Введение к работе
В шестидесятые годы XIX века Чарльз Диккенс (1812-1870) был всемирно известным писателем. Сегодня, в век глобальных коммуникаций, телевидения и социальных сетей, эта фраза воспринимается совершенно иначе, чем полтора столетия назад. Несмотря на замкнутость островной английской культуры, осложненную официальным политическим курсом «блестящей изоляции», романы Диккенса оказались понятны и близки людям многих национальностей и культур. Произведения великого английского романиста позволяют приблизиться к постижению английской национальной картины мира. Именно в период расцвета британской империи обнаружилось, что национальность человека и его образ мыслей тесно взаимосвязаны. К этому времени относят возникновение понятия «Englishness/английскость» как квинтэссенции национальной идентичности, основанной на надэтнической общности. Английская концептосфера формировалась на протяжении столетий и включила в себя элементы, связанные с культурами многих европейских народов. Однако именно викторианская эпоха оказала решающее воздействие на кристаллизацию особого английского культурного типа. Всестороннее рассмотрение национальной концептосферы является предметом исследовательских усилий представителей целого ряда гуманитарных наук.
Проблематика национальной идентичности в позднем творчестве Диккенса вплоть до последнего времени не становилась предметом специального исследования. Тем не менее, в череде его биографий, от первой биографии современника и друга Дж. Форстера до постмодернистских текстов П. Акройда, в литературной критике от И.Тэна до М. Слейтера рассматриваются особые, «английские» черты художественной прозы Ч. Диккенса.
С точки зрения литературоведения, продуктивным представляется рассмотрение наиболее значительных национальных концептов, отраженных в художественном мире автора. В творчестве Диккенса национальная идентичность художественно репрезентируется в образах, связанных со знаковыми для английской культуры концептами среди них - концепты «home», «fair play», «gentleman». Эти концепты имеют большое значение для понимания «английскости». Концепт «home» соотносится с представлениями о семье, домашнем очаге, частной жизни человека. Концепт «fair play» - с понятиями о необходимости соблюдения правил человеческого общежития, а также о здравом смысле. Концепт «gentleman» концентрирует представления о достоинствах человеческой личности (сдержанности, благородстве, самоуважении и уважении к другим людям, законопослушности). Представляя «Englishness» как определенную систему, можно заключить, что указанные концепты соответствуют трем базовым уровням этой системы: место, правило, человек.
Несмотря на широту культурных интересов, Ч. Диккенса трудно назвать гражданином мира. В своих путешествиях по Италии, Америке, Франции, Швейцарии он оставался англичанином. Соприкасаясь с иными культурами, исследуя другие человеческие характеры, он подмечал их отличия и воспроизводил на страницах своих произведений. При этом знаменательно, что все инонациональные и международные проблемы Ч. Диккенс, так или иначе, соотносит с англий-
скими: британцев в первую очередь интересуют британцы. Диккенс осознавал свое влияние на соотечественников и понимал, что ему в известной степени дано воздействовать на формирование представлений об «английскости». Именно Диккенс формулирует понятие «островизмов» («Островизмы» «Insularities», 1856).
Творческая личность Ч. Диккенса уникальна не только по масштабу художественного дарования, по степени воздействия на английскую литературу, но и по силе ее влияния на образ мыслей современников, в первую очередь - соотечественников. Читательская аудитория романов Диккенса была представлена практически всеми слоями британского общества, тиражи его журналов достигали десятков тысяч экземпляров в неделю. Это обстоятельство отнюдь не было случайностью: Диккенс сознательно стремился использовать как можно больше возможностей, имеющихся у писателя и общественного деятеля, чтобы сделать мир лучше. Учитывая количество ссылок на эти журналы в работах, исследующих формирование феномена «английскости», эта цель была вполне достигнута Диккенсом.
Уникальность художественного метода Диккенса, сочетавшего остроту реалистического социально-психологического анализа, яркость и точность бытописания и дух романтизма, позволила ему стать выразителем основных тенденций национальной культуры викторианской эпохи.
Актуальность исследования связана с потребностью в определении новых научных подходов к викторианской эпохе как художественно-исторической целостности, необходимостью дальнейшего исследования проблем национальной идентичности и межкультурной коммуникации в художественной литературе.
Объектом исследования являются общие закономерности творчества Диккенса 1860-х годов, специфика художественной реализации авторских воззрений на проблемы национальной самобытности и межнациональных взаимодействий.
Предмет исследования - проблема национальной идентичности и принципы ее художественной реализации в поздних романах Диккенса.
Материал исследования - поздние романы Ч. Диккенса «Большие надежды» («Great Expectations», 1861), «Наш общий друг» («Our mutual friend», 1864), «Тайна Эдвина Друда» («The mystery of Edwin Drood», 1870); рассказы 60-х гг. «Чей-то багаж», «Меблированные комнаты миссис Лиррипер», «Наследство миссис Лир-рипер», «Объяснения Джорджа Силвермена», повести «Земля Тома Тиддлера» (1861), «Рецепты доктора Мериголда» (1865), статьи, речи, письма, предисловия Ч. Диккенса к периодическим изданиям.
Цель работы заключается в выявлении принципов художественной репрезентации проблемы национальной идентичности в поздних романах Чарльза Диккенса.
Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:
охарактеризовать основные подходы к изучению проблемы национальной идентичности, сложившиеся в современной гуманитарной науке;
выявить базовые концепты английской национальной культуры, оказавшие влияние на формирование творческой личности Диккенса;
3) определить содержание и функции базовых концептов английской национальной культуры на разных уровнях художественного мира романов «Большие надежды», «Наш общий друг», «Тайна Эдвина Друда».
Цель и задачи обусловили выбор методики исследования, в основе которой - соединение элементов культурно-исторического, типологического, герменевтического, компаративного, биографического, социологического, количественного методов (контент-анализ и метод сетевого анализа) и подходов.
Поставленные задачи предполагают проведение исследования как в синхроническом, так и в диахроническом аспектах.
Теоретико-методологическую базу диссертации составили работы исследователей проблем национальной идентичности и межкультурной коммуникации в литературе: А.Б. Ботниковой, Л.И. Гришаевой, В.Г. Зинченко, В.Г. Зусмана, З.И. Кирнозе, М.К. Поповой, Н.А. Соловьёвой, С.Н. Филюшкиной, М.В. Цветковой; работы по теории и истории английской литературы: Г.В. Аникина, М.М. Бахтина, Ю.М. Лотмана, Т.Г. Струковой, а также исследования, посвященные творчеству Чарльза Диккенса: П. Акройда, В.В. Ивашовой, И.М. Катарского, Н.П. Ми-хальской, Н.Л. Потаниной, Х.Пирсона, Т.П. Сильман, Э.Уилсона, Д.М. Урнова, КГ. Честертона.
Теоретической базой в области исследования понятия «концепт» стали работы С.А. Аскольдова, Н.Н. Болдырева, А. Вежбицкой, А.А. Залевской, В.З. Демь-янкова, Д.С. Лихачева, В.И. Карасика, Ю.С. Степанова, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, В.М. Телия.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые проведено целостное системное исследование поздних романов Ч. Диккенса в ракурсе проблемы национальной идентичности, охарактеризовано содержание и определены функции концептов «home», «fair play» и «gentleman» в художественном мире позднего Дикккенса, применены количественные методы (контент-анализ и метод сетевого анализа) при исследовании художественных текстов Диккенса.
Научно-практическая значимость диссертации обусловлена возможностью использования ее материалов в ходе дальнейшего изучения проблемы национальной идентичности в художественной литературе, в курсах истории зарубежной литературы XIX века, истории и теории английской литературы, в спецкурсах и спецсеминарах по творчеству Ч. Диккенса в вузах и средних специальных учебных заведениях, а также на уроках литературы и мировой художественной культуры в школах гуманитарного профиля.
Положения, выносимые на защиту.
Художественный мир Ч. Диккенса явился наиболее полным выражением представлений о национальной идентичности англичан в эпоху викториан-ства. При этом масштабность писательского таланта, мощь гражданского темперамента и высокий общественный авторитет Ч. Диккенса дали ему возможность акцентировать в сознании современников основополагающие национальные ценности и тем самым участвовать в непрерывном процессе воспроизводства «ан-глийскости».
Репрезентация проблемы национальной идентичности в поздних романах Ч. Диккенса связана с художественным осмыслением понятия
«Englishness», включающего в себя базовые концепты английского национального сознания: «home», «gentleman», «fair play». Указанные концепты участвуют в образовании всех уровней художественного мира поздних романов Ч. Диккенса.
На уровне идей концепты «home», «gentleman», «fair play» провоцируют размышления об этнокультурной самоидентификации, актуализируют фундаментальные вопросы национальной аксиологии: о свободе личности, о законе и справедливости, об условиях уважения и самоуважения человека, о семейных узах и домашнем очаге, о приватном и всеобщем, об эгоистическом и альтруистическом, о национальном и всемирном, о «своем» и «чужом», - что обеспечивает смысловую многомерность художественного текста.
На сюжетно-фабульном уровне указанные концепты становятся источником и основой сюжетного движения, мотивируют взаимоотношения и поступки персонажей, определяют содержание основных компонентов романного сюжета.
На уровне персонажей актуализация концептов «home», «gentleman», «fair play» акцентирует национально значимые свойства героев, демонстрирует их ценностные ориентиры, способствует выявлению интенций и скрытых комплексов персонажей, служит средством выражения авторской модальности.
В ходе апробации основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры зарубежной литературы и языкознания, аспирантских семинарах Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, Всероссийской конференции «Феномен прецедентности и преемственность культур» (Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, Воронеж; ВГУ; МИОН, 2003), общероссийской научной конференции «Державинские чтения» (Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, 2004), Втором межвузовском семинаре по лингвострановедению (Москва, МГИМО (У), 2004), X Юбилейной Международной конференции «Россия и Запад: диалог культур» (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 2004), Третьем межвузовском семинаре по лингвострановедению (Москва, МГИМО (У), 2005), Международной конференция «Язык, культура, коммуникация» (Волгоград, ВГУ, 2006), VII Международной научной конференции «Филология и культура» (Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, 2009), VII Международной научно-практической конференции «Фундаментальные и прикладные исследования в системе образования» (Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, 2009), Общероссийском научно-методический семинаре «Русская языковая личность и национальные культурные традиции (к юбилеям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя)» (Тамбов, ТГУ имени Г.Р. Державина, 2009), XIII Международной конференции «Россия и Запад: диалог культур» (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, 2009). По теме диссертации опубликовано 14 работ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Основное содержание исследования изложено на 172 страницах. Список литературы включает 244 наименования, из них 51 на английском языке.