Содержание к диссертации
Введение
Глава первая. Любовь к Родине - основа Ашугского творчества периода войны 14-80
1. Сведения о некоторых ашугах-фронтовиках 16-28
2. Героические традиции народа на службе защиты социалистического отечества 29-54
3. Воспевание патриотизма как морального
фактора героизма на войне 54-80
Глава вторая. Призывы к ратным подвигам 81-122
1. Возвышение мужества, героизма советского воина 81-103
2. Вера в победу над немецко-фашистскими захватчиками 104-122
Глава третья. Художественные особенности Ашугской поэзии периода Великой Отечественной войны 123-146
Заключение 147-150
Литература I5I-I6I
- Сведения о некоторых ашугах-фронтовиках
- Возвышение мужества, героизма советского воина
- Художественные особенности Ашугской поэзии периода Великой Отечественной войны
Введение к работе
Актуальность темы. Бессмертный подвиг советского народа, проявленный в годы Великой Отечественной войны, вызвал и продолжает вызывать самый широкий и пристальный интерес к его осмыслению в различных гуманитарных, общественных науках и сферах художественного творчества. Все большее возрастание актуальности разработки темы войны в условиях возрастания значения формирования нового человека, его гражданской активности неизменно подчеркивается нашей партией. На ХХУ сьезде КПСС особо отмечалась плодотворность поисков представителей художественной интеллигенции в этом важном направлении творчества: "Другая важная тема художественного творчества, которой в последние годы были посвящены правдивые, впечатляющие произведения, - подвиг советского народа в Великой Отечественной войне. Вместе с героями романов, повестей, фильмов, спектаклей участники войны как бы снова проходят по горячему снегу фронтовых дорог, еще и еще преклоняясь перед силой духа живых и мертвых своих соратников. А молодое поколение чудодейством искусства становится сопричастным к подвигу его отцов или тех совсем юных девчат, для которых тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины".
Важное, благотворное значение военной темы в воспитании у нашего современника чувства патриотизма и героизма вновь было особо подчеркнуто в отчетном докладе ЦК КПСС ХХУІ сьезду партии: "Работы авторов, верных военной теме, учат любви к Родине, стойкости в испытаниях .
Положительная роль этого фактора в военно-патриотическом воспитании нашей молодежи очевидна и в свете материалов июньского
Материалы ХХУ сьезда КПСС. - М., Политиздат, 1976, с. 79. Материалы ХХУІ сьезда КПСС. - М., Политиздат, 1981, с. 62. - 4 -/1983 г./ и апрельского /1984 г./ Пленумов ЦК, положений и выводов, изложенных в речи на апрельском Пленуме Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища К.У. Черненко. В этом плане велико значение постановления ЦК КПСС "О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне I94I-I945 годов".
В современных условиях обращение к военной теме вновь и вновь убеждает в преимуществах социализма, непобедимости морально-политического единства социалистического общества, дружбы народов СССР -неиссякаемого могущества источника наших побед. "В войне против народов СССР враг натолкнулся на несокрушимую силу дружбы советских народов. Его расчеты на раскол союза народов нашей многонациональной страны и столкновение между ними потерпели полный крах. С первых же дней фашистского нашествия все народы Советского Союза поднялись на защиту Отечества. Советский социалистический строй показал себя не только лучшей формой развития наций, но и наиболее целесообразной формой организации сотрудничества народов многонационального государства для победоносного ведения справедливой, освободительной войны"-1'.
Вместе с представителями других народов СССР приумножали ратные и трудовые подвиги нашей Родины и представители азербайджанского народа. На протяжении всей истории азербайджанский народ отличался мужеством и храбростью в защите родной земли, и эта его черта передавалась от поколения к поколению, служа преемственности их лучших духовно-нравственных качеств. Возвышенные благородные качества всех наций и народов достигли расцвета в условиях их крепнущей дружбы - совместного созидания социализма и защиты его завоеваний. Напоминая об этой хорошо известной исторической прав-
История коммунистической партии Советского Союза. - М., Политиздат, 1982, с. 490. де бойцам-азербайджанцам, в письме азербайджанского народа,составленном в 1942 году, подчеркивалось: "Благодаря полной свободе народов в стране социализма пышно расцвели все творческие, созидательные силы всех народов. В каждом из них возродился героический дух. Это с особой силой сказалось в дни войны против немецких захватчиков. Дружба за дружбу, добро за добро! Честь наша требует от нас: пока не освобождена вся советская земля от ига немецких поработителей, пусть ни один азербайджанец не вложит свой меч в ножны . В названном письме сильно звучал наказ азербайджанского народа бойцам-азербайджанцам быть верными традициям героического прошлого, проявлять мужество и храбрость в войне. "Милые сыновья наши, свет наших очей! Храбрость и отвага, верность присяге, решимость отдать свою кровь и жизнь за Родину всегда были благороднейшими чертами нашего народа, - говорилось здесь. - Мы давно знаем, что умереть героем - это значит жить вечно..."и
Азербайджанский народ был полон непоколебимой веры в победу над врагом; это нашло свое отражение и в названном обращении к бойцам-азербайджанцам. "Да настанет день, когда очистится советская земля от змеиного дыхания последнего фашистского гада, день, когда вы вернетесь с победой в свои родные дома! В тот благословенный день на бархатных берегах нашего Гек-Геля мы устроим в вашу честь всенародный пир... Заговорят в вашу честь струнные сазы наших ашугов и снова вы упоетесь сладостями песен-гошма Ашуга Алескера!.." . Это письмо наряду с другими представителями азербайджанской общественности того времени подписал также орденоносный ашуг Асад Рзаев, выражая мысли и чувства азербайджанских ашугов.
Наказ народа. - М. ,* Воениздат, 1942, с. 80. Там же, с. 81. Там же, с. 81-82. - б -
Немеркнущая победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками обусловилась целым рядом факторов, порожденных социализмом, и в ряду их многонациональная советская литература, пронизанная духом героизма, патриотизма и интернационализма, занимает свое почетное место. Советская литература также сражалась с врагом, но оружием художественного слова, она пробуждала глубокую ненависть к врагу, беспредельную любовь к социалистической Родине. "Советская литература и искусство явились в период войны могучим идейным оружием в борьбе с врагом. Правдиво отражая героический дух армии и народа, литература и искусство силой художественных образов воспитывали в советских людях любовь к Родине,ненависть к немецко-фашистским поработителям, готовность к борьбе и уверенность в победе . Эта мысль была высказана авторами многотомной "Истории Великой Отечественной войны Советского Союза 19ЧІ-1945 годов". Продолжая и углубляя ту же мысль, они подчеркивали: "...Перо писателя и кисть художника были приравнены к штыку. Живым словом, красочной картиной, призывной песней, ярким кинофильмом обращались писатели, художники, композиторы к сердцам советских людей, звали народ на великие ратные подвиги во имя зашиты социалистической Родины. Произведения литературы и искусства быстро становились достоянием миллионных масс советского народа.Публицистические статьи, очерки, рассказы, стихи, пьесы, песни, карикатуры, рисунки печатались в центральных, фронтовых и местных газетах, издавались отдельно массовыми тиражами, использовались в листовках.
Работники литературы и искусства находили то самое существенное в жизни страны и народа, что прежде всего необходимо было отразить в художественных произведениях. Тесная связь писателей и
См.: История Великой Отечественной войны Советского Союза І94І-І945 годов, т. П, - М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР, 1961, с. 571. художников с народом, суровый реализм, изображение правды тяжелых дней войны, глубокая мужественная вера в победу над врагом - вот что прежде всего отличало литературу и искусство периода войны"-''.
С самого начала священной народной войны против фашистских захватчиков вся многонациональная советская литература, выступая единым фронтом, активно помогала защите социалистического Отечества. Составной частью ее была и азербайджанская советская литература, органически включающая в себя также творчество ашугов, всегда разделяющих судьбу народа, родной земли. В годы войны азербайджанские ашуги вдохновляли на ратные и трудовые подвиги, вселяли уверенность в победу правого дела народа, в разгром врага. В одном из архивных документов, относящемся к 1944 году, кратко охарактеризована усиленная деятельность ашугов соответственно потребностям военного времени. "Краткий обзор деятельности Республиканского Дома Народного Творчества в области художественной самодеятельности со дня объявления Великой Отечественной войны /т.е. с 22.06.1941 год до 1944 г./" содержал в себе также сведения об ашугах: "Организовано 14 бригад народных ашугов, коих возглавляют: ашуг Асад Рзаев /орденоносец/, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР Ислам Юсуфов, ашуг Авак Азарян /орденоносец/, ашуг Мирза Байрамов, Теймур Гусейнов, Исак Курбанов, Набат Джавадова и другие. Ашугами сочинены около 300 стихов, посвященных Великой Отечественной войне, выпущено из печати 6 брошюр /совместно с Азернешром и Детюнизда-том/. Напечатано как в районных, так и в центральных газетах около 400 стихов. Многие ашуги, находясь в рядах доблестной
История Великой Отечественной войны Советского Союза I94I-I945 годов, т. П, с. 576. - 8 -Красной Армии, героически борются с немецкими оккупантами. Ашуг Мирза Байрамов /Тауз/ и Гасан Мамедов /Кировабад/ были на культ-обслуживании фронта.
Было организовано 14 выступлений ашугов по радио и 6 - в Госфилармонии и нефтяных районах. В течение этого времени проведены слеты ашугов, посвященные Великой Отечественной войне, в Ки ровабаде, Таузе, Шамхоре и в г. Баку. Четыре ашуга переведены в штат Госфилармонии г. Кировабада"*.
Ашугское творчество составляло единство со всей азербайджанской литературой, перекликаясь с ее общим пафосом, вдохновляющим бойцов на героизм и победу над врагом. Обращение к ашуг-скому творчеству той огненной поры способствует расширению наших представлений о переживаниях и надеждах народа, которые отразились в песнях ашугов. Ныне, когда со времени немеркнущей Победы советского народа над немецким фашизмом прошло почти 40 лет и интерес к Великой Отечественной войне возрастает, важно изучение закономерностей развития литературы, ашугского творчества тех лет.
Идея защиты священной родной земли от ненавистного захватчика, прославление патриотизма и героизма, фронтовой дружбы, нравственной стойкости и цельности характера советского солдата - вот та центральная ось, вокруг которой вращалось тогда творчество ашугов. Словом, во время войны саз и песня ашуга служили своего рода оружием, направленным против врага, пробуждавшим боевой дух, мужество, храбрость бойцов. Конечно, ашуги воспевали также и трудовые подвиги советских людей, сознавали единство фронта и тыла, но при этом они подчиняли свое творчество фронту. В связи с войной переустроилось на фронтовой лад 1 ЦГАЛИ Азерб. ССР. ф. 360, опись I, дело 60, лл. 1-6. - 9 -и ашугское творчество, обогатившееся новыми темами, продиктованными желанием воодушевлять бойцов на разгром врага. Такие ашуги, как Мирза Байрамов, Асад Рзаев, боец-ашуг Кара и другие активизировали свое творчество, чтобы поставить его на службу фронту.
Ашуг Мирза Байрамов в те годы создал первое свое эпическое произведение - дастан, посвятив его героизму в войне азербайджанского бойца Камала Касымова. Кроме того, он написал тогда целый ряд стихотворений с призывом к героизму и патриотизму; часть из них он создавал, когда встречался с бойцами Западного и Крымского фронтов, пел их перед ними .
В годы войны ашуги действовали как на фронте, так и в тылу, бойцы высоко ценили их творчество, вселяющее веру в победу. Из архивного материала автору данного исследования удалось установить целый список ашугов, проявлявших тогда плодотворную деятельность, развивая свое творчество соответственно потребностям войны.
Их наследие, несущее в себе печать грозного времени войны, заслуживает глубокого изучения.
