Женщине в белом», «Жене и законе», «Муже и жене», «Дочери Иезавели» и др. В "Антонине" писатель продемонстрировал неприязнь к любой форме экстремизма, будь то религиозный или политический, что проходит через все творчество писателя ("Бедная мисс Финч", "Лунный камень", "Слепая любовь", "Прятки" и др.).

Несмотря на то, что роман "Антонина" был во многом подражанием Вальтеру Скотту и Бульвер-Литтону, встречен он был восторженно. Автора помещали в первый ряд английских романистов, сопоставляли с Шекспиром 61. Второе издание романа уверило молодого человека в возможности стать профессиональным писателем.

В 1851 г. Коллинз написал книгу «Пешие путешествия вдали от железной дороги». Она представляла собой путевые заметки, основанные на личных впечатлениях, обогащенные красочными описаниями природы и историческими экскурсами. В книгу были включены легенды Корнуола и рассказы о кораблекрушениях, наблюдения социального характера чередовались с рецептами блюд местной кухни, не обошлось и без данных статистики. В коллинзовском творчестве подобные своеобразные сочетания не будут редкостью (роман "Безил" или рассказ "Безумный Монктон").

В 1851г. Коллинз получил разрешение на юридическую практику, но не воспользовавшись им, навсегда сохранил живой интерес к законодательству. Многие английские писатели получили юридическое образование, в том числе и Чарльз Диккенс, что дало им огромный материал для художественного творчества. Чрезвычайно устарелая, запутанная, основанная на прецедентах английская юриспруденция толкала на раздумья о несовершенстве общественных отношений. Вероятно, что именно в юридической школе Коллинз нашел свою тему - его особенно заинтересовала тема женщины в законе, к которой он, так или иначе, обращался во всех своих романах. Тут и двоеженство, и насильственная связь с нелюбимым человеком, и несчастная судьба детей, лишенных имени. Коллинза волновала материальная незащищенность женщин, состояние и доходы которых безоговорочно принадлежали мужу, физическая их незащищенность (спастись от мужа, избивающего жену или издевающегося над ней, было практически невозможно). Частые трагедии порождала несогласованность и неупорядоченность различных типов брачных отношений в Британии (английский брак, шотландский брак, признанный в Англии с оговорками, и, наконец, католический ирландский брак, для английского подданого отягощенный разного рода исключениями и ограничениями, дающими возможность для появления трагических казусов). Каждую из этих коллизий Коллинз разработал в совершенстве и довел до крайней драматической остроты. Именно этот аспект раздумий, постоянно присутствующий то на первом, то несколько завуалировано, на втором планах, придаст романам Коллинза общественно-социальную значимость.

Творческий путь У.Коллинза. Второй период (1860-1870)

Во второй период творчества Уилки Коллинз (1860-1870) создал свои наиболее известные произведения - "Женщина в белом" (1859-1860), ""Без имени" (1862), "Армадейл" (1864), "Лунный камень" (1868). Писатель уже нашел свое место в литературе, завоевал любовь читателей, сформировал свой собственный метод и выработал своеобразный стиль. В связи с ограничением объема диссертации мы вынуждены коснуться лишь двух замечательных произведений Коллинза - «Лунного камня» и «Женщины в белом» и лишь только в тех аспектах, которые нашли свое продолжение в последнем периоде творчества.

На своей могиле Уилки Коллинз просил написать, что он "автор "Женщины в белом" и других литературных произведений"67. Именно роман "Женщина в белом" внезапно принес ему славу одного из самых читаемых писателей Англии.

Заглавие романа выбрано очень удачно68, причем это мнение не только читателей, но и знатоков. Диккенс называл его "названием из названий, заголовком из заголовков"69. "Женщина в белом" вызывала ассоциации с "белой дамой", с призраком, предвещающим страшные беды многим венценосным фамилиям, оно было коротким и запоминающимся.

Так же удачно, имея в виду творческие поиски автора, выбрана профессия и общественное положение ведущего повествователя. Уолтер Хартрайт -художник, его образ жизни, мировосприятие и вообще видение мира через изобразительное искусство показано удивительно выпукло и правдоподобно. Многие критики находят нечто общее между пейзажами, описанными в романе, и картинами различных художников. Люди искусства, а в том числе и художники, всегда вызывают у публики оживленный интерес. Через художественную натуру Хартрайта преподнесен весь романный мир.

Подобно "Лунному камню", повествование "Женщины в белом" основывается на дневниках, письмах и даже свидетельских показаниях, стилизованных под документы. Так создается развернутая метафорическая картина заседания суда. Идея оказалась удачной и подобная экспозиция будет применяться автором для развертывания цепи событий и в последующих романах.

В книге, как на судебном процессе, перед читателем возникают разные жизненные позиции, разные люди по-своему оценивают серию хитроумных злодеяний. Такая архитектоника романа давала автору возможность создать полифонию - выпуклую картину кусочка жизни, рассмотренного с разных точек зрения, что придало подлинно жизненную ощутимость рассказу. Каждый из повествователей выступает с собственным мировосприятием, образом жизни, профессиональными, кастовыми и классовыми привычками. Художник Хартрайт параллельно с увлекательным рассказом о детективном поиске виновников трагедии двух молодых женщин (Лоры Фэрли и Анны Катерик) невольно в деталях описывает бытовые условия своей жизни: заработки, поиски учеников, мечту о постоянном месте работы и т.д. Словом, параллельно с поиском преступников показывается обычная, повседневная жизнь способного, трудолюбивого и честного человека. Точно так же, абсолютно конкретно, с правдоподобно выписанными приметами быта и нравов среды, местности, общественного положения показаны многочисленные типы: причетник из умирающего провинциального местечка; изленившийся знатный самодур; женщина, хранящая за деньги чужую тайну; скромные рантье - мать и дочь, живущие в уютном домике неподалеку от Лондона; надутый спесью "новый англичанин" и множество, казалось бы, мимолетных, всего несколькими штрихами обрисованных персонажей большого романа.

Социально-бытовой фон лидирующих сюжетных линий романа воссоздан достаточно широко, показывая современника сестер Бронте, Теккерея и соратника Чарльза Диккенса .

Сочиняя роман, Коллинз вдохновлялся материалами французских судебных процессов. Судебные дела не раз помогали ему найти материал -почти каждое произведение имеет под собой реальное уголовное дело или расследование.

В "Женщине в белом" писатель судит власть имущих, поставивших в безвыходное положение простодушную молодую женщину. В предисловии Коллинз прямо указывает на то, что подлинной причиной всех трагедий является несовершенство британского суда, "смазанного деньгами". Роман концентрирует внимание на беззащитности женщин перед лицом законов юридических и нравственных. Как считает Коатс, в романе именно закон и условности викторианского общества наводят настоящий ужас, от них спасти может лишь таинственное, идущее из готических романов (сны, сумасшествие, сверхъестественное) . Реальным воплощением этого ужаса стала обычная власть мужчины над женщиной и женская "неопытность и уязвимость"

Третий период творчества Уилки Коллинза (1870-1889)

"Женщина в белом" и "Лунный камень" уже принесли ему прочную славу и доверие публики. Его книги хорошо читались и раскупались Многие годы общения с Диккенсом научили Коллинза хитрой издательской политике, и он, как правило, публиковал романы первоначально в периодике с продолжениями, а затем в отдельных трехтомниках, соответственно, получая двойной гонорар. Впрочем, издатели и сами шли ему навстречу, поскольку публикации его новых сочинений часто повышали тираж периодических изданий. Бывало, что роман Коллинза одновременно издавался в полутора десятках провинциальных газет. Но писательская репутация Коллинза все больше и больше ставится под сомнение, журнальные отзывы о нем нередко включают негативные оценки тех или иных сторон его творчества, а иной раз - далеки от восторга. В литературоведении широко распространилось мнение, часто повторяющееся и в наши дни, что после смерти Диккенса писатель вступает в полосу постепенного упадка. Правда, никто не отрицает, что до последней строчки он остается мастером увлекательного рассказа. В какой степени эта позиция правильна, - нужно выяснить диссертанту.

Прежде всего, необходимо определить начальную границу третьего периода. Общепризнанно, что второй период (называемый "золотым" или "вершинным") завершается "Лунным камнем" (1868). Новый период, ознаменованный "второй манерой" Коллинза, начинается с романа "Муж и жена" (1870); по тематике и художественным особенностям его продолжают "Бедная мисс Финн" (1871-72), "Мисс или миссис" (повесть, 1871), "Новая Магдалина" (1873), "Закон и жена" (1874-75), "Опавшие листья"(1879), "Дочь Иезавели" (1879-80), "Черная ряса" (1880-81), "Сердце и наука" (1882-83), "Я говорю "Нет"" (1883), "Злой гений" (1885-86), "Виновная река" (1886), "Наследство Каина" (1888), "Слепая любовь" (1889).

Но произведения, похожие по творческой манере и тематике, почвлялись у Коллинза и в предыдущих периодах - повесть "Женщина из сна" (1855) и

Но произведения, похожие по творческой манере и тематике, появлялись у Коллинза и в предыдущих периодах - повесть "Женщина из сна" (1855) и роман "Без имени" (1862). Таким образом, как это часто бывает при попытке строгой периодизации творчества очень многих писателей, начальная граница третьего периода очень зыбка. "Вторая манера" вырастает внутггл "вершинной эпохи" Коллинза, между "Женщиной в белом" и "Лунным камнем" (с 1860 по 1868 гг.)

"Вторая манера" повествования Коллинза отличается тем, что, сохранив мастерство увлекательного, "захватывающего", "сенсационного" рассказа, автор сближается со своеобразным жанром, который англичане называют "novel of purpose" (бытовой роман на заданную тему), а французы - "le roman а these".

Большая часть появляющихся в это время романов Коллинза теперь последовательно проводит небольшую группу проблем, как правило, четко выдвинутую автором в зачине книги и развиваемую до финала. Кульминация действия обычно совпадает с выводом о безысходности, неразрешимости проблемы. В "Муже и жене" (1870), открывающем "вторую манеру" Коллинза, поднимается вопрос о несогласованности юридических нормативов поочередно по отношению к ирландско-католическому браку, затем - к так называемому "нерегулярному", шотландскому, и, наконец, к официозному английскому брачному кодексу. Во всех трех случаях женщина экономически и морально ущемлена, законы не гарантируют ни ее физической неприкосновенности, ни сохранности ее имущества от злоупотреблений. Все три чипа брачного законодательства, доминирующие в Великобритании, дают возможности для вопиющих злодеяний. "Нет никакого сомнения, - заявляет сам Коллинз, - что брачное законодательство Соединенного королевства представляет собой постыдное явление..." В такой же степени показателен роман "Закон и жена" (1875), представляющий собой душераздирающую исповедь женщины, отчаянно боровшейся против косного и безжалостного общественного мнения, запятнавшего ее мужа. В данном случае "закон" понимается как комплекс неукоснительных нравственных нормативов викторианского пуританизма, не обладающий презумпцией невиновности и крайне жестокий прежде всего к женщинам, а порой и к мужчинам102. В обоих романах раскрытие истины и наказание злодеев замедляется деликатностью и благородством протагонистов. "Новая Магдалина", как уже намекает само заглавие, посвящена вековечной проблеме падения женщины вследствие нужды и уродливой общественной морали, препятствующей нравственному возрождению оступившейся девушки. В "Опавших листьях" (1878, опубликована лишь первая часть из задуманных 4) рассказывалось о четырех несчастных женских судьбах: немолодой дамы в американской "общине",- жене и дочери злодея-банкира и незаконнорожденной девочки, вынужденной стать проституткой. Аналогом "Закона и жены" является роман "Я говорю "Нет!" (1884), где девушке приходится героически защищать свою репутацию из-за ложных слухов по поводу ее отца. Снова прозвучала тема дискомфорта женщины в нравственном климате викторианства.

Таким образом, романы третьего периода Коллинза постоянно возвращаются к теме женщины как жертвы порочных юридических и нравственных законов Британии. Даже в тех из них, где женский вопрос и проблема брачной несуразицы не заявлены автором, а центральная коллизия оттесняет их на второй план, они все равно присутствуют. В "Черной рясе" (1881), где самое главное - рассказ о хитрых иезуитах, борющихся за некогда принадлежащее католикам владение, не обошлось без махинаций с несовпадающими брачными уложениями протестантизма и католицизма. Даже в "Бедной мисс Финч", в основном трактующей медико-психологические вопросы, где-то на заднем плане маячат драматические брачные махинации.

Все романы Коллинза третьего периода звучали живо и злободневно. Писателя часто сравнивали с Чарльзом Ридом (1814-1884), прославившимся остротой поднимаемых проблем и экспрессивностью критики, умением сочетать тенденциозность, внимание к злободневным животрепещущим темам с увлекательностью рассказа.

Похожие диссертации на Третий период творчества Уилки Коллинза