Степень разработанности проблемы. К сожалению, творчество азербайджанских ашугов военных лет все еще недостаточно изучено, еще не собраны воедино, не изданы все написанные тогда ими произведения. Предпринятая в этом отношении ученым-фольклористом П. Эфендиевым попытка, привела его к написанию в 1959 году одной добротной статьи. Это добросовестное, интересное исследование ученого было напечатано в том же году в сборнике: "Труды азербайджанского педагогического института им. В.И. Ленина". Однако, для углубленного изучения наследия ашугов времен войны одной статьи явно недостаточно. Это и побудило автора настоящей работы
См.: Набиев Б. Великая Отечественная война и азербайджанская литература. - Баку; Элм, 1977, с. 55-56. - 10 -исследовать газеты, журналы военных лет, архивные материалы, мемуарную литературу с тем, чтобы собрать, систематизировать разбросанные по многим источникам образцы ашугского творчества, сохранившие суровое дыхание войны. В те военные годы о судьбе ашугов, об ашугском творчестве в условиях войны говорилось в публицистике, в специальных литературно-критических статьях. Пришлось собрать, систематически изучить и осмыслить эти материалы, также, как и ашугское творчество военных лет во всем его многообразии. В них, соответственно условиям времени, главным образом внимание акцентировалось на показ патриотических, героических мотивов в ашугской поэзии, в народном творчестве. Сюда относятся очерки Аб-баса Заманова "Казбек поет песню победы , Мамеда Аранлы "Ашуг-боец"2, статьи А. Заманова "Народный герой Кероглу"^, М.Г. Тахма-сиба "Ашугское творчество" , "Ашугская поэзия в дни Великой Отечественной войны"*, А. Ахундова "Об ашугском творчестве , "Талантливый ашуг"7, Дж. Джаханбахша "Ашуг Кара"8, "Карачы оглу Ибрагим"9, Ашуга Мирзы Байрамова "Сила саза и песни"*0, Кубада Касымо-ва "Ашугское творчество" , М. Ибрагимова "Героические дастаны азербайджанского народа"ІС- и ряд других. Хотя статьи о творчестве ашугов в годы войны находили свое отражение в печати, тем не ме-
Эдебийет газети, 1943, 14 сентября. 2 Эдебийет газети, 1945, 24 февраля. ^ Блокнот агитатора Красной Армии, июнь 1944, № б /на азерб. яз./. ^ Эдебийет газети, 1945, 23 апреля. 5 Эдебийет газети, 1942, 7 ноября. 6 Эдебийет газети, 1943, 31 декабря. 7 Эдебийет газети, 1945, 15 февраля. 8 Там же. * Коммунист, 1945, 18 мая. 10 Коммунист, 1944, 27 декабря.
Эдебийет газети, 1943, 25 августа.
Эдебийет газети, 1941, 10 октября. - II - нее многие из них теперь почти забыты, поэтому для научного рассмотрения пришлось извлечь их из архива. Однако в печати отразились далеко не все образцы ашугского творчества военного времени, во многом запечатлевшиеся в памяти исполнителей-ашугов разных районов Азербайджана, Грузии, Армении, или оставшиеся в пожелтевших тетрадях своих создателей. Для сбора материала в этом плане автор данной диссертации побывал также в ряде районов, сел Закавказья, встречался с ашугами старого поколения, помнившими ашугские песни военных лет, записал большое количество таких песен. Однако в научное рассмотрение вовлечены такие образцы ашугского творчества, которые публиковались в периодической печати, сборниках, или хранятся в государственных архивах.
Выработать самостоятельный подход к изучению темы было бы трудно без предварительного изучения существующей научной литературы об ашугском творчестве, о нашем фольклоре. С этой точки зрения, автор данной диссертации изучил работы Г. Ализаде, Г. Араслы, А. Ахундова, М.Г. Тахмасиба, В. Велиева, М. Хакимова, К. Намазова, 0. Эфендиева и других ученых.
Для ориентации в характере, аспектах проблематики диссертации свою положительную роль сыграла монографическая работа Б. На-биева "Великая Отечественная война и азербайджанская литература".
Цель и задачи исследования кратко сводятся к следующему: а/ собрать, систематически анализировать идейно-политическую направленность богатого материала ашугского творчества периода войны; б/ при этом показать развитие ашугами героических, патриотических мотивов фольклора соответственно потребностям фронта; в/ концентрировать мысль вокруг воспетого ашугами патриотизма, одухотворенного идеей нерушимого единства советского общества, дружбы наших народов, их беспредельной любви к социалистической - 12 -Родине; г/ характеризовать отражение в ашугском творчестве ратных подвигов советских воинов, призывов к отваге, героизму, непоколебимой веры в победу над немецко-фашистскими захватчиками.
Научная новизна исследования находит свое отражение прежде всего в самостоятельном систематическом анализе добытого материала об ашугском творчестве в условиях военного времени. Самостоятельность анализа проявляется и в определении основных аспектов ашугского творчества, продиктованных войной, в рассмотрении их в общем русле азербайджанской литературы тех лет. Это и способствовало расширению и обогащению представлений о творческом наследии ашугов в годы войны, о проблематике и идейной направленности этого наследия.
Методологическая основа исследования - последовательно соблюденный в нем марксистско-ленинский принцип историзма в подходе к изучению и научной оценке наследия художественной культуры. Руководством для автора диссертации служили здесь соответствующие установки ХХУ, ХХУІ съездов КПСС, последующих Пленумов партии, постановление ЦК КПСС о подготовке к празднованию 40-летия великой Победы советского народа над немецко-фашистскими захватчиками.
Практическая значимость работы. Оснащенный здесь материал, отразивший развитие ашугского творчества времен войны, обобщения исследователя могут быть использованы в военно-патриотическом воспитании, в преподавании фольклора.
Апробация диссертационной работы. Основные части диссертационной работы опубликованы в республиканских журналах "Наука и жизнь", "Улдуз", "Преподавание азербайджанского языка и литературы", "Культурно-просветительное дело", "Пионер". Соискатель не раз выступал по теме на научных конференциях, в том числе посвя- - ІЗ -щенных творчеству молодых ученых, опубликовал некоторые тезисы своих докладов. Все опубликованные статьи соискателя восприняты положительно специалистами, общественностью. Диссертация выполнена, обсуждена, допущена к защите на кафедре азербайджанского ордена Трудового Красного Знамени педагогического института им. В. И. Ленина.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, обосновывающего необходимость научного освещения избранной темы, и трех глав. Первая глава диссертации называется: "Любовь к Родине - основа ашугского творчества периода войны". Она включает в себя разделы: "Сведения о некоторых ашугах-фронтовиках", "Героические традиции народа на службе защиты социалистического Отечества", "Воспевание патриотизма как морального фактора героизма на войне". Вторая глава носит название: "Призывы к ратным подвигам". Она состоит из двух разделов: "Возвышение мужества, героизма советского воина", "Вера в победу над немецко-фашистскими захватчиками".
Третья глава работы озаглавлена "Художественные особенности ашугского творчества периода войны". Диссертация завершается заключением и списком использованной литературы.
Сведения о некоторых ашугах-фронтовиках
Чувство родины - патриотизм - одно из самых глубоких, возвышенных, священных чувств, выработанных каждым народом на протяжении веками сложившейся своеобразной истории своей страны. Это чувство приобрело новый смысл, более богатое гуманистическое содержание в условиях социалистического общества, органически включая в себя единство патриотизма и интернационализма. Оно стало наиболее действенным фактором в системе движущих сил советского образа жизни. "В числе человеческих чувств, - писал Самед Вургун, - самое священное, извечное - патриотизм, один из факторов, возможно самых важных, способствующих прогрессу и развитию. Если мы назовем любовь к народу, к Родине душой жизни человека, мы снова поймем смысл человеческого существования. Герой, чувствующий за собой мощь народа, родной земли, их способности к жизни и борьбе, не устанет в поле битвы, если даже сгорит в огне, пожарах, зато будущее земли Отчизны, ее честь и слава будут ему надеждой, он будет доволен смыслом и жизни, и смерти. Поэт, вдохновляющийся любовью к Родине, всю жизнь счаст т лив..."
Возвышенная сила священного чувства советского патриотизма нашла свое массовое воплощение особенно в годы самых тяжелых испытаний, какие породила Великая Отечественная война. В годы войны советские люди, представлявшие наше многонациональное общество, воспитанное в духе беспредельной любви к социалистическому Отечеству, проявляли чудеса героизма и самопожертвования во имя защиты завоеваний социализма, свободы и счастья Родины. За 1 Самед Вургун. Собр. соч., т. У. - Баку: Элм, 1972, с. 317 азерб. язищать любимую социалистическую Родину поднялись и деятели культуры - кто с оружием в руках на фронтах, а кто "к штыку приравняв перо". В докладе "Отечественная война и наша литература" /1943 г./ Самед Вургун подчеркивал роль литературы и искусства в войне: "В огне и пожарах войны лира нашего искусства не умолкла. Наоборот, жизнь и борьба этой лиры, как мобилизованный боец, дает о себе знать на фронтах. Почему не умолкла наша лира в условиях войны?
Возвышение мужества, героизма советского воина
В годы войны вся советская литература, - включая народное творчество, а значит и ашугскую поэзию, - была направлена на пробуждение, воспевание массового героизма. Совершенно справедливо в постановлении ЦК КПСС "О 40-летии Победы советского народа в Великой Отечественной войне I94I-I945 годов" особо подчеркивается, что: "В жестокой схватке с фашизмом беззаветную преданность партии и народу, любовь к Родине, массовый героизм проявили воины Армии и Флота, бойцы народного ополчения. Значительный вклад в Победу над фашистскими захватчиками внесли советские партизаны и подпольщики" -.
Воспевая массовый героизм советских воинов, наши поэты, писатели, ашуги старались вложить свою душу в художественное слово, верили в его чудотворную силу. Все они хорошо сознавали освободительную роль Красной Армии, потому воспевали ее отвагу, мужество, самоотверженный героизм на поле брани с гитлеровскими захватчиками. Многие из ашугских стихотворений, хранящихся в архиве, носят излюбленное название: "Красная Армия". Через все эти стихотворения красной нитью проходят мысли, выражающие любовь к нашей великой Армии, надежду на освобождение ею любимой социалистической Отчизны. С освободительной миссией советских воинов ашуги органически связывали их стойкость в сражениях, несокрушимую волю в деле разгрома врага и победе над ним. Героизм, как мотив ашуг-ского творчества периода войны, прозвучавший по-особому с самого ее начала, продолжал звучать все сильнее и громче ив последующее-время. Вообще, воспевание героического начала в человеке, идеализация героизма народных богатырей - органическая черта ашуг-ского творчества на всем протяжении его многовековой истории развития. Народный дух, присущий поэзии ашугов, непременно включавший в себя воспевание мужества, героизма, приобрел более глубокий смысл в условиях Великой Отечественной войны. Ашуги сознавали цену свободы, достигнутой советским народом в процессе революционного социалистического преобразования общественной жизни, считали ее священной силой, порождающей героизм народа. Они стремились отразить в своих стихотворениях чувство ответственности советского воина за судьбу Родины, его готовность к самопожертвованию во имя ее счастья. Им хотелось служить своим творчеством требованиям фронта, усилить наступательный дух советских воинов, - артиллеристов, моряков, пилотов, - всех, призванных освободить Родину от оккупантов.
Художественные особенности Ашугской поэзии периода Великой Отечественной войны
Азербайджанская ашугская поэзия военного периода привлекает внимание и вызывает интерес не только разнообразием и богатством тематики, ярко выраженной идейной направленностью, но и глубиной образов, художественно-изобразительными особенностями. В эти годы создаются подлинно оригинальные образцы азербайджанской народной литературы, с новым содержанием и высокопоэтической формой. Ашуги ищут и находят формы, соответствующие сущности героических и патриотических мотивов, идеям гнева и ненависти к врагу, тон, отвечающий запросам эпохи. Свои мысли и чувства они выражают в таких традиционных формах, как сатирические стихи, баяты, герайлы, герайлы с припевом, гошма, гошма-мустазад, мухаммас, дивани-мухаммас, теджнис, дастан и дейишме. Однако традиционность формы не убавила остроты слова ашугов, в этих веками проверенных формах они выразили новые, соответствующие требованиям военного времени, мысли, идеи. В ашугских стихах военного времени многочисленные тропы, сравнения, эпитеты, метафоры, омонимы, синонимы, художественные контрасты, пословицы и поговорки, назидательные слова, афоризмы, богатые фразеологические материалы общенародного языка обрели новый смысл, новое звучание, новую окраску, одним словом, сослужили новую, благородную службу. Благодаря всем этим выразительным средствам, обнаженное, декларативное выражение мысли не было характерно для азербайджанской ашугской поэзии периода Великой Отечественной войны. Стихам, созданным в это время, были присущи глубокий смысл, сильное художественное обобщение, каждое слово, каждое выражение, каждый отрывок были подобны снаряду, нацеленному в кровожадного врага, богатые сазовые мелодии звучали как гимн победы: Как соколы в воздухе будем летать, Бешеным врагам не дадим пощады. В воздухе, на суше беспрерывно Врага разгромить настала пора .
Подобные призывы, мобилизующий тон, напоминающий гошмы из дастана "Кероглу", были ведущими, характерными особенностями ашугской поэзии военного периода.
Азербайджанский народ невозможно представить без ашуга, также как нельзя представить без саза и песни ашуга. Может, по этой причине С.Агамолиоглы, выступая на первом съезде азербайджанских ашугов, назвал ашугское творчество "зеркалом народа" . Высокую оценку творчеству ашугов дали в свое время Гасанбек Зар-даби и Уз. Гаджибеков , которые отметили его неотделимость от народа, способность выразить их самые сокровенные мысли и чувства, чаяния и стремления